Система управления финансами

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 17:13, курсовая работа

Описание работы

Целью выполнения курсовой работы рассмотрение системы управления финансами.
Для достижения данной цели определены и решены следующие задачи:
* рассмотреть теоретические основы управления финансами
* проанализировать систему управления государственными финансами

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Общие понятия об управлении финансами…………………………….5
2. Современная система управления финансами…………………………7
3. Управление государственными финансами и бюджетные преобразования……………………………………………………………15
4. Структура управления государственными финансами………………17
5. Оценка деятельности законодательных органов власти в управлении финансами (Счетная палата)……………………………………………..21
Заключение……………………………………………………………………..24
Список используемой литературы………………………………………….26
Приложение…………………………………………………………………….28

Работа содержит 1 файл

финансы готовая.docx

— 61.59 Кб (Скачать)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФСОЮЗОВ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОРАЗОВАНИЯ

«АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ»

Волгоградский филиал

Кафедра «Менеджмента» 
 

Курсовая  работа

по  дисциплине: «Финансы и кредит»

на тему: Система управления финансами 
 
 
 

                Выполнил:

                Студент  группы Мс-092

                Чехмарева Инна

                Проверил:  
                 
                 
                 

Волгоград, 2011г. 

Содержание 
 
 

Введение…………………………………………………………………………..3

  1. Общие понятия об управлении финансами…………………………….5
  2. Современная система управления финансами…………………………7
  3. Управление государственными финансами и бюджетные преобразования……………………………………………………………15
  4. Структура управления государственными финансами………………17
  5. Оценка деятельности законодательных органов власти в управлении финансами (Счетная палата)……………………………………………..21

Заключение……………………………………………………………………..24

Список  используемой литературы………………………………………….26

Приложение…………………………………………………………………….28 

 

     Введение 

     В условиях развития рыночных отношений, ограниченных финансовых ресурсов для  простого и расширенного воспроизводства, обострения конкурентной борьбы резко  возросла значимость управления финансами  как на государственном уровне так  и на уровне предприятий различных  форм собственности. В странах с  развитой рыночной экономикой функционирование предприятий осуществляется под  строгим контролем его финансового  управления.

     Управление  финансами осуществляется с помощью  особых приемов и методов, включая  планирование, оперативное управление, контроль.

     Объектом  финансового планирования является финансовая деятельность субъектов  хозяйствования и государства, а  итоговым результатом – финансовый план. Сводный финансовый план государства  формируется на основании смет отдельных  предприятий и организаций. В  каждом финансовом плане определяются доходы, и расходы на определенный период времени, связи с разными  звеньями финансово-кредитной системы  государства.

     Управление  финансовой системой представляет собой  совокупность финансовых звеньев, призванных обеспечить государству осуществление  своих политических и экономических  функций, и состоит, с одной стороны, из управления государственных финансов, а с другой - из управления финансов частных предприятий, корпораций, монополий.

     Тем и определяется актуальность исследуемой  темы в курсовой работе.

     Целью выполнения курсовой работы рассмотрение системы управления финансами.

     Для достижения данной цели определены и  решены следующие задачи:

  • рассмотреть теоретические основы управления финансами
  • проанализировать систему управления государственными финансами

     Методологической  основой в работе выступают труды  таких ученых как: Радионова В.М., Романовский В.П., Рудый К.В., Нешитой  А.С., Климович В.П., Ковалев В.В., Казак  А.Ю. Дробзина Л.А.

     Работа  состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

     В первой главе рассматриваются общие  понятия об управлении финансами, современная  система управлениями финансами, история  органов управления финансами.

     Во  второй главе проанализированы управление финансами и бюджетными преобразованиями, аспекты реформирования управления государственными финансами и экономическая  необходимость закона о государственном  финансовой контроле.

 

      1. Общие понятия  об управлении  финансами 

     Управление - целенаправленное воздействие субъекта управления на объект управления с  целью достижения определенного  результата.

     Управление  применяется во всех сферах человеческой деятельности. Управление очень разносторонне, оно воздействует на самые различные предметы и процессы. Правомерно утверждать об управлении государством, экономикой страны, космическим кораблем и так далее. Понятие управления финансами нужно выводить из общей теории управления (рис.1.1.1.). 

     

     Рис. 1.1.1. Содержание управления 

     В управлении финансами также выделяют объекты, субъекты и инструменты.

     Объект  управления финансами (то, что подлежит управлению) – это финансовые отношения  и фонды денежных средств (денежные ресурсы). В целом это государственные  и муниципальные финансы; финансы  организаций. В частности это  бюджеты, государственные внебюджетные фонды, государственный кредит, страховые  фонды, фонд оплаты труда, резервный  фонд, уставный фонд и другие [3, c 45].

     Субъекты  управления (те, кто управляет). Каждой подсистеме финансов соответствуют  свои субъекты управления. В качестве субъектов управления выступают  публично - правовые образования (Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное  образование), органы законодательной и исполнительной власти; должностные лица, специальные службы и подразделения. В каждой организации имеется финансовая структура: департамент финансов, финансовый отдел. Если компания небольшая, то финансовый сектор, если совсем маленькая, то - главный бухгалтер. Используя свои полномочия и применяя определенные инструменты воздействия, субъекты управления, стремятся достигнуть определенного результата в процессе управления. Совокупность организационных структур, осуществляющих повседневное (оперативное) управление финансами называется финансовым аппаратом.

     Методы  управления финансами ( то, помощью  чего субъекты управления воздействуют на финансовые отношения и фонды  денежных средств). В экономической  литературе методы не редко называют элементами либо рычагами, приемами, формами, инструментами. Все эти наименования равнозначны по своему существу. Применительно  к управлению финансами к таким  методам относят: финансовое планирование, финансовый контроль; финансовые рычаги ( налоги, таможенные пошлины, финансовые стимулы, льготы, санкции, целевые ассигнования, дотации, нормы, нормативы и другие); нормативно правовое обеспечение ( законы, указы, постановления, инструкции, методические указания); информационное обеспечение [ 7, c 80].

     Цена  управления (состояние или результат, к которому стремятся субъекты управления). Относительно финансов цели управления индивидуальны для каждого субъекта управления.

     В государственных и муниципальных  финансах целями управления могут быть бездефицитность бюджета, снижение государственного долга. Для финансов организаций – максимизация прибыли; оптимизация структуры капитала; обеспечение финансовой устойчивости; снижение дебиторской задолженности [ 9, c 68].

     Требования  к управлению (обусловлены статусом объекта управления. Так, применимо  к особому статусу публично-правовых образований управление общественными финансами должно отвечать следующим базовым требованиям:

  • прозрачность – открытость принятия и реализации решений;
  • устойчивость – гарантированное исполнение расходных обязательств с соблюдением приемлемого уровня финансовой нагрузки на нынешнее и будущие поколения;
  • подотчетность - проверяемость соблюдения установленных правил и процедур с мерами ответственности за их нарушение;
  • эффективность - максимизация результата ( а не минимизация затрат);
  • преемственность – наличие и соблюдение правил и процедур.
 

     2. Современная система управления финансами 

     Система управления финансами в современной  экономике имеет определяющее значение для ее функционирования и развития. Сложившаяся к настоящему времени  российская система управления финансами  получила развитие в процессе экономических  реформ перехода от планово- централизованной к рыночной экономике. В планово  – централизованной экономике управление финансами осуществлялось директивно- административными методами. Проблемы финансового рынка не возникало, поскольку как такового его вообще не было. Хотя некоторые элементы этого рынка все же существовали – выпускались государственные займы, функционировали сберегательные кассы для населения и некоторые другие. Но они не оказывали существенного воздействия на деятельность финансовой сферы и самой экономики.

     Между тем цивилизованная рыночная экономика  не может успешно и стабильно  функционировать и развиваться без хорошо отложенной, управляемой финансовой системы и регулируемого финансового рынка. Финансовая система и финансовый рынок функционируют на базе реальной экономики, производящей материальные и духовные блага. Они в тоже время обслуживают и определяют условия деятельности самой реальной экономики. Поэтому и в рыночной экономике управления финансами приобретает исключительно важное значение, финансовые (денежные) пропорции определяют материально-вещественные пропорции, распределение реальных, то есть материальных и нематериальных ресурсов, воздействуют на структурную перестройку, ставят благосостояние населения в зависимость от результатов экономического роста.

     Система управления финансами в современной  рыночной экономике представляет собой взаимоувязанный комплекс мер, инструментов, а также финансовых институтов, обеспечивающих стабильное и эффективное функционирования финансовой системы в целом и ее отдельных звеньев, способствующих развитию реального сектора экономики и решению назревших социальных проблем [1, c 108].

     К органам управления финансами также  относятся: профильные комитеты по бюджету, по налогам, банкам и финансам Государственной  Думы и Совета Федерации; Счетная  палата РФ; Минфин РФ и подведомственные ему федеральные службы; Министерство экономического развития и торговли РФ; Федеральная антимонопольная  служба; Федеральная служба по финансовым рынкам (Приложение 1.рис.1.2.1.)управление финансы счетный палата казначейство

     Управление  финансами в современной экономике  имеет ряд особенностей, которые  характеризуются следующими основными  моментами:

     1. распад Советского Союза и  приобретение бывшими союзными республиками суверенитета и атрибутов международного права поставили управление российской финансовой системой в кардинально новые условия - осложнились, а в большей части были разорваны связи между республиками, входившими в бывший Советский союз, в том числе и с теми, с которыми российская экономика имела важные производственно – экономические и финансовые отношения;

  1. прежняя планово - централизованная система управления финансами не была приспособлена к новым рыночным условиям. Поэтому в России была создана новая система управления финансами и кредитно- денежной сферой [4, c 73]. Получившее относительно автономное функционирование. Был создан Центральный Банк Российской Федерации, получили развитие коммерческие банки и другие финансовые организации. Бюджетная система была перестроена на принципах федерализма и налоговой основе. Установлены таможенные границы. В том числе и для перемещения финансовых ресурсов между государствами, ранее входившими в Советский Союз;
  2. Вместо закрепления финансовых ресурсов в общественной собственности - государственной и колхозно - кооперативной – в результате приватизации и разгосударствления в экономике образовалось множество самостоятельных институциональных структур, наделенных финансовыми ресурсами и в силу этого имеющих возможность выработать и определять собственные финансовую стратегию и тактику;
  3. Сложились некоторые характерные финансово – экономические институциональные сферы, которые имеют свою специфику в управлении финансами. Поэтому перед государством встала чрезвычайно важная проблема в управлении финансами – это учет финансовой и экономической деятельности субъектов хозяйствования, по своему статусу относящихся к различным сферам экономической деятельности.

Информация о работе Система управления финансами