Система управления финансами

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 17:13, курсовая работа

Описание работы

Целью выполнения курсовой работы рассмотрение системы управления финансами.
Для достижения данной цели определены и решены следующие задачи:
* рассмотреть теоретические основы управления финансами
* проанализировать систему управления государственными финансами

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Общие понятия об управлении финансами…………………………….5
2. Современная система управления финансами…………………………7
3. Управление государственными финансами и бюджетные преобразования……………………………………………………………15
4. Структура управления государственными финансами………………17
5. Оценка деятельности законодательных органов власти в управлении финансами (Счетная палата)……………………………………………..21
Заключение……………………………………………………………………..24
Список используемой литературы………………………………………….26
Приложение…………………………………………………………………….28

Работа содержит 1 файл

финансы готовая.docx

— 61.59 Кб (Скачать)

     4. Структура управления государственными финансами 

     Государство должно совершенствовать систему отношений, призванных «добывать» финансовые ресурсы, необходимые для социально- экономического развития общества, осуществлять контроль за рациональным их использованием. На решение этой задачи направлено управление государственными финансами, являющееся сложным процессом, которое представляет единство управляемой(объекты) и управляющей (субъекты) систем.

     Цель  управления государственными финансами  заключается в реализации положений  финансовой политики. Именно эффективная  финансовая политика позволяет соединить  воедино потенциальные возможности  управления, заложенные непосредственно  в самих финансах( объектах управления), с конкретными методами работы, организацией органов финансовой системы ( субъектов  управления).

     Во  всех государствах финансовая политика реализуется через институциональную  финансовую систему, деятельность которой  строиться на управлении финансами  с учетом специфики ее звеньев, методологической общности функций всех финансовых учреждений; централизованном руководстве при  активном участии всех нижестоящих  органов управления.

     Основными методологическими принципами проведения финансовой политики и, соответственно, управления финансами являются:

  • зависимость от конечной цели;
  • макроэкономическая сбалансированность всех отраслей хозяйства;
  • соответствие интересам всех членов общества;
  • использование экономических законов;
  • учет внутренних и внешних экономических и политических условий на основе реальных возможностей.

     Цель  управления финансами - обеспечение  устойчивости и финансовой независимости, проявляющееся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости  национальной валюты, и в итоге  росте благосостояния населения.

     Система управления государственными финансами  представлена в приложении №1. В  результате реализации финансовой политики осуществляется перераспределение  ВВП, обеспечивающее условия для  экономического и социального развития [ 17, c 81].

     Общее управление государственной системы  финансов осуществляют высшие органы власти и управления.

     1.Президент  РФ (Администрация Президента РФ) определяет цели финансовой политики, подписывает бюджетный план, имеет право «вето» на финансовое законодательство (Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ) .

     3. Правительство РФ разрабатывает федеральный бюджет, выступает как координирующий центр управления финансами.

     4.Министерство финансов РФ (далее - Минфин России) - центральный орган, осуществляющий реализацию финансовой политики. Оно обеспечивает единство финансовой, денежно-кредитной и валютной политики в РФ координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти.

     К функциям Минфина России относятся следующие:

  • внесение предложений по формированию финансовой политики;
  • провидение мероприятий по реализации финансовой политики;
  • разработка проектов законов, регулирующих и регламентирующих финансовые отношения;
  • осуществления методического руководства в сфере финансового планирования и финансирования отраслей хозяйства;
  • организация разработки федерального бюджетного плана;
  • участие совместно с Министерством экономического развития и торговли РФ (Минэкономразвития России) в разработке баланса финансовых ресурсов страны).

     На Минфин России и Федеральное казначейство возложены обязанности по организации исполнения федерального бюджета, проведению мероприятий, обеспечивающих расходование бюджетных средств по целевому назначению. Министерству финансов предоставлены большие права: получать от министерств, федеральных служб, агентств организаций учреждений материалы, необходимые для составления и исполнения бюджетного плана; ограничивать и приостанавливать бюджетное финансирование в случае нарушения финансовой дисциплины; проводить ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций [ 18, c 50].

     5.Федеральная  налоговая служба и Федеральная  таможенная служба осуществляют  контроль за правильностью исчисления  полнотой и своевременностью  внесения в бюджетные фонды  налогов, таможенных доходов,  сборов и других платежей. Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом организует управление государственным имуществом с целью получения доходов неналогового характера (арендная плата, доходы от продажи государственного имущества). Федеральная служба по финансовым рынкам контролирует деятельность участников фондового рынка, способствуя тем самым увеличению поступлений в бюджетный фонд.

     6.Система  Банка России является важным  органом по реализации денежно-кредитной  и финансовой политики. Банк России  осуществляет наряду с Федеральным  казначейством кассовое исполнение  бюджета, контролирует деятельность  других кредитных институтов [ 16, c 63].

     7.Счетная  палата РФ контролирует выполнение  финансового законодательства и  движение федеральных денежных  средств. Она независима от  Правительства РФ и подотчетна  Федеральному собранию.

     Проведение  финансовой политики в субъектах  РФ, их административно-территориальных  и муниципальных образований  осуществляют соответствующие финансовые учреждения.

 

     

     5. Оценка деятельности законодательных органов власти в управлении финансами (Счетная палата)

 

     По  результатам деятельности Счетной  Палаты всего за 2000-2007 годы Счетная  палата провела 3857 контрольных мероприятий (в 2001 году - 276, в 2007 году - 487), которыми было охвачено 16815 объектов.

     Выявленный  при этом ущерб, нанесенный федеральному бюджету, составил (в эквивалентном измерении) 905,61 млрд. рублей (в 2001 году - 44,09 млрд. рублей, в 2007 - 116,0 млрд. рублей). За десять лет государству возвращено 66,19 млрд. рублей, из них в 2007 году - 20,0 млрд. рублей.

     По  результатам контрольных мероприятий  в 2000-2007 годах Счетной палатой  было направлено органам государственной  власти, предприятиям и организациям около 5300 представлений и предписаний. По выявленным фактам нарушения законодательства 714 материалов было направлено в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, возбуждено 702 уголовных дела [ 13, c 75].

     В 2000-2007 годах было проведено 415 заседаний Коллегии Счетной палаты (в 2000 году - 33, в 2007 - 42). Рассмотрено 5787 вопросов (в 2000 году - 229, в 2007 - 600), в том числе 2941 - по результатам контрольных мероприятий (в 2000 году - 46, в 2007 - 357).

     Отчеты  о результатах всех контрольных  мероприятий сразу же после утверждения  Коллегией направляются в Совет  Федерации и Государственную  Думу Федерального Собрания. В обеих  палатах Федерального Собрания созданы  структуры по взаимодействию со Счетной  палатой: комиссия в Совете Федерации, подкомитет в Государственной Думе.

     Так же хочу привести основные итоги работы Счетной палаты в 2007 году. В соответствии с Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации», Регламентом Счетной палаты Российской Федерации в отчетном периоде результаты всех контрольно-ревизионных и экспертно-аналитических мероприятий, иные важнейшие вопросы рассматривались на заседаниях Коллегии Счетной палаты. Было проведено 42 заседания Коллегии Счетной палаты, рассмотрено более 600 вопросов.

     Всего в 2007 году Счетной палатой проведено 525 контрольных и экспертно-аналитических  мероприятий, в том числе 487 контрольных  мероприятий по всем направлениям деятельности, возглавляемым аудиторами Счетной  палаты.

     В обязательном порядке Счетная палата осуществляла контрольные и экспертно-аналитические  мероприятия в целях непосредственного  обеспечения предварительного, оперативного и последующего контроля формирования и исполнения федерального бюджета  и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

     В 2007 году по поручениям палат Федерального Собрания Российской Федерации, обращениям членов Совета Федерации и депутатов  Государственной Думы Счетной палатой  проведено 27 контрольных мероприятий, в том числе по поручениям и обращениям членов Совета Федерации – 7 мероприятий, депутатов Государственной Думы – 20 мероприятий [ 2, c 54].

     В органы прокуратуры, иные правоохранительные органы направлено 130 материалов проверок Счетной палаты, по которым в 2007 году возбуждено 299 уголовных дел.

     Объем финансовых нарушений, выявленных Счетной  палатой в 2007 году, оценивается в  сумме 150,7 млрд. рублей. По состоянию  на 1 января 2008 года возмещено в федеральный  бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации более 34,0 млрд. рублей, из которых возмещено в федеральный  бюджет 33,95 млрд. рублей, или 99,8 %.

     Объем нецелевого использования бюджетных  средств и средств государственных  внебюджетных фондов составил 2,3 млрд. рублей, из которых по состоянию  на 1 января 2008 года возмещено в федеральный  бюджет 0,568 млрд. рублей. Подлежит возмещению 1,246 млрд. рублей. Сумма возмещения средств, использованных не по целевому назначению, составляет 1,814 млрд. рублей.

     По  состоянию на 1 января 2008 года возмещено  в федеральный бюджет и бюджеты  субъектов Российской Федерации  более 34,0 млрд. рублей, из которых возмещено  в федеральный бюджет 33,95 млрд. рублей, или 99,8 %. Объем нецелевого использования  бюджетных средств и средств  государственных внебюджетных фондов составил 2,3 млрд. рублей, из которых  по состоянию на 1 января 2008 года возмещено  в федеральный бюджет 0,568 млрд. рублей. Подлежит возмещению 1,246 млрд. рублей. Сумма возмещения средств, использованных не по целевому назначению, составляет 1,814 млрд. рублей [ 9, c 70].

     В течение 2008 года Счетной палатой  было проведено 525 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. В общей сложности проверками аудиторы охватили 1,45 тыс., объектов на территории всей страны. Объем выявленных финансовых нарушений оценивается в 150,7 млрд. руб. При этом в федеральный бюджет возвращено пока чуть больше 34 млрд. руб.

     По  результатам проверок Счетной палаты федеральными органами власти, органами власти субъектов Российской Федерации, иными организациями принимались  меры по устранению выявленных нарушений. Об этом, в частности, свидетельствует  тенденция снижения доли представлений  Счетной палаты, направленных в Правительство  Российской Федерации, к их общему числу, с 10,4 % в 2004 году до 3 % в 2007 году. Существенным стимулом для устранения выявленных нарушений послужило усиление взаимодействия Счетной палаты с Генеральной прокуратурой Российской Федерации и другими правоохранительными органами[ 5, c 40]. 
 
 

Заключение 

     Для полного представления темы курсовой работы «Система управления финансами» мне необходимо было дать описание основных понятий управления объектами, в конкретной области управление финансами. В первой части моей работы представлены основные понятия: главные функции финансов, цель управления финансами, сферы обращения и влияния финансов, методы управления финансами, органы управления финансами. Кратко перечислила объекты управления и показала, что для управления финансами любого объекта необходимо выработать финансовые инструменты или средства управления объектами.

     В отдельный раздел курсовой работы поместила описание органов управления финансами, так как наличие данных структур в современных условиях функционирования финансовой системы обязательно. Органы управления финансами на Руси существовали со времен Ивана III, в периоде длительного исторического пути развития органы управления финансам находятся в постоянной динамике, причиной постоянных изменений структуры является смена государственной власти, политического уклада страны и т.д. В этом разделе мною дана информация истории развития органов управления финансами за последние десятилетия Союза Советских Социалистических Республик и государства Российская Федерация. Я постаралась представить современную структуру финансовых органов управления, указала какие задачи сегодня решают эти структуры, какими функциями они наделены, какими методами и средствами они владеют для выполнения своих задач.

     Центральным элементов системы управления финансами  страны является государственный бюджет. Бюджет служит для аккумуляции финансовых ресурсов и их использования на выполнение основных функций государства. Таким  образом, бюджет является инструментом экономической и социальной политики, служит для перераспределения части  валового внутреннего продукта страны с учетом общественных интересов.

Информация о работе Система управления финансами