Система управления финансами

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 17:13, курсовая работа

Описание работы

Целью выполнения курсовой работы рассмотрение системы управления финансами.
Для достижения данной цели определены и решены следующие задачи:
* рассмотреть теоретические основы управления финансами
* проанализировать систему управления государственными финансами

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Общие понятия об управлении финансами…………………………….5
2. Современная система управления финансами…………………………7
3. Управление государственными финансами и бюджетные преобразования……………………………………………………………15
4. Структура управления государственными финансами………………17
5. Оценка деятельности законодательных органов власти в управлении финансами (Счетная палата)……………………………………………..21
Заключение……………………………………………………………………..24
Список используемой литературы………………………………………….26
Приложение…………………………………………………………………….28

Работа содержит 1 файл

финансы готовая.docx

— 61.59 Кб (Скачать)

     В связи с этим возникла необходимость  учёта особенностей управления финансами в следующих сферах экономической деятельности:

     а) регламентирование и регулирование деятельности нефинансовых коммерческих корпораций и квазикорпораций (иначе говоря, предприятий реального сектора экономики, производящий материальные ценности и услуги);

     б) контроль за деятельностью финансовых и кредитных организаций ;

     в) управление финансами органов государственной  и муниципальной власти;

     г)контроль за финансовой деятельностью некоммерческих организаций, обслуживающих население;

     д) регулирование финансов домашних хозяйств, в конечном счете, определяющих благосостояние населения;

  1. Переход к рыночному ценообразованию для большинства предприятий России и регионов, так же как и для большинства союзных республик бывшего СССР, оказался неожиданным [10, c 93]. Никто не был готов работать в принципиально новых условиях рынка и рыночного ценообразования. Финансовые показатели, формирование финансовых ресурсов и их расходование стали зависимы от весьма неустойчивых рыночных цен. Эта зависимость от рыночных цен относится как к федеральным, так и к региональным органам власти и отдельным предприятиям;
  2. Существенно расширились права и возможности в самостоятельном формировании и использовании финансовых ресурсов практически у всех субъектов финансовой системы;
  3. В регионах начала складываться инфраструктура финансовых институтов рынка, в основном вписывающихся в финансово-рыночную систему России, но эти институты подчас не соблюдают нормы законодательно - правового регулирования.

     Государственное регулирование финансов в рыночной экономике играет ведущую роль. В  тоже время эта роль государства  в планово - централизованной экономике. Это обусловлено с одной стороны, коренным отличием рыночной экономики, ее институциональной структуры, организации  финансов и связей между хозяйствующими субъектами от планово- централизованной экономики, базирующейся главным образом  на административных методах управления, а с другой стороны, принципиально  иной организацией устройства государственной  власти гражданского общества, когда в той или иной мере конституционно закреплено разделение ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной.

     Для регулирования финансов очень важную роль имеет достаточно большая автономия  Центрального Банка РФ в осуществлении  монетарной политики, а также вновь  созданных таких институциональных  структур как коммерческие банки, инвестиционные фонды, страховые компании и другие финансовые организации.

     Кроме того, практически в роли достаточно сильной лоббирующей власти выступают  средства массовой информации(СМИ), которые  непосредственно не участвуют в  выработке и осуществлении финансовой политики, и, конечно, в осуществлении  финансирования, по своим воздействиям через средства печати, радио и  телевидение иногда весьма ощутимо влияют на принятие важных финансовых решений в различных органах власти.

     Таким образом, в современном гражданском  обществе государственная организация  управления финансами оказывается  весьма сложной и требует для  стабильности общественно-политической жизни определенного равновесия, сбалансированности взаимодействия между различными ветвями власти, в том числе и в части регулирования экономики и ее финансовой сферы. Это во многом зависит от политической структуры общества и взаимодействия между различными партийными организациями [13, c 69].

     Государственное регулирование финансов в наиболее обобщенном виде включает следующие направление и формы.

     А. Макроэкономическое регулирование финансовой сферы (косвенные методы):

     1. Выработка принципов и концепции,  программы экономической политики и методов, мер в регулировании финансовой системы. Эта часть включает ежегодное Послание Президента России, в котором формулируются основные принципы социально-экономической, в том числе финансовой, политики; подготовку правительством РФ, правительствами субъектов Федерации, а также местными администрациями проектов бюджетов соответствующего уровня и прогнозов социально-экономического развития, необходимых для этого обоснований и расчетов [15, c 155]. Кроме того, правительством и Центральным банком России совместно разрабатываются основные принципы денежно-кредитной и валютной политики на предстоящий период;

     2. Законодательное и нормативно-правовое  обеспечение финансовой политики  и мер по ее регулированию.  Управление финансами на территории  России регулируется прежде всего  Конституцией Российской Федерации  в части федеративного устройства (ст. 5 гл. 3), социальной. В том числе  финансовой, политики (ст. 7. 39. 41), единого  экономического пространства, гарантирующего  свободное перемещение товаров,  услуг и финансовых средств  (ст. 8, 74), обязательности каждого  платить законно установленные  налоги и сборы (ст. 57). В ведении  Российской Федерации находятся:  установление правовых основ  единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование,  денежная эмиссия, основы ценовой  политики; федеральные экономические  службы, включая федеральные банки  (п. «ж» ст.71); федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы;  федеральные фонды регионального  развития (п. «з» ст. 71). В то  же время к совместному ведению  Российской Федерации и субъектов  Федерации отнесено установление  общих принципов налогообложения  и сборов (п. «и» ст.72). основы  денежной политики и независимость  в этой части Центрального  банка РФ конституционно закреплены  ст. 75. Также в Конституции РФ  определены права и функции  в части финансового управления  президента, Федерального собрания  и правительства. В частности,  правительство РФ обеспечивает  проведение в Российской Федерации  единой финансовой, кредитной и  денежной политики (п. «б» ст. 114).

     Гражданский кодекс РФ регулирует наряду с экономическими (хозяйственными) отношениями гражданско-правовые основы управления финансами и финансовыми отношениями: права граждан и юридических лиц, виды юридических лиц и их финансовые отношения при функционирование и в случае реорганизации, управление финансовыми активами (деньги, валютные ценности, ценные бумаги) как объектами гражданского права, регулирует сделки, совершаемые в том числе и с финансовыми активами, а также вытекающие в связи с этим обязательства (при купле-продаже, платежах, аренде, включая финансовую аренду-лизинг, при займе и кредите, банковском вкладе и счете, финансовых расчетах и страховании) [2, c 49].

     Налоговый кодекс РФ определяет основы налоговой  политики на территории России. Бюджетный  процесс в Российской Федерации  регулируется Бюджетным кодексом РФ (введен в действие с 1 января 1999 года). Кроме того, ежегодно на всех уровнях власти принимаются законы или постановление о бюджете соответствующего уровня, в которых устанавливаются конкретные цифры по доходом и расходом в разрезе статей бюджетного классификаций.

     Для устойчивого функционирования системы управления финансами как в стране в целом, так и отдельных ее звеньях важнейшее значение имеет проведение достаточно жесткой и в то же время гибкой монетарной политики, направленной на стимулирование экономического роста, обеспечение товарного обращения необходимой денежной массой, преодоление инфляции, стабилизацию цен и конъюнктуры фондового рынка.

     Как показывает опыт функционирования открытой экономики, для макроэкономической стабилизации чрезвычайной важное значение имеет регулирование валютного курса и режима обращения иностранной валюты на территории Российской Федерации [ 5, c 36].

     Б. Микроэкономические косвенные методы регулирования финансов:

     1. формирование и поддержание конкурентной, стимулирующей экономическое развитие среды в экономике и ограничение монополизации рынка;

     2. регулирование финансовой деятельности, включая государственное регулирование цен, естественных монополистов;

     3. формирование, содействие и защита договорно - контрактных отношений между субъектами рынка, в конечном счете обеспечивающих стабильное функционирование расчетно-платежных отношений в финансовой системе;

     4. использование государственного предпринимательства для воздействия на конъюнктуру товарного и финансового рынка, поддержание уровня и соотношения цен с целью стабильной деятельности и структурной перестройки экономики, формирование эффективных спроса и предложения;

     5. регулирование внешнеэкономической финансовой деятельности государства и коммерческих фирм, банков, проведение эффективной таможенной политики;

     6. развитие или содействие развитию страхового дела и страхования предпринимательского риска, в ряде случаев предоставление государственных гарантий федерального или регионального уровня [11, c 86].

     В. Микроэкономические методы прямого административного воздействия на финансовую деятельность хозяйствующих субъектов:

     1. регистрация и лицензирование предпринимательской деятельности, установление квот производство некоторых товаров исключительного ассортимента (наркотики, алкоголь), установление цен, в ряде случаев предельных, на ограниченную номенклатуру товаров и услуг;

     2. управление унитарными предприятиями государственной собственности и контроль за их финансовой деятельностью:

     3. финансовое дотирование отдельных предприятий субсидирование производства и реализации, в том числе субсидирование спроса на конкретные, отдельные виды товаров и услуг;

     4. применение государственной монополии и акцизного налогообложение на отдельные виде товаров (наркотики, алкоголь, табачные изделия и некоторые другие);

     5. применение финансовых и других санкций в отношении нарушителей финансовой, в том числе налоговой, дисциплины;

     6. приведение экологически направленной финансовой политики в части использование природных богатств и охраны окружающей среды, налогов, платежей и цен; 
 

     3. Управление государственными финансами и бюджетные преобразования 

     За  последние семь лет в России была разработана и начала реализовываться  крупномасштабная бюджетная реформа. Ее целью являлось создание благоприятных  условии для повышения качества бюджетных услуг, предоставляемых  населению, обеспечение результативности бюджетных расходов, переход от управления бюджетными затратами к управлению результатами, повышение ответственности  и самостоятельности участников бюджетного процесса [12, c 57].

     Сегодня уже можно видеть первые результаты и контуры формирующейся принципиально  новой системы управления общественными  финансами. Как отмечает в своей  статье Алан Шик, финансовое управление является одним из элементов управления, гарантирующих укрепление государственности  в России. Во время переходного  периода финансовое управление, унаследованное Россией, кардинально изменилось. России пришлось с нуля создавать эффективную  и справедливую налоговую систему. Необходимо было также внедрить основные элементы бюджетного планирования, распределять общественные ресурсы на основе ежегодных  обсуждений и дискуссии, а не централизованного  планирования. В России также существовала необходимость создания современного казначейства для кассового обслуживания федерального и субнациональных  бюджетов, реформирования финансовых отношений между федерацией и регионами, равно как и повышения эффективности функционирования субъектов бюджетного сектора.

     Реализация  начавшихся в нашей стране реформ еще далека от завершения. Эффективное  и ответственное управление общественными  финансами требует постоянной модернизации.

     Эти вопросы были рассмотрены на состоявшемся в Москве семинаре «Принципы и  практика управления региональными  и муниципальными финансами». В его  работе приняли участие представители  Министерства финансов Российской Федерации, других федеральных министерств  и ведомств, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации  и местного самоуправления, а также  представители российских аналитических  и экспертных организаций.

     На  нем обсуждались проблемы модернизации управления общественными финансами, региональный опыт и перспективы  реструктуризации бюджетного сектора, проблемы разграничения расходных  обязательств, российские и зарубежные методологические материалы по вопросам управления общественными финансами, результаты, уроки и перспективы  программ реформирования общественных финансов на региональном уровне [15, c 165].

     Перед ними ставилась задача «Руководства по управлению государственными финансами» создать системный, поддающийся  постоянному обновлению и развитию аналитический и методический документ, ориентированный на практические потребности  сотрудников финансовых органов  и финансово-экономических подразделений  других органов исполнительной власти – «управляющих общественными финансами» всех уровней и привлекаемых ими  внешних экспертов. Его формат изначально был определен как «самоучитель», излагающий в рамках единой концепции  методологические основы и вытекающие из них практические рекомендации по ключевым вопросам управления региональными и муниципальными финансами.

     Бюджетные реформы в России реализуются  достаточно интенсивно и зачастую кардинально  меняют казавшиеся ранее общепризнанными  подходы. В частности, в данном варианте Руководства практически не отражены принятые в 2007 году поправки к Бюджетному кодексу Российской Федерации. Это  отнюдь не свидетельствует о том, что оно устарело с момента  своего издания. Напротив, сведение в  единый документ базовых понятий, концепций  и принципов, в том числе введенных  в российскую практику этими поправками, является одной из предпосылок для  организации работы по осознанному  применению и дальнейшему развитию бюджетного законодательства.

     Возможно, завершенную версию Руководства  еще только предстоит создать, с  тем, чтобы в дальнейшем совместными  усилиями поддерживать ее в актуализированном  виде. Новая редакция Бюджетного кодекса  Российской Федерации, равно как  и происходящие изменения в российском правовом поле в целом, обусловят  дальнейшую серьезную и кропотливую  работу над подготовкой обновленной  версии Руководства. И первый, пожалуй, самый трудный шаг в этом направлении  сделан – появился предмет для  обсуждения и анализа. Поэтому нынешняя версия Руководства бесспорно является основой для всех последующих  преобразований в рамках бюджетной  реформы в России [ 7, c 84].  

Информация о работе Система управления финансами