Системный анализ вступления России в ВТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:04, курсовая работа

Описание работы

Вступление стран мира во Всемирную торговую организацию (ВТО) и игра по ее правилам - это вызовы XXI века, которые Россия не может не принять, чтобы не потерять потенциально конкурентоспособные отрасли нашей страны и активизировать международное сотрудничество с другими странами.
Вступление России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО) – один из центральных вопросов экономической политики. Об актуальности исследования ряда проблем, связанных с вступлением России в ВТО говорит то, что обсуждение данного вопроса в прессе, а часто и среди профессионалов, фокусируется на узком круге вопросов, связанных с выбором конкретных условий вступления, а именно определения тарифов и субсидий по отдельным товарам или группам товаров.

Содержание

Введение 3
Понятия, цели и принципы ВТО 4
История создания ВТО 7
Порядок вступления и основные этапы переговорного процесса Рос- 9
сии и ВТО на современном этапе 9
Анализ проблем вступления России в ВТО 10
Преимущества и перспективы России от вступления в ВТО 25
Заключение 28
Список используемой литературы и других источников 29

Работа содержит 1 файл

kursovaya Павленко Тёма.docx

— 126.08 Кб (Скачать)

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ

ФИНАНСОВО0ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

Кафедра аналитических информационных систем

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Общая теория систем»

на тему

«Системный анализ вступления России в ВТО»

 

 

Исполнитель: Павленко А.А

(ФИО студента)

Направление подготовки:Бизнес-информатика

(название)

Группа: 1биу-100

(номер)

№ зачетной книжки 11улб00463

Руководитель: Овчаров С.А

(ФИО преподавателя)

 

 

Волгоград  2012

 

Оглавление

Введение 3

Понятия, цели и принципы ВТО 4

История создания ВТО 7

Порядок вступления и основные этапы переговорного процесса  Рос- 9

сии и ВТО на современном этапе 9

Анализ проблем вступления России в ВТО 10

Преимущества и перспективы России от вступления в ВТО 25

Заключение 28

Список используемой литературы и других источников 29

 

 

 

Введение

 

Вступление стран мира во Всемирную торговую организацию (ВТО) и игра по ее правилам - это вызовы XXI века, которые Россия не может  не принять, чтобы не потерять потенциально конкурентоспособные отрасли нашей  страны и активизировать международное  сотрудничество с другими странами.

Вступление России во Всемирную  Торговую Организацию (ВТО) – один из центральных вопросов экономической  политики. Об актуальности исследования ряда проблем, связанных с вступлением  России в ВТО говорит то, что  обсуждение данного вопроса в  прессе, а часто и среди профессионалов, фокусируется на узком круге вопросов, связанных с выбором конкретных условий вступления, а именно определения  тарифов и субсидий по отдельным  товарам или группам товаров.

По мнению отдельных экономистов, вступление в ВТО приведет к гораздо  более глубоким изменениям в экономике, чем открытие конкретных рынков, поэтому  необходим более широкий взгляд на необходимость и последствия  вступления. Именно поэтому проблемам, возникающим как до вступления России в ВТО, так и проблемам, которые  могут возникнуть после вступления в ВТО, стоить уделить особое внимание в рамках данного дипломного исследования.

 

 

Понятия, цели и  принципы ВТО

 

Всемирная торговая организация (ВТО) – это международная организация, созданная для урегулирования торговых проблем в соответствии с соглашением  крупнейших торговых стран мира о  снижении экспортных и импортных  барьеров. ВТО начала свою деятельность с 1 января 1995 как преемница Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ)1.

Всемирная торговая организация  обеспечивает общие институциональные  рамки для осуществления торговых отношений между ее членами в  вопросах, относящихся к соглашениям  и связанным с ними правовым документам.

Таким образом, ВТО – это  и организация, и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права  и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами.

Правовую основу ВТО составляют:

-  Генеральное соглашение  о торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994 года (ГАТТ-1994),

- Генеральное соглашение  о торговле услугами (ГАТС);

- Соглашение о торговых  аспектах прав интеллектуальной  собственности (ТРИПС).

Соглашения ВТО ратифицировались парламентами всех стран-участниц.

Основной целью ВТО  является создание на основе единых правовых норм торговой системы, при которой  предприятия стран-членов ВТО могут торговать друг с другом на основе справедливой и свободной конкуренции.

 

 

Правила ВТО на первый взгляд могут показаться сложными и запутанными, но на самом дели они основаны на трех простых принципах2:

Принципе наибольшего  благоприятствования (РНБ), который означает предоставление иностранным товарам и иностранным поставщикам услуг таких же условий на внутреннем рынке государства-участника, какие предоставляются иностранным товарам и иностранным поставщикам услуг из третьих государств-участников. То есть, речь идет о недискриминации между товарами (работами, услугами) из различных стран-участниц;

Принципе национального режима, который предполагает, что странам-участницам не следует применять менее благоприятный режим в отношении иностранных товаров и услуг, чем тот, который применяется в отношении отечественных аналогичных товаров и услуг. В то же время в отношении услуг возможно сделать определенные изъятия, которые дадут национальным поставщикам услуг более льготные условия деятельности на рынке;

Принципе транспарентности, который является ключевым в юридической системе ВТО. Хотя формально он закреплен только в Генеральном соглашении по торговле услугами (ГАТС), этот принцип пронизывает всю систему Соглашений в рамках ВТО. Он означает, что для обеспечения доведения до сведения иностранных поставщиков товаров (работ, услуг) всей информации, касающейся торговли соответствующими товарами (работами, услугами) в данной стране, страны обязаны публиковать документы, содержащие нормы права, которые регулируют данные правоотношения. Кроме того, каждая страна обязуется создать информационный центр, где другие страны-члены могут получить информацию о законах и постановлениях, действующих в соответствующих секторах экономики. Принцип транспарентности является международно-правовым выражением принципа неприменения неопубликованных нормативных правовых актов, на котором основаны правовые системы всех цивилизованных стран мира.

Важнейшими функциямиВТОявляются3:

контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда;

проведение многосторонних торговых переговоров между заинтересованными  странами-членами;

разрешение торговых споров;

мониторинг национальной торговой политики стран-членов;

техническое содействие развивающимся государствам в рамках компетенции ВТО;

сотрудничество  с международными специализированными  организациями.

Секретариат ВТО, который  базируется в Женеве, имеет около 600 штатных сотрудников; его возглавляет  генеральный директор. Секретариат  ВТО, в отличие от подобных органов  других международных организаций, не принимает решений, так как  эта функция возлагается на сами страны-члены.

Основные обязанности  Секретариата – обеспечивать техническую  поддержку различным советам  и комитетам, а также Министерской конференции, оказывать техническое  содействие развивающимся странам, проводить анализ мировой торговли и разъяснять положения ВТО общественности и средствам массовой информации. Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует  правительства стран, желающих стать  членами ВТО.

Рабочие языки ВТО - английский, французский и испанский. Бюджет организации на 2008 г. составляет 163 млн. швейц. франков (около 90 млн долларов США)

Главные задачи ВТО - либерализация  международной торговли, обеспечение  ее справедливости и предсказуемости, способствование экономическому росту  и повышению экономического благосостояния людей. Страны-члены ВТО решают эти  задачи путем контроля за выполнением многосторонних соглашений, проведения торговых переговоров, урегулирования торговых отношений в соответствии с механизмом ВТО, а также оказания помощи развивающимся странам и проведения обзора национальной экономической политики государств.

Таким образом, подытоживая  общую характеристику ВТО как  важнейшей экономико-политической организации мирового сообщества, можно  сделать вывод, что ВТО является международной организацией, основной целью которой является создание на основе единых правовых норм торговой системы, при которой предприятия  стран-членов ВТО могут торговать друг с другом на основе справедливой и свободной конкуренции. Каждая страна стремится вступить в ВТО для получения определенных экономических выгод и повышения конкурентоспособности свои товаров.

История создания ВТО

 

Попытки создать Всемирную  торговую организацию были предприняты  сразу по окончании Второй мировой войны. Люди, которые этим занимались, ясно представляли, что такой важный участок международного экономического общения, как международная торговля, не может существовать без общепринятых правил движения на мировом рынке

В 1947-1948 гг. был создан проект, устав полной международной торговой организации. В разработке этого  проекта участвовали и наблюдатели  от Советского Союза. Он был частью послевоенной организации мира. Политическая организация мира - это Организация Объединенных Наций, а экономическая должна была состоять из трех главных элементов, два из которых уже существовали - Международный валютный фонд и Всемирный банк. Третий элемент создан не был. Этого не произошло по вине Соединенных Штатов Америки

Второй раз создать  международную торговую организацию  пытались в 1955 г. Сделать это не удалось  опять из-за американцев.

В 1964 г. инициативу проявил  Советский Союз. Тогда из-за сопротивления  западных стран нам реализовать  эту попытку полностью не удалось. Была создана лишь квазимеждународная торговая организация, которая называется Конференция ООН по торговле и развитию. Она действует и сегодня.

Только в 1987 г. начались многосторонние торговые переговоры, из которых выросла  Международная торговая организация

Цель создания ВТО - обеспечение функционирования системы мировой торговли на основе единых правил таким образом, чтобы рынки оставались открытыми и чтобы доступ на них не мог быть нарушен введением внезапных и произвольных ограничений на импорт. В то же время страны-члены ВТО имеют право на введение защитных антидемпинговых и компенсационных мер для ограничения доступа на свой рынок

Дата начала существования  ВТО как преемницы ГААТ- 1995 года. С этого самого момента ВТО  начинает активно расширяться, пополняясь новыми странами-участниками. Активизируется и рост числа стран-наблюдателей. По состоянию на конец 2008 года ВТО включает в себя 153 страны-участниц и более тридцати стран – наблюдателей.

История отношений России с ВТО насчитывает уже почти двадцать лет. Но несмотря на это, четкого понимания экономических выгод и потерь России от присоединения к организации как не было, так и нет. Ясно лишь, что выиграют экспортеры небиржевых сырьевых товаров (рынки биржевых товаров правилами Всемирной торговой организации не регламентируются)

 

Порядок вступления и основные этапы переговорного  процесса  Рос-

сии и ВТО  на современном этапе

 

Анализируя различные  нормативно-правовые акты, а так  же научную и учебную литературу, следует отметить, что процедура  присоединения к Всемирной торговой организации состоит из нескольких этапов. Как показывает опыт стран-соискателей, этот процесс занимает в среднем 5-7 лет

На первом этапе в рамках специальных рабочих групп (РГ) происходит детальное рассмотрение на многостороннем уровне экономического механизма и торгово-политического режима присоединяющейся страны на предмет их соответствия нормам и правилам ВТО. После этого начинаются консультации и переговоры об условиях членства страны-соискателя в данной организации. Эти консультации и переговоры, как правило, проводятся на двустороннем уровне со всеми заинтересованными странами-членами РГ. В рабочей группе по присоединению России к ВТО 67 стран, включая всех основных торговых партнеров

Прежде всего, переговоры касаются «коммерчески значимых» уступок, которые присоединяющаяся страна будет  готова предоставить членам ВТО по доступу на ее рынки (фиксируются  в двусторонних Протоколах по доступу  на рынки товаров и услуг), а  также по формату и срокам принятия на себя обязательств по Соглашениям, вытекающих из членства в ВТО (оформляется  в Докладе Рабочей группы)

В свою очередь присоединяющаяся страна, как правило, получает права, которыми обладают и все другие члены  ВТО, что практически будет означать прекращение ее дискриминации на внешних рынках. Хотя, например, Китай  не смог добиться получения всех этих прав в полном объеме.

В случае противоправных действий со стороны какого-либо члена организации, любая страна сможет обращаться с  соответствующей жалобой в Орган  по разрешению споров (ОРС), решения  которого обязательны для безусловного исполнения на национальном уровне каждым участником ВТО.

На заключительном этапе  присоединения происходит ратификация  национальным законодательным органом  страны-соискателя всего пакета документов, согласованного в рамках Рабочей  Группы и утвержденного Генеральным  советом. После этого указанные  обязательства становятся частью документов ВТО и национального законодательства, а сама страна-кандидат получает статус члена ВТО.

Круг вопросов, рассматриваемых  российской Рабочей группой является стандартным для всех присоединяющихся стран и сформулирован следующим  образом: «Изучить заявку Правительства Российской Федерации о присоединении к Всемирной торговой организации на основании Статьи XII и представить Генеральному Совету рекомендации, которые могут включать проект Протокола о присоединении»

Первое заседание Рабочей  группы по присоединению России к ВТО прошло в Женеве 17-19 июля 1995г. Оно проходило на основе «Меморандума о внешнеторговом режиме», который был представлен Россией в марте 1994г. (документ L/7410), и письменных ответов на вопросы, заданные странами-членами по Меморандуму

На современном этапе, в 2007-2009 гг., основой для проведения переговоров являются документы и предложения, утверждаемые Правительством Российской Федерации. В рамках процесса присоединения российская делегация проводит переговоры по четырем направлениям:

Переговоры по тарифным вопросам

 Переговоры по сельскохозяйственной  проблематике

Переговоры по доступу  на рынок услуг

Переговоры по системным  вопросам

 

Таким образом, в течение 2001 - 2008 годов состоялось более 380 мероприятий (круглых столов, конференций, семинаров) по проблематике ВТО, поддержке экспорта,  доступу российских товаров на зарубежные рынки во всех федеральных округах и в 64 субъектах Федерации, включая Москву

Информация о работе Системный анализ вступления России в ВТО