Системный анализ вступления России в ВТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:04, курсовая работа

Описание работы

Вступление стран мира во Всемирную торговую организацию (ВТО) и игра по ее правилам - это вызовы XXI века, которые Россия не может не принять, чтобы не потерять потенциально конкурентоспособные отрасли нашей страны и активизировать международное сотрудничество с другими странами.
Вступление России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО) – один из центральных вопросов экономической политики. Об актуальности исследования ряда проблем, связанных с вступлением России в ВТО говорит то, что обсуждение данного вопроса в прессе, а часто и среди профессионалов, фокусируется на узком круге вопросов, связанных с выбором конкретных условий вступления, а именно определения тарифов и субсидий по отдельным товарам или группам товаров.

Содержание

Введение 3
Понятия, цели и принципы ВТО 4
История создания ВТО 7
Порядок вступления и основные этапы переговорного процесса Рос- 9
сии и ВТО на современном этапе 9
Анализ проблем вступления России в ВТО 10
Преимущества и перспективы России от вступления в ВТО 25
Заключение 28
Список используемой литературы и других источников 29

Работа содержит 1 файл

kursovaya Павленко Тёма.docx

— 126.08 Кб (Скачать)

Индекс промышленного  производства в регионах-лидерах  и аутсайдерах в 2008 г. (2000 г. =100)

"Лидеры" –2008

2008 к 2000, %

"Лидеры" – 2007

2007 к 2000, %

Ненецкий АО

377

Ненецкий АО

87

Ленинградская область

198

Респ. Саха (Якутия)

77

Калининградская область

191

Ямало-Ненецкий АО

75

Сахалинская область

184

Респ. Хакасия

70

Белгородская область

164

Вологодская область

68

Московская область 

133

Томская область

68

Ростовская область

123

Респ. Татарстан

66

Респ. Татарстан

123

Липецкая область

64

Оренбургская область

111

Белгородская область

62

Липецкая область

109

Мурманская область

59

Вологодская область

106

Самарская область

58

Тюменская область

103

Ханты-Мансийский АО

58

Ханты-Мансийский АО

102

Красноярский край

58

РФ

82

РФ

48

"Аутсайдеры" -2008

 

"Аутсайдеры" -2007

 

Ивановская область

53

Респ. Чувашия

30

Кировская область

51

Пензенская область

30

Респ. Карачаево-Черкесия

51

г. Москва

29

Псковская область 

50

Респ. Калмыкия

28

Воронежская область

50

Респ. Мордовия

28

Хабаровский край

48

Хабаровский край

28

Камчатская область

46

Брянская область

27

Респ. Северная Осетия

45

Ивановская область

27

Магаданская область

43

Псковская область

27

Курганская область

40

Респ. Адыгея

26

Респ. Алтай

40

Респ. Кабардино-Балкария

26

Амурская область

37

Респ. Алтай

26

Читинская область

36

Респ. Карачаево-Черкесия

23

Еврейская авт.область

24

Респ. Дагестан

16

Респ. Калмыкия

22

Еврейская авт.область

16


 

Источник: Халевинская Е.Д., Вавилова Е.В. ВТО и российские интересы. – М.: Магистр, 2009. – С.145.

 

Это означает, что при  возможных неблагоприятных изменениях макроэкономической ситуации после  вступления в ВТО именно регионы-аутсайдеры (их около 15, они включают наименее развитые республики и автономные округа, большую  часть регионов юга Сибири и Дальнего Востока) первыми проявят негативную динамику из-за общей недоразвитости и уязвимости их экономики.

Вхождение в ВТО неизбежно  активизирует развитие большинства  проявлений глобализационного процесса: рост внешнеторгового оборота, приток иностранных инвестиций и др.

Для «открытых» регионов, включенных в мировой обмен (преимущественно  экспортно-сырьевых и транзитных, менее  четверти субъектов РФ, треть населения  страны), вступление в ВТО мало что  меняет (кроме Москвы и Санкт-Петербурга, в которых развиты относящиеся  к группе риска банковский и страховой  бизнес).

Регионы со специализацией на отраслях группы риска, за исключением  Самарской области, относятся к  группам с низкой или ниже средней  покупательной способностью доходов, для которых характерна наиболее сильная реакция на ухудшение  экономической ситуации. Для существенных изменений регионального неравенства  нужны очень большие объемы межбюджетного  перераспределения финансовых ресурсов.

 

Кадровые и информационные проблемы при вступлении России в  ВТО. Вступая в ВТО, Россия стоит  на пороге судьбоносного для неё  решения, либо это приведет к выходу из своего глубокого экономического кризиса, либо, этот шаг может оказаться  неверным, и Россия постепенно окажется в процессе усугубления этого  кризиса. Среди множества негативных последствий, наступающих с момента  вступления России в ВТО, особое место  занимает проблема кадрового характера.

Это обусловлено тем, что  специалистов по вопросам деятельности ВТО в России, в настоящее время, катастрофически мало, особенно среди  молодежи, тогда как потребность  в них большая и в перспективе  будет увеличиваться, в частности, в связи с созданием в будущем  национальных информационно-консультационных центров в соответствии с положениями  ряда соглашений ВТО и для работы в ее Секретариате

Следовательно, необходимо как можно скорее начать комплексную  работу по подготовке таких специалистов, способных со знанием дела знакомить  с правилами ВТО российских предпринимателей, преподавателей и студентов, экономических  и отраслевых вузов, а также зарубежных представителей с выполнением этих правил в России.

Особого внимания требует  подготовка специалистов-международников (на базе высшего образования), для  которых ВТО является или станет основой их профессиональной деятельности. Поэтому Министерству экономического развития и торговли и другим федеральным  агентствам, службам и совместно  с Академией внешней торговли следовало бы определить общее количество таких специалистов в краткосрочной  и долгосрочной перспективе; формы  и сроки их подготовки, основные направления и содержание их специализации.

Было бы целесообразным отметить важную роль Всероссийской академии внешней торговли в подготовке высококвалифицированных  кадров в области ВТО. Академия внешней  торговли давно ведет обучение по проблемам ВТО и на первом, и на втором образовании, предлагая несколько программ. Есть одно- и двухдневные семинары, по восемь и шестнадцать академических часов. Есть программа в сто академических часов, после чего участники получают свидетельство о повышении квалификации государственного образца. А по окончании самой большой программы в пятьсот академических часов участники получают диплом профессиональной переподготовки. И, тем не менее, ВАВТ, МГИМО и еще ряд вузов, занимающихся подготовкой по требуемой специальности, совершенно не справляются с таким объемом. В связи с этим целесообразно было бы объединить усилия ВАВТ и Высшей школы экономики для создания структуры под условным названием «Информационно-методологический центр по присоединению России к ВТО», который оказывал бы помощь вузам и другим заинтересованным структурам по подготовке кадров в области функционирования экономики России в условиях ВТО9.

Прорывом и сдвигом  с мертвой точки в проблеме обеспеченности кадрами на пороге вступления в ВТО явилось то, что в 2006 году ВАВТ уже объявила об открытии новой  эксклюзивной учебной программы  подготовки консультантов по ВТО. По мнению преподавателей ВАВТ, в свете грядущего вступления России в ВТО необходимость в таких специалистах будет очень велика: уже сейчас в деловом языке появилось множество новых терминов, понятий и специализированных выражений, требующих специальных знаний, которых многим российским управленцам не хватает.

Суть нового образовательного курса ВАВТ заключается в подготовке специалистов, способных содействовать  росту конкурентоспособности российских предприятий в рамках правил ВТО. Занятия ведутся профессорами академии, консультантами по проблемам функционирования международных организаций. Один из ведущих преподавателей курса –  профессор Ипполит Дюмулен, автор терминологического справочника "ВТО от А до Я", в которой подробнейшим образом рассмотрены абсолютно все термины и понятия, связанные с ВТО10.

Особо следует отметить и  недостаток информации относительно вступления России в ВТО для населения  страны. Фондом общественное мнение проводился опрос в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. В  нем приняли участие 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

По данным опроса, проведенного Фондом общественное мнение (ФОМ), почти  половина россиян (46%) не знают о существовании  Всемирной торговой организации (ВТО), но при этом треть граждан РФ поддерживают идею вступления России в эту организацию (рис.2.4). 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис.2.4. Знаете ли вы, что-то слышали или слышите сейчас впервые о ВТО? Источник: Официальный сайт Всемирной  торговой организации [режим доступа] -  www.wto.org

 

По информации, в ходе опроса 46% респондентов заявили, что  «впервые слышат» о такой организации, хотя этот показатель и меньше по сравнению  с результатами исследования, проведенного в 2004 году, когда неосведомленных  набралось 55%.

По мнению экспертов ФОМ, это связано с проведением  саммита «большой восьмерки» в Петербурге, в преддверии которого часто поднималась  тема присоединения России к ВТО.

Уверенно заявили, что  знают о ВТО, 21% опрошенных. Еще 27% признались, что «что-то слышали» о  ней. Затруднились с ответом 6% (рис.2.5)


Рис. 2.5. ВТО - это всемирная торговая организация. Знаете ли вы, что-то слышали или слышите сейчас впервые о том, что Россия готовится к вступлению во всемирную торговую организацию (ВТО)? Источник: Официальный сайт Всемирной  торговой организации [режим доступа] -  www.wto.org

В то же время тех, кто  считает, что намерение России вступить в ВТО будет полезно для  страны, набралось 29%. Как отмечается в сообщении ФОМ, два года назад  положительную оценку этому дали 41% участников опроса. О том, что это  принесет "больше вреда", заявили 16% (в 2004 году - 15%). При этом больше половины (55%) опрошенных затруднились ответить на этот вопрос (рис.2.6).


 

Рис. 2.6 Как вы думаете, в целом для России вступление в ВТО принесет больше пользы или больше вреда? Источник: Официальный сайт Всемирной  торговой организации [режим доступа] -  www.wto.org

 

Как видно из полученных данных, помимо кадровых «пробелов», существует и огромный информационный пробел в  проблеме вступления России в ВТО. Данные проблемы необходимо срочно решать, иначе  невозможно осуществить задуманное.

Таким образом, можно сделать вывод, что Россия, несомненно, по всем параметрам занимает равное место среди наиболее значительных государств, желающих вступить в ВТО.  Несмотря на то, что России, безусловно, удалось сдвинуться в этом отношении с «мертвой точки», процесс ее превращения в полноправного участника международных экономических отношений со статусом мировой державы еще потребует значительных усилий. Трудности, с которыми придется столкнуться России в этом направлении очевидны, равно как и ее способность преодолеть эти трудности.

Преимущества  и перспективы России от вступления в ВТО

 

Анализируя вышеперечисленные  основные проблемы, связанные с процессом  вступления России в ВТО, можно определить и определенные преимущества от вступления, определить перспективы российской экономики.

Выгоды ВТО для экономики  страны в целом можно представить  следующим образом:

Повышение доходов. Невозможно провести четкую грань между воздействием свободной торговли на потребителей, производителей и государство. Так, понижение торговых барьеров способствует росту торговли, что приводит к  повышению как государственных, так и личных доходов. Повышение  государственного дохода за счет деятельности успешных экспортеров позволяет  перераспределить получаемые дополнительные ресурсы и помочь другим компаниям, сталкивающимся с иностранной конкуренцией, повысить производительность, расширить  масштабы производства, улучшить свою конкурентоспособность или же переключиться  на новые виды деятельности

Повышение занятости. Развитие торговли ведет в долгосрочной перспективе к повышению занятости, особенно в экспортных отраслях экономики. Однако в краткосрочной перспективе потери рабочих мест в результате конкуренции отечественных предприятий с импортными производителями практически неизбежны11.

Протекционизм не может решить эту проблему. Напротив, повышение  торговых барьеров вызывает снижение эффективности производства и качества отечественной продукции, что при  ограничении импорта приводит к  повышению цен на нее и негативно  отражается на объемах продаж, а  в конечном итоге и на количестве рабочих мест. Подобная ситуация сложилась, к примеру, в США в 1980-е гг., когда  были введены жесткие ограничения  на импорт японских автомобилей. И наоборот, либерализация рынка ЕС создала  как минимум 300 тысяч новых рабочих  мест в странах Сообществ. В экспортных отраслях США заняты как минимум 12 миллионов рабочих; в металлургии России из около 1 миллиона занятых 600 тысяч также работают на экспорт.

Разумное использование  защитных мер и эффективная схема перераспределения дополнительного государственного дохода могут помочь стране преодолеть трудности периода адаптации к системе свободной торговли.

Повышение эффективности  внешнеэкономической деятельности. Применение принципов ВТО позволяет повысить эффективность внешнеэкономической деятельности государства за счет, прежде всего, упрощения системы таможенных пошлин и других торговых барьеров. Как следствие, предсказуемость и прозрачность экономики привлекают партнеров и повышают товарооборот. Недискриминационный подход, прозрачность, большая определенность условий торговли и их упрощение – все это способствует понижению расходов компаний, оптимизации их деятельности и созданию благоприятного климата для торговли и инвестиций.

В свою очередь, приток капитала в страну, в частности, в форме  прямых иностранных инвестиций, создает  дополнительные рабочие места и  повышает благосостояние населения  в целом.

Информация о работе Системный анализ вступления России в ВТО