Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:04, курсовая работа
Вступление стран мира во Всемирную торговую организацию (ВТО) и игра по ее правилам - это вызовы XXI века, которые Россия не может не принять, чтобы не потерять потенциально конкурентоспособные отрасли нашей страны и активизировать международное сотрудничество с другими странами.
Вступление России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО) – один из центральных вопросов экономической политики. Об актуальности исследования ряда проблем, связанных с вступлением России в ВТО говорит то, что обсуждение данного вопроса в прессе, а часто и среди профессионалов, фокусируется на узком круге вопросов, связанных с выбором конкретных условий вступления, а именно определения тарифов и субсидий по отдельным товарам или группам товаров.
Введение 3
Понятия, цели и принципы ВТО 4
История создания ВТО 7
Порядок вступления и основные этапы переговорного процесса Рос- 9
сии и ВТО на современном этапе 9
Анализ проблем вступления России в ВТО 10
Преимущества и перспективы России от вступления в ВТО 25
Заключение 28
Список используемой литературы и других источников 29
Индекс промышленного производства в регионах-лидерах и аутсайдерах в 2008 г. (2000 г. =100)
"Лидеры" –2008 |
2008 к 2000, % |
"Лидеры" – 2007 |
2007 к 2000, % |
Ненецкий АО |
377 |
Ненецкий АО |
87 |
Ленинградская область |
198 |
Респ. Саха (Якутия) |
77 |
Калининградская область |
191 |
Ямало-Ненецкий АО |
75 |
Сахалинская область |
184 |
Респ. Хакасия |
70 |
Белгородская область |
164 |
Вологодская область |
68 |
Московская область |
133 |
Томская область |
68 |
Ростовская область |
123 |
Респ. Татарстан |
66 |
Респ. Татарстан |
123 |
Липецкая область |
64 |
Оренбургская область |
111 |
Белгородская область |
62 |
Липецкая область |
109 |
Мурманская область |
59 |
Вологодская область |
106 |
Самарская область |
58 |
Тюменская область |
103 |
Ханты-Мансийский АО |
58 |
Ханты-Мансийский АО |
102 |
Красноярский край |
58 |
РФ |
82 |
РФ |
48 |
"Аутсайдеры" -2008 |
"Аутсайдеры" -2007 |
||
Ивановская область |
53 |
Респ. Чувашия |
30 |
Кировская область |
51 |
Пензенская область |
30 |
Респ. Карачаево-Черкесия |
51 |
г. Москва |
29 |
Псковская область |
50 |
Респ. Калмыкия |
28 |
Воронежская область |
50 |
Респ. Мордовия |
28 |
Хабаровский край |
48 |
Хабаровский край |
28 |
Камчатская область |
46 |
Брянская область |
27 |
Респ. Северная Осетия |
45 |
Ивановская область |
27 |
Магаданская область |
43 |
Псковская область |
27 |
Курганская область |
40 |
Респ. Адыгея |
26 |
Респ. Алтай |
40 |
Респ. Кабардино-Балкария |
26 |
Амурская область |
37 |
Респ. Алтай |
26 |
Читинская область |
36 |
Респ. Карачаево-Черкесия |
23 |
Еврейская авт.область |
24 |
Респ. Дагестан |
16 |
Респ. Калмыкия |
22 |
Еврейская авт.область |
16 |
Источник: Халевинская Е.Д., Вавилова Е.В. ВТО и российские интересы. – М.: Магистр, 2009. – С.145.
Это означает, что при
возможных неблагоприятных
Вхождение в ВТО неизбежно активизирует развитие большинства проявлений глобализационного процесса: рост внешнеторгового оборота, приток иностранных инвестиций и др.
Для «открытых» регионов, включенных в мировой обмен (преимущественно экспортно-сырьевых и транзитных, менее четверти субъектов РФ, треть населения страны), вступление в ВТО мало что меняет (кроме Москвы и Санкт-Петербурга, в которых развиты относящиеся к группе риска банковский и страховой бизнес).
Регионы со специализацией
на отраслях группы риска, за исключением
Самарской области, относятся к
группам с низкой или ниже средней
покупательной способностью доходов,
для которых характерна наиболее
сильная реакция на ухудшение
экономической ситуации. Для существенных
изменений регионального
Кадровые и информационные проблемы при вступлении России в ВТО. Вступая в ВТО, Россия стоит на пороге судьбоносного для неё решения, либо это приведет к выходу из своего глубокого экономического кризиса, либо, этот шаг может оказаться неверным, и Россия постепенно окажется в процессе усугубления этого кризиса. Среди множества негативных последствий, наступающих с момента вступления России в ВТО, особое место занимает проблема кадрового характера.
Это обусловлено тем, что специалистов по вопросам деятельности ВТО в России, в настоящее время, катастрофически мало, особенно среди молодежи, тогда как потребность в них большая и в перспективе будет увеличиваться, в частности, в связи с созданием в будущем национальных информационно-консультационных центров в соответствии с положениями ряда соглашений ВТО и для работы в ее Секретариате
Следовательно, необходимо как можно скорее начать комплексную работу по подготовке таких специалистов, способных со знанием дела знакомить с правилами ВТО российских предпринимателей, преподавателей и студентов, экономических и отраслевых вузов, а также зарубежных представителей с выполнением этих правил в России.
Особого внимания требует подготовка специалистов-международников (на базе высшего образования), для которых ВТО является или станет основой их профессиональной деятельности. Поэтому Министерству экономического развития и торговли и другим федеральным агентствам, службам и совместно с Академией внешней торговли следовало бы определить общее количество таких специалистов в краткосрочной и долгосрочной перспективе; формы и сроки их подготовки, основные направления и содержание их специализации.
Было бы целесообразным отметить
важную роль Всероссийской академии
внешней торговли в подготовке высококвалифицированных
кадров в области ВТО. Академия внешней
торговли давно ведет обучение по
проблемам ВТО и на первом, и на втором
образовании, предлагая несколько программ.
Есть одно- и двухдневные семинары, по
восемь и шестнадцать академических часов.
Есть программа в сто академических часов,
после чего участники получают свидетельство
о повышении квалификации государственного
образца. А по окончании самой большой
программы в пятьсот академических часов
участники получают диплом профессиональной
переподготовки. И, тем не менее, ВАВТ,
МГИМО и еще ряд вузов, занимающихся подготовкой
по требуемой специальности, совершенно
не справляются с таким объемом. В связи
с этим целесообразно было бы объединить
усилия ВАВТ и Высшей школы экономики
для создания структуры под условным названием
«Информационно-
Прорывом и сдвигом с мертвой точки в проблеме обеспеченности кадрами на пороге вступления в ВТО явилось то, что в 2006 году ВАВТ уже объявила об открытии новой эксклюзивной учебной программы подготовки консультантов по ВТО. По мнению преподавателей ВАВТ, в свете грядущего вступления России в ВТО необходимость в таких специалистах будет очень велика: уже сейчас в деловом языке появилось множество новых терминов, понятий и специализированных выражений, требующих специальных знаний, которых многим российским управленцам не хватает.
Суть нового образовательного
курса ВАВТ заключается в подготовке
специалистов, способных содействовать
росту конкурентоспособности
Особо следует отметить и недостаток информации относительно вступления России в ВТО для населения страны. Фондом общественное мнение проводился опрос в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. В нем приняли участие 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
По данным опроса, проведенного Фондом общественное мнение (ФОМ), почти половина россиян (46%) не знают о существовании Всемирной торговой организации (ВТО), но при этом треть граждан РФ поддерживают идею вступления России в эту организацию (рис.2.4).
|
Рис.2.4. Знаете ли вы, что-то слышали или слышите сейчас впервые о ВТО? Источник: Официальный сайт Всемирной торговой организации [режим доступа] - www.wto.org
По информации, в ходе опроса 46% респондентов заявили, что «впервые слышат» о такой организации, хотя этот показатель и меньше по сравнению с результатами исследования, проведенного в 2004 году, когда неосведомленных набралось 55%.
По мнению экспертов ФОМ, это связано с проведением саммита «большой восьмерки» в Петербурге, в преддверии которого часто поднималась тема присоединения России к ВТО.
Уверенно заявили, что знают о ВТО, 21% опрошенных. Еще 27% признались, что «что-то слышали» о ней. Затруднились с ответом 6% (рис.2.5)
|
Рис. 2.5. ВТО - это всемирная торговая организация. Знаете ли вы, что-то слышали или слышите сейчас впервые о том, что Россия готовится к вступлению во всемирную торговую организацию (ВТО)? Источник: Официальный сайт Всемирной торговой организации [режим доступа] - www.wto.org
В то же время тех, кто считает, что намерение России вступить в ВТО будет полезно для страны, набралось 29%. Как отмечается в сообщении ФОМ, два года назад положительную оценку этому дали 41% участников опроса. О том, что это принесет "больше вреда", заявили 16% (в 2004 году - 15%). При этом больше половины (55%) опрошенных затруднились ответить на этот вопрос (рис.2.6).
|
Рис. 2.6 Как вы думаете, в целом для России вступление в ВТО принесет больше пользы или больше вреда? Источник: Официальный сайт Всемирной торговой организации [режим доступа] - www.wto.org
Как видно из полученных данных, помимо кадровых «пробелов», существует и огромный информационный пробел в проблеме вступления России в ВТО. Данные проблемы необходимо срочно решать, иначе невозможно осуществить задуманное.
Таким образом, можно сделать вывод, что Россия, несомненно, по всем параметрам занимает равное место среди наиболее значительных государств, желающих вступить в ВТО. Несмотря на то, что России, безусловно, удалось сдвинуться в этом отношении с «мертвой точки», процесс ее превращения в полноправного участника международных экономических отношений со статусом мировой державы еще потребует значительных усилий. Трудности, с которыми придется столкнуться России в этом направлении очевидны, равно как и ее способность преодолеть эти трудности.
Анализируя вышеперечисленные основные проблемы, связанные с процессом вступления России в ВТО, можно определить и определенные преимущества от вступления, определить перспективы российской экономики.
Выгоды ВТО для экономики страны в целом можно представить следующим образом:
Повышение доходов. Невозможно провести четкую грань между воздействием свободной торговли на потребителей, производителей и государство. Так, понижение торговых барьеров способствует росту торговли, что приводит к повышению как государственных, так и личных доходов. Повышение государственного дохода за счет деятельности успешных экспортеров позволяет перераспределить получаемые дополнительные ресурсы и помочь другим компаниям, сталкивающимся с иностранной конкуренцией, повысить производительность, расширить масштабы производства, улучшить свою конкурентоспособность или же переключиться на новые виды деятельности
Повышение занятости. Развитие торговли ведет в долгосрочной перспективе к повышению занятости, особенно в экспортных отраслях экономики. Однако в краткосрочной перспективе потери рабочих мест в результате конкуренции отечественных предприятий с импортными производителями практически неизбежны11.
Протекционизм не может решить эту проблему. Напротив, повышение торговых барьеров вызывает снижение эффективности производства и качества отечественной продукции, что при ограничении импорта приводит к повышению цен на нее и негативно отражается на объемах продаж, а в конечном итоге и на количестве рабочих мест. Подобная ситуация сложилась, к примеру, в США в 1980-е гг., когда были введены жесткие ограничения на импорт японских автомобилей. И наоборот, либерализация рынка ЕС создала как минимум 300 тысяч новых рабочих мест в странах Сообществ. В экспортных отраслях США заняты как минимум 12 миллионов рабочих; в металлургии России из около 1 миллиона занятых 600 тысяч также работают на экспорт.
Разумное использование защитных мер и эффективная схема перераспределения дополнительного государственного дохода могут помочь стране преодолеть трудности периода адаптации к системе свободной торговли.
Повышение эффективности
внешнеэкономической
В свою очередь, приток капитала в страну, в частности, в форме прямых иностранных инвестиций, создает дополнительные рабочие места и повышает благосостояние населения в целом.
Информация о работе Системный анализ вступления России в ВТО