Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 21:28, реферат
Казахстан преодолел 20-летний рубеж.
Перед страной открыты новые перспективы. Однако вот уже несколько лет в мире неспокойно. Кризис на глобальном уровне не преодолен, и мировое сообщество находится в состоянии напряженной турбулентности.
В условиях Единого экономического пространства, предусматривающего создание общего рынка трудовых ресурсов, важна координация деятельности по созданию национальных систем квалификаций в трех странах.
Поручение 6
Правительству РК до 1 июля 2013 года:
- разработать и принять План поэ
- активизировать работу по созданию независимой системы подтверждения квалификации для выпускников ВУЗов и колледжей.
c) Профилактика,
предупреждение и
Сегодня в Казахстане недостаточно
развиты механизмы
Конечно, не бывает идеального бесконфликтного общества, но, тем не менее, мы обязаны стремиться к тому, чтобы минимизировать такие риски.
Во-первых, сегодня надо усилить контроль и обеспечение безопасности труда на производстве.
Государственная инспекция по труду в соответствии с законодательством может осуществлять контроль по заявлению работников или в плановом порядке, предупредив работодателя за месяц вперед.
Актуальность и фактор внезапности при такой проверке теряется, что нередко дает работодателям лазейку создавать видимость соблюдения условий труда.
Такой порядок не соответствует требованиям ратифицированной Казахстаном Конвенции МОТ «Об инспекции труда в промышленности и торговле».
Почему я говорю об этой проблеме? Это не просто технический вопрос. Это жизни людей!
Ведь в результате несчастных случаев, нарушений безопасности, отсутствия дисциплины страдают люди в самом трудоспособном возрасте. А у них есть семьи, дети. Поэтому здесь надо навести порядок.
Во-вторых, недостаточна правовая ответственность за провоцирование социально-трудовой конфликтности.
Нередко его стороной становится трудовой коллектив, спровоцированный намеренным ухудшением условий труда, срывом производственного процесса, задержками выплаты заработной платы и т. д.
В то же время ни в Трудовом, ни в Административном, ни в Уголовном кодексах нет статей об ответственности за провоцирование трудовых конфликтов со стороны работодателей, должностных и иных лиц.
Принуждение к забастовке,
как и несвоевременность
ПОРУЧЕНИЕ 7
Правительству РК до конца 2012 года внести предложения:
- об изменениях и дополнениях в Закон РК «О государственном контроле и надзоре» и Трудовой кодекс в части проведения проверок на предприятиях в соответствии с ратифицированной Конвенцией МОТ;
- о включении в Трудовой, Административный и Уголовный кодексы положений об ответственности за умышленное провоцирование трудовой конфликтности;
- об усилении административной и уголовной ответственности за возбуждение социальной вражды, принуждение к забастовке, несвоевременную выплату зарплаты, невыполнение коллективных договоров и другие правонарушения.
В-третьих, необходимо выстроить эффективный многоуровневый механизм регулирования противоречий в сфере трудовых отношений.
В качестве основных причин трудовых конфликтов можно назвать две: первая - отчужденность работников от вопросов управления предприятиями, вторая - слабость механизмов внесудебного урегулирования споров и конфликтов.
Здесь надо использовать опыт ряда развитых
стран, на предприятиях которых действуют производстве
В них входят представители рабочих и персонала, а также профессиональных союзов. Как правило, на них решаются многие вопросы состояния и улучшения условий труда, рассматриваются различные социально-бытовые вопросы работников.
Следует отметить, что «народное IPO»,
которое даст возможность работникам
стать миноритариями предприяти
Сейчас начался процесс
Правительству РК совместно с Фондом национального благосостояния «Самрук-Казына» надо провести масштабный анализ первого опыта «народного IPO», предусмотрев регулярное проведение предварительного экономического и юридического аудита акционируемых национальных компаний и доведение их результатов до потенциальных миноритариев.
Сегодня надо усилить работу по созданию и использованию структур и процедур медиации, в том числе в сфере трудовых отношений.
Структуры медиации надо создавать в национальных и крупных частных компаниях. В США, Австралии и других странах до трети всех споров урегулируются до судебного вмешательства исключительно в рамках процедур медиации.
Со стороны государства сейчас
важны инициативные шаги, которые
позволят внедрить систему внесудебного
разрешения споров и конфликтов, в
том числе и в сфере социально-
ПОРУЧЕНИЕ 8
Правительству РК до конца 2012 года:
- совместно с Фондом национального благосостояния «Самрук-Казына» провести масштабный анализ первого опыта «народного IPO», предусмотрев регулярное проведение предварительного экономического и юридического аудита акционируемых национальных компаний и доведение их результатов до потенциальных миноритариев;
- обеспечить принятие подзаконно
- инициировать проведение Национ
- В-четвертых, необходимо провести модернизацию профсоюзных институтов.
Одним из основных партнеров государства в вопросах совершенствования трудовых отношений выступают профсоюзы. Вместе с тем нынешний формат деятельности крупнейшего профцентра - Федерации профсоюзов Казахстана (ФПК) не соответствует требованиям времени, так как он строится по отраслевому принципу «советского образца».
Существенным проблемным моментом является неэффективное законодательство о профессиональных союзах. В нем неясно изложены положения о коллективных договорах, об ответственности сторон за их выполнение.
Поэтому сейчас требуются решительные шаги по модернизации профсоюзного движения, прежде всего ФПК.
ПОРУЧЕНИЕ 9
Правительству РК до конца 2012 года провести комплексный анализ законодательства о профессиональных союзах и разработатьзаконопроект о его изменениях.
Социальная модернизация в Казахстане, и я в этом убежден, должна быть прежде всего направлена на повышение качества жизни всех казахстанцев, сокращение числа бедных и недопущение социальной маргинализации.
Это тем более важно, что к 2020 году произойдет не только рост экономики, но и масштабное изменение социальной структуры. В частности, доля малого и среднего бизнеса в ВВП составит 40%. В структуре занятости доля квалифицированных специалистов также достигнет 40%.
Иными словами в стране формируется массовый средний класс.
Сегодня в Казахстане имеются потенциал и экономические предпосылки для того, чтобы установить определенные социальные стандарты качества жизни, в том числе гарантируемые государством.
При этом я хочу подчеркнуть, что каждому казахстанцу надо начать с себя: со своего дома, города и аула, задуматься о своем здоровье и образе жизни. Без этого никакое новое качество жизни не придет.
Каждый аул и город должен стать образцом чистоты, благоустроенности, порядка. А каждый казахстанец - трудолюбивым и бережливым хозяином, чтобы беречь и приумножать то, что у него есть.
Ведь почему, например, Европа живет богато? Потому что там с давних времен научились искусству бережливости. А у нас часто хотят друг другу, как говорится, пыль в глаза пускать. Какая уж тут бережливость!
В целях недопущения социальной маргинализации и последовательного повышения качества жизни целесообразно разработать соответствующее законодательство о социальных стандартах и гарантиях.
Такой закон в первую очередь
должен содержать обоснованные минимальные
ключевые параметры и индикаторы
качества жизни, включая уровень
заработной платы, пенсий и пособий,
объем гарантированных медицинс
Казахстанский стандарт качества жизни должен выполняться повсеместно - и в крупном городе, и в отдаленном ауле.
Следует повысить ответственность за выполнение параметров социального стандарта не только отечественного, но и иностранного бизнеса, работающего в Казахстане.
И законодатели должны создать для этого соответствующие правовые рамки. Частная форма бизнеса не дает права устанавливать свои «законы».Поэтому важно законодательно определить степень ответственности должностных лиц, работодателей за нарушения данных стандартов.
ПОРУЧЕНИЕ 10
Правительству РК до 1 июля 2013 года детально изучить и внести предложения по внедрению минимальных социальных стандартов и гарантий.
a) Стандарт жилищных условий: доступность и комфорт
Жилье, дом, квартира - для каждого казахстанца - это первостепенный вопрос, это та прочная основа личной жизни и хорошего климата в семье, без которой благополучие и производительный труд просто невозможны.
Поэтому по моему поручению уже реализуются новые масштабные программы «Доступное жилье-2020» и «Модернизация ЖКХ».
Важно совершенствовать законодательство в целях развития рынка арендного жилья.
Надо стимулировать создание специализированных компаний по управлению государственным жилищным арендным фондом, а также обеспечить защиту прав долгосрочных арендаторов путем разработки типовых контрактов. Все договоры арендного найма должны быть прозрачными и понятными. Важно оптимизировать процесс сбора документов на получение арендного жилья.
Нужны новые импульсы для расширения
объемов индивидуального
Здесь возможно введение налоговых льгот, облегченные условия кредитования для тех, кто желает и в состоянии строить собственный дом.
Представляется необходимым
В рамках модернизации ЖКХ важно сформировать единую общенациональную базу данных о состоянии сетей и объектов коммунального сектора. В каждом регионе надо разработать планы по модернизации коммунальных сетей.
Акимы должны держать эту работу на постоянном контроле. Нужно разработать и внедрить гарантированные стандарты водоснабжения и канализации, подачи электроэнергии и тепла, а также других коммунальных услуг.
В Программу модернизации ЖКХ следует включить мероприятия по формированию «эффективного собственника».
Важно, чтобы каждый собственник квартир реально участвовал в процессе управления домами и ощущал выгоды от этой программы.
ПОРУЧЕНИЕ 11
Правительству РК до конца 2012 года разработать и внести предложения по дальнейшему развитию рынка арендного жилья и стимулированию индивидуального жилищного строительства.
b) Дальнейшие
шаги по модернизации
В системе образования в целом
задействовано около трети
Поэтому одним из ключевых факторов успеха всего модернизационного процесса является успешность обновления национальной системы образования.
Модернизация системы
1) оптимизация образовательных учреждений;
2) модернизация учебно-
3) повышение эффективности и
доступности образовательных
В рамках оптимизации необходимо укрепить
непрерывную вертикаль
При этом нельзя допускать существенных разрывов в качестве образовательных услуг, предоставляемых частными и государственными учреждениями образования.
Информация о работе Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда