Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 21:28, реферат

Описание работы

Казахстан преодолел 20-летний рубеж.
Перед страной открыты новые перспективы. Однако вот уже несколько лет в мире неспокойно. Кризис на глобальном уровне не преодолен, и мировое сообщество находится в состоянии напряженной турбулентности.

Работа содержит 1 файл

соц.модерн.РК.doc

— 211.50 Кб (Скачать)

Система образования должна оставаться общенациональной.

Во-первых, надо принять меры по повышению качества директорского корпуса в системе среднего образования.

Во-вторых, надо наладить контроль за соблюдением государственных образовательных стандартов в частных школах, колледжах и вузах, включая международные.

В-третьих, важно провести процесс оптимизации вузов. В Казахстане действуют 146 вузов. Многие не обеспечивают надлежащего качества выпуска специалистов.

Необходимо Правительству совместно с Министерством труда и социальной защиты населения ввести практику разработки и опубликованияПятилетнего Общенационального Прогноза казахстанского рынка труда. Такой документ станет путеводителем для выпускников казахстанских школпри выборе профессий.

Также следует провести ревизию  всех действующих вузов и по ее итогам оптимизировать их число путем  объединения или упразднения  отдельных учреждений.

В-четвертых, важно развивать дуальное профессиональное образование. Необходимы современные центры прикладных квалификаций, которые позволят преодолеть дефицит кадров массовых профессий. 

 

ПОРУЧЕНИЕ 12 

 

1. Правительству  РК продолжить работу по оптимизации числа вузов и отзыву лицензий у образовательных учреждений, не обеспечивающих качественной подготовки кадров.

2. Министерству  труда и социальной защиты  населения совместно с Министерством  образования и науки, начиная с 2014 года, обеспечить разработку пятилетних прогнозов развития рынка труда. 

 

Сегодня в казахстанской образовательной  системе недостаточно внимание к практической стороне учебного процесса, слабо учитываются индивидуальные особенности учащихся.

Остро стоит вопрос недостаточности  таких приемов духовно-нравственного  воспитания детей, подростков и молодежи, которые бы нацеливали на решение индивидуальных задач их взросления и успешной социализации.

По существу, весь учебно-воспитательный процесс базируется на устаревших методиках. Такая важная составляющая учебно-воспитательного  процесса, как исторические знания, абсолютно не настроена на решение задач становления личности, гражданина и патриота. Реальность такова, что учащиеся считают предмет истории Казахстана «скучным», «не интересным», «запутанным».

Показательно, что в ходе ЕНТ  в 2012 году многие претенденты на получение  медали «Алтын белгi» «срезались» именно на «обидных» вопросах по отечественной истории.

В школьных курсах есть программы  основ военной подготовки, обеспечения  безопасности жизни, построенные во многом как реликты советской  системы образования.

В то же время нет инновационных курсов, которые необходимы учащимся уже сегодня.

Где, например, такие актуальные предметы, как «Казахстанское право» (его отсутствие ведет к правовому нигилизму и безграмотности молодежи),«Краеведение» (а ведь любовь к малой родине - это основа патриотизма), «Акмеология», методики достижения личного успеха, социализации личности?

Их отсутствие ведет к социальному инфантилизму значительной части молодежи, неумению адаптироваться во взрослой жизни и т. д.

Часть молодежи легко становится «добычей» религиозных сект, экстремистов, наркоманствующих и криминальных групп. Главная причина всего этого -социальный инфантилизм, неумение стать взрослым и зрелым гражданином, который сам отвечает за свою жизнь и благосостояние своей семьи.

Поэтому сегодня важно в корне изменить учебно-воспитательный процесс.

Актуальным остается вопрос о доступности образовательных услуг.

В этом плане необходимо развивать  интерактивные формы дополнительного  обучения.

Однако поставленная мною задача по развитию интерактивного образования, к сожалению, воспринята и реализуется узко. Использование интерактивных досок - это далеко не все интерактивное образование.

Современное онлайн-обучение должно включать проведение факультативных интерактивных  курсов как в режиме непосредственного интернет-общения педагога и обучаемых, так и в форме специально разработанных интерактивных учебных программ и игр.

Естественную тягу «поколения-онлайн»  к Интернету мы должны использовать и направлять в позитивное русло, организуя интерактивные олимпиады, учебные турниры и т. п.

Важным вопросом является расширение доступа к программе «Болашак»  талантливой молодежи из всех регионов страны и особенно сельской местности.  

 

ПОРУЧЕНИЕ 13 

 

Министерству  образования и науки РК:

- начиная с 2013-2014 учебного года предусмотреть расширение использования интерактивных форм обучения в учебном процессеобщеобразовательных школ и внедрение специальных учебных программ онлайн-обучения;

- провести анализ учебных планов, учебников и учебных пособий по истории Казахстана, осуществить меры по изменению содержания и формата преподавания истории Казахстана в учебных заведениях;

- внести предложения  по внедрению в средних, технических  и профессиональных, высших учебных  заведениях обязательных учебных курсов «Основы акмеологии, личного и социального успеха», «Казахстанское право», «Краеведение».  

 

c) Модернизация  здравоохранения и здоровый образ  жизни

Для каждого казахстанца высшая ценность - его здоровье.

Поэтому все годы Независимости  я уделяю пристальное внимание здоровью народа. Эта тема всегда на моем контроле.

В результате построено около 700 новых  объектов здравоохранения, обновлен парк медицинского оборудования. Принят Кодекс «О здоровье народа и системе здравоохранения», реализуется Государственная программа «Саламатты Қазақстан».

За последние 10 лет на 25% увеличилась  рождаемость, на 11% снизилась общая  смертность населения.

За это же время финансирование системы здравоохранения возросло более чем в 10 раз (с 1,9% в 2002 году до 3,1% от ВВП в 2011 году).

В стране создаются все условия  для развития высоких медицинских  технологий. В 2011 году осуществлено более 8 тыс. оперативных вмешательств на сердце. Функционирует около 180 телемедицинских  центров.

В то же время только в 2011 году более 2 тыс. граждан обращались с жалобами на качество медицинской помощи, нарушение правил оказания гарантированной бесплатной медицинской помощи в регионах.

Имеются случаи врачебных ошибок, ведущих к увечьям и гибели пациентов, судебных исков по данному поводу.

Необходимо повысить ответственность  местных исполнительных органов  за проведение эффективной политики здравоохранения, разработать меры по обеспечению правовой и финансовой защиты на случай возникновения врачебных  ошибок.

С другой стороны, есть вопрос об ответственности  за здоровье самих людей. Если бы казахстанцы, особенно мужчины, вовремя лечились, то их средний возраст жизни повысился. Однако многие халатно относятся к своему здоровью, по сути, не хотят быть здоровыми.

Свое личное здоровье надо формировать прежде всего самому человеку. И принимаемые государством меры будут иметь в тысячу раз больший эффект, если забота о здоровье станет делом каждой семьи.

Перспективный вопрос модернизации - развитие такой формы страховой медицины, при которой ответственность за здоровье разделяют три стороны: человек, его работодатель и государство.

Проблемным вопросом является регистрация  в стране большого количества лекарственных  средств. Необходимо принятие комплекса  мер по повышению «лекарственной» грамотности населения. 

 

ПОРУЧЕНИЕ 14 

 

Правительству РК:

- до 1 июля 2013 года проработать вопрос о введении обязательного страхования профессиональной ответственности врачей за причинение ущерба здоровью гражданина при отсутствии небрежного или халатного отношения со стороны медицинского работника;

- до конца 2012 года внедрить действенные механизмы повышения уровня осведомленности населения в отношении применения лекарственных средств. 

 

Каждый казахстанец должен понять, что без здорового образа жизни, без умеренного питания, без движения и спорта долго прожить невозможно.

Это суровая правда жизни. И если мы хотим, чтобы средняя продолжительность жизни в Казахстане была как в Европе, то надо задуматься о своем здоровье.

Следует последовательно создать условия для развития активного отдыха, физкультуры и массового спорта, в каждом населенном пункте, в том числе в сельской местности, а также в каждом учреждении и на предприятии. Надо расширять внеурочные занятия и секции физической культуры в учебных заведениях страны. 

 

ПОРУЧЕНИЕ 15 

 

1. Правительству РК до конца 2012 года обеспечить внедрение механизмов финансирования из внебюджетных средств внеурочных спортивных секций для школьников.

2. Правительству РК совместно с Агентством по делам спорта и физической культуры разработать новые формы сотрудничества с неправительственными организациями, общественными объединениями через систему государственного социального заказа.  

 

Среди казахстанских болельщиков  было позитивно воспринято участие  Казахстана в Континентальной хоккейной лиге.

Каждая игра столичного «Барыса» вызывает общенародный резонанс. Мальчишки целыми классами идут на хоккей.

Эту практику надо расширять и на другие виды спорта.

Надо изучить возможности участия  казахстанских команд в высших лигах чемпионатов зарубежных стран. Например, в футболе.

Но самое главное, еще раз  повторюсь, - это личное отношение  самого человека к своему здоровью и образу жизни.

Здесь заставить никого невозможно. Это должен быть осознанный личный выбор.

Сегодня также необходимо предложить модель новой эффективной системы развития Национальной лотереи. 

 

ПОРУЧЕНИЕ 16 

 

1. Агентству по делам спорта и физической культуры:

- предложить модель  новой эффективной системы развития Национальной лотереи;

- внести предложения по расширению участия казахстанских команд в высших лигах чемпионатов зарубежных стран (по разным видам спорта).

2. Агентству по делам спорта и физической культуры совместно с Министерством культуры и информации внести предложение о создании специализированного спортивного телевизионного канала.

3. Агентству по делам спорта и физической культуры совместно с Министерством образования и науки внести предложения по развитию студенческого и детско-юношеского спорта и создания студенческих и юношеских клубов накануне зимней Универсиады-2017 в Алматы. 

 

d) Развитие  системы социальной защиты и  адаптации населения

Зримым результатом развития здравоохранения  становится рост продолжительности  жизни казахстанцев, а значит - увеличение числа людей пенсионного, но трудоспособного возраста.

Сейчас ряд стран пересматривает подходы к пенсионному обеспечению  в сторону увеличения планки пенсионного  возраста. Следует обратить внимание на несинхронность пенсионного возраста в странах - участницах ЕЭП.

Необходимо развивать механизмы социализации граждан, относящихся к категории социально уязвимого населения.

Это, в первую очередь, инвалиды и  люди с ограниченными возможностями, члены многодетных семей, лица предпенсионного  возраста и т. д.

Причем главным подходом должна стать не опека государства, а создание таких условий, которые бы помогли этим гражданам обрести веру в себя, в свои возможности к социально полезному труду.

На этот счет необходимо специальное  законодательство, например, о социальных рабочих местах.

Важно создать систему непатерналистской поддержки многодетных семей и женщин, воспитывающих несовершеннолетних детей.

А то у нас некоторые «шустрые»  работодатели при приеме женщин на работу берут сразу два заявления - о приеме и об увольнении, на случай беременности. Это позор! 

 

ПОРУЧЕНИЕ 17 

 

1. Правительству РК до 1 сентября 2012 года:

- совместно с НДП «Нур Отан» проработать вопрос о разработке специального закона «О социальных рабочих местах»;

- в двухмесячный срок совместно с Национальной комиссией по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте РКпроработать вопросы о законодательной регламентации компенсаций родителям части расходов по оплате пребывания детей в детских садах, в зависимости от их числа в семье, предоставления женщинам, возобновляющим работу после отпуска по уходу за ребенком, возможности повысить квалификацию и получить новую востребованную специальность за государственный счет, внесении в Налоговый кодекс РК положения о льготах по подоходному налогу для многодетных семей и другие.

Информация о работе Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда