Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2011 в 10:18, реферат
Современный этап развития рыночной экономики в различных странах характеризуется активным вмешательством государства в экономические и социальные процессы, поскольку в условиях существования монополий, сильного влияния профсоюзов не происходит автоматического саморегулирования рынка. При этом в силу ограниченности возможности применения административных методов наиболее часто используемым экономическим инструментом выступают финансы.
В развитии искусства, 
средств массовой информации, культуры 
и других сфер человеческой деятельности 
федеральный бюджет играет основную 
роль. 
Федеральный бюджет 
наделен неналоговыми и налоговыми 
доходами, поступлениями от целевых 
бюджетных фондов. 
Статьей доходов 
федерального бюджета являются налоговые 
доходы, к которым относятся: 
1) федеральные 
налоги и сборы, перечень и 
ставки указаны в налоговом 
законодательстве РФ, а пропорции 
их перераспределения в 
2) государственная 
пошлина в соответствии с 
3) таможенные 
пошлины, таможенные сборы и 
т. д. 
К налоговым 
доходам также относятся: 
1) доходы от пользования 
имуществом, которое находится в собственности 
у государства; 
2) доходы от 
платных услуг, которые 
3) доходы от 
реализации имущества, которое 
находится в собственности у 
государства; 
4) доходы от 
внешнеэкономической деятельности; 
5) доходы от 
реализации государственных 
6) прибыль Банка 
России – по нормативам, установленным 
федеральными законами; 
7) часть прибыли 
унитарных предприятий, 
Неналоговые доходы 
составляют около 12 %. Это доходы от 
государственной собственности, от 
внешнеэкономической 
Поступления от 
целевых бюджетных фондов – это около 
11 % (Федеральный экологический фонд, Федеральный 
дорожный фонд и т. д.). 
В соответствии 
с законодательством РФ, из федерального 
бюджета финансируются 
1) обеспечение 
деятельности Президента РФ, Центральной 
избирательной комиссии РФ, Федерального 
Собрания РФ, Счетной палаты РФ, федеральных 
органов исполнительной власти и их территориальных 
органов; 
2) национальная 
оборона и обеспечение 
3) функционирование 
федеральной судебной системы; 
4) осуществление 
международной деятельности в 
общефедеральных интересах; 
5) фундаментальные 
исследования и содействие 
6) государственная 
поддержка транспорта: железнодорожного, 
воздушного и морского; 
7) государственная 
поддержка атомной энергетики; 
8) ликвидация 
последствий чрезвычайных 
9) исследование 
и использование космического 
пространства; 
10) содержание учреждений, 
находящихся в федеральной собственности 
или в ведении органов государственной 
власти РФ; 
11) финансовая 
поддержка субъектов РФ; 
12) статистический 
учет; 
13) формирование 
федеральной собственности; 
14) компенсация 
государственным внебюджетным 
15) пополнение 
государственных запасов 
16) проведение 
выборов и референдумов в РФ; 
17) федеральная 
инвестиционная программа; 
Средства федерального 
бюджета используются для финансирования 
мероприятий регионального и 
местного назначения. 
Спецификой федерального 
бюджета является финансирование за 
счет себя общегосударственных расходов 
на оборону, международную деятельность, 
научные исследования. Федеральный бюджет 
финансирует 100 % общегосударственных 
расходов на оборону и международную деятельность, 
93 % – на научные исследования, 76 % – на 
правоохранительную деятельность, 89 % 
– на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных 
ситуаций и последствий стихийных бедствий. 
Федеральный бюджет 
– это инструмент межрегионального 
перераспределения 
Региональные 
бюджеты – центральное звено 
территориальных бюджетов, которые служат 
для финансового обеспечения задач, лежащих 
на государственных органах управления 
субъекта РФ. 
Целью региональных 
органов власти является обеспечение 
развития регионов, а также производственной 
и непроизводственной сфер на подведомственных 
территориях. 
В последнее 
время наблюдается 
Роль региональных 
бюджетов усиливается. 
С помощью региональных 
бюджетов государство проводит экономическую 
политику, выравнивая уровни экономического 
и социального развития территорий, которые 
в силу исторических, географических, 
военных и других условий отстали в своем 
экономическом и социальном развитии 
от других районов страны. Разрабатываются 
региональные программы, которые финансируются 
из региональных бюджетов. 
В соответствии 
с БК РФ, доходы: региональных бюджетов 
формируются за счет собственных 
и регулирующих доходов. 
Собственные доходы 
включают следующие региональные налоги 
и сборы: 
1) налог на 
имущество предприятий; 
2) налог на недвижимость; 
3) дорожный налог; 
4) транспортный 
налог; 
5) налог с 
продаж; 
6) налог на 
игорный бизнес; 
7) региональные 
лицензионные сборы. 
К собственным 
доходам относятся доходы от использования 
имущества, находящегося в собственности 
субъектов РФ, и доходы от платных услуг, 
оказываемых бюджетными учреждениями, 
находящимися в ведении органов государственной 
власти субъектов РФ. 
Регулирующие 
доходы – это отчисления от федеральных 
налогов и сборов, распределенных 
к зачислению в бюджеты субъектов 
РФ по нормативам, определенным федеральным 
законом о федеральном бюджете на очередной 
финансовый год, а также дотаций, субвенций, 
субсидий и трансфертов, полученных за 
счет средств федерального бюджета. 
Основные направления 
использования средств 
1) обеспечение 
функционирования органов 
2) обслуживание 
и погашение государственного 
долга субъектов РФ; 
3) проведение 
выборов и референдумов в 
4) обеспечение 
реализации региональных целевых программ; 
5) формирование 
государственной собственности 
субъектов РФ; 
6) осуществление 
международных и 
7) содержание 
и развитие предприятий, 
8) обеспечение 
деятельности средств массовой 
информации субъектов РФ; 
9) оказание финансовой 
помощи местным бюджетам; 
10) обеспечение 
осуществления отдельных 
11) компенсация 
дополнительных расходов, возникших 
в результате решений, 
Второе место 
– расходы на социально-культурные 
мероприятия (образование, культура и 
искусство, социальная политика) – 
свыше 25 %; расходы на управление и 
содержание правоохранительных органов 
составляют примерно 8 %. 
Местные бюджеты 
– это третий уровень бюджетной 
системы РФ. 
Согласно ст. 
14 БК РФ, бюджет муниципального образования 
(местный бюджет) является формой образования 
и расходования денежных средств, предназначенных 
для обеспечения задач и 
Местное самоуправление 
осуществляется самим населением через 
свободно избранные им представительные 
органы. Для выполнения функций, возложенных 
на местные представительные и исполнительные 
органы, они наделяются определенными 
имущественными и финансово-бюджетными 
правами. 
Местные бюджеты 
– один из главных каналов доведения 
до населения конечных результатов 
производства. Через них общественные 
фонды потребления 
Местные бюджеты 
выполняют следующие функции: 
1) формируют 
денежные фонды, которые 
2) распределяют 
и используют эти фонды между 
отраслями хозяйства; 
3) контролируют 
финансово-хозяйственную 
Местные бюджеты 
в осуществлении 
Собственные доходы 
не являются основным источником формирования 
местных бюджетов. 
В состав собственных 
доходов местных бюджетов входят: 
1) местные налоги 
и сборы: 
а) земельный 
налог; 
б) налог на имущество 
физических лиц; 
в) налог на рекламу; 
г) налог на наследство 
или дарение; 
д) местные лицензионные 
сборы; 
2) доходы от 
приватизации, в том числе: 
а) доходы от приватизации 
объектов государственной и 
б) доходы от продажи 
земли; 
в) доходы от продажи 
квартир гражданам; 
3) средства обязательного 
медицинского страхования, 
В главные регулирующие 
доходы местных бюджетов входят отчисления: 
1) от налога 
на добавленную стоимость; 
2) от акцизов; 
3) от налога 
на прибыль предприятий; 
4) от подоходного 
налога с физических лиц. 
Информация о работе Содержание финансового регулирования, его формы и методы