Состав и структура расходов государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 16:26, курсовая работа

Описание работы

Цель написания курсовой работы – рассмотреть состав и структуру расходов государственного бюджета, выявить проблемы, связанные с финансирование госбюджета, и предложить пути их решения. Актуальность темы состоит в том, что с помощью денежных средств госбюджета государство обеспечивает функционирование государственных институтов, которые не могут быть удовлетворены за счет частного предпринимательства. К ним, в частности, относятся государственное управление, общественная безопасность граждан, социальные программы, экология, оборона. Аккумуляция средств в бюджете позволяет государству осуществлять социальные программы, направленные на развитие культуры, здравоохранения, образования, поддержку семей с низкими доходами, решение жилищной проблемы.

Для достижения цели в курсовой работе решаются следующие задачи:
раскрыть понятие расходов госбюджета и определить их значение для деятельности государства;
рассмотреть виды расходов госбюджета;
провести анализ расходов госбюджета в динамике за 2009-2010гг.;
выявить проблемы, связанные с финансированием госбюджета и дать рекомендации по их решению.

Содержание

Введение 3
Экономическая сущность и значение расходов госбюджета
Понятие расходов госбюджета и их значение для деятельности государства 5
Виды расходов госбюджета 10
Анализ расходов госбюджета РФ 17
Проблемы, связанные с финансированием госбюджета и пути их решения 24

Заключение 29

Список использованной литературы 31

Работа содержит 1 файл

Курсовая,_финансы.doc

— 224.50 Кб (Скачать)

1.2. Виды расходов  госбюджета

      Экономическая сущность расходов госбюджета проявляется во множестве видов расходов. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная – их величину. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается непосредственно в бюджетном плане и зависит от экономической ситуации и общественных приоритетах. [16; С. 66]

     Чтобы выяснить роль и значение расходов бюджета, то проводят их классификацию  по установленным признакам. Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов: функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, административно-территориальным устройством государства, формами выделения бюджетных средств. Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства. [12]

     Выделяют  следующие виды классификации расходов бюджета:

     По  степени влияния  расходов на процесс  расширенного воспроизводства. В соответствии с этим критерием расходы бюджета подразделяются на текущие расходы и расходы капитального характера. Текущие расходы связаны с предоставлением бюджетных средств организациям на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходы представляют собой расходы на государственное потребление – содержание экономической и социальной инфраструктуры, национализированных отраслей экономики, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы бюджетных учреждений, текущие субсидии нижестоящим государственным органам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату процентов по государственному долгу. Эта группа расходов отражается в бюджете текущих расходов и доходов. Расходы капитального характера представляют собой затраты, связанные с вложениями в основной капитал и прирост запасов товарно-материальных ценностей. Они включают в себя капитальные вложения за счет бюджета в различные отрасли экономики, инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетные кредиты государственным и частным предприятиям и местным органам власти. Данная группа расходов отражается в бюджете капитальных расходов и доходов государства.

     По  направлению финансирования. Расходы бюджета могут направляться на финансирование экономики, социально-культурных мероприятий, науки, обороны, содержание правоохранительных органов и органов государственной власти и управления; оплату расходов по внешнеэкономической деятельности; расходов по обслуживанию государственного долга; создание резервных фондов; финансирование приоритетных государственных программ.

     По  ведомству-получателю средств. Каждое направление расходования средств может быть подразделено на группы по ведомственной принадлежности: по министерствам и учреждениям-получателям.

     По  целевому признаку. Каждая сумма расходов, распределенная по отдельному направлению, может быть разделена в зависимости от конкретной цели расходования на следующие статьи: заработная плата; отчисления на социальные нужды (в процентах к заработной плате); канцелярские и хозяйственные расходы; служебные поездки; стипендии; расходы на питание; приобретение медикаментов; государственные капитальные вложения и т.д. С делением расходов по целевому признаку связано понятие защищенности статей расходов бюджета, которое означает финансирование ряда статей расходов в полном объеме с учетом и инфляционного увеличения. К защищенным статьям бюджета текущих расходов относятся заработная плата (включая начисления на нее), пенсии, стипендии, государственные пособия, расходы на питание и медикаменты и некоторые другие. Все остальные статьи расходов относятся к незащищенным.

     По  территориальному признаку. Расходы бюджета подразделяются на расходы федерального бюджета, субъектов федерации и местные расходы. [13]

     Расходы федерального бюджета РФ также классифицируются:

 1) по своей роли в процессе воспроизводства — на затраты, связанные с финансированием материального производства и с содержанием непроизводственной сферы. Такое разграничение позволяет более детально анализировать роль государства и значение бюджета в регулировании экономического и социального развития общества.

    2) по функциональному назначению — на расходы на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий оборону страны, содержание аппарата управления, на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, на расходы по обслуживанию государственного долга. [14]

     Виды  расходов детализируют направление  финансирования расходов бюджетов как  по целевым статьям, так и по целевым  программам расходов бюджетов. Виды расходов классификации расходов бюджетов в части федерального бюджета утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете. Перечни видов расходов, применяемых в бюджетах субъектов Российской Федерации и местных бюджетах, формирует соответствующий финансовый орган в соответствии с расходными обязательствами, подлежащими исполнению за счет средств соответствующих бюджетов. Утверждаются указанные перечни в составе ведомственной структуры расходов законом (решением) о бюджете либо в установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации случаях сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета. [6]

     Так, исключительно из федерального бюджета  финансируются следующие функциональные виды расходов общенационального уровня:

  • обеспечение деятельности Президента РФ. Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
  • функционирование федеральной судебной системы;
  • осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы РФ в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества, определяемые при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год);
  • национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;
  • фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
  • государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
  • государственная поддержка атомной энергетики;
  • ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
  • исследование и использование космического пространства;
  • содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ;
  • формирование федеральной собственности;
  • обслуживание и погашение государственного долга РФ;
  • компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством РФ за счет средств федерального бюджета;
  • пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;
  • финансовая поддержка субъектов РФ;
  • прочие расходы. [1]

     Перечень  разделов и подразделов классификации  расходов госбюджета включает в себя следующие направления расходования бюджетных средств:

  1. Общегосударственные вопросы: функционирование Президента Российской Федерации; функционирование высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и муниципального образования; функциони-рование законодательных органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований; функционирование Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций; судебная система; обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового надзора; обеспечение проведения выборов и референдумов; международные отношения и международное сотрудничество; государственный материальный резерв; фундаментальные исследования; обслуживание государственного и муниципального долга; резервные фонды; прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов; другие общегосударственные вопросы.
  2. Национальная оборона: вооруженные силы РФ; модернизация вооруженных сил РФ и воинских формирований; мобилизационная и вневойсковая подготовка; мобилизационная подготовка экономики; подготовка и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности; ядерно-оружейный комплекс; реализация международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества; прикладные научные исследования в области национальной обороны; другие вопросы в области национальной обороны.
  3. Национальная безопасность и правоохранительная деятельность: органы прокуратуры; органы внутренних дел; внутренние войска; органы юстиции; система исполнения наказаний; органы безопасности; органы пограничной службы; органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона; обеспечение пожарной безопасности; миграционная политика; модернизация внутренних войск, войск гражданской обороны, а также правоохранительных и иных органов; прикладные научные исследования в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности; другие вопросы в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности.
  4. Национальная экономика: общеэкономические вопросы; воспроизводство минерально-сырьевой базы; исследование и использование космического пространства; сельское хозяйство и рыболовство; водное хозяйство; лесное хозяйство; транспорт; дорожное хозяйство; связь и информатика; прикладные научные исследования в области национальной экономики; топливно-энергетический комплекс; другие вопросы в области национальной экономики.
  5. Жилищно-коммунальное хозяйство: коммунальное хозяйство; благо-устройство; прикладные научные исследования в области жилищно-коммунального хозяйства; жилищное хозяйство; другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства.
  6. Охрана окружающей среды: сбор, удаление отходов и очистка сточных вод; охрана объектов растительного и животного мира и среды их обитания; прикладные научные исследования в области охраны окружающей среды; экологический контроль; другие вопросы в области охраны окружающей среды.
  7. Образование: дошкольное образование; общее образование; среднее профессиональное образование; профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации; молодежная политика и оздоровление детей; высшее и послевузовское профессиональное образование; прикладные научные исследования в области образования; начальное профессиональное образо-вание; другие вопросы в области образования.
  8. Культура, кинематография, средства массовой информации: периодическая печать и издательства; культура; телевидение и радиовещание; прикладные научные исследования в области культуры, кинематографии, средств массовой информации; кинематография; другие вопросы в области культуры, кинематографии, средств массовой информации.
  9. Здравоохранение, физическая культура и спорт: стационарная медицинская помощь; амбулаторная помощь; скорая медицинская помощь; санаторно-оздоровительная помощь; санитарно-эпидемиологическое благопо-лучие; физическая культура и спорт; прикладные научные исследования в области здравоохранения, физической культуры и спорта; медицинская помощь в дневных стационарах всех типов; другие вопросы в области здравоохранения, физической культуры и спорта.
  10. Социальная политика: социальное обслуживание населения; социальное обеспечение населения; охрана семьи и детства; прикладные научные исследования в области социальной политики; пенсионное обеспечение; другие вопросы в области социальной политики.
  11. Межбюджетные трансферты: дотации бюджетам субъектов РФ и МО; субсидии бюджетам субъектов РФ и МО; субвенции бюджетам субъектов РФ и МО; иные межбюджетные трансферты; межбюджетные трансферты бюджетам государственных межбюджетных фондов. [6]

     Данная  классификация использована для  проведения анализа расходов государственного бюджета. 
 
 

2. Анализ расходов  госбюджета РФ

     Бюджетная политика на 2009-2010гг. представляет из себя достаточно жесткие задачи, которые направлены на снижение инфляции; на сбалансированность финансовой и пенсионной системы Российской Федерации в долгосрочной перспективе, на повышение расходов на такие статьи бюджета как образование, наука, культура и т.д., а также на создание нормальной и современной транспортной инфраструктуры.

     В ежегодном Послании Президента РФ определены основные цели и задачи бюджетной политики на 2010-2012 гг. и дальнейшую перспективу.

     Бюджетная политика должна быть ориентирована  на создание предпосылок для устойчивого  социально-экономического развития страны в посткризисный период. Среди основных приоритетных бюджетных расходов названы повышение доступности жилья, медицинских и образовательных услуг. В 2010г. средний размер трудовой пенсии по старости должен превысить 8000 руб. Бюджетные ассигнования будут направляться на профессиональную подготовку и переподготовку безработных. Планируется финансирование мероприятий по формированию нового облика Вооруженных сил РФ, в частности оснащения армии современными видами вооружений и военной техники.

     Нужна разумная политика сдерживания роста государственных расходов. В нынешних условиях раздутые расходы становятся неподъемными для государства и могут стать дополнительным источником финансовой нестабильности. При реализации антикризисных мер нельзя решать сиюминутные проблемы в ущерб долговременным приоритетам, принимать решения, влекущие за собой рост неэффективных расходов, иждивенчество, консервацию сложившихся перекосов и дисбалансов, нарушать базовые бюджетные принципы и процедуры, размывая финансовую, а значит, и правовую ответственность государства.

     Снижение  под воздействием мирового финансового  кризиса доходов федерального бюджета  и необходимость соблюдения объективно обусловленных ограничений размера  дефицита бюджета, а также обеспечение  сбалансированности пенсионной системы в условиях ее реформирования определяют потребность пересмотра объемов и структуры бюджетных расходов, что может привести по ряду направлений к сокращению объемов расходов федерального бюджета в 2010-2012 годах по сравнению с 2009 годом. В связи с этим необходимо ввести среднесрочные "потолки" бюджетных расходов по конкретным направлениям государственной политики, с тем чтобы отвечающие за них министерства были заинтересованы не в постоянном наращивании расходов, а в росте их эффективности при реструктуризации действующих обязательств. При этом следует применять единые, прозрачные принципы, учитывающие как приоритеты государственной политики, так и полномочия ведомств по оптимизации расходов в рамках действующего законодательства.

Информация о работе Состав и структура расходов государственного бюджета