Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 16:26, курсовая работа
Цель написания курсовой работы – рассмотреть состав и структуру расходов государственного бюджета, выявить проблемы, связанные с финансирование госбюджета, и предложить пути их решения. Актуальность темы состоит в том, что с помощью денежных средств госбюджета государство обеспечивает функционирование государственных институтов, которые не могут быть удовлетворены за счет частного предпринимательства. К ним, в частности, относятся государственное управление, общественная безопасность граждан, социальные программы, экология, оборона. Аккумуляция средств в бюджете позволяет государству осуществлять социальные программы, направленные на развитие культуры, здравоохранения, образования, поддержку семей с низкими доходами, решение жилищной проблемы.
Для достижения цели в курсовой работе решаются следующие задачи:
раскрыть понятие расходов госбюджета и определить их значение для деятельности государства;
рассмотреть виды расходов госбюджета;
провести анализ расходов госбюджета в динамике за 2009-2010гг.;
выявить проблемы, связанные с финансированием госбюджета и дать рекомендации по их решению.
Введение 3
Экономическая сущность и значение расходов госбюджета
Понятие расходов госбюджета и их значение для деятельности государства 5
Виды расходов госбюджета 10
Анализ расходов госбюджета РФ 17
Проблемы, связанные с финансированием госбюджета и пути их решения 24
Заключение 29
Список использованной литературы 31
1.2. Виды расходов госбюджета
Экономическая сущность расходов госбюджета проявляется во множестве видов расходов. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная – их величину. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается непосредственно в бюджетном плане и зависит от экономической ситуации и общественных приоритетах. [16; С. 66]
Чтобы
выяснить роль и значение расходов
бюджета, то проводят их классификацию
по установленным признакам. Многообразие
конкретных видов бюджетных расходов
обусловлено целым рядом факторов: функциями
государства, уровнем социально-экономического
развития страны, административно-
Выделяют следующие виды классификации расходов бюджета:
По степени влияния расходов на процесс расширенного воспроизводства. В соответствии с этим критерием расходы бюджета подразделяются на текущие расходы и расходы капитального характера. Текущие расходы связаны с предоставлением бюджетных средств организациям на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходы представляют собой расходы на государственное потребление – содержание экономической и социальной инфраструктуры, национализированных отраслей экономики, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы бюджетных учреждений, текущие субсидии нижестоящим государственным органам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату процентов по государственному долгу. Эта группа расходов отражается в бюджете текущих расходов и доходов. Расходы капитального характера представляют собой затраты, связанные с вложениями в основной капитал и прирост запасов товарно-материальных ценностей. Они включают в себя капитальные вложения за счет бюджета в различные отрасли экономики, инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетные кредиты государственным и частным предприятиям и местным органам власти. Данная группа расходов отражается в бюджете капитальных расходов и доходов государства.
По направлению финансирования. Расходы бюджета могут направляться на финансирование экономики, социально-культурных мероприятий, науки, обороны, содержание правоохранительных органов и органов государственной власти и управления; оплату расходов по внешнеэкономической деятельности; расходов по обслуживанию государственного долга; создание резервных фондов; финансирование приоритетных государственных программ.
По ведомству-получателю средств. Каждое направление расходования средств может быть подразделено на группы по ведомственной принадлежности: по министерствам и учреждениям-получателям.
По целевому признаку. Каждая сумма расходов, распределенная по отдельному направлению, может быть разделена в зависимости от конкретной цели расходования на следующие статьи: заработная плата; отчисления на социальные нужды (в процентах к заработной плате); канцелярские и хозяйственные расходы; служебные поездки; стипендии; расходы на питание; приобретение медикаментов; государственные капитальные вложения и т.д. С делением расходов по целевому признаку связано понятие защищенности статей расходов бюджета, которое означает финансирование ряда статей расходов в полном объеме с учетом и инфляционного увеличения. К защищенным статьям бюджета текущих расходов относятся заработная плата (включая начисления на нее), пенсии, стипендии, государственные пособия, расходы на питание и медикаменты и некоторые другие. Все остальные статьи расходов относятся к незащищенным.
По территориальному признаку. Расходы бюджета подразделяются на расходы федерального бюджета, субъектов федерации и местные расходы. [13]
Расходы федерального бюджета РФ также классифицируются:
1) по своей роли в процессе воспроизводства — на затраты, связанные с финансированием материального производства и с содержанием непроизводственной сферы. Такое разграничение позволяет более детально анализировать роль государства и значение бюджета в регулировании экономического и социального развития общества.
2) по функциональному назначению — на расходы на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий оборону страны, содержание аппарата управления, на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, на расходы по обслуживанию государственного долга. [14]
Виды расходов детализируют направление финансирования расходов бюджетов как по целевым статьям, так и по целевым программам расходов бюджетов. Виды расходов классификации расходов бюджетов в части федерального бюджета утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете. Перечни видов расходов, применяемых в бюджетах субъектов Российской Федерации и местных бюджетах, формирует соответствующий финансовый орган в соответствии с расходными обязательствами, подлежащими исполнению за счет средств соответствующих бюджетов. Утверждаются указанные перечни в составе ведомственной структуры расходов законом (решением) о бюджете либо в установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации случаях сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета. [6]
Так, исключительно из федерального бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов общенационального уровня:
Перечень разделов и подразделов классификации расходов госбюджета включает в себя следующие направления расходования бюджетных средств:
Данная
классификация использована для
проведения анализа расходов государственного
бюджета.
2. Анализ расходов госбюджета РФ
Бюджетная политика на 2009-2010гг. представляет из себя достаточно жесткие задачи, которые направлены на снижение инфляции; на сбалансированность финансовой и пенсионной системы Российской Федерации в долгосрочной перспективе, на повышение расходов на такие статьи бюджета как образование, наука, культура и т.д., а также на создание нормальной и современной транспортной инфраструктуры.
В ежегодном Послании Президента РФ определены основные цели и задачи бюджетной политики на 2010-2012 гг. и дальнейшую перспективу.
Бюджетная политика должна быть ориентирована на создание предпосылок для устойчивого социально-экономического развития страны в посткризисный период. Среди основных приоритетных бюджетных расходов названы повышение доступности жилья, медицинских и образовательных услуг. В 2010г. средний размер трудовой пенсии по старости должен превысить 8000 руб. Бюджетные ассигнования будут направляться на профессиональную подготовку и переподготовку безработных. Планируется финансирование мероприятий по формированию нового облика Вооруженных сил РФ, в частности оснащения армии современными видами вооружений и военной техники.
Нужна разумная политика сдерживания роста государственных расходов. В нынешних условиях раздутые расходы становятся неподъемными для государства и могут стать дополнительным источником финансовой нестабильности. При реализации антикризисных мер нельзя решать сиюминутные проблемы в ущерб долговременным приоритетам, принимать решения, влекущие за собой рост неэффективных расходов, иждивенчество, консервацию сложившихся перекосов и дисбалансов, нарушать базовые бюджетные принципы и процедуры, размывая финансовую, а значит, и правовую ответственность государства.
Снижение
под воздействием мирового финансового
кризиса доходов федерального бюджета
и необходимость соблюдения объективно
обусловленных ограничений
Информация о работе Состав и структура расходов государственного бюджета