Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 16:26, курсовая работа
Цель написания курсовой работы – рассмотреть состав и структуру расходов государственного бюджета, выявить проблемы, связанные с финансирование госбюджета, и предложить пути их решения. Актуальность темы состоит в том, что с помощью денежных средств госбюджета государство обеспечивает функционирование государственных институтов, которые не могут быть удовлетворены за счет частного предпринимательства. К ним, в частности, относятся государственное управление, общественная безопасность граждан, социальные программы, экология, оборона. Аккумуляция средств в бюджете позволяет государству осуществлять социальные программы, направленные на развитие культуры, здравоохранения, образования, поддержку семей с низкими доходами, решение жилищной проблемы.
Для достижения цели в курсовой работе решаются следующие задачи:
раскрыть понятие расходов госбюджета и определить их значение для деятельности государства;
рассмотреть виды расходов госбюджета;
провести анализ расходов госбюджета в динамике за 2009-2010гг.;
выявить проблемы, связанные с финансированием госбюджета и дать рекомендации по их решению.
Введение 3
Экономическая сущность и значение расходов госбюджета
Понятие расходов госбюджета и их значение для деятельности государства 5
Виды расходов госбюджета 10
Анализ расходов госбюджета РФ 17
Проблемы, связанные с финансированием госбюджета и пути их решения 24
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Консервативная бюджетная политика предусматривает сдерживание государственных расходов, но не в ущерб стратегическим целям развития. В среднесрочной перспективе вводятся ограничения бюджетных расходов по конкретным направлениям государственной политики, чтобы ответственные министерства были заинтересованы в росте эффективности расходов, а не в их наращивании. В Послании не раскрываются конкретные предложения, но указывается, что цель бюджетной политики – не только сократить расходы бюджета, но и создать действенный инструмент выхода из кризиса и поддержки производства и населения. В принятых ранее Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов не потеряли свою актуальность поставленные цели: переход к режиму таргетирования инфляции, использование бивалютной корзины и режима управляемого курса рубля, поддержание стабильности банковской системы и повышение ликвидности банков в условиях кризиса. В дальнейшем необходимо расширять полномочия министерств по внедрению и использованию инструментов реализации государственной политики в соответствующей сфере, в том числе путем внесения изменений в законодательство Российской Федерации, направленных на повышение эффективности соответствующих расходов.
Для реализации социальной защиты населения посредством федерального бюджета были созданы программы общенационального значения, также наиболее экономически слабым субъектам предоставлялись межбюджетные трансферты.
Бюджет 2010 года спланирован исходя из прогнозируемого объема ВВП в размере 43 187,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 10%. Поступления в доходную часть федерального бюджета 2010 года спланированы в сумме 6 950 млрд. рублей (в 2009 году - 6 731,8 млрд. рублей), в том числе объем нефтегазовых доходов запланирован в сумме 3 194,7 млрд. рублей. При этом расходы федерального бюджета определены в размере 9 886,9 млрд. рублей (в 2009 году - 9 931,4 млрд. рублей). Таким образом, прогнозируемый дефицит федерального бюджета 2010 года установлен на уровне 2 936,9 млрд. рублей. Основными источниками покрытия дефицита бюджета будут являться средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.
Приоритетными направлениями расходования бюджетных средств являются выполнение социальных обязательств, а также создание условий для посткризисного восстановления и развития экономики. В соответствии со статьей 5 Бюджетного кодекса РФ закон о бюджете вступает в силу с 1 января 2010 года.
Основные бюджетные расходы, заложенные в государственный бюджет на 2009-2010гг. были основаны на выполнении программных выступлений Президента РФ и Председателя Правительства РФ, а также в соответствии с Бюджетным посланием.
Рассмотрим динамику расходов госбюджета за 2009-2010 гг. Данные приведены в таблице №1 и взяты из приложения 12 к ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год" [Приложение А], приложения 9 к ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год" [Приложение Б].
Таблица 1.
Динамика расходов госбюджета на 2009-2010 гг.
№ п/п | Виды расходов | 2009 год | 2010 год | Темп изменения, тыс.руб. | ||
Сумма, тыс.руб. | Удель-ный вес, % | Сумма, тыс.руб. | Удель-ный вес, % | |||
1 | Общегосударствен-ные вопросы | 885 864 067,8 | 10,0 | 1 087 435 934,5 | 12,3 | 201 571 866,7 |
2 | Национальная оборона | 619 164 200,7 | 7,0 | 678 351 441,4 | 7,7 | 59 187 240,7 |
3 | Национальная безопасность и правоохранитель-ная деятельность | 707 359 367,9 | 8,0 | 726 844 703,7 | 8,2 | 19 485 335,8 |
4 | Национальная экономика | 1 920 797 739,3 | 21,7 | 1 366 079 809,4 | 15,4 | -554 717 929,9 |
5 | Жилищно-коммунальное хозяйство | 127 865 369,9 | 1,4 | 103 041 907,9 | 1,2 | -24 823 462,0 |
6 | Охрана окружающей среды | 12 829 872,3 | 0,1 | 12 310 715,9 | 0,1 | -519 156,4 |
7 | Образование | 387 885 084,9 | 4,4 | 386 356 314,2 | 4,4 | -1 528 770,7 |
8 | Культура, кинематография, средства массовой информации | 110 051 531,9 | 1,2 | 107 340 168,1 | 1,2 | -2 711 363,8 |
9 | Здравоохранение, физическая культура и спорт | 323 888 177,0 | 3,7 | 325 059 408,5 | 3,7 | 1 171 231,5 |
10 | Социальная политика | 320 345 423,9 | 3,6 | 328 751 096,0 | 3,7 | 8 405 672,1 |
11 | Межбюджетные трансферты | 3 443 862 991,3 | 38,9 | 3 725 402 026,1 | 42,1 | 281 539 034,8 |
Итого: | 8 859 913 826,9 | 100,0 | 8 846 973 525,7 | 100,0 | -12 940 301,2 |
Согласно таблице 1. можно сделать вывод, что расходы госбюджета на 2010 год были сокращены по сравнению с 2009 годом на 12 940 301,2 т.р. Это связано прежде всего с тем, что снизились доходы госбюджета под воздействием финансового кризиса при необходимости соблюдения ограничений размера дефицита бюджета. Общее снижение расходов повлияло на снижение расходов по отдельным статьям. На 2010 год по сравнению с 2009 годом запланировано снижение расходов на национальную экономику на 554 717 929,9 т.р., жилищно-коммунальное хозяйство на 24 823 462,0 т.р., охрану окружающей среды на 519 156,4 т.р., образование на 1 528 770,7 т.р., культуру на 2 711 363,8 т.р. Эта вынужденная мера должна реализовываться совмест-ными усилиями всех участников бюджетного процесса, направленными на оптимизацию бюджетных расходов. Необходимо обеспечить максимально эффективное использование ресурсов, отказаться от реализации задач, не носящих первоочередной характер, пересмотреть сроки реализации и объемы финансового обеспечения ранее заявленных проектов и программ, сократить участие государства в тех сферах, где в необходимых объемах и качественно услуги гражданам могут предоставляться рыночными частными институтами.
Но несмотря на падение доходов бюджета и сокращения расходов бюджетных обязательств, социальные обязательства государства будут выполняться полностью. Это касается пенсий, повышения максимального размера пособия по безработице, проведения программ поддержки занятости населения, нормализации ситуации в моногородах.
Вместе с тем, запланировано увеличение государственного финансиро-вания в 2010 году по сравнению с 2009 годом по следующим статьям: общегосударственные вопросы увеличились на 201 571 866,7 т.р., национальная оборона на 59 187 240,7 т.р., национальная безопасность и правоохранительная деятельность на 19 485 335,8 т.р., здравоохранение, физическая культура и спорт на 1 171 231,5 т.р., социальная политика на 8 405 672,1 т.р., межбюджетные трансферты на 281 539 034,8 т.р.
Приоритетными задачами на планируемый год являются:
Рис.1. Структура расходов госбюджета за 2009 год [Приложение А]
Рис.2. Структура расходов госбюджета на 2010 год [Приложение Б]
На основании рис.1. и рис.2. можно определить, что наибольший удельный вес в составе расходов госбюджета за 2009 и 2010 гг. составили межбюджетные трансферты 38,9% и 42,1% соответственно. Это говорит о том, что государство выделяет большие средства на дотации, субсидии, субвенции бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований, также сюда входят межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов.
Второе место по величине расходов занимает Национальная экономика, причем в госбюджете 2009г. ее доля составляет 21,7%, а в 2010г. 15,4%, т.е. предусматривается снижение затрат на 6,3% по сравнению с 2009 годом. Следующая по объему статья госрасходов является Общегосударственные вопросы: 10% в 2009г. и 12,3% в 2010г. Далее идут расходы, связанные с обеспечением обороны и безопасности государства здесь объем равен около 15% в 2009г., 15,9% в 2010г. Затем идут расходы на социально значимые статьи, такие как здравоохранение, образование, жилищно-коммунальное хозяйство, социальная политика. Вышеперечисленные расходы составляют около 13,1% в 2009г., 13% в 2010г. И, наконец, на охрану окружающей среды государство выделило 1,2% от общего объема расходов госбюджета.
Таким
образом, федеральный бюджет является
важным инструментом межрегионального
перераспределения общегосударственных
средств. В то же время существующая в
настоящее время система перераспределения
государственных средств имеет существенные
недостатки и нуждается в совершенствовании
системы управления бюджетными средствами
и рационализации расходов.
3. Проблемы, связанные с финансированием госбюджета, и пути их решения
Расходы госбюджета в настоящее время не покрываются доходами, отсюда важнейшее направлении политики в области расходов: их всемерное сокращение и рационализация, выработка новых форм бюджетного финансирования, обеспечивающих эффективное использование средств и повышение действенности контроля за использованием бюджетных средств. [12]
В области расходов бюджета также имеют место существенные недостатки: бюджетные средства используются недостаточно эффективно, широко распространена практика нецелевого расходования бюджетных средств. Бюджетные расходы не решают многих насущных проблем социальной политики. Не организовано на должном уровне перераспределение расходов в пользу социально незащищенных слоев населения. Продолжается списание долгов в аграрном секторе. [11; C. 359]
Расходование бюджетных средств при всех условиях должно быть рациональным. Особую остроту проблемы экономии и рационального использования бюджетных средств приобретают в условиях финансового кризиса, чрезмерного роста дефицита бюджета и крупных расходов по обслуживанию и погашению государственного долга. [17; С. 273]
Полностью сбалансированный государственный бюджет, то есть бюджет без сальдо, возможен только теоретически. Бюджетный дефицит – превышение расходов бюджета над его доходами, это финансовое явление, с которым в те или иные периоды своей истории неизбежно сталкивались все государства мира. Бесспорно, бюджетный дефицит – нежелательное для государства явление: его финансирование на основе денежной эмиссии гарантированно ведет к инфляции, с помощью неэмиссионных средств к росту государствен-ного долга. Тем не менее, бюджетный дефицит нельзя однозначно относить к разряду чрезвычайных, катастрофических событий, так как различным может быть качество, природа дефицита. Он может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, и тогда дефицит не является отражением кризисного течения общественных процессов, а скорее становится следствием стремления государства обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного воспроизводства. [12]
В
результате проведенного анализа можно
определить, что госбюджет РФ за
рассматриваемые периоды
Информация о работе Состав и структура расходов государственного бюджета