Состав и структура расходов государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 16:26, курсовая работа

Описание работы

Цель написания курсовой работы – рассмотреть состав и структуру расходов государственного бюджета, выявить проблемы, связанные с финансирование госбюджета, и предложить пути их решения. Актуальность темы состоит в том, что с помощью денежных средств госбюджета государство обеспечивает функционирование государственных институтов, которые не могут быть удовлетворены за счет частного предпринимательства. К ним, в частности, относятся государственное управление, общественная безопасность граждан, социальные программы, экология, оборона. Аккумуляция средств в бюджете позволяет государству осуществлять социальные программы, направленные на развитие культуры, здравоохранения, образования, поддержку семей с низкими доходами, решение жилищной проблемы.

Для достижения цели в курсовой работе решаются следующие задачи:
раскрыть понятие расходов госбюджета и определить их значение для деятельности государства;
рассмотреть виды расходов госбюджета;
провести анализ расходов госбюджета в динамике за 2009-2010гг.;
выявить проблемы, связанные с финансированием госбюджета и дать рекомендации по их решению.

Содержание

Введение 3
Экономическая сущность и значение расходов госбюджета
Понятие расходов госбюджета и их значение для деятельности государства 5
Виды расходов госбюджета 10
Анализ расходов госбюджета РФ 17
Проблемы, связанные с финансированием госбюджета и пути их решения 24

Заключение 29

Список использованной литературы 31

Работа содержит 1 файл

Курсовая,_финансы.doc

— 224.50 Кб (Скачать)

     Очень серьезная проблема бюджета – то, что он большой, громоздкий. Однако, при наличии дефицита госбюджета, государство старается с наибольшей отдачей вложить средства (в особенности, идущие на инвестиции).

     Необходимо  принять меры, не допускающие нецелевое  использование бюджетных средств, в частности за счет наведения  порядка в использовании бюджетных счетов, решить проблемы, приводящие к тому, что не возвращаются выданные бюджетные ссуды. Требуется навести порядок в предоставлении госгарантий по коммерческим кредитам, жестко ограничивать масштабы поручительств, выдавать их только под надежное и достаточно ликвидное обеспечение. Решения о сокращении расходов принимаются с учетом значимости и эффективности отдельных видов затрат и приоритетов развития экономики. Проблема нецелевого использования бюджетных средств очень актуальна для РФ. Механизм контроля нуждается в серьезном усовершенствовании. Президент в Бюджетном послании на 2010 год выделил основные направления оптимизации бюджетных расходов в РФ:

  1. минимизация бюджетных рисков. Бюджетное планирование должно быть основано на консервативном варианте прогноза.
  2. эффективное управление средствами Резервного фонда.
  3. обеспечение ритмичности исполнения федерального бюджета.
  4. расширение полномочий главных распорядителей бюджетных средств.
  5. повышение эффективности использования ресурсов при закупках товаров и услуг для госнужд.
  6. совершенствование государственного и муниципального контроля.
  7. повышение эффективности использования ресурсов в госсекторе.
  8. внедрение программно-целевого принципа бюджетного планирования.
  9. совершенствование механизмов оказания госпомощи организациям. [8]

     Необходимость реформирования бюджетной системы  в современных условиях определяется объективными требованиями экономической  действительности. Развитие общества, многие годы жившего в условиях жесткой  централизации, еще довольно длительное время будет определяться развитием бюджетных отношений. Но и при рыночной системе роль бюджетного регулирования не уменьшается: ведь общество не перестает нуждаться в сильной и авторитетной власти, способной осуществлять контроль над теми процессами, в которых рынок оказывается бессилен, а именно бюджет позволяет аккумулировать для этого финансовые ресурсы и осуществлять в конечном итоге их использование.

     Таким образом, совершенствование бюджетного устройства способно оказать значительное положительное воздействие на функционирование всей рыночной системы. И это совершенствование следует осуществлять как по отношению к внутренним, межбюджетным отношениям, основывая их исключительно на принципах бюджетного федерализма, так и по отношению к количественным и качественным показателям самого бюджета, способствуя его сбалансированности и осуществляя достаточный контроль за уровнем возможных бюджетного дефицита и государственного долга. Ведь только в совокупности эти изменения способны превратить государственный бюджет из средства дестабилизации экономики в мощный стимул экономического роста.  

Заключение

     Государственный бюджет – основное звено финансовой системы в любом государстве. Устройство бюджетной системы страны определяется ее государственным устройством. Бюджетная система России состоит из трех уровней: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты.

     Расходная часть бюджета представлена ассигнованиями на социальные, хозяйственные, военные цели, а также на содержание управленческих органов и платежи по государственному долгу. Бюджетные расходы на хозяйственные цели осуществляются в форме государственных кредитов, субсидий и поручительств.

     В случае превышения расходов над доходами возникает государственная внутренняя и внешняя задолженность. Некоторые  страны-должники прибегают к консолидации международной задолженности и к конверсии долгов в иностранную собственность на своей территории.

      На  основе приведенной информации можно сделать следующий вывод: бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является основным инструментом экономической политики государства.

      Бюджетный дефицит играет ключевую роль в механизме развития инфляционных процессов, разрушающих экономику страны, а также его ведущую роль в системе показателей экономической безопасности страны. Политика в области финансирования бюджетного дефицита должна основываться на использовании внутренних источников, что предполагает сокращение кредитования дефицита республиканского бюджета Национальным Банком, повышение эффективности рынка государственных ценных бумаг и совершенствование механизма управления внутренним долгом.

      Необходимо  продолжить работу по методическому совершенствованию бюджетного процесса, максимально использовать резервы для пополнения доходной части бюджета и при этом не оказывать дестимулирующего влияния на воспроизводственные процессы в народном хозяйстве.

     Действенность госрегулирования экономики с помощью бюджетных расходов зависит, во-первых, от относительных размеров расходуемых сумм (их доли в ВВП); во-вторых, от структуры этих расходов; в-третьих, от эффективности использования каждой единицы расходуемых средств. Структура расходов государственного бюджета оказывает регулирующее воздействие на размеры спроса и капиталовложений, а также на отраслевую и региональную структуры экономики, национальную конкурентоспособность на мировых рынках.

     Анализ  расходной части федерального бюджета РФ за 2009-2010гг. показывает: расходы на охрану правопорядка и обеспечение безопасности государства недостаточны. Проблемы роста преступности, а также новые угрозы, связанные с международным терроризмом, требуют дополнительных средств для правоохранительных органов и спец. служб. В ближайшие годы ожидается дальнейший рост количества тяжких и особо тяжких преступлений, в этой связи государство должно незамедлительно принять меры для улучшения материально-технической базы правоохранительных органов. Для покрытия этих расходов можно использовать дополнительные доходы федерального бюджета; в бюджете РФ на 2010 год расходы на науку остаются крайне низкими (1,55% всех расходов). Очевидно, на сегодняшнем технологическом уровне РФ не сможет встать в один ряд с такими странами как США, Германия, Япония, поэтому только масштабные госинвестиции в научные разработки и повсеместное внедрение инноваций могут стать основой дальнейшего устойчивого роста экономики РФ, в противном случае наша страна будет оставаться фактически "сырьевым придатком" развитых стран.  

Список  использованной литературы

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ; принят ГД ФС РФ 17.07.1998. (ред. от 27.12.2009) // Справочно-правовая система "Консультант Плюс".
  2. О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов: Федеральный закон от 24.11.2008 № 204-ФЗ; принят ГД ФС РФ 31.10.2008. (ред. от 02.12.2009) // Справочно-правовая система "Консультант Плюс".
  3. О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов: Федеральный закон от 02.12.2009 № 308-ФЗ; принят ГД ФС РФ 20.11.2009 // Справочно-правовая система "Консультант Плюс".
  4. О Счетной палате Российской Федерации: Федеральный закон от 11.01.1995 № 4-ФЗ; принят ГД ФС РФ 18.11.1994. (ред. от 09.02.2009) // Справочно-правовая система "Консультант Плюс".
  5. Постановление Правительства РФ от 31.12.2009 № 1181 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" / Справочно-правовая система "Консультант Плюс".
  6. Приказ Минфина РФ от 30.12.2009 № 150н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" // Справочно-правовая система "Консультант Плюс".
  7. Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации: Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.11.2009 // Справочно-правовая система "Консультант Плюс".
  8. О бюджетной политике в 2010-2012 годах: Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 25.05.2009. // Справочно-правовая система "Консультант Плюс".
  9. Астапов К.Л. Бюджетная и денежно-кредитная политика в условиях кризиса // Финансы. 2009. №6.
  10. Бюджетная политика // Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение. 2009. №7.
  11. Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы, денежное обращение, кредит: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2006.
  12. Государственный бюджет [Электронный ресурс: http://www.nuru. ru/ek/general/028_1.htm]
  13. Классификация расходов бюджета [Электронный ресурс: http://antireider. msk.ru/bydjetnaya-sistema-rf/klassifikaciya-rashodov-bydjeta.php]
  14. Ковалев В.В. Финансы, 2006. [Электронный ресурс: http://www.i-u.ru/ biblio/archive/kovalev_finansi/06.aspx]
  15. Литовских А.М., Шевченко И.К. Финансы, денежное обращение и кредит Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. [Электронный ресурс: http://www.aup.ru/books/m86/4.htm]
  16. Поляк Г.Б. Бюджетная система России: Учебник для вузов / под ред. проф. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
  17. Сенчагов В.К., Архипов А.И. и др. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.
  18. Финансы государства. Экономические исследования [Электронный ресурс: http://www.fingos.ru]
  19. Электронный ресурс: http://www.finmarket.ru

Информация о работе Состав и структура расходов государственного бюджета