Совершенствования государственного регулирования финансовых рынков Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 10:05, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – определить пути оздоровления финансового рынка Республики Беларусь.

Задачами курсовой работы являются:

- изучить теоретические основы финансового рынка и его механизм;

- провести анализ финансовой деятельности государства и состояния финансовых рынков Республики Беларусь;

- разработать мероприятия по совершенствованию финансовых рынков Республики Беларусь.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

1 Теоретические основы организации функционирования финансового рынка

1.1 Финансовый рынок, его необходимость и значение в современных условиях ………………………………………………………………………….5

1.2 Функции финансового рынка………………………………………..12

2 Анализ эффективности функционирования финансового рынка Республики Беларусь

2.1 Рынок ценных бумаг Республики Беларусь…………………………17

2.2 Кредитный рынок Республики Беларусь…………………………...22

2.3 Валютный рынок Республики Беларусь ……………………………27

3 Пути совершенствования государственного регулирования финансовых рынков Республики Беларусь ……………………………………34

Заключение …………………………………………………………...…..37

Список использованных источников ………………………...…………39

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 165.50 Кб (Скачать)

     Валютный  курс, являясь элементом национальной экономики и национальной валютной системы, в то же время выступает как необходимый инструмент международного обмена и связующее звено между двумя сферами воспроизводства - внутренней и внешней. Для обоснованного определения валютного курса огромное значение имеет правильный выбор соответствующей методологии.

     В рамках экономической теории разработано  несколько систем валютных курсов: фиксированные, плавающие и смешанные.

     «Свободно плавающим» валютным курсам присущи следующие особенности:

     -«свободное плавание» курсов в переходных экономиках приводит к слишком высокой инфляции, в условиях которой государство вынуждено либо ослаблять рост инфляции, что приведет к увеличению безработицы, либо проводить политику полной занятости, соглашаясь с ростом инфляции;

      - при «плавающих» валютных курсах государство не вмешивается в регулирование, поэтому при проведении на рынке спекулятивных операций валютные курсы могут значительно колебаться, что, в свою очередь, может вызвать экономический кризис.

     Довольно  широкое распространение получили альтернативные рассмотренным выше системы валютных курсов: регулируемые или изменяемые в нужном направлении в случае необходимости фиксированные курсы и управляемое плавание.

     При системе изменяемых фиксированных  курсов государство устанавливает  валютный курс, поддерживая его постоянным в течение определенного периода времени, а затем изменяя его в «нужном» направлении. Этот вариант предусматривает определенную предсказуемость поведения обменного курса на заданный период времени. Основным здесь является обоснованное установление нижней и верхней границ обменного курса и временного периода его действия.

     При системе управляемого плавания валютный курс по существу является плавающим, но государство осуществляет валютные интервенции, (в ряде случаев - ежедневные), пытаясь изменить курс в определенном направлении. Причиной этих интервенций может быть желание государства устранить слишком сильные колебания валютного курса или установить валютный курс на уровне, отличном от уровня свободного рынка.

       Выбор режима обменного курса, несомненно, оказывает влияние на проведение структурной перестройки в стране с переходной экономикой. Однако не следует преувеличивать общее стабилизирующее, антиинфляционное воздействие обменного курса, так как изменения курса и при фиксированных курсах, и при плавающем обменном курсе не обусловливают адекватные изменения инфляции, и, в частности, ее снижение.

     Важное значение для проведения структурной перестройки экономики имеет выбор оптимального для данных условий режима обменного курса. Выбор режима обменного курса должен осуществляться государством с учетом анализа реализованных ранее в стране режимов, а также концепций социально-экономического развития страны на ближайшие годы.

     Валютный  курс в настоящее время является основным целевым ориентиром денежно-кредитной политики Национального банка Республики Беларусь. С 2009года Национальный банк устанавливает обменный курс белорусского рубля  путем привязки к корзине валют,  в которую в равных долях включены доллар США, евро, российский рубль.

 

      3 Пути совершенствования  государственного  регулирования финансовых  рынков Республики  Беларусь 

     Современное развитие рыночных отношений в отечественной  экономике предусматривает активное участие государства как регулирующего  и управляющего органа. Государство выступает субъектом регулирования и управления экономической системы в лице отдельных органов, наделенных соответствующими полномочиями.

     Регулирование в целом можно рассматривать  как функцию управления, обеспечивающую функционирование управляемых процессов в рамках заданных параметров.

     В целом содержание государственного регулирования состоит из:

     -регламентации  хозяйственной жизни, образующей  свод правил, кодекс поведения  хозяйствующих субъектов, определяющих  их права и обязанности, меру  взаимной ответственности, в том числе и введение определенных запретов, нацеленных на недопущение ущерба субъектам рынка;

     -формирования  организационно-экономических структур, обеспечивающих строгий контроль  за соблюдением норм регламентации  хозяйственного поведения субъектов рынка и обслуживающих хозяйственные отношения;

     -выработки  социально-экономической политики, определения и результативного  применения механизмов ее реализации.

     С теоретической точки зрения государственное  регулирование финансового рынка  представляет собой совокупность экономических отношений хозяйствующих субъектов, обеспечивающих целостность, сбалансированность и устойчивость финансового рынка, а также наиболее эффективное перераспределение экономических ресурсов.

     Практическая  реализация государственного регулирования финансового рынка представляет собой, по нашему мнению, воздействие государства в лице государственных органов на совокупность финансово-экономических отношений, законов и закономерностей их развития системой мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера.

     Целенаправленное  государственное воздействие государства  на финансовый рынок осуществляется прямыми (административными) и косвенными (экономическими) методами. [2, с.23]

     Прямое (административное) государственное  регулирование осуществляется посредством установления обязательных требований, предъявляемых к участникам финансового рынка, лицензирования профессиональной деятельности на рынке, обеспечения гласности и равной информированности участников рынка, поддержания правопорядка. Таким образом, прямое регулирование существует в виде системы правовых норм и государственных органов, обеспечивающих их исполнение.

     Институциональным элементом экономического регулирования  выступает финансово-кредитная система  страны. Косвенное государственное регулирование финансового рынка осуществляется такими методами, как проведение определенной налоговой, денежной политики, политики в области формирования и использования средств государственного бюджета, управления государственной собственностью и так далее.

     В целом финансовый рынок Республики Беларусь в сравнении с такими странами постсоветского пространства, как Российская Федерация, Украина  и Республика Казахстан, можно охарактеризовать как рынок с наибольшей степенью влияния государства в сочетании с крайней ограниченностью финансового и в особенности фондового рынков.

     Таким образом, развитие эффективного финансового  рынка невозможно без грамотного контроля со стороны государства. Поэтому  одной из первоочередных задач является совершенствование государственного регулирования на финансовом рынке.

     К сожалению, современная экономика  Республики Беларусь характеризуется  отсутствием последовательности в  применении мер по государственному регулированию финансовых отношений, что снижает, либо сводит «на нет» эффективность воздействия на финансовый рынок.

      

 

      Заключение 

     Финансовым рынком называется рынок, на котором осуществляется взаимодействие экономических субъектов, предъявляющих спрос и осуществляющих предложение капитала. Отличительной особенностью финансового рынка от других рынков является предмет торговли, так как на нем происходит купля-продажа денег, капитала в той или иной специфической форме: в форме финансовых инструментов и в форме финансовых услуг. Основную роль на этом рынке играют финансовые институты, направляющие потоки денежных средств от собственников к заемщикам.

     Реальная  экономика и финансовый рынок  значительно стимулируют друг друга. Чем выше темпы экономического развития, тем больше спрос на финансовые ресурсы (растет выпуск ценных бумаг, увеличиваются объемы заимствований). Экономический рост привлекает на финансовый рынок новых инвесторов. Чем больше приходит на финансовый рынок доступных инвестиций, тем энергичнее предприятия начинают развивать новые проекты, охотнее принимаются за реализацию долгосрочных программ.

     В целом в Республике Беларусь финансовый рынок практически не развит.

     Для обеспечения становления и развития эффективного финансового рынка, который  должен стать одним из главных  механизмов реализации инвестиционных программ корпоративного сектора и  одновременно местом для эффективного инвестирования частных накоплений, необходимо проведение государственной политики в области финансового рынка, а также через обеспечение эффективного надзора и контроля.

     Финансовый рынок Республики Беларусь не может существовать изолированно от мирового финансового рынка. На состояние финансового рынка помимо фундаментальных показателей развития экономики конкретной страны оказывает влияние и состояние мировой экономики и мировых финансовых рынков. В этом случае неудивительно, что мировой финансовый кризис в значительной мере повлиял на состояние финансового рынка Республики Беларусь.

     Развитие  эффективного финансового рынка  невозможно без грамотного контроля со стороны государства. Можно сделать выводы, что совершенствование финансового рынка является одним из самых важных направлений в политике государства, и от того, насколько правильными и адекватными будут действия правительства в ближайшее время, будет зависеть стабильность не только финансового рынка, но и экономики Республики Беларусь в целом.

     Таким образом, выполняя свои функции, финансовый рынок в целом способствует ускорению  оборота капитала, активизирует экономический  рост, создает дополнительную прибыль и способствует увеличению национального дохода.

     Роль  финансового  рынка в экономике Республики Беларусь  становится  очевидной и существенной.

 

      Список использованных источников

  1. Бирюкова, О. Н. Дневник фондового рынка // Белорусский  рынок. 2008. №2. С. 12-13
  1. Бондарь, Н.Н. Государственное регулирование  фондовых рынков// Вестник БДЭУ. - 2008. - №8. - С. 23-25
  1. Василевская, Т.Н. Финансы предприятий: учеб. пособие / Т.Н. Василевская - 3-е изд. - Минск: Вышэйшая школа, 2006. - 528 с.
  2. Воробьев, М.К. Теория финансов: учебно-методический комплекс/ М.К. Воробьев, И.А. Осипов. – Минск: Издательство МИУ, 2005.-268 с.
  3. Вахрин, П.И. Финансы: учебник для вузов / П.И. Вахрин. - 4-е изд., перераб. и доп. - Минск: Дашков и К, 2005. - 526 с.
  4. Грязнова, А.Г. Финансы: учебник / А.Г. Грязнова. - Минск: Финансы и статистика, 2004. - 268 с.
  5. Заяц, Н.Е. Теория финансов: учебное пособие / Н.Е. Заяц.- Минск: БГЭУ, 2006. - 368 с.
  6. Ковалёв, В.В. Финансы: учебник / В.В. Ковалёв. - 2-е изд., перераб. и доп. - Минск: Велби, 2003. - 634 с.
  7. Кравцова, Г.И. Деньги, кредит, банки: учебник / Г.И.Кравцова. - Минск: БГЭУ, 2008.-428 с.
  8. Плотницкий, М.И. Финансы и кредит: учеб. пособие / М.И Плотницкий. - Минск: Мисанта, 2005. - 335 с.
  9. Самсонова, Н.Ф. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебное пособие/Н.Ф. Самсонова-М.: Инфра, 2007.-320 с.
  10. Шуляк, П.Н. Финансы: учебное пособие / П.Н. Шуляк. - 4-е изд., испр. и доп. - Минск: Дашков и К, 2006 - 456 с.
 
 

 

Информация о работе Совершенствования государственного регулирования финансовых рынков Республики Беларусь