Современная финансовая политика Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 09:57, курсовая работа

Описание работы

Финансовая политика государства - одна из составных частей экономической политики. Она формируется в зависимости как от приоритетных направлений развития экономики страны, так и исходя из общенациональных интересов, определяющих развитие отраслей, имеющих структурообразующее значение. Главной ее целью является создание финансовых условий для социально-экономического развития страны.
Успешное развитие экономики во многом связано с выбором курса финансовой политики, являющейся материальной основой преобразований в государстве.
Финансовая политика состоит из таких этапов, как определение ее целей, обеспечение необходимой величины ресурсов и выработки для этого наиболее рациональных путей их достижения, а также реализация конкретных действий для достижения намеченных целей и задач

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность и цели финансовой политики 5
1.1. Понятие финансовой политики и ее содержание 5
1.2. Финансовый механизм 8
1.3. Структура целей и основные задачи финансовой политики 9
1.4 Виды и типы финансовой политики 11
Глава 2. Направление финансовой политики на современном этапе в структуре ее элементов 15
2.1. Бюджетная политика 15
2.1.1. Основные цели и задачи бюджетной политики на 2009-2011 гг. 17
2.1.2 Бюджетная политика в части доходов 21
2.1.3. Анализ бюджетной политики в области расходов 23
2.2. Налоговая политика 27
2.2. Налоговая политика 27
2.2.1. Задачи налоговой политики 27
2.2.2. Современная налоговая политика 28
2.3. Денежно-кредитная политика 31
2.3.1.Определение и цели денежно-кредитной политики 31
2.3.2. Основные направления денежно- кредитной политики на 2009 г. и период 2010-2011 гг. 33
2.4. Таможенная политика 36
2.5. Социальная политика 39
2.6. Инвестиционная политика 43
Заключение 47
Список используемой литературы 49
Приложения 51

Работа содержит 1 файл

Курсовая по финансам.doc

— 710.00 Кб (Скачать)

Также, целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов для удовлетворения потребностей развития общества. В соответствии с этим финансовая политика призвана создать благоприятные условия для активизации предпринимательской деятельности. Большое внимание уделяется определению рациональных форм изъятия доходов предприятий в пользу государства, а также доли участия населения в формировании финансовых ресурсов. Большое значение придается повышению эффективности использования финансовых ресурсов путем их распределения между сферами общественного производства, а также их концентрации на главных направлениях экономического и социального развития.

К основным задачам финансовой политики можно отнести:

1) обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

2) установление рационального, с точки зрения государства, распределения и использования финансовых ресурсов;

3) организацию регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

4) выработку инструментов финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

5) создание эффективной и максимально деловой системы оперативного управления финансами [5, с. 24 - 25].

Задача финансовой политики в период современных преобразований в нашей стране состоит не только в том, чтобы обеспечить материально эти преобразования, но и предотвратить социальную напряженность в обществе и максимально смягчить трудности перехода от одной системы отношений к другой. Напряженность в обществе зависит от полярности материального положения отдельных групп населения, и чем многочисленнее та часть, которая проигрывает от социальных изменений, тем выше степень непредсказуемости как хода, так и результатов политических и экономических преобразований [5, с. 24 - 25].

В последнее  время возникает множество споров о смене курса реформ, а точнее об адекватных подходах к финансовой стратегии развития общества. Речь идет не об отказе от основ рыночной экономики. Однако и в ее моделях всегда присутствуют характерные национально-государственные черты и отличительные особенности. В частности, регулирующая роль государства может быть малоэффективной, нацеленной на решение вопросов, не отражающих реальные возможности общества по поддержанию устойчивого экономического роста и приемлемого жизненного уровня населения не только в текущий период, но и в долгосрочной перспективе. В то же время современная кризисная ситуация свидетельствует о необходимости усиления регулирующей роли государства в финансовом секторе экономики.

1.4 Виды и типы финансовой политики

Исходя из экономически обоснованных целей и задач финансовой политики, ведущие экономисты, выделяют три вида финансовой политики:

1) политика экономического роста;

2) политика стабилизации;

3) политика ограничения деловой активности.

Под политикой экономического роста, понимают систему финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового национального продукта и повышение уровня занятости. Данная стимулирующая финансовая политика включает:

  • рост государственных расходов;
  • снижение налогового бремени.

Политика  стабилизации предусматривает использование правительством мер фискальной политики и политики государственных расходов, в целях удерживая объем выпуска продукции на его типичном для рассматриваемой страны уровне и поддерживает стабильность цен. Но политика стабилизации не подменяет стимулирующую и сдерживающую финансовую политику в стремлении к выравниванию экономической ситуации в государстве, между понятиями существуют различия. Так, политика экономического роста может проводиться государством и в период, когда свойственный стране объем производства уже превышен и производство стремится к его потенциальному уровню, а стабилизационная политика таких целей не преследует.

Политика ограничения деловой активности направлена на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем и применяется правительством в период подъема или бума с целью предупреждения кризиса перепроизводства и инфляции, возникающей вместе с избыточным спросом. Сдерживающая политика подразумевает:

  • уменьшение правительственных расходов;
  • увеличение налогов.

Основные направления  различных видов финансовой политики можно представить в виде схемы, которая более наглядно излагает суть каждого вида (приложение 2).

Выбор вида финансовой политики напрямую зависит от сложившейся экономической, политической и других ситуаций, сложившихся в стране с учетом реальных финансовых возможностей [7, c. 11 - 12].

Известно, что существуют два типа финансовой политики:

1) дискреционная (политика, проводимая непосредственно правительством);

2) недискреционная (встроенные стабилизаторы).

Под недискреционной финансовой политикой понимают ряд способностей налоговой системы к самостоятельной стабилизации, т.е. позволяющих регулировать экономическую деятельность в стране без непосредственного вмешательства каких-либо управляющих органов.

Рассмотрим пример: для ослабления производственного бума необходимо превышение доходной части бюджета над расходной. А чтобы побороть спад, желателен дефицитный бюджет. Достижение целей можно осуществить при помощи регулирования налоговых поступлений. В первом случае выход в их увеличении, во втором - в снижении.

Допустим, что в стране наблюдается незначительный спад производства, а правительство не успело еще принять ответные меры. Тогда сокращение доходов граждан, а также хозяйствующих субъектов приведет к снижению налоговых поступлений, однако это и требуется для стабилизации экономики. Таким образом, правильно функционирующая налоговая система в состоянии автоматически регулировать экономику. При подъеме с увеличением доходов граждан также возрастут и налоги.

Кроме налогов, существуют встроенные стабилизаторы, которые в совокупности уравновешивают экономическую систему страны. Среди них можно выделить следующие:

1) социальные выплаты, включая пособия по безработице. Налоги, за счет которых финансируются пособия по безработице, возрастают, когда занятость высока. Поэтому резервный фонд растет в период бума и оказывает давление на слишком большие расходы, сдерживая инфляцию. Наоборот, в период слабой занятости резервный фонд используется для выплаты доходов, чем увеличивает платежеспособный спрос, поддерживая потребление, что ведет к снижению темпов падения производства, смягчая спад.

2) актуальные для развитых стран программы помощи фермерам: когда платежеспособный спрос сокращается и цены на сельхоз продукты падают, правительство субсидирует фермеров, поглощая излишки продукции; когда ожидается инфляция и цены растут, государство сбрасывает на рынок закупленную ранее продукцию, поглощая излишние денежные средства. Но этот стабилизатор не характерен для нашей экономики, так как в сельском хозяйстве не наблюдается кризис перепроизводства.

3) эффект надежности компаний. С целью создания иллюзии стабильного дохода корпорации и акционерные общества, сохраняют прежний уровень выплачиваемых дивидендов, даже если их доходы меняются в течение короткого отрезка времени. Это ведет к ослаблению спроса на товары и услуги, который иначе был бы предъявлен вкладчиками, получившими, повышенные прибыли с их ценных бумаг.

4) инертность склонности к потреблению. Человек, стремясь поддержать привычный жизненный уровень, медленно приспосабливается к повышению своего дохода.

Регулирование экономики нельзя осуществлять исключительно при помощи встроенных стабилизаторов, поэтому проведение дискреционной политики представляется необходимым.

Под дискреционной политикой понимается сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

Основными орудиями дискреционной финансовой политики являются:

1) государственные  заказы;

2) социальные программы;

3) правительственные закупки;

4) государственные инвестиции;

5) изменение расходов трансфертного или перераспределительного типа;

6) управление налоговым бременем

[7, с. 12 - 14]. 
Глава 2. Направление финансовой политики на современном этапе в структуре ее элементов

Вопрос о  составляющих финансовой политики считается  спорным. Так, к примеру, многие экономисты, ученые подразделяют направления финансовой политики на налоговую, бюджетную и денежно-кредитную, включая в последнюю ценовую и инвестиционную политику, а в состав налоговой – таможенную. (В данной работе рассматриваются направления согласно точки зрения профессора Набиева Р.А.)

Финансовая политика является частью экономической политики, и в свою очередь следующих основных направлений:

1) налоговой политики;

2) бюджетной политики;

3) денежно-кредитной политики;

4) ценовой политики;

5) таможенной политики;

6) социальной политики;

7) инвестиционной политики;

8) внешнеторговой политики [7, с. 7].

2.1. Бюджетная политика

Бюджетная политика государства является основной составной  частью государственной экономической политики.

Бюджетная политика - это целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгому.

Основной целью  бюджетной политики являются формирование и использование централизованного фонда денежных средств – государственного бюджета, предназначенного для осуществления функций и задач государства.

Бюджет является частью государственных финансов и характеризуется теми же чертами, что присущи финансам в целом. Вместе с тем государственный бюджет необходимо рассматривать в качестве самостоятельной экономической категории, обладающей специфическими особенностями.

Во-первых, государственный бюджет - это особая форма перераспределительных отношений, связанная с обособлением части национального дохода в руках государства и использованием ее в целях удовлетворения потребностей всего общества и его отдельных, государственно-территориальных образований.

Во-вторых, с  помощью государственного бюджета  происходит перераспределение национального  дохода между отраслями народного  хозяйства, сферами деятельности, территориями страны, социальными группами населения.

Бюджетная политика государства строится строго в соответствии с законодательством РФ. Правовую основу бюджетной политики составляют Бюджетный кодекс РФ, федеральные  законы о федеральном бюджете на соответствующий год, законы субъектов Федерации о бюджетах субъектов Федерации на соответствующий год и аналогичные законы местных органов власти [7, с. 40 - 42].

При планировании бюджетной политики государство должно исходить из необходимости обеспечения экономической и социальной стабильности. Важнейшей задачей бюджетной политики на среднесрочную перспективу остается обеспечение общей макроэкономической сбалансированности. Проведение бюджетной политики должно основываться на следующих принципах:

1) гарантированном исполнении заложенных в бюджет обязательств;

2) устранении избыточной денежной ликвидности;

3) последовательном сокращении расходов на обслуживание государственного долга;

4) переходе от управления бюджетными затратами к управлению бюджетными результатами.

К основными  задачами бюджетной политики относятся меры по:

1) определению доли валового внутреннего продукта, мобилизуемой в бюджет;

2) установлению оптимальных взаимоотношений между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации;

3) оптимизации структуры расходной части бюджета;

4) распределению расходов между бюджетами разных уровней ;

5) определению доли федерального бюджета в общей сумме консолидированного бюджета;

6) управлению государственным долгом;

7) определению источников финансирования дефицита бюджета и другие.

2.1.1. Основные цели и задачи бюджетной политики на 2009-2011 гг.

При определении  целей и задач бюджетной политики необходимо исходить из того, что за последнее время существенно  возросла неопределённость на мировых рынках сырья, продовольствия и капитала. Продолжается замедление темпов роста мировой экономики, связанное с мировым финансовым кризисом.

Внешние факторы  оказывают серьёзное воздействие  на российскую экономику. Это обусловлено  и тем, что, несмотря на высокие темпы экономического роста в последние десять лет, нынешняя структура экономики ещё не отвечает современным требованиям динамично развивающейся страны. Она существенно отличается от структуры экономики развитых стран, где высок удельный вес образования, науки, здравоохранения.

Информация о работе Современная финансовая политика Российской Федерации