Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 09:57, курсовая работа
Финансовая политика государства - одна из составных частей экономической политики. Она формируется в зависимости как от приоритетных направлений развития экономики страны, так и исходя из общенациональных интересов, определяющих развитие отраслей, имеющих структурообразующее значение. Главной ее целью является создание финансовых условий для социально-экономического развития страны.
Успешное развитие экономики во многом связано с выбором курса финансовой политики, являющейся материальной основой преобразований в государстве.
Финансовая политика состоит из таких этапов, как определение ее целей, обеспечение необходимой величины ресурсов и выработки для этого наиболее рациональных путей их достижения, а также реализация конкретных действий для достижения намеченных целей и задач
Введение 3
Глава 1. Сущность и цели финансовой политики 5
1.1. Понятие финансовой политики и ее содержание 5
1.2. Финансовый механизм 8
1.3. Структура целей и основные задачи финансовой политики 9
1.4 Виды и типы финансовой политики 11
Глава 2. Направление финансовой политики на современном этапе в структуре ее элементов 15
2.1. Бюджетная политика 15
2.1.1. Основные цели и задачи бюджетной политики на 2009-2011 гг. 17
2.1.2 Бюджетная политика в части доходов 21
2.1.3. Анализ бюджетной политики в области расходов 23
2.2. Налоговая политика 27
2.2. Налоговая политика 27
2.2.1. Задачи налоговой политики 27
2.2.2. Современная налоговая политика 28
2.3. Денежно-кредитная политика 31
2.3.1.Определение и цели денежно-кредитной политики 31
2.3.2. Основные направления денежно- кредитной политики на 2009 г. и период 2010-2011 гг. 33
2.4. Таможенная политика 36
2.5. Социальная политика 39
2.6. Инвестиционная политика 43
Заключение 47
Список используемой литературы 49
Приложения 51
Также, целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов для удовлетворения потребностей развития общества. В соответствии с этим финансовая политика призвана создать благоприятные условия для активизации предпринимательской деятельности. Большое внимание уделяется определению рациональных форм изъятия доходов предприятий в пользу государства, а также доли участия населения в формировании финансовых ресурсов. Большое значение придается повышению эффективности использования финансовых ресурсов путем их распределения между сферами общественного производства, а также их концентрации на главных направлениях экономического и социального развития.
К основным задачам финансовой политики можно отнести:
1) обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
2) установление рационального, с точки зрения государства, распределения и использования финансовых ресурсов;
3) организацию регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;
4) выработку инструментов финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;
5) создание эффективной и максимально деловой системы оперативного управления финансами [5, с. 24 - 25].
Задача финансовой политики в период современных преобразований в нашей стране состоит не только в том, чтобы обеспечить материально эти преобразования, но и предотвратить социальную напряженность в обществе и максимально смягчить трудности перехода от одной системы отношений к другой. Напряженность в обществе зависит от полярности материального положения отдельных групп населения, и чем многочисленнее та часть, которая проигрывает от социальных изменений, тем выше степень непредсказуемости как хода, так и результатов политических и экономических преобразований [5, с. 24 - 25].
В последнее время возникает множество споров о смене курса реформ, а точнее об адекватных подходах к финансовой стратегии развития общества. Речь идет не об отказе от основ рыночной экономики. Однако и в ее моделях всегда присутствуют характерные национально-государственные черты и отличительные особенности. В частности, регулирующая роль государства может быть малоэффективной, нацеленной на решение вопросов, не отражающих реальные возможности общества по поддержанию устойчивого экономического роста и приемлемого жизненного уровня населения не только в текущий период, но и в долгосрочной перспективе. В то же время современная кризисная ситуация свидетельствует о необходимости усиления регулирующей роли государства в финансовом секторе экономики.
Исходя из экономически обоснованных целей и задач финансовой политики, ведущие экономисты, выделяют три вида финансовой политики:
1) политика экономического роста;
2) политика стабилизации;
3) политика ограничения деловой активности.
Под политикой экономического роста, понимают систему финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового национального продукта и повышение уровня занятости. Данная стимулирующая финансовая политика включает:
Политика стабилизации предусматривает использование правительством мер фискальной политики и политики государственных расходов, в целях удерживая объем выпуска продукции на его типичном для рассматриваемой страны уровне и поддерживает стабильность цен. Но политика стабилизации не подменяет стимулирующую и сдерживающую финансовую политику в стремлении к выравниванию экономической ситуации в государстве, между понятиями существуют различия. Так, политика экономического роста может проводиться государством и в период, когда свойственный стране объем производства уже превышен и производство стремится к его потенциальному уровню, а стабилизационная политика таких целей не преследует.
Политика ограничения деловой активности направлена на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем и применяется правительством в период подъема или бума с целью предупреждения кризиса перепроизводства и инфляции, возникающей вместе с избыточным спросом. Сдерживающая политика подразумевает:
Основные направления различных видов финансовой политики можно представить в виде схемы, которая более наглядно излагает суть каждого вида (приложение 2).
Выбор вида финансовой политики напрямую зависит от сложившейся экономической, политической и других ситуаций, сложившихся в стране с учетом реальных финансовых возможностей [7, c. 11 - 12].
Известно, что существуют два типа финансовой политики:
1) дискреционная (политика, проводимая непосредственно правительством);
2) недискреционная (встроенные стабилизаторы).
Под недискреционной финансовой политикой понимают ряд способностей налоговой системы к самостоятельной стабилизации, т.е. позволяющих регулировать экономическую деятельность в стране без непосредственного вмешательства каких-либо управляющих органов.
Рассмотрим пример: для ослабления производственного бума необходимо превышение доходной части бюджета над расходной. А чтобы побороть спад, желателен дефицитный бюджет. Достижение целей можно осуществить при помощи регулирования налоговых поступлений. В первом случае выход в их увеличении, во втором - в снижении.
Допустим, что в стране наблюдается незначительный спад производства, а правительство не успело еще принять ответные меры. Тогда сокращение доходов граждан, а также хозяйствующих субъектов приведет к снижению налоговых поступлений, однако это и требуется для стабилизации экономики. Таким образом, правильно функционирующая налоговая система в состоянии автоматически регулировать экономику. При подъеме с увеличением доходов граждан также возрастут и налоги.
Кроме налогов, существуют встроенные стабилизаторы, которые в совокупности уравновешивают экономическую систему страны. Среди них можно выделить следующие:
1) социальные выплаты, включая пособия по безработице. Налоги, за счет которых финансируются пособия по безработице, возрастают, когда занятость высока. Поэтому резервный фонд растет в период бума и оказывает давление на слишком большие расходы, сдерживая инфляцию. Наоборот, в период слабой занятости резервный фонд используется для выплаты доходов, чем увеличивает платежеспособный спрос, поддерживая потребление, что ведет к снижению темпов падения производства, смягчая спад.
2) актуальные для развитых стран программы помощи фермерам: когда платежеспособный спрос сокращается и цены на сельхоз продукты падают, правительство субсидирует фермеров, поглощая излишки продукции; когда ожидается инфляция и цены растут, государство сбрасывает на рынок закупленную ранее продукцию, поглощая излишние денежные средства. Но этот стабилизатор не характерен для нашей экономики, так как в сельском хозяйстве не наблюдается кризис перепроизводства.
3) эффект надежности компаний. С целью создания иллюзии стабильного дохода корпорации и акционерные общества, сохраняют прежний уровень выплачиваемых дивидендов, даже если их доходы меняются в течение короткого отрезка времени. Это ведет к ослаблению спроса на товары и услуги, который иначе был бы предъявлен вкладчиками, получившими, повышенные прибыли с их ценных бумаг.
4) инертность склонности к потреблению. Человек, стремясь поддержать привычный жизненный уровень, медленно приспосабливается к повышению своего дохода.
Регулирование экономики нельзя осуществлять исключительно при помощи встроенных стабилизаторов, поэтому проведение дискреционной политики представляется необходимым.
Под дискреционной политикой понимается сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.
Основными орудиями дискреционной финансовой политики являются:
1) государственные заказы;
2) социальные программы;
3) правительственные закупки;
4) государственные инвестиции;
5) изменение расходов трансфертного или перераспределительного типа;
6) управление налоговым бременем
[7, с. 12 - 14].
Глава
2. Направление финансовой политики на
современном этапе в структуре ее элементов
Вопрос о составляющих финансовой политики считается спорным. Так, к примеру, многие экономисты, ученые подразделяют направления финансовой политики на налоговую, бюджетную и денежно-кредитную, включая в последнюю ценовую и инвестиционную политику, а в состав налоговой – таможенную. (В данной работе рассматриваются направления согласно точки зрения профессора Набиева Р.А.)
Финансовая политика является частью экономической политики, и в свою очередь следующих основных направлений:
1) налоговой политики;
2) бюджетной политики;
3) денежно-кредитной политики;
4) ценовой политики;
5) таможенной политики;
6) социальной политики;
7) инвестиционной политики;
8) внешнеторговой политики [7, с. 7].
Бюджетная политика государства является основной составной частью государственной экономической политики.
Бюджетная политика - это целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгому.
Основной целью бюджетной политики являются формирование и использование централизованного фонда денежных средств – государственного бюджета, предназначенного для осуществления функций и задач государства.
Бюджет является частью государственных финансов и характеризуется теми же чертами, что присущи финансам в целом. Вместе с тем государственный бюджет необходимо рассматривать в качестве самостоятельной экономической категории, обладающей специфическими особенностями.
Во-первых, государственный бюджет - это особая форма перераспределительных отношений, связанная с обособлением части национального дохода в руках государства и использованием ее в целях удовлетворения потребностей всего общества и его отдельных, государственно-территориальных образований.
Во-вторых, с
помощью государственного бюджета
происходит перераспределение
Бюджетная политика государства строится строго в соответствии с законодательством РФ. Правовую основу бюджетной политики составляют Бюджетный кодекс РФ, федеральные законы о федеральном бюджете на соответствующий год, законы субъектов Федерации о бюджетах субъектов Федерации на соответствующий год и аналогичные законы местных органов власти [7, с. 40 - 42].
При планировании бюджетной политики государство должно исходить из необходимости обеспечения экономической и социальной стабильности. Важнейшей задачей бюджетной политики на среднесрочную перспективу остается обеспечение общей макроэкономической сбалансированности. Проведение бюджетной политики должно основываться на следующих принципах:
1) гарантированном исполнении заложенных в бюджет обязательств;
2) устранении избыточной денежной ликвидности;
3) последовательном сокращении расходов на обслуживание государственного долга;
4) переходе от управления бюджетными затратами к управлению бюджетными результатами.
К основными задачами бюджетной политики относятся меры по:
1) определению доли валового внутреннего продукта, мобилизуемой в бюджет;
2) установлению оптимальных взаимоотношений между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации;
3) оптимизации структуры расходной части бюджета;
4) распределению расходов между бюджетами разных уровней ;
5) определению доли федерального бюджета в общей сумме консолидированного бюджета;
6) управлению государственным долгом;
7) определению источников финансирования дефицита бюджета и другие.
При определении
целей и задач бюджетной
Внешние факторы
оказывают серьёзное
Информация о работе Современная финансовая политика Российской Федерации