Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 09:57, курсовая работа
Финансовая политика государства - одна из составных частей экономической политики. Она формируется в зависимости как от приоритетных направлений развития экономики страны, так и исходя из общенациональных интересов, определяющих развитие отраслей, имеющих структурообразующее значение. Главной ее целью является создание финансовых условий для социально-экономического развития страны.
Успешное развитие экономики во многом связано с выбором курса финансовой политики, являющейся материальной основой преобразований в государстве.
Финансовая политика состоит из таких этапов, как определение ее целей, обеспечение необходимой величины ресурсов и выработки для этого наиболее рациональных путей их достижения, а также реализация конкретных действий для достижения намеченных целей и задач
Введение 3
Глава 1. Сущность и цели финансовой политики 5
1.1. Понятие финансовой политики и ее содержание 5
1.2. Финансовый механизм 8
1.3. Структура целей и основные задачи финансовой политики 9
1.4 Виды и типы финансовой политики 11
Глава 2. Направление финансовой политики на современном этапе в структуре ее элементов 15
2.1. Бюджетная политика 15
2.1.1. Основные цели и задачи бюджетной политики на 2009-2011 гг. 17
2.1.2 Бюджетная политика в части доходов 21
2.1.3. Анализ бюджетной политики в области расходов 23
2.2. Налоговая политика 27
2.2. Налоговая политика 27
2.2.1. Задачи налоговой политики 27
2.2.2. Современная налоговая политика 28
2.3. Денежно-кредитная политика 31
2.3.1.Определение и цели денежно-кредитной политики 31
2.3.2. Основные направления денежно- кредитной политики на 2009 г. и период 2010-2011 гг. 33
2.4. Таможенная политика 36
2.5. Социальная политика 39
2.6. Инвестиционная политика 43
Заключение 47
Список используемой литературы 49
Приложения 51
В этом направлении будут проводиться изменения в бюджетной политике, касающиеся повышения ее результативности, усиления роли бюджета в стимулировании роста экономики и повышения уровня жизни населения на долгосрочную перспективу. В поддержание реализации развития бюджетной политики налоговая политика в среднесрочной перспективе будет направлена на обеспечение необходимого объема бюджетных доходов, создание благоприятных условий для модернизации экономики, осуществления инвестиций в создание новых производств и повышение производительности труда. Ускоряющиеся процессы глобализации мировой экономики требуют интеграции российской налоговой системы в международные налоговые отношения, а также повышение ее эффективности.
В условиях замедления темпов роста мировой экономики, связанного с финансовым кризисом, финансовая политика должна учитывать все возможные сценарии развития мировой экономики, включая негативные, и в то же время быть активной, в максимальной степени использовать все имеющиеся возможности.
Финансовая политика должна поддерживать эффективную взаимосвязь составляющих ее направлений для выполнения своих целей, важнейшими из которых стали замедление темпов роста инфляции, преодоление спада производства, падения жизненного уровня наиболее активной части трудоспособного населения, восстановление инвестиционной деятельности.
Приложение 1
Схема 1. Содержание финансовой политики
Приложение 2
Виды финансовой политики
Схема 2
Приложение 3
Эволюция целей денежно-кредитной политики России в 1992 – 2011гг.
Год |
Цели денежно-кредитной политики |
1992 |
Сохранение управляемости в народном хозяйстве, поддержание ликвидности предприятий и противодействие инфляционному давлению |
1993 |
Сокращение инфляции и ограничение темпов спада в экономике |
1994 |
Снижение инфляции, создание условий для стабилизации производства и осуществление институциональных и структурных изменений |
1995 |
Снижение инфляции в среднем на 4% в месяц в течение года, соответствие динамики предложения денег (увеличение агрегата М2) задаче проведения антиинфляционного экономического курса |
1996 |
Снижение уровня инфляции и укрепление курса национальной валюты при ограничении дефицита бюджета на уровне 4% ВВП |
1997 |
Удержание внутренней и внешней стабильности национальной валюты как необходимого условия для восстановления неинфляционного экономического роста |
Год |
Цели денежно-кредитной политики |
1998 |
Снижение инфляции до 5—8 % в целом за год, поддержание стабильной национальной валюты, ВВП на уровне 100—102% в год от предыдущего |
1999 |
Снижение инфляции (в пределах до 30 %) при ограничении спада в экономике (сокращение объема ВВП на 3%) |
2000 |
Снижение инфляции (18%) при сохранении и возможном ускорении темпов роста ВВП (1,5%). При этом создаются условия для снижения безработицы и роста реальных доходов населения |
2001 |
Закрепление и развитие тенденций устойчивого роста экономики (рост ВВП на уровне 4%), последовательное повышение уровня жизни населения, снижение инфляции (12-14%), развитие институциональной инфраструктуры рыночной экономики |
2002 |
Снижение инфляции до уровня, при котором обеспечиваются наиболее благоприятные условия для поддержания долговременного экономического роста (14,3—15,5%), развитие институциональной инфраструктуры рыночной экономики |
2003 |
Ограничение прироста потребительских цен в пределах 10-12% |
2004 |
Ограничение прироста потребительских иен в пределах 8—10% |
2005 |
Ограничение прироста потребительских цен в пределах 7,5—8,5 % |
2006 |
Ограничение прироста потребительских цен в пределах 8—9 % |
2007 |
Ограничение прироста потребительских цен в пределах 6,5—8 % |
2008 |
Ограничение прироста потребительских цен в пределах до 4,8% |
2009-2011 |
Ограничение прироста потребительских цен в пределах до 5 - 6,8% к 2011 году |
Таблица 1
Приложение 4
Динамика доходов федерального бюджета
График 1
Приложение 5
Динамика добычи и экспорта нефти
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2000-2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2008-2011 | |
Добыча нефти, млн. т |
324 |
348 |
380 |
421 |
459 |
470 |
481 |
491 |
500 |
507 |
514 |
518 |
||
Темп прироста, в % |
6.2 |
7.4 |
9.2 |
10.8 |
9.0 |
2.4 |
2.2 |
2.1 |
6,2 |
1.9 |
1.4 |
1.4 |
0,8 |
1,4 |
Экспорт нефти, млн. т |
145 |
162 |
188 |
228 |
258 |
254 |
248 |
258 |
256 |
259 |
261 |
262 |
||
Темп прироста, в % |
7.4 |
11.7 |
16.0 |
21.3 |
13.2 |
-1.6 |
-2.1 |
4.0 |
8,7 |
-0.9 |
1.2 |
0.8 |
0,4 |
0,4 |
Таблица 2
Диаграмма 1
Приложение 6
Структура доходов федерального бюджета по отношению к ВВП
Таблица 3
Приложение 7
Структура расходов федерального бюджета на 2008 – 2011 гг. в разрезе разделов и подразделов классификации расходов бюджета, %
Раздел |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Расходы - всего, без учета условно утвержденных |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Общегосударственные вопросы |
12,4 |
14,7 |
12,4 |
11,2 |
Национальная оборона |
14,5 |
14,2 |
13,8 |
13,8 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
11,8 |
12,0 |
11,9 |
11,8 |
Национальная экономика |
11,0 |
11,3 |
11,5 |
12,9 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
0,9 |
1,2 |
1,2 |
1,0 |
Охрана окружающей среды |
0,1 |
0,2 |
0,2 |
0,1 |
Образование |
4,8 |
4,8 |
4,7 |
4,5 |
Культура, кинематография, СМИ |
1,3 |
1,3 |
1,1 |
1,0 |
Здравоохранение, физическая культура и спорт |
3,3 |
4,0 |
3,8 |
3,6 |
Социальная политика |
3,9 |
3,3 |
3,4 |
2,9 |
Межбюджетные трансферты |
36,0 |
33,0 |
36,0 |
37,2 |
Таблица 4
Примечание. Во всех таблицах и рисунках цифры за 2008 г. приведены в соответствии с федеральным законом «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов». Данные за 2009-2011 гг. - проектные
Диаграмма 2
Приложение 8
Темпы роста расходов федерального бюджета в разрезе разделов и подразделов классификации расходов бюджета в 2009-2011 гг., %
Раздел |
В ценовом выражении |
С учетом индекса потребительских цен |
Расходы - всего, без учета условно утвержденных |
153,1 |
113,4-120,5 |
Общегосударственные вопросы |
138,3 |
102,4-108,9 |
Национальная оборона |
145,6 |
107,8-114,6 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
153,1 |
113,3-120,4 |
Национальная экономика |
179,6 |
132,9-141,3 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
172,3 |
127,5-135,6 |
Охрана окружающей среды |
152,3 |
112,8-119,9 |
Образование |
144,3 |
106,8-113,5 |
Культура, кинематография, СМИ |
122,1 |
90,4-96,1 |
Здравоохранение, физическая культура и спорт |
166,2 |
123,1-130,8 |
Социальная политика |
111,7 |
82,7-87,9 |
Межбюджетные трансферты |
158,3 |
117,2-124,6 |
Таблица 5
Приложение 9
Структура ассигнований из федерального бюджета по разделу «Национальная экономика» в 2008-2011 гг., %
Подраздел |
2008 |
2009 |
2О10 |
2011 |
Общие экономические вопросы |
2,0 |
1.8 |
1,7 |
1,5 |
Топливно-энергетический комплекс |
1,9 |
1,5 |
1,5 |
1,9 |
Исследование и использование космического пространства |
2,1 |
2,1 |
1,1 |
1,0 |
Воспроизводство минерально-сырьевой базы |
3,0 |
2,3 |
2,2 |
2,7 |
Сельское хозяйство и рыболовство |
7,7 |
3,6 |
3,6 |
3,2 |
Водные ресурсы |
1,8 |
1,5 |
0,9 |
0,6 |
Лесное хозяйство |
0,9 |
0,8 |
0,7 |
0,6 |
Транспорт |
13,8 |
13,3 |
18,5 |
19,5 |
Дорожное хозяйство |
22,5 |
23,4 |
36,5 |
38,2 |
Связь и информатика |
1,7 |
3,3 |
2,5 |
1,7 |
Прикладные научные исследования в области национальной экономики |
9,8 |
11,9 |
10,2 |
10,6 |
Другие вопросы в области национальной экономики |
32,8 |
34,5 |
24,8 |
18,5 |
Всего по приведенным разделам |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Таблица 6
Приложение 10
Информация о работе Современная финансовая политика Российской Федерации