Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 09:57, курсовая работа
Финансовая политика государства - одна из составных частей экономической политики. Она формируется в зависимости как от приоритетных направлений развития экономики страны, так и исходя из общенациональных интересов, определяющих развитие отраслей, имеющих структурообразующее значение. Главной ее целью является создание финансовых условий для социально-экономического развития страны.
Успешное развитие экономики во многом связано с выбором курса финансовой политики, являющейся материальной основой преобразований в государстве.
Финансовая политика состоит из таких этапов, как определение ее целей, обеспечение необходимой величины ресурсов и выработки для этого наиболее рациональных путей их достижения, а также реализация конкретных действий для достижения намеченных целей и задач
Введение 3
Глава 1. Сущность и цели финансовой политики 5
1.1. Понятие финансовой политики и ее содержание 5
1.2. Финансовый механизм 8
1.3. Структура целей и основные задачи финансовой политики 9
1.4 Виды и типы финансовой политики 11
Глава 2. Направление финансовой политики на современном этапе в структуре ее элементов 15
2.1. Бюджетная политика 15
2.1.1. Основные цели и задачи бюджетной политики на 2009-2011 гг. 17
2.1.2 Бюджетная политика в части доходов 21
2.1.3. Анализ бюджетной политики в области расходов 23
2.2. Налоговая политика 27
2.2. Налоговая политика 27
2.2.1. Задачи налоговой политики 27
2.2.2. Современная налоговая политика 28
2.3. Денежно-кредитная политика 31
2.3.1.Определение и цели денежно-кредитной политики 31
2.3.2. Основные направления денежно- кредитной политики на 2009 г. и период 2010-2011 гг. 33
2.4. Таможенная политика 36
2.5. Социальная политика 39
2.6. Инвестиционная политика 43
Заключение 47
Список используемой литературы 49
Приложения 51
В государстве
основными целями социальной политики
на долгосрочный период являются повышение
качества жизни населения, сглаживание
социального неравенства в
Главной целью проводимых в обществе реформ является увеличение объема общественного производства не ради достижения экономического роста, а ради улучшения качества жизни населения удовлетворения его растущих социальных и иных потребностей [7, с. 313 - 315].
Социальная
сфера включает формы регулирования
трудовых отношений, участие трудящихся
в управлении производственным процессом,
коллективные договоры, государственную
систему социального
Наиболее масштабной
задачей социально ориентирован
Реализация социальной политики осуществляется посредством использования механизмов формирования и распределения совокупного дохода общества через разработку государственных программ социального обеспечения и системы социальных услуг, основными принципами проведениям которой являются:
1) защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведения индексации;
2) обеспечение помощи самым бедным семьям;
3) выдача помощи на случай безработицы;
4) обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы;
5) развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды, в основном за счет государства;
6) обеспечение повышения квалификации работающих.
Главное место в социальном регулировании принадлежит государству, которое формулирует общую концепцию и основные направления социальной политики, обеспечивает ее законодательную и правовую основу.
Что касается современной ситуации, то в условиях финансового кризиса активная социальная политика может стать одним из инструментов стратегии по преодолению его последствий, государство должно проводить активную социальную политику и, в частности, выполнять все обязательства в данной сфере.
Если раньше рост финансирования социальной сферы сдерживался антиинфляционной необходимостью, то в настоящее время именно резкое снижение спроса является главным фактором, с которым связаны экономические риски. Снижение спроса становится важнейшим фактором экономической политики, стимулятором роста производства и диверсификации экономики. Важно стремиться организовать социальную политику таким образом, чтобы выделяемые деньги в конечном итоге действительно стимулировали отечественное производство, а не увеличивали импорт.
Рассматривая конкретные меры по проведению социальной политики, важно отметить принятие федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 269-ФЗ, в соответствии с которым с 1 марта 2009 г. базовая часть пенсии для пенсионера по старости составит 1 950 рублей в месяц, а с 1 декабря 2009 - 2 460 рублей.
80-летние граждане
и инвалиды с ограниченными
способностями к трудовой
С 1 января 2009 г. увеличились размеры пособий по материнству и детству, выплачиваемых Фондом социального страхования РФ.
Теперь единовременное пособие будущим мамам, вставшим на учет в женских консультациях в ранние сроки беременности, составит 359,70 рублей (в январе прошлого года – 325,5 рублей). С 23400 рублей в прошлом году до 25390 рублей в новом поднялся максимальный размер пособия по беременности и родам. Единовременное пособие при рождении ребенка по сравнению с январем 2008 г. выросло почти на тысячу рублей, и сейчас его размер 9592,03 рублей.
Минимальный порог ежемесячных пособий работающим гражданам по уходу за первым ребенком до 1,5 лет теперь равен 1798,51 руб., по уходу за вторым и последующими детьми - 3597,01 руб., а максимальный размер пособия - 7194,03 руб. В январе прошлого года размеры этих пособий были 1627,5 руб. на первого ребенка, 3255 руб. на второго и последующих детей, максимальный размер пособия составлял 6510 руб. Соответственно и неработающие мамы в качестве ежемесячного пособия по уходу за детьми до 1,5 лет станут получать больше, чем в прошлом году, - 1798,51 руб. на первого ребенка и 3597,01 руб. на второго и последующих детей.
Также увеличены максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности (18720 руб.), максимальный размер ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (43 230 руб.), максимальная сумма, из которой исчисляется размер единовременной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (56 200 руб.) [22].
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что в современных условиях государство направлено на поддержание социальной сферы, но насколько оказанные меры реально будут способствовать улучшению положения населения пока неизвестно.
Под влиянием мирового финансового кризиса, экономической нестабильности и замедления темпов экономического роста при одновременном достаточно высоком уровне инфляции Россия, как и другие страны, может столкнуться с различными социальными проблемами. С одной стороны, это снижение уровня жизни граждан, рост безработицы, а с другой - замедление развития отраслей социальной сферы. Здесь важен выбор мер стимулирующей политики, чтобы помощь получали именно те, кто в ней действительно нуждается, а бюджетные расходы не приводили к дополнительному росту инфляции.
Поддержка реального сектора экономики в условиях возможной рецессии. Во избежание резкого спада в реальном секторе экономики (в силу неблагоприятных внешних условий и внутренней нестабильности) и связанных с этим экономических и социальных последствий необходимы эффективные стимулирующие меры со стороны государства.
Обеспечение экономической безопасности страны наряду с другими факторами определяется ее инвестиционной позицией, или инвестиционным состоянием.
Инвестиционный потенциал страны - это базовая фундаментальная основа устойчивого развития национальной экономики.
Формирование
инвестиционного потенциала нации
и его эффективное
Государственная инвестиционная политика должна быть нацелена на создание благоприятного инвестиционного климата в стране, на стимулирование привлечения частного капитала как национального, так и иностранного, а также поиск новых форм совместного (частного и государственного) инвестирования в перспективные проекты.
Вмешательство государства должно отвечать интересам всех слоев общества, для того чтобы достичь наиболее эффективного общественного производства. Общественное производство может считаться эффективным только тогда, когда происходит развитие всех структур общества, т.е. когда наряду с производственным сектором инвестиции обеспечивают необходимое развитие социальной, экономической и культурной сферы.
Государство определяет инвестиционную политику потому, что только оно наделено политической властью и обладает способностью реализовать свою волю в правовых актах, регулирующих инвестиционные потоки, приоритетном финансировании [7, 253 - 255].
Анализируя современную ситуацию, можно говорить о том, что в настоящее время в России происходит стремительное снижение инвестиционных процессов. Причинами этого во многом стало падение внешнего и внутреннего спроса, трудности с получением кредитов, рост процентных ставок, обесценивание активов, сосредоточение государственной помощи в основном лишь в финансовой сфере и крупном сырьевом секторе. Это означает застой существующей структуры экономики еще на несколько лет. Без действенных мер не будет достигнуто планируемое развитие экономики, что в последующем станет серьезной проблемой.
На основании предложений А. Данилова-Данильям, председателя комитета Торгово-промышленной палаты РФ рассмотрим ряд мер, способствующих стимулированию инвестиций.
В сфере экономической и финансовой политики:
1) Предоставлять государственные гарантии тем, кто реализует инвестиционные проекты, - возможно и только в части финансирования подведения инженерных сетей (технологическое присоединение к электрическим и газовым мощностям, строительство подъездных дорог, водозаборов и проч.) к соответствующим площадкам и объектам. Такие гарантии могли бы помочь привлечь с рынка длинные (на срок до 10 лет) кредиты под льготные процентные ставки, что позволило бы инвесторам уменьшить бремя затрат на создание инфраструктуры.;
2) Гарантировать инвесторам неухудшение налогового беремени и иных режимов государственного регулирования на срок окупаемости инвестиционных проектов.;
3) Перейти к предоставлению длинных (на срок до пяти лет) кредитов Центрального банка коммерческим банкам на суммы их участия в кредитовании инвестиционных проектов. В настоящее время поддержание ликвидности происходит через предоставление краткосрочных (на срок от трех недель до шести месяцев) ссуд банкам как по линии Минфина, так и по линии Центрального банка. С учетом необходимости их быстрого возвращения устойчивых ресурсов для выдачи длинных кредитов почти нет.
В сфере налоговой политики:
1) Объявить амнистию по всем образовавшимся (например до 1 октября 2008 года) налоговым задолженностям всех организаций-резидентов в целях «расчистки» их балансов и упрощения процессов привлечения ими проектного финансирования и внешних инвестиций;
2) Установить трехлетние налоговые каникулы для новых юридических лиц, специально созданных для реализации инвестиционных проектов, хотя бы по налогам на прибыль, имущество, землю и дивиденды с момента ввода объекта в эксплуатацию;
3) Вновь ввести 50-процентную льготу по налогу на прибыль, направляемую на инвестиции;
4) Относить на себестоимость продукции все процентные платежи по взятым кредитам в режиме проектного финансирования, независимо от величины ставки рефинансирования Банка России;
5) Предоставлять производственным предприятиям, поддерживающим на докризисном уровне число занятых работников и осуществляющим реализацию инвестиционных проектов, рассрочку платежей начисленных сумм налогов на прибыль и НДС за IV квартал 2008 года и первое полугодие 2009 года сроком на два года под ставку рефинансирования Банка России.
В сфере таможенной и миграционной политики:
1) Ликвидировать пошлины на импортируемое оборудование (а не только на производимое в России);
2) Упростить иммиграционный режим для отдельных категорий иностранных специалистов, способствующих реализации инвестиционных проектов.
Часть данных мер можно ввести на временной основе. Например, предоставление длинных (на срок до 5 лет) кредитов Центрального банка коммерческим банкам может осуществляться лишь до момента восстановления докризисного размера рынка межбанковского кредитования.
Рассмотрение
таких предложений требует
Финансовая политика представляет собой основанную на экономических отношениях особую сферу деятельности государства в области формирования и использования государственных доходов и целенаправленного воздействия на общественное воспроизводство через систему конкретных финансовых механизмов реализации экономической концепции достижения определенного экономического, финансового, организационного и социального эффекта.
Реализацию финансовой политики обеспечивает совокупность мероприятий государства, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов и их распределения для выполнения им своих функций и задач.
Выбор пути реализации финансовой политики является ключевым в функционировании любого государства, в том числе на уровне его субъектов. При этом решения должны предполагать скоординированные действия по всем направлениям финансовой политики: бюджетной, денежно-кредитной, налоговой, инвестиционной, социальной и другим.
Среди особенностей условий реализации современной финансовой политики необходимо выделить направление перехода экономики с экспортно-сырьевого на инновационный путь развития, которому в основном должны способствовать создание сбалансированной бюджетной, налоговой систем, системы денежно-кредитного регулирования.
Информация о работе Современная финансовая политика Российской Федерации