Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2011 в 21:02, контрольная работа
Финансовая политика как часть экономической политики представляет собой совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики.
Введение…………………………………………………………………………………………3 1. Содержание, цели и основные типы финансовой политики государства………………4
1.1 Цели и механизм финансовой политики…………………………………………............4
1.2 Типы финансовой политики………………………………………………………………6
2. Финансовая политика России на современном этапе……………………………………11
2.1 Текущее положение России и перспективы в области финансовой политики……….11
2.2 Основные задачи и направления современной налоговой политики…………………17
Заключение…………………………………………………………………………………….22
Список используемых источников…………………………………………………………..23
Система налогов в условиях регулирующей финансовой политики кардинально изменяется. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки. Этот налог обеспечивает изъятие у экономический субъектов доходов, используемых в виде сбережений, что позволяет обеспечивать сбалансированность бюджета государства при высоком уровне расходов. Большое внимание в финансовом механизме уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Государство активно развивает применение долгосрочных и среднесрочных займов. Рынок ссудных капиталов становится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики.
Изменяется
система управления финансами. Вместо
единого органа управления возникает
несколько самостоятельных
В целом кейнсианская регулирующая финансовая политика показала свою сравнительную эффективность в индустриально развитых странах. В 30-60-х годах XX в. она обеспечила стабильный экономический рост, высокий уровень занятости и эффективную систему финансирования социальных нужд в большинстве этих стран.
В 70-х годах в основу финансовой политики была положена неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической теории. Эта разновидность финансовой политики не связана с отказом от регулирования как ее цели, но ограничивает вмешательство государства в экономику и социальную область. Регулирование экономики становится многоцелевым. Кроме экономического роста и занятости государство регулирует денежное обращение, валютный курс, социальные факторы экономики, структурную перестройку хозяйства и другие процессы, находящиеся в кризисном состоянии.
Финансовый
механизм в этих условиях исходит
из необходимости сокращения объема
перераспределения
Планово-директивная финансовая политика применялась в странах, использовавших административно-командную систему управления экономикой. Основанная на государственной собственности на средства производства, плановая система управления позволяла осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. Цель финансовой политики в этих условиях - обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства (в первую очередь у центральных органов власти и управления) для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.
Адекватно цели финансовой политики СССР строился и финансовый механизм. Основной задачей финансового механизма было создание инструментов, при помощи которых производится изъятие всех неиспользуемых в соответствии с государственным планом финансовых ресурсов. Изъятие средств производилось у государственных предприятий, населения и органов местной власти.
Расходы бюджетов определялись исходя из приоритетов, установленных государственным планом. Средства выделялись на затраты, как правило, без их увязки с возможным получаемым эффектом. В связи с этим значительные ресурсы использовались непроизводительно: на финансирование оборонных отраслей народного хозяйства, "долгостроя", военных расходов и т.п. В то же время покрытие расходов на социальные нужды осуществлялось остаточным методом по минимальным нормам, что отрицательно сказалось на развитии отраслей социальной сферы.
Управление
финансами осуществлялось из единого
центра - Министерства финансов, которое
занималось всеми вопросами использования
финансового механизма в
Планово-директивная финансовая политика проводилась практически во всех бывших социалистических странах. В СССР она показала свою достаточно высокую эффективность в годы, когда требовалась максимальная концентрация финансовых ресурсов для обеспечения чрезвычайных расходов государства (в годы Великой Отечественной войны, восстановления народного хозяйства и т.п.). Однако использование такой финансовой политики в условиях нормального функционирования экономики привело к отрицательным последствиям: снижению эффективности производства, замедлению развития социальной сферы общества, резкому ухудшению финансового положения государства.
Таким
образом, можно сделать вывод, что
финансовая политика - это совокупность
государственных мероприятий по
использованию финансовых отношений
для выполнения государством своих
функций. Содержание финансовой политики
сложное, так как охватывает широкий
комплекс мероприятий: определение
основных целей и задач, создание
адекватного финансового
Основные
типы финансовой политики: классический
- основное направление - невмешательство
государства в экономику, сохранение
свободной конкуренции, использование
рыночного механизма как
2. Финансовая политика России на современном этапе
2.1 Текущее положение России и перспективы в области финансовой политики
Финансовая политика состоит из следующих главных компонентов:
налоговой политики;
бюджетной политики;
денежно-кредитной политики;
ценовой политики;
таможенной политики;
социальной политики;
инвестиционной политики.
Бюджетная политика РФ сводится к:
определению доли валового внутреннего продукта, мобилизуемой в бюджет;
установлению
оптимальных взаимоотношений
оптимизации
структуры расходной части
распределению расходов между бюджетами разных уровней;
определению доли федерального бюджета в общей сумме консолидированного бюджета;
управлению государственным долгом;
определению источников финансирования дефицита бюджета и т.п.
Источники финансирования дефицита федерального бюджета (см. Приложение 1) www.gks.ru. Федеральная служба государственной статистики .
Основные задачи бюджетной политики на 2010 год и дальнейшую перспективу. www.kremlin.ru. Президент России. Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010-2012 годах
Бюджетная политика должна быть ориентирована на адаптацию бюджетной системы к изменившимся условиям и на создание предпосылок для устойчивого социально-экономического развития страны в посткризисный период. Сложность современной экономической ситуации и связанные с этим проблемы формирования и исполнения бюджета не должны рассматриваться в качестве основания для отказа от ранее определенных стратегических целей.
Бюджет
не должен становиться ни источником
финансовой нестабильности, ни дополнительным
фактором падения деловой активности.
Бюджетная политика должна создавать
источники повышения
В этих целях необходимо решение следующих основных задач.
Первое. Обеспечить исполнение социальных обязательств.
При этом надо добиться большей адресности предоставления социальной помощи, услуг и льгот. Деньги должны получить те, кто не имеет возможности заработать на достойную жизнь самостоятельно и нуждается в наибольшей степени.
Второе. Ограничить размеры бюджетного дефицита в целях сохранения макроэкономической стабильности и устойчивости выполнения социальных обязательств в последующие годы.
Следует предусмотреть последовательное снижение бюджетного дефицита, сохранив, таким образом, резервы, достаточные для устойчивого выполнения принятых социальных обязательств. Решение этой задачи подразумевает, в том числе планирование бюджетных расходов исходя из консервативного сценария развития мировой экономики.
Третье. Перейти к режиму жесткой экономии бюджетных средств, предполагающему достижение максимально возможного мультипликативного экономического и социального эффекта от каждого бюджетного рубля.
Необходимо
четко определить приоритеты и цели
использования бюджетных
Целесообразно
в максимальной степени реализовать
программно-целевой принцип
Контроль за целевым расходованием бюджетных средств должен сопровождаться содержательным анализом достигнутых результатов.
Четвертое.
Определить оптимальные формы поддержки
реального сектора экономики
и финансовой системы, исключающие
иждивенчество и создающие
Пятое. Обеспечить кардинальное повышение качества предоставления гражданам государственных услуг, модернизацию сети оказания услуг гражданам за счет бюджетных средств.
Требуется развитие, в том числе в рамках приоритетных национальных проектов и государственных программ, современных форм организации предоставления образовательных, медицинских, социальных услуг в государственном секторе, обеспечение их оплаты за реальный результат, завершение внедрения новых систем оплаты труда работников соответствующих учреждений.
Необходимо
определить сферы, в которых целесообразен
переход от производства услуг государством
к их приобретению в интересах
граждан на конкурентном рынке, и
начать соответствующие
Шестое.
Усовершенствовать механизмы
Система государственных закупок должна исключать случаи необоснованного завышения цен и заключения контрактов с заведомо некомпетентными исполнителями, а также задержки в реализации соответствующих процедур.
Государственные
закупки должны использоваться, в
том числе в качестве инструмента
управления структурными преобразованиями
в российской экономике, способа
стимулирования технологической модернизации
и повышения
Седьмое.
Определить экономически оправданный
уровень налоговой нагрузки и
структуру налогов, соответствующие
современной стадии развития российской
экономики и стимулирующие
Необходимо
определить, возможно, ли снижение налоговой
нагрузки в целях смягчения
Информация о работе Современная финансовая политика Российской Федерации