Современное состояние финансового рынка в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 23:50, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ современного состояния финансового рынка страны. Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи: дано определение финансового рынка, рассмотрен фиктивный капитал и рынок ценных бумаг как одна из составляющих финансового рынка, проанализировано современное состояние финансового рынка в России.

Содержание

Введение 3
1 Сущность финансового рынка 4
1.1 Подходы к определению финансового рынка 4
1.2 Фиктивный капитал и рынок ценных бумаг 7
2 Особенности формирования финансового рынка в России 9
3 Современное состояние финансового рынка в РФ 20
Заключение 26
Список использованной литературы 27

Работа содержит 1 файл

Финансовый рынок и особенности его формирования в России.doc

— 182.00 Кб (Скачать)

Институциональные инвесторы (страховые  организации, фонд специального назначения и т.д.) находились под значительным влиянием или в собственности государства, накопленный ими излишек денежных ресурсов использовался для покрытия бюджетных расходов. Обращение ценных бумаг ограничивалось распространением государственных долговых обязательств (облигаций, займов) среди населения.

В условиях перехода к рыночной экономике  создается новый механизм перераспределения  денежного капитала – через денежный рынок и рынок ценных бумаг, поэтому возникают новые финансовые отношения и соответствующие им финансовые институты, такие как финансовые компании и фонды, инвестиционные банки, фондовые биржи и т.д.

В отличие от финансовой системы  государств с развитой рыночной экономикой в странах с переходной экономикой она имеет свои отличительные  особенности. Во-первых, в силу еще не сложившейся рыночной инфраструктуры сохраняется необходимость государственного регулирования экономики путем воздействия на нее налогово-бюджетных инструментов и внебюджетного вмешательства, вследствие этого в составе финансовой системы определенное время еще будет сохраняться превалирующее значение государственных финансов.

Во-вторых, в отличие от стран  с развитой экономикой, где «деньги делают деньги» и высок уровень внутренних сбережений, т.е. развит финансовый рынок, в странах с переходной экономикой основным звеном финансовой системы являются финансы предприятий и организаций материального производства. Именно в этой сфере создается продукт, стоимость которого служит источником покрытия издержек производства и формирования всех сбережений и инвестиций. Сбережения домашних хозяйств пока составляют незначительную величину.

В-третьих, поскольку в условиях переходного периода сокращается  доля финансовых ресурсов, перемещаемых через государственные финансы  из-за изменения структуры собственности, и происходит их замещение банковским сектором, то в состав финансовой системы должна включаться и банковская система.

Поскольку объем финансовых ресурсов, распределяемых через сферу государственных  финансов, в условиях переходного  периода сокращается, большая его часть распределяется через банковские, квази-банковские и небанковские финансовые институты. Среди них важное место занимает Центральный банк. В его функции входит эмиссия денег, регулирование денежного обращения, ведение счетов правительства, финансирование коммерческих банков и осуществление надзора за другими банковскими институтами.

В функции официально признанных финансовых институтов, среди которых подавляющее  большинство составляют коммерческие банки, входит привлечение депозитов и вкладов; размещение их в активы, приносящие доход (кредиты и инвестиции); осуществление расчетно-кассового обслуживания юридических и физических лиц; оказание трастовых (доверительных) услуг; осуществление валютных операций и консалтинговых услуг.

Широкое развитие получили также специализированные и небанковские финансовые институты, которые способствуют эффективному развитию финансового рынка и  выступают в качестве институциональных  инвесторов. Все эти институты  выступают либо субъектами первичного финансового рынка, либо вторичного.

Каждое звено финансовой системы, в свою очередь, подразделяется на подзвенья  в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. Так, в составе финансов предприятий, функционирующих на коммерческих началах, в зависимости от отраслевой направленности могут быть вычленены финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых, транспортных предприятий и т.д., а в зависимости от формы собственности – финансы государственных предприятий, кооперативных, акционерных, частных и др. Отраслевые и экономические особенности предприятий, функционирующих на коммерческих началах, оказывают существенное влияние на организацию финансовых отношений, состав формируемых денежных фондов целевого назначения, порядок их образования и использования.

В сфере страховых отношений  каждое из звеньев, предоставленное  особой отраслью страхования, подразделяется по видам страхования. В составе  государственных финансов группировка  финансовых отношений внутри звеньев  осуществляется в соответствии с уровнем государственного управления (республиканский, местный).

Одним из главных звеньев финансовой системы является государственный  бюджет. С его помощью правительство  концентрирует в своих руках  значительную часть национального дохода, перераспределяемого финансовыми методами. В этом звене сосредотачиваются крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом отношении расходы. Бюджет тесно связан с другими звеньями финансовой системы, выступает координирующим центром и оказывает им необходимую помощь в форме бюджетных дотаций, субсидий, субвенций – гарантий, обеспечивая более или менее нормальное функционирование остальных звеньев финансовой системы.

Еще одним важным звеном являются местные финансы, роль и влияние которых в последнее время повышается. Центральную роль в этом звене играют местные бюджеты, которые не входят в состав государственного бюджета и имеют определенную самостоятельность. Местные бюджеты служат проводником социальной политики центральных властей.

Внебюджетные  фонды управляются непосредственно  центральными, а в отдельных случаях  местными властями. Наиболее распространенными  источниками формирования этих фондов являются отчисления во внебюджетные фонды, средства бюджета и специальные  взносы.

В странах с развитой рыночной экономикой, где роль финансов исследуется на макро- и микроуровнях и больший объем денежных потоков распределяется через банковскую систему, в состав звеньев финансовой системы входят следующие институты:

  • Центральный банк;
  • официальные признанные банковские институты;
  • специализированные финансовые институты;
  • квази-банковские институты;
  • неофициальный (неформальный) сектор;
  • небанковские финансовые институты;
  • сеть обеспечения безопасности;
  • платежная система;
  • финансовый рынок;
  • правовая и регулятивная инфраструктура.

Как видно из приведенной выше схемы, в состав звеньев финансовой системы  стран с развитой рыночной экономикой не включены государственные финансы  и финансы предприятий, объединений  и организаций (их роль рассматривается  на микроуровне и изучается в  дисциплине «финансовый менеджмент», а в функциональной структуре предприятий они входят в отдел финансового менеджмента).

Государственные финансы в этих странах выделены в самостоятельную  классификацию. В их состав включаются следующие звенья финансовых отношений:

  • государственная бюджетная система;
  • государственный кредит и кредиты местных органов власти, а в федеративных государствах - и кредиты членов федерации;
  • специальные внебюджетные фонды;
  • финансы государственных корпораций.

Кроме того, теория макрофинансов в развитых странах изучается в диалектическом единстве «сбережения – инвестиции», что является вполне логичным и обоснованным. Именно сбережения являются источником функционирования всех перечисленных выше звеньев финансовой системы, функционирующих на коммерческой основе. И от того насколько эффективно и рационально будут инвестированы эти сбережения, будет зависеть экономический рост и деятельность финансовой системы в целом. Чем больше сбережений перераспределяется через финансовую систему, тем более усложняется ее механизм. Финансовые системы стран с более высоким уровнем доходов, как правило, сложнее и совершеннее финансовых систем бедных государств.

Финансовую систему РФ составляют следующие институты:

  • бюджетная система с входящими в нее государственными и местными бюджетами;
  • внебюджетные целевые фонды;
  • финансы предприятий, объединений, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства;
  • имущественное и личное страхование;
  • кредит (государственный и банковский).

Перечисленные звенья финансовой системы существуют соответственно как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ, а также местного самоуправления.

Центральное место в финансовой системе РФ принадлежит бюджетной  системе, с помощью которой образуются фонды денежных средств соответствующих государственных и административно-территориальных образований. В финансовую систему РФ также включаются финансы юридических и физических лиц. Характеризуя финансы юридических лиц, следует указать, что в их состав входят такие государственные внебюджетные фонды, играющие исключительную роль в обеспечении социальной защищенности граждан, как Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

В финансовую систему включаются и  негосударственные фонды (федеральные  и региональные, например, негосударственные  пенсионные фонды); фонды банковской системы; фонды страховых организаций; фонды общественных и региональных организаций; фонды иных юридических лиц.

Местные финансы. Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» определил основные принципы организации местных финансов. В соответствии с вышеназванным федеральным законом местные финансы включают средства местного бюджета, государственные, муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые ресурсы. Формирование и использование местных финансов основывается на принципах самостоятельности, государственной финансовой поддержки, гласности и осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими федеральными законами, конституциями, уставами и законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований, другими правовыми актами органов местного самоуправления.

Местные финансы определяются как  совокупность денежных средств, формируемых  и используемых для решения вопросов местного значения. Таким образом, местные финансы входят в структуру финансовой системы России в качестве ее самостоятельного звена.

Самостоятельность субъектов Федерации  не должна выходить за рамки основ  федеральной финансовой политики, а  также установленных совместно  общих принципов налогообложения и сборов. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов устанавливаются федеральным законом.

Единство финансовой политики является необходимым условием, гарантированного Конституцией РФ единства экономического пространства в РФ, свободного перемещения финансовых средств.

Финансовая система – система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и организаций.

Ее структура включает:

1) Государственные финансы: бюджеты различных уровней государственной власти и управления, органов местного самоуправления, бюджеты внебюджетных фондов, государственные и муниципальные займы;

2) Страхование как особая отрасль  финансовых отношений, связанная  с формированием целевого страхового фонда для целей реализации страховой защиты при наступлении страхового случая. Осуществляется в обязательной и добровольной формах по пяти отраслям;

3) Финансы организаций различных  форм собственности. Связаны с  государственными финансами денежными отношениями по поводу уплаты налогов и других обязательных платежей, а также по поводу распределения бюджетных субсидий и кредитов для организаций.

Это основные элементы финансовой системы, объединяющие субъектов, владеющих  финансовыми ресурсами.

Обеспечивающие элементы:

1) Банковская система. В РФ  включает 2 уровня: Банк России и  коммерческие банки;

2)Специализированные финансово-кредитные  организации: негосударственные  пенсионные фонды, паевые инвестиционные  фонды, лизинговые компании и  др.;

3)Биржевая система включает фондовые, товарные и валютные биржы. Осуществляет перераспределение финансовых ресурсов через ценные бумаги и др.;

4) Внебиржевой поток;

5) Средства технических коммуникаций.

Также можно представить финансовую систему следующим образом:

Рис. 1 Структура финансовой системы.

Формирование и эффективное  использование финансовых ресурсов осуществляется в рыночной экономике  посредством финансового рынка. Финансовый рынок – форма организации движения денежных средств в экономике. Реализует функции:

- аккумулирование временно свободных  денежных средств юридических  и физических лиц, государства;

Информация о работе Современное состояние финансового рынка в РФ