Специальные фонды

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 21:10, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ специальных социальных фондов как важнейшего элемента финансовой системы РФ.
В соответствии с целью курсовой работы были поставлены следующие задачи:
- изучить роль, значение и сущность финансов;
- рассмотреть сущность и цели специальных фондов;
- рассмотреть классификацию и особенности отдельных социальных фондов;
- проанализировать доходные и расходные части фонда;
- дать общую характеристику отдельным видам специальных фондов;
- проанализировать недостатки и определить пути совершенствования функционирования специальных социальных фондов;

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 69.74 Кб (Скачать)

Существует реальная потребность  в целевых финансовых ресурсах и  целесообразность их концентрации на государственном и территориальном  уровнях.

Наиболее известной формой организации  государственных финансовых ресурсов выступает государственный бюджет (федеральный, региональный и местные).

Вместе с тем ограниченность оборотных финансовых ресурсов вызывает необходимость параллельного накопления и использования целевых фондов для финансирования государственных  расходов.

Практика финансирования государственных  расходов из целевых социальных внебюджетных фондов достаточно широко распространена в зарубежных странах.

С помощью государственных социальных целевых фондов можно решать ряд  задач:

  • оказывать социальную помощь и услуги населению путем выплаты денежных пособий, единовременной помощи;
  • обеспечивать восстановление и сохранение трудоспособности человека;
  • оказывать социальные услуги населению путем финансирования учреждений социальной инфраструктуры;
  • финансировать пенсионное обеспечение.

Источники финансирования специальных  социальных фондов имеют как относительно постоянный, так и временной характер в зависимости от экономического и финансового состояния страны.

 

1.3 Виды специальных социальных фондов и их особенности.

 

Пенсионный фонд.

Пенсионный фонд РФ - это централизованный фонд пенсионного обеспечения населения.

Пенсия - это гарантированная ежемесячная  выплата для обеспечения граждан  по достижении ими определенного  законом возраста, а также в  случае потери трудоспособности, потери кормильца.

Пенсии, пособии и другие виды социальной помощи должны обеспечивать прожиточный  уровень жизни.

Пенсионный фонд является самостоятельным  финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии законодательством  РФ и Положением о Пенсионном фонде  РФ (России), утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. №2122-I.

Согласно ст. 2 вышеуказанного Положения  денежные средства этого фонда находятся  в государственной собственности, не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат.

Пенсионный фонд имеет в регионах РФ свои отделения.

Пенсионный фонд осуществляет следующие  основные функции:

- получение от плательщиков  страховых взносов, необходимых  для финансирования выплат пенсий;

- организацию банка данных по  плательщикам страховых взносов  в Пенсионный фонд РФ;

- индивидуальный учет поступающих  в Пенсионный фонд РФ от  работающих граждан обязательных  страховых взносов, имея в виду  в дальнейшем увеличение размеров  пенсий за счет вносимых гражданами  средств;

- межгосударственное и международное  сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного  фонда.

Указом Президента РФ от 27 сентября 2000 г. №1709 «О мерах по совершенствованию  управления государственным пенсионным обеспечением в РФ» предусмотрено:

1. Закрепить за Пенсионным фондом  РФ и его территориальными  органами полномочия по выплате  государственных пенсий;

2. Рекомендовать органам исполнительной  власти субъектов РФ в течение  2001 г. Заключить с Пенсионным  фондом РФ соглашения о передаче  территориальным органам Пенсионного  фонда РФ полномочия по назначению  и выплате государственных пенсий, материально-технической базы, обеспечивающей  реализацию указанных полномочий, а также о переводе лиц, занимающихся  вопросами назначения и выплаты  государственных пенсий, на работу  в территориальные органы Пенсионного  фонда РФ.

Таким образом, Президент, издав Указ, наделил Пенсионный фонд РФ полномочием  по начислению и выплате государственных  пенсий (до Указа это полномочие принадлежало государственным органам  социальной защиты - собесам, а Пенсионный фонд РФ осуществлял лишь финансирование выплат пенсий).

Конституционный суд РФ постановлением от 25 июля 2001 г. №9-П признал, что Указ Президента РФ «О мерах по совершенствованию  управления государственным пенсионным обеспечением в РФ» в части, закрепляющей за Пенсионным фондом РФ и его территориальными органами полномочия по выплате государственных  пенсий, не противоречит Конституции  РФ. Следовательно, этот Указ будет  действовать до издания соответствующего федерального закона.

Пенсионный фонд РФ подотчетен Федеральному собранию. Денежные средства Пенсионного  фонда РФ, находящиеся в государственной  собственности, не входят в состав федерального и территориального бюджетов.

Руководство Пенсионным фондом РФ осуществляется правлением фонда и его исполнительной дирекцией. Состав правления Фонда  утверждается Государственной Думой.

Для контроля деятельности исполнительной дирекции Пенсионного фонда РФ, его  региональных органов образуется ревизионная  комиссия.

В целях обеспечения взаимодействия органов Пенсионного фонда России с полномочными представителями  президента РФ в федеральных округах  правление Пенсионного фонда  приняло постановление от 9 октября 2000 г. создать управление Пенсионного  фонда РФ во всех федеральных округах  России.

Основными задачами Управления Пенсионного  фонда в федеральном округе являются:

  • Координация и контроль за деятельностью отделений Пенсионного фонда в федеральном округе;
  • Взаимодействие с полномочными представителем президента РФ;
  • Координация программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан;
  • Взаимодействие с органами Федерального казначейства, Управлением Федеральной налоговой службы, органами государственной власти и местного самоуправления по вопросам происхождения средств и обобщение сведений о доходной части бюджета Пенсионного фонда.

Бюджет Пенсионного фонда РФ формируется за счет:

  • Страховых взносов работодателей - организаций (предприятий) и взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, которые поступают в Фонд в виде социального налога (страхового взноса) из госбюджета, по установленным ставкам;
  • Минимального налога в связи с применением упрощенной системы налогообложения - по нормативу 60%;
  • Дотаций из федерального и регионального бюджетов, добровольных взносов физических и юридических лиц.

Предприятия (организации) - работодатели уплачивают Единый социальный налог (взнос) один раз в месяц - в сроки установленные  для получения заработной платы.

При недостатке поступления средств  в Пенсионный фонд РФ Банк России обязан предоставлять ему кредит для  обеспечения своевременного финансирования выплат пенсий с обязанностью его  погашения в конце года.

Кроме страховых взносов, поступающих  от организаций и физических лиц, в Пенсионный фонд РФ перечисляются  бюджетные средства на выплату государственных  пенсий военнослужащим и приравненным к ним гражданам, пособий на детей  в возрасте старше полутора лет, пособий  гражданам, пострадавшим от чернобыльской  катастрофы.

На Пенсионный фонд РФ и налоговые  органы возложен контроль за своевременным  и полным поступлением страховых  взносов в Пенсионный фонд РФ.

Средства Пенсионного фонда  РФ используются на:

  • Выплату государственных трудовых пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы России;
  • Оказание материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;
  • Выплаты пособий на погребение получателям пенсий;
  • Финансовое обеспечение текущей деятельности Пенсионного фонда РФ и его органов;
  • Прочие расходы.

Среди поступлений в доходную часть  бюджета Пенсионного фонда РФ подавляющую часть составляют страховые  взносы организаций и безвозмездные  перечисления из федеральных и других бюджетов.

В расходной части бюджета Пенсионного  фонда РФ на выплату всех пенсий населению приходится около 90% (с  доставкой и пересылкой пенсий).

Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют:

1. федеральные государственные  служащие; 2. военнослужащие; 3. участники  Великой Отечественной войны; 4. граждане, пострадавшие в результате радиационных  или техногенных катастроф.

Назначаются следующие виды пенсий по государственному обеспечению: пенсия за выслугу лет; пенсия по старости; пенсия по инвалидности; социальная пенсия. Финансирование этих пенсий осуществляется за счет средств федерального бюджета. Федеральным государственным служащим назначается пенсия при наличии  стажа не менее 15 лет в размере 45% среднемесячного заработка плюс 3% месячного заработка за каждый год стажа сверх 15 лет. Общая сумма  пенсии не может превышать 75% среднего заработка.

Закон от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ «Об  обязательном пенсионном страховании  в РФ» устанавливает основы обязательного  пенсионного страхования, регулирует финансовые правоотношения в системе  обязательного пенсионного страхования.

Согласно закону бюджет Пенсионного  фонда РФ формируется за счет страховых  взносов, сумм пеней и иных финансовых санкций, доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств пенсионного  страхования добровольных взносов.

Закон от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях РФ» устанавливает права  граждан и порядок назначения трудовых пенсий на общих основаниях.

В законе определены следующие виды трудовых пенсий:

1. трудовая пенсия по старости;

2. трудовая пенсия по инвалидности;

3. трудовая пенсия по случаю  потери кормильца.

Трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности состоят из следующих частей:

1. базовой части;

2. страховой части;

3. накопительной части.

Право на рудовую пенсию имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при  наличии не менее 5 лет страхового стажа.

На каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд РФ открывает индивидуальный лицевой  счет с постоянным страховым номером. Каждому застрахованному лицу выдается страховое свидетельство.

Работодатели представляют в органы Пенсионного фонда РФ сведения о  заработке и начисленных взносах  застрахованного лица. Сведения включаются в лицевой счет застрахованного  лица.

Фонд Социального страхования.

Социальное страхование - один из видов  государственного материального обеспечения  населения при наступлении нетрудоспособности по болезни и в иных предусмотренных  законом случаях (например, санитарно-курортное  лечение, организация лечения, пособия  и т.д.).

Социальное обеспечение народа во всех государствах - одна из важных задач парламентов и правительства. Материальную базу осуществления этих прав составляет Фонд социального страхования.

Фонд государственного социального  страхования создан в соответствии с постановлением Совета Министров  РСФСР и Федерации независимых  профсоюзов РСФСР от 25 декабря 1990 г. «О совершенствовании управления и  порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР». Впоследствии в постановление  вносилось изменения в целях  усиления государственных гарантий по социальному страхованию. Фонд начал  действовать с 1 января 1991 г. До принятия постановления вопросы социального  страхования находились в ведении профсоюзов.

В настоящее время Фонд государственного социального страхования РФ действует  как самостоятельное государственное  некоммерческое финансово-кредитное  учреждение.

Фонд социального страхования, как и Пенсионный фонд РФ, является автономным и строго целевым фондом. Он создан в целях обеспечения  государственных гарантий в системе  социального страхования.

Отделения данного фонда имеются  во всех субъектах России и в 14 отраслях народного хозяйства, имеющих межрегиональный  характер (железнодорожного, морского транспорта и т.д.).

Информация о работе Специальные фонды