Специальные фонды

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 21:10, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ специальных социальных фондов как важнейшего элемента финансовой системы РФ.
В соответствии с целью курсовой работы были поставлены следующие задачи:
- изучить роль, значение и сущность финансов;
- рассмотреть сущность и цели специальных фондов;
- рассмотреть классификацию и особенности отдельных социальных фондов;
- проанализировать доходные и расходные части фонда;
- дать общую характеристику отдельным видам специальных фондов;
- проанализировать недостатки и определить пути совершенствования функционирования специальных социальных фондов;

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 69.74 Кб (Скачать)

Управление Фондом государственного социального страхования РФ возложено  на правление фонда и его председателя. Председатель Фонда социального  страхования РФ и его заместители  назначаются Правительством РФ.

Фонд государственного социального  страхования РФ выполняет следующие  функции:

  • Концентрацию денежных средств государства на социальное страхование;
  • Обеспечение гарантированных государством пособий гражданам по временной нетрудоспособности, беременности и родам и другим законным основаниям;
  • Оплата путевок на санаторно-курортное лечение работников;
  • Участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников и социального страхования;
  • Частное финансирование санаториев-профилакториев, оздоровительных лагерей для детей.

Фонд государственного социального  страхования РФ - централизованный фонд денежных ресурсов общегосударственного назначения. Создается страховым  методом с обязательным участием средств организаций и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Денежные средства и санаторно-курортные  учреждения фонда являются государственной  собственностью.

Источниками образования фонда  являются:

  • Взносы предприятий и организаций, которые вносят денежные средства в виде единого социального налога (взноса) по установленным ставкам;
  • Налоговые доходы, распределяемые органами Федерального казначейства, от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами в связи с применением упрощенной системы налогообложения - единого налога по нормативу 5% и минимального налога по нормативу 20%; единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности по нормативу 5%; единого сельскохозяйственного налога по нормативу 6,4%;
  • Средства государственного бюджета (в форме дотаций);
  • Частичная оплата путевок в санатории и дома отдыха;
  • Прочие поступления.

Все организации и предприятия  независимо от форм собственности с 2001 г. вносят взносы в виде единого  социального налога на счета, открытые органами Федерального казначейства, а затем последние производят отчисления в Фонд государственного социального страхования РФ в  установленном размере.

Размер взносов, перечисляемых  в Фонд социального страхования  РФ, начисляется по тарифу, размер которого устанавливается законом.

Контроль за полнотой и своевременностью уплаты взносов на социальное страхование  возложен на Фонд социального страхования  РФ и Федеральную налоговую службу.

Средства Фонда социального  страхования используются на следующие  виды:

· На выплату пособий по больничным листам (по временной нетрудоспособности, беременности и родам), а также  пособий на период отпуска по уходу  за ребенком до достижения им возраста 1,5 года. Доля этих расходов составляет около 70%;

  • Финансирование санаторно-курортного обслуживания трудящихся;
  • Частичное финансирование содержания санаториев-профилакториев и оздоровительных детских лагерей;
  • Выплаты пособий сверх норм на лечение и оздоровление трудящихся;
  • Финансирование исполнительной дирекции фонда.

Указом Президента РФ от 10 декабря 1993 г. «О совершенствовании системы  государственных социальных пособий  и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышении их размеров» с 1 января 1994 г. введена  усовершенствованная система государственных  ежемесячных пособий семьям, имеющим детей, четко разграничивающая назначение ежемесячных пособий.

1. Ежемесячное пособие на период  отпуска по уходу за ребенком  по достижении им возраста 1,5 года;

2. Пособие по беременности и  родам;

3. Пособие женщинам, вставшим на  учет в медицинские учреждения  на ранних сроках беременности;

4. Единовременное пособие при  рождении ребенка;

5. Единое ежемесячное пособие  на ребенка.

Компенсационные выплаты лицам, состоящим  в трудовых отношениях с предприятиями  и осуществляющим уход за ребенком (от 1,5 до 3 лет) производятся за счет средств  предприятия, направляемых на оплату труда.

Выплата ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 года работающим матерям осуществляется за счет средств  Фонда социального страхования  РФ.

Выплата пособий производится по месту  основной работы лица, имеющего право  на пособие либо в органах социальной защиты населения по месту жительства.

Контроль за расходованием средств  на социальное страхование возложен на Фонд социального страхования  РФ с участием профсоюзов.

Бюджет фонда социального страхования  РФ и отчет о его исполнении утверждается Федеральным законом. Бюджеты региональных отделений  фонда и отчеты об их исполнении рассматриваются и утверждаются правлением Фонда.

Фонд обязательного медицинского страхования.

Медицинское страхование является одной из форм социальной защиты населения  в случае потери по любой причине. Медицинское страхование ставит целью гарантировать гражданам  при возникновении страхового случая (заболевания) получение медицинской  помощи за счет накопленных средств  и финансирование профилактических мероприятий.

Медицинское страхование в Российской Федерации введено в соответствии с Законом РСФСР от 28 июня 1991 г. №1499-I «О медицинском страховании  граждан в Российской Федерации». Закон определяет правовые, экономические  и организационные основы медицинского страхования населения. Он направлен  на усиление заинтересованности и ответственности  как самого застрахованного, так  и государства, предприятия, учреждения в охране здоровья граждан.

Медицинское страхование является разновидностью общего страхования  граждан. Поэтому и стороны при  договоре медицинского страхования  аналогичны договору обычного страхования.

Обязательное медицинское страхование  является всеобщим для населения  РФ. Объектом медицинского страхования  является страховой риск, связанный  с затратами на оказание медицинской  помощи при возникновении страхового случая.

Условием осуществления медицинского обслуживания населения, предусмотренного данным страхованием, служит специальный  Фонд обязательного медицинского страхования.

В соответствии с Законом РФ «О медицинском страховании граждан  в РФ», вступившим в силу с 1 января 1993 г., в России созданы фонды обязательного  медицинского страхования: Федеральный  фонд обязательного медицинского страхования; территориальные фонды медицинского страхования.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования является юридическим  лицом, подотчетным правительству  РФ. Средства фонда находятся в  государственной собственности. Устав  Федерального фонда обязательного  медицинского страхования утвержден  постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г. №857 «Об утверждении  устава Федерального фонда обязательного  медицинского страхования».

Руководство деятельностью Федерального фонда осуществляют правление и  исполнительная дирекции во главе с  исполнительным директором, который  назначается Правительством РФ по согласованию с правлением фонда. Контроль за деятельностью  фонда осуществляет ревизионная  комиссия. Отчеты о доходах и расходах Федерального фонда представляются сначала в Правительство РФ, а  затем в Государственную Думу.

Деятельность Федерального фонда  обязательного медицинского страхования  направлена на выполнение следующих  функций:

  • Обеспечение реализации Закона РФ «О медицинском страховании граждан а РФ», достижение социальной справедливости и равенства всех граждан в системе медицинского страхования;
  • Финансирование целевых программ.

Основная функция Федерального фонда обязательного медицинского страхования состоит в выравнивании условий деятельности территориальных  фондов по финансированию программ обязательного  медицинского страхования.

Территориальные фонды обязательного  медицинского страхования создаются  по решению органов государственной  власти субъекта Федерации. Положение  о территориальных фондах обязательного  медицинского страхования утверждено постановлением Правительства РФ от 24 февраля 1993 г. В регионах могут  создаваться филиалы.

Территориальные фонды предназначены  для финансирования территориальных  программ обязательного медицинского страхования.

Руководство деятельностью территориального фонда осуществляют правление и  исполнительный директор. Контроль ведет  ревизионная комиссия. Состав правления  утверждается законодательным (представительным) органом власти субъекта Федерации.

Территориальный фонд обязательного  медицинского страхования выполняет  следующие функции:

  • Аккумулирует финансовые средства территориального фонда на обязательное медицинское страхование;
  • Осуществляет финансирование территориальной программы обязательного медицинского страхования;
  • Осуществляет финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы обязательного медицинского страхования;
  • Выравнивает финансовые ресурсы городов и районов, направляемые на проведение обязательного медицинского страхования;
  • Совместно с налоговыми органами осуществляет контроль за своевременным и полным поступлением в территориальный фонд страховых взносов;
  • Организует банк данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в территориальный фонд;
  • Осуществляет взаимодействие с Федеральным фондом и другими территориальными фондами.

Финансовые средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования образуется за счет:

  • части единого социального налога по ставкам, установленным законодательством РФ;
  • части единого налога на вмененных доход для отдельных видов деятельности в установленном законодательством размере (по нормативу 0,5%);
  • единого налога и минимального налога, взимаемых в связи с применением упрощенной системы налогообложения, по нормативам соответственно 0,5% и 2%;
  • единого сельскохозяйственного налога по нормативу 0,2%;
  • иных поступлений, предусмотренных законодательством РФ.

Финансовые средства территориальных  фондов обязательного медицинского страхования образуются за счет:

  • части единого социального налога по ставкам, установленным законодательством РФ;
  • части единого налога на вмененных доход для отдельных видов деятельности в установленном законодательством размере (по нормативу 4,5%);
  • единого налога и минимального налога, взимаемых в связи с применением упрощенной системы налогообложения, по нормативам соответственно 4,5% и 18%;
  • единого сельскохозяйственного налога по нормативу 3,4%;
  • страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, уплачиваемых органами исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления с учетом программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в бюджетах на здравоохранение;
  • иных поступлений, предусмотренных законодательством РФ.

Страховые взносы в Фонд обязательного  медицинского страхования перечисляются  на собирательные счета Федерального фонда и территориальных фондов, открытые в расчетно-кассовых центрах  или учреждениях банков, обслуживающих  налоговую инспекцию данной территории.

Контроль за своевременным и  полным поступлением страховых взносов  в фонды возложен на Федеральную  налоговую службу.

Расходование средств федерального и территориальных фондов обязательного  медицинского страхования осуществляется в соответствии с их бюджетами, утвержденными  соответственно Федеральным законом  и законами субъектов РФ,

Законом «Об обязательном медицинском  страховании» предусмотрено образование страховых медицинских компаний, учредителями которых выступает местная администрация. Осуществлять деятельность такие компании могут лишь при наличии лицензий на обязательное медицинское страхование. Их задача состоит в подборе дееспособных медицинских учреждений и выполнении функций посредника между территориальным фондом медицинского страхования и медицинским учреждением.

Информация о работе Специальные фонды