Специальные фонды

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 21:10, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ специальных социальных фондов как важнейшего элемента финансовой системы РФ.
В соответствии с целью курсовой работы были поставлены следующие задачи:
- изучить роль, значение и сущность финансов;
- рассмотреть сущность и цели специальных фондов;
- рассмотреть классификацию и особенности отдельных социальных фондов;
- проанализировать доходные и расходные части фонда;
- дать общую характеристику отдельным видам специальных фондов;
- проанализировать недостатки и определить пути совершенствования функционирования специальных социальных фондов;

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 69.74 Кб (Скачать)

повышение уровня пенсионного обеспечения с учетом трудового стажа, приобретенного в  советское время (валоризация);

создание  экономических и правовых предпосылок  формирования пенсионных прав будущих  получателей трудовой пенсии с учетом требований международных норм;

повышение среднего размера трудовой пенсии.

Так, средний  размер трудовой пенсии по старости в  Российской Федерации в 2012 году составил 9706 рублей. С 2002 года он увеличился в 6,5 раза в номинальном размере и более чем в 2,8 раза в реальном.

Отношение трудовой пенсии по старости к прожиточному минимуму пенсионера постоянно увеличивалось, в 2002 году оно составило 108,4 процента, в 2007 году - 110,4 процента, а в 2012 году - 179,8 процента.

Отношение среднего размера трудовой пенсии по старости к среднему размеру заработной платы по экономике в 2002 году составляло 34 процента, к 2007 году оно снизилось до 25 процентов ввиду вызванного объективными причинами отставания темпов индексации трудовой пенсии от темпов роста заработной платы, а к 2012 году увеличилось до 36,8 процента в результате роста базовой части трудовой пенсии в 2008 и 2009 годах, а также проведения в 2010 году валоризации.

Таким образом, проводимая пенсионная политика была направлена на обеспечение социально  приемлемого уровня пенсий.

Вместе с  тем в рамках пенсионной системы  не достигнуты долгосрочная финансовая устойчивость и сбалансированность бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Инерционный сценарий развития пенсионной системы  в условиях действующего пенсионного  законодательства неизбежно приведет к следующим социально-экономическим  последствиям:

невозможность поддержания размера пенсий на социально  приемлемом уровне и увеличение численности  низкодоходных групп пенсионеров. К 2030 году средний размер трудовой пенсии по старости может не достигнуть минимального целевого уровня в 2,5 прожиточного минимума пенсионера, а отношение среднего размера трудовой пенсии по старости к среднему размеру заработной платы в Российской Федерации будет снижаться;

обострение  проблемы обеспечения приемлемого  уровня пенсионных прав для среднего класса;

нарастание  рисков, связанных с недостаточной  финансовой устойчивостью негосударственных  пенсионных фондов;

отсутствие  источника и механизма обеспечения  сохранности пенсионных накоплений, в том числе с учетом их возрастающих объемов;

межбюджетные  трансферты из федерального бюджета  в пенсионную систему на обеспечение  ее сбалансированности на период до 2030 года могут увеличиться до 3 процентов валового внутреннего продукта.

Причинами складывающейся ситуации являются внешние по отношению  к пенсионной системе экономические  и демографические факторы:

макроэкономические  параметры, структура занятости, показатели производительности труда, инфляция и  невысокие размеры заработной платы;

большой объем  теневой занятости и скрытой  заработной платы;

рост демографической  нагрузки в части изменения соотношения  застрахованных лиц, за которых осуществляется уплата страховых взносов, и получателей  пенсий, а также высокий уровень  смертности в трудоспособном возрасте.

Кроме того, в пенсионной системе сохраняются  значительные внутренние негативные факторы:

остается  нерешенной проблема досрочных пенсий;

не установлен сбалансированный тариф страховых  взносов для самозанятых граждан;

пенсия в  значительной мере утратила функцию  страхования потери заработка в  связи с достижением пенсионного  возраста;

несоответствие  тарифов страховых взносов и  обязательств по выплате трудовой пенсии.

Накопительная составляющая пенсионной системы требует  существенной модернизации, в том  числе в части, касающейся обеспечения  финансовой устойчивости негосударственных  пенсионных фондов и гарантий исполнения ими в полном объеме обязательств по выплате пенсий, создания эффективной  системы контроля за инвестированием  средств пенсионных накоплений, а  также расширения перечня финансовых институтов, участвующих в соответствующих  правоотношениях, и  инструментов для инвестирования средств пенсионных накоплений.

 

 

3.3 Основные цели и задачи развития пенсионной системы

 

Основными целями развития пенсионной системы являются:

гарантирование  социально приемлемого уровня пенсионного  обеспечения;

обеспечение сбалансированности и долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы.

Задачами  развития пенсионной системы являются:

обеспечение коэффициента замещения трудовой пенсией  по старости до 40 процентов утраченного заработка при нормативном страховом стаже и средней заработной плате;

достижение  приемлемого уровня пенсии для среднего класса за счет участия в корпоративных  и частных пенсионных системах;

обеспечение среднего размера трудовой пенсии по старости не менее 2,5 - 3 прожиточных минимумов пенсионера;

поддержание приемлемого уровня страховой нагрузки для субъектов экономической  деятельности с единым тарифом страховых  взносов для всех категорий работодателей;

обеспечение сбалансированности формируемых пенсионных прав с источниками их финансового обеспечения;

развитие  трехуровневой пенсионной системы  для групп с разными доходами (для средне - и высокодоходных категорий - с опорой на добровольное пенсионное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение);

повышение эффективности  накопительной составляющей пенсионной системы.

Параметры пенсионной системы должны быть связаны с  базовыми макроэкономическими и  демографическими показателями.

Для достижения указанных целей должна быть осуществлена модернизация основных институтов пенсионной системы. При этом необходимо обеспечить преемственность и сохранить социально-страховой принцип функционирования этой системы, согласно которому трудовая пенсия представляет собой компенсацию части утраченной заработной платы работника в случаях достижения им пенсионного возраста, наступления инвалидности, а также в связи со смертью кормильца (применительно к нетрудоспособным членам семьи умершего работника).

Пенсионная  система должна базироваться на 3-уровневой  модели:

первый уровень - трудовая пенсия (государственная пенсия) в рамках государственной (публичной) системы обязательного пенсионного страхования, формируемая за счет страховых взносов и межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

второй уровень - корпоративная пенсия, формируемая работодателем при возможном участии работника на основании трудового и (или) коллективного договоров либо отраслевого соглашения;

третий уровень - частная пенсия, формируемая работником (физическим лицом).

 

3.4 Направления реализации Стратегии

 

Основными направлениями  реализации Стратегии являются:

    • совершенствование тарифно-бюджетной политики;
    • реформирование института досрочных пенсий;
    • реформирование института накопительной составляющей пенсионной  системы;
    • развитие корпоративного пенсионного обеспечения;
    • совершенствование формирования пенсионных прав в распределительной составляющей пенсионной системы;
    • совершенствование системы управления обязательным пенсионным страхованием;
    • развитие международного сотрудничества в сфере пенсионного обеспечения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

          Итак, в ходе данной работы  были достигнуты следующие цели:

  1. был проведен анализ доходной и расходной статей фонда;
  2. были рассмотрены основные черты устройства и функционирования специальных фондов;
  3. были проанализированы недостатки и пути их решения

 

В результате написания данной курсовой работы можно сделать следующие  выводы:

  1. Специальные фонды являются составным звеном финансовой системы государства.
  2. Основным методом пополнения фондов выступают налоги и сборы, имеющие целевой характер.
  3. Специальные фонды обладают рядом особенностей:
  • Запланированы органами власти и управления и имеют строго целевую направленность;
  • Денежные средства фондов предназначены для финансирования расходов, не включенных в бюджет;
  • Взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую политику;
  • Формируются за счет специальных отчислений юридических и физических лиц;
  • На отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов, распространяется большинство норм и положений Налогового кодекса РФ;
  • Денежные ресурсы фондов находятся в собственности государства, не входят в состав бюджетов различных уровней, не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;
  • Расходование средств фондов осуществляется по распоряжению Правительства РФ или специально уполномоченных органов;
  • Из внебюджетных фондов могут предоставляться субвенции для привлечения дополнительных средств на финансирование инвестиционных проектов, программ.

 

  1. С помощью государственных социальных целевых фондов можно решать ряд задач:
  • оказывать социальную помощь и услуги населению путем выплаты денежных пособий, единовременной помощи;
  • обеспечивать восстановление и сохранение трудоспособности человека;
  • оказывать социальные услуги населению путем финансирования учреждений социальной инфраструктуры;
  • финансировать пенсионное обеспечение.

 

Специальные фонды является основным звеном системы функционирования государства. Без него в принципе невозможно существование  государства. Поэтому власть должна очень ответственно подходить к  данному вопросу иначе жизнь  государства и каждого его  гражданина будет находиться под  угрозой.

 


Информация о работе Специальные фонды