Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 23:20, курсовая работа
В данной работе раскрыты основные принципы бюджетного устройства федеральных и унитарных государств, которые в той или иной степени раскрывают особенности сходства и различия центрального правительства уровня власти в стране, в области установления налоговых ставок и введения новых налогов, распределения расходных полномочий и распоряжения средствами собственных бюджетов.
Введение…………………………………………………………………………3
Понятие и сущность бюджетного устройства в федеративных и унитарных государствах…………………………………………………………….5
Принципы бюджетного устройства в федеративных и унитарных государствах………………………………………………………………………….8
Сравнительная характеристика бюджетного устройства Российской Федерации и Италии…………………………………………………………………11
Заключение……………………………………………………………………16
Список использованной литературы……………………………………….18
Для
реализации принципа сбалансированности
бюджета применяется механизм бюджетного
регулирования, составным элементом
которого является система регулирующих
доходов. Регулирующие доходы бюджетов
– федеральные и региональные
налоги и иные платежи, по которым
устанавливаются нормативы
Бюджетным
законодательством РФ в числе
форм финансовой помощи из федерального
бюджета бюджетам субъектов РФ предусмотрены:
предоставление дотаций на выравнивание
уровня минимальной бюджетной
Бюджетный федерализм выбранный Российской Федерацией, предполагает обеспечение чёткого разграничения функций между разными уровнями управления. Это необходимо для того, чтобы каждый бюджет мог сохранить свою самостоятельность с высокой степенью автономии региональных и местных бюджетов, оставляя в то же время за федеральным бюджетом доминирующее положение в общей бюджетной системе страны. Возникающие при этом межбюджетные отношения должны быть прозрачными и понятными любому участнику данного процесса.
Федеративное
устройство получило законодательное
закрепление в Конституции
В настоящее время наблюдаются тенденции усиления централизма в России. Это происходит по следующим причинам причин:
1.
Отсутствие в Конституции
2.
Отсутствие у многих регионов
необходимых финансовых
3.
Несовпадение интересов многих
регионов, их неспособность выработать
единую позицию по
4.
Необходимость проведения
Таким образом, в России постепенно сформировалась своеобразная национальная модель федерализма. В этой модели уникально сочетаются принципы кооперации и конкуренции. С одной стороны, регионы конкурируют друг с другом за размещение на их территории наиболее прибыльных предприятий и получение финансовой помощи из центра. С другой – важнейшие полномочия и финансовые ресурсы сосредоточены в руках федерального центра. Федеральное правительство обладает широкими полномочиями, устанавливает единообразное законодательство по всем важнейшим вопросам, обеспечивает единство налоговой системы для всей Федерации.
Италия
Италия
является унитарным государством с
четырьмя уровнями системы государственной
власти: центральные, региональные органы
власти, органы власти провинций и
муниципалитетов. Административно
Италия делится на 20 регионов, 99 провинций,
8100 муниципальных образований и
212 местных единиц здравоохранений.
При этом 5 регионов из 20 имеют особый
статус, который выражается в существовании
конституционных законов, наделяющих
эти регионы большой
Расходные
обязательства уровней
Основными
статьями расходов бюджетов муниципалитетов
являются содержание местных подразделений
полиции, системы социального
Основными
доходными источниками
В
1993 году, как один из этапов программы
децентрализации налоговой и
бюджетной систем, было установлено,
что органы власти регионов имеют
право изменять ставки некоторых
национальных налогов в установленных
пределах. Также было решено, что
в доходы региональных бюджетов будут
зачисляться поступления
Наибольшей
финансовой самостоятельностью среди
всех уровней субнациональных
Касаясь вопросов привлечения бюджетами
субнационального уровня заемных средств,
следует отметить, что регионам разрешено
привлекать займы только для целей финансирования
расходов капитального характера при
условии, что объем заимствований с учетом
обслуживания долга не должен превышать
25% собственных доходов бюджета. Источниками
заимствований для регионов служат как
коммерческие банки, так и Депозитный
и ссудный фонд, средства которого выделяются
на возвратной и платной основе.
В 1977 году было решено конвертировать краткосрочную задолженность муниципалитетов в 10-летние казначейские облигации, а за привлечением заемных средств муниципальными бюджетами был установлен жесткий контроль. В частности, было запрещено привлекать краткосрочные займы для финансирования текущих расходов, были также введены требования о сбалансированности местных бюджетов и установлен строгий контроль за ростом их расходов. (11, С.516)
Таким
образом, для унитарного характерно
наличие одного правительства и единого
правительственного процесса по всей
стране. В этой системе действуют одни
и те же правила, которые применяются повсеместно,
нет различий в оказываемых государственных
услугах между областью или провинцией,
в которой живёт человек или ведёт свой
бизнес. Одни и те же услуги обеспечиваются
государством по всей стране вне зависимости
от региональных различий, особенностей
региональных законов. Деньги и торговые
потоки перемещаются без ограничений,
региональных и таможенных или иных внутренних
барьеров по всей стране. Нет различий
ставок налогов на продажи, единая система
налогов на доходы.
Любая бюджетная система (унитарная или федеративная) должна быть ориентирована на достижение следующих глобальных целей: экономическая эффективность, политическая стабильность, господство закона и укрепление единства государства. Чем больше государство, чем разнообразнее условия (экономические, культурные, национальные и т.д.), тем актуальнее задача сбалансирования бюджетных интересов центра и территорий.
Сравнительная характеристика бюджетного устройства в Италии и Российской Федерации показала, что федеративные государства отличаются от унитарных, конституционным распределением прав и функций между центральным и региональным правительствами. В унитарных государствах, в том числе в соответствии с конституционным устройством окончательное решение принимает центральное правительство или его представители на различных уровнях бюджетной системы.
В
целом, особенность бюджетных систем
федеративных государств состоит, прежде
всего, в гораздо большей
Теоретически бюджеты нижних уровней в унитарных государствах являются промежуточными фондами по распределению ресурсов центрального правительства и аккумуляции тех ресурсов, осуществлять администрирование которых на данном уровне представляется наиболее эффективным. В странах с федеративным государственным устройством бюджет каждого уровня является самостоятельным фондом финансовых ресурсов, мобилизующим и распределяющим свои собственные финансовые ресурсы. При этом бюджеты различного уровня связаны между собой системой межбюджетных отношений, построенной согласно федеральному законодательству. Приведенный тезис находит подтверждение хотя бы в том факте, что в унитарных государствах, в противоположность федерациям, центральное правительство несет ответственность по задолженности бюджетов нижестоящих уровней, а также устанавливает ограничения на объем и сроки заимствований. Также для унитарных государств характерна высокая (более 50%) доля средств центрального бюджета в доходах бюджетов нижестоящего уровня.
Тем не менее, ни унитарные, ни федеративные государства не имеют каких-либо преимуществ друг перед другом в вопросе разграничения компетенции между уровнями власти. Нельзя также утверждать, что унитарное или федеративное устройство обеспечивают лучшее или худшее государственное регулирование развития своих территорий. Государственное устройство не формирует ни качество, ни успешность этого регулирования, но оно самым прямым образом формирует модель этого регулирования, его схему, механизмы и процедуры.
Информация о работе Сравнительная характеристика бюджетного устройства Российской Федерации и Италии