Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2011 в 16:25, реферат
В систему бухгалтерского учета входят три подсистемы, взаимосвязанные между собой. Налоговый учет ведется параллельно с финансовым учетом и необходим для учета в целях налогообложения. Финансовый и управленческий учет необходим для получения информации о финансовом положении предприятия и принятия управленческих решений.
Каждая компания самостоятельно разрабатывает систему управленческого учета, основываясь на собственных представлениях об информации, необходимой для принятия рациональных управленческих решений. В связи с этим в управленческом учете в принципе не существует единого универсального решения о том, какая информация должна собираться и анализироваться. Соответственно, не бывает и единого универсального уровня детализации.
Вопрос о различиях управленческого и бухгалтерского учета не только теоретический, от его решения напрямую зависит технология управленческого учета, а значит, стоимость и эффективность процесса. Многие руководители считают, что к построению управленческого учета надо активно подключать бухгалтерию. Так происходит на 80 % предприятий, и зачастую результат получается плачевным.
Прежде всего, нынешние бухгалтерии занимаются по большей части учетом финансовым, а теперь еще и налоговым, которые значительно отличаются от управленческого по технологиям и представляемым данным. Финансовый учет точен, должен соответствовать жестким требованиям законодательства и значительно запаздывает по отношению к событию.
Управленческий учет законодательно не ограничен и должен соответствовать только требованиям конкретного руководителя. Информация о произошедших в финансах и на производстве изменениях должна поступать очень оперативно, почти мгновенно. Движение финансовых и материальных потоков на предприятии при детальном изучении может дать массу информации. Например, подробный анализ счета дебиторской задолженности покажет, сколько вам должны случайные и постоянные клиенты; изучение того, как платили постоянные клиенты в прошлом, поможет дать прогноз поступления денег на счет на ближайший месяц.
Нынешние бухгалтеры, и без того замученные инновациями, зачастую ожесточенно сопротивляются попыткам подключить их к внутренним реформам. Более приспособленными для ведения управленческого учета оказываются финансовые отделы на новых предприятиях или планово-экономические — на старых.
Не секрет, что на многих предприятиях финансовый директор и главный бухгалтер находятся в состоянии тайного, а иногда и явного противостояния. Появление в компании позиции финансового директора — нового и более высокого по статусу звена в цепочке управления финансами — нередко вносит неразбериху в устоявшуюся систему взаимоотношений.
В начальный период формирования отечественного бизнеса приоритетными задачами чаще всего были максимизация денежных средств и быстрое приобретение новых активов. Учет был нацелен в основном на минимизацию налогообложения. Теперь же на первый план выходят задачи эффективного управления, которые невозможно решить на основе прежней системы учета.
Кроме того, по мере интеграции в мировое хозяйство компаниям все чаще требуется новая система управленческого учета, интегрированная с бухучетом. В одних компаниях главный бухгалтер становится финансовым контролером (немецкая модель), отвечающим за весь учет в компании — бухгалтерский, налоговый и международный. В других главбух остается главным ведущим налоговым экспертом компании, разрабатывающим корпоративные стандарты и процедуры отчетности и курирующим отношения с соответствующими органами. Он также проводит внутренний аудит налоговой отчетности и консультирует коллег.
Пока
еще многие российские бизнесмены не
признают приоритета требований бюджета
и экономики фирмы над другими
аспектами деятельности компании. Однако
постепенно жизнь берет свое. Жесткие
рамки бюджетно-экономических
Опыт
показывает, что грамотная постановка
производства является необходимым, но
недостаточным условием процветания.
После становления фирмы
Постановка управленческого учета
Можно
выделить несколько этапов процесса
организации управленческого
Первый этап — создание рабочей группы. В нее должны входить руководители всех подразделений, которых коснется реформа. Лучше всего, если группу возглавит первое лицо компании (или его заместитель). Все участники обязаны какую-то часть времени (от 10 до 50%) посвящать работе над проектом. Заседания должны проводиться регулярно, при принятии решения нужно обязательно назначать ответственного за его выполнение и устанавливать сроки окончания работы.
На этом этапе осуществляется анализ сложившегося положения дел, изучаются существующие информационные потоки и определяется цель проекта. Это этап диагностики и формулирования концепции построения учета, в том числе учетной политики и управленческого плана счетов. Функциональная диагностика и разработка модели требуют специальных технологий, обеспечивающих скорость, полноту и связность результата, поэтому целесообразно привлечение консультантов. Все остальное компания может выполнить сама.
Второй этап — разделение центров финансовой ответственности (ЦФО): затрат (например, ИТ-служба), дохода (например, отдел сбыта), прибыли (например, филиал) и инвестиций. На данном этапе необходимо точно определить, где и по чьему решению возникают доходы и затраты, чтобы менеджер центра, например, не отвечал за неконтролируемые расходы. До менеджеров центров финансовой ответственности доводятся показатели, достижение которых они обязаны обеспечить. С прагматической точки зрения, достаточно выделить два вида подразделений — приносящие доход и инфраструктурные.
Третий этап — обеспечение необходимого документооборота, в частности разработка методологии (кто, какую информацию, в какую форму и графу вносит) и создание регламента (какая информация, в какой срок и кому поступает, что он с ней делает, кому и когда в каком виде передает). Все это оформляется в виде положения об управленческом учете.
Четвертый этап — обучение работе с системой управленческого учета персонала, непосредственно вовлеченного в процесс. Обучение можно проводить параллельно с формированием управленческой отчетности.
Пятый этап — автоматизация. Причем она должна осуществляться только на самой последней стадии внедрения управленческого учета. Специалисты рекомендуют хотя бы год поработать в любой стандартно-локальной программе, например Excel, и лишь потом, при условии, что затраты на программное обеспечение оправданы, приступать к более глубокой автоматизации.
Формирование управленческой информации. Потребности предприятий в управленческой информации изменяются согласно определенным закономерностям, связанным с эволюцией самой организации. Этапы формирования управленческой отчетности можно сформулировать следующим образом:
Поэтапность
внедрения управленческого
Многие компании начинают заниматься внедрением управленческого учета, лишь столкнувшись с хозяйственными трудностями. Эта проблема выражена в трудах известного публициста от экономики С. Н. Паркинсона, сформулировавшего множество закономерностей деловой жизни, в том числе свои знаменитые «законы». Когда приток денег велик и кажется неограниченным, то единственная экономия, которая имеет место, — это экономия мышления. Во второй половине XX в. Паркинсон описывал эволюцию, период последних 50-70 лет.
В России описываемые им события, наверное, уместились в 10-15 лет развития рыночной экономики. Паркинсон описывал, что «раньше деньги тратились на организацию банкетов и содержание танцовщиц. Но подобным излишествам есть (хотя бы теоретически) некоторые физиологические пределы. На административные новшества подобных ограничений нет, административный персонал и различных консультантов можно содержать в таком количестве, в котором любовницы только раздражают и вообще становятся непереносимы».
Как
отмечает автор, привычка к большим
доходам и быстро подстраивающимся
под них большим расходам приводит
к своеобразным новациям в бухгалтерском
учете, когда тратятся деньги, которых
на самом деле нет. В России с начала 1990-х
гг. и до 1998 г. это было важнейшей чертой
развития множества компаний. Затем ситуация
стала постепенно меняться. В периоды
реформ экономики, когда финансовые потоки
существенно сокращаются, отмечается
повышение эффективности: компании наводят
у себя «в хозяйстве» порядок, налаживают
нормальный учет и т. д. Но периоды трудностей,
безусловно, являются катализатором процесса
осознания необходимости сбора и анализа
сведений, способствующих повышению качества
управленческих решений.
Вывод:
Чтобы
повысить эффективность работы своей
организации, руководитель любого бизнес-проекта
старается использовать наилучшую
количественную информацию из имеющейся.
Такой информацией его
Управленческий и финансовый учет различаются по двум основным направлениям: целям учета и субъектам, использующим собранную информацию. Финансовый учет регистрирует, классифицирует, анализирует, суммирует и сообщает результаты работы организации кредиторам, акционерам и возможным инвесторам, органам власти, профсоюзам, организациям по защите окружающей среды и др. Отчетность компаний для внешних структур состоит из четырех финансовых отчетов общего назначения: отчет о прибылях и убытках, бухгалтерский баланс, отчет о нераспределенной прибыли и отчет о движении денежных средств. Эти отчеты используются в основном инвесторами, кредиторами и теми, кто стремится защитить свои инвестиции в данное предприятие, а также теми, кто имеет собственный интерес в данном предприятии.
Управленческий учет реализует две последних из указанных выше задач учета, выполняя две функции: помощь руководителям в планировании и помощь им в осуществлении контроля. Для эффективного планирования и контроля результатов руководство нуждается в более и более детализированной информации, чем присутствующая в финансовой отчетности. Системы учета, предоставляющие такую специальную информацию для внутреннего управления, относятся куправленческому учету.
Информация по управленческому учету используется в процессе принятия решений, касающихся внутренних процессов функционирования предприятия. Существует множество различных типов решений, для которых руководителям необходима подобная информация. Ниже приведен ряд типичных вопросов принятия решений, с которыми обычно сталкиваются руководители:
Для принятия руководителями наилучших решений в области планирования и контроля таких проблем, специалист по управленческому учету должен сосредоточить свое внимание на обеспечении руководителей своевременной, существенной, понятной и наиболее важной в процессе принятия решений информацией.
Информация о работе Сравнительная характеристика финансового и управленческого учета