Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2011 в 16:25, реферат
В систему бухгалтерского учета входят три подсистемы, взаимосвязанные между собой. Налоговый учет ведется параллельно с финансовым учетом и необходим для учета в целях налогообложения. Финансовый и управленческий учет необходим для получения информации о финансовом положении предприятия и принятия управленческих решений.
Центр
прибыли — это экономика
Управление
центром прибыли можно
Центр инвестиций — это подразделение, руководитель которого отвечает не только за выручку и затраты, но й за капиталовложения. Примером может служить дочернее предприятие, имеющее право инвестировать собственную прибыль. Целью такого центра является не только полу* чение прибыли, но и достижение рентабельности вложен* ного капитала, доходности инвестиций и увеличение акци* онерной стоимости.
Управление деятельностью центра инвестиций можно осуществлять при помощи операционного бюджета, отчета о его исполнении, а также баланса и отчета о денежных потоках.
На производственных предприятиях немаловажное зна чение имеет подразделение центров ответственности, исходя из выполняемых ими функций на основные и вспомогательные.
Основные центры ответственности занимаются непосредственным производством продукции, выполнением ра бот и оказанием услуг для потребителей. Их затраты на прямую списывают на себестоимость продукции (работ, ус луг). К таким центрам, можно отнести, например, участки и цехи основного производства, отдел сбыта.
Вспомогательные центры ответственности существу ют для обслуживания основных центров ответственности. Затраты этих центров сначала распределяют по основным центрам ответственности, а уже потом, в составе суммар ных затрат основных центров, включают в себестоимость продукции, работ, услуг, оказываемых потребителям. К таким центрам можно отнести административно-хозяйствен ный отдел, отдел технического контроля, ремонтный цех, инструментальную мастерскую и т. д.
В системе учета по центрам ответственности важное значение имеет установление трансфертных цен. Трансфер тная цена — это цена, используемая для определения сто имости продукции (материалов, полуфабрикатов, готовой продукции) или услуг, передаваемых одним центром от ветственности другим внутри одной организации.
Установление
трансфертных цен зависит от существу
ющих форм организации производства: цент
В условиях централизованно
В условиях децентрализованной организации произ водства, когда центры ответственности относительно авто номны, цена внутрифирменной передачи должна назначаться с таким расчетом, чтобы с ее помощью можно было опре-* делять реальный и достоверный показатель прибыли для каждого подразделения. Выбор цены внутрифирменной пе редачи имеет значение не только для выявления резуль татов деятельности подразделения, но и для принятия ре шений по таким вопросам, как "производить или закупать % "продавать или обрабатывать дальше", а также при рас смотрении альтернативных вариантов производства.
Трансфертная (внутрифирменная) цена должна отвечать следующим основным требованиям:
♦ гармонично сочетать в себе цели подразделения ф общими целями организации;
♦ быть гибкой и равнозначной для менеджеров разных уровней управления. Трансфертная цена должна обеспечи вать достаточный результат как подразделению — продав-» цу, так и подразделению — покупателю;
♦ способствовать сохранению автономности подразде* лений, возможности управлять ими на децентрализованной основе;
♦ быстро реагировать на изменяющиеся условия внутм реннего и внешнего рынков, давать возможность направ* лять прибыли туда, где они найдут лучшее применение. Например, более высокие прибыли направлять в сферы С низкими налогами и невысокие прибыли — в сферы с высо кими налогами, либо вкладывать их в новые производствен-^ ные мощности;
♦ соответствовать требованиям законодательства;
♦ содействовать развитию кооперации между структура ными и региональными типами производств.
Существует множество способов установления транс фертной цены при внутрифирменной передаче, в том чис ле на основе:
♦ рыночной стоимости;
♦ полной себестоимости + прибыль, как % от полных затрат;
♦ переменных затрат + прибыль, как % от перемен ных затрат;
♦ полной или сокращенной себестоимости;
♦ взаимной договоренности сторон.
К сожалению, не бывает единой трансфертной цены, которая удовлетворяла бы всех — и высшее руководство, и подразделение — продавца, и подразделение — покупа теля. На практике часть предприятий используют цену на базе договорной рыночной стоимости, другие предпочита ют использовать цену по себестоимости плюс надбавка на прибыль.
Оптимальной трансфертной ценой является величина договорной рыночной стоимости продукции или услуг, так как эта цена считается взаимоприемлемой и позволяет рас сматривать каждый центр прибыли как самостоятельную хозяйственную единицу. Она равняется размеру вознаграж дения за оказание аналогичных услуг или продажной цене за такое же изделие на внешнем рынке за вычетом суммы внутренних доходов от экономии затрат на внутреннем ха рактере операций (транспортных расходах, процентах по банковским кредитам и т. д.).
Если цена на внешнем рынке неопределенная (напри мер, на новый вид продукции при отсутствии рынка аль тернативных товаров или когда цена не предназначена или слишком высока для использования в качестве цены внут рифирменной передачи), то следует применить цену на базе сметной себестоимости плюс надбавки на прибыль, так как такая цена является близкой к рыночной и позволяет выя вить недостатки функционирования подразделений. При ус тановлении надбавки на прибыль в расчет следует прини мать не коэффициент прибыльности организации в целом, а особенности данного подразделения. Прибыль часто исчисляют как процент доходов от вложенного капитала, ко торый представляет собой плановый показатель, предназ-наченный для использования при унификации постоянных затрат на базе сметного или среднего объема производства. Этот процент устанавливают исходя из принципов учетной политики организации. Он может определяться как средний ожидаемый доход от деятельности производственного под разделения, отдела снабжения или организации в целом. Если в качестве трансфертной цены используется сметная себестоимость плюс надбавка на прибыль, то необходимо вносить поправки на изменения цен на сырье, материалы, услуги и размеры заработной платы. Размер надбавки на прибыль должен быть настолько реальным, чтобы в нем отражался характер производственной деятельности под разделения и выпускаемой им продукции.
Трансфертные цены могут устанавливаться также на базе фактической себестоимости плюс надбавка на при быль. Данный метод особенно эффективен там, где менед жеры несут ответственность за расход материалов. Однако этот метод имеет недостаток, приводящий к перерасходу средств. Чем выше фактическая себестоимость, тем выше подразделение — продавец будет устанавливать продаж ную цену, подталкивая к дальнейшему неэкономному рас ходованию средств другими подразделениями предприятия.
Необходимо иметь в виду, что при установлении транс фертных цен на базе себестоимости предприятия, входя щие в состав организации, рассматриваются как центры затрат, а не как центры прибыли или инвестирования. По этому такие критерии для оценки стоимости, как прибыль на капиталовложения или остаточная прибыль, не могут быть использованы. В этих условиях предпочтение необхо димо отдавать трансфертным ценам, установленным на ос нове переменных затрат.
Метод внутрифирменного ценообразования на базе пе ременных затрат имеет преимущество перед методом на
основе полных затрат: он изначально нацелен на обеспече ние наиболее эффективного использования ресурсов орга низации. Это объясняется тем фактором, что постоянные затраты остаются неизменными и любое использование средств без дополнительных постоянных расходов увели чивает прибыль организации в целом.
Немаловажное значение имеет четкое распределение и отнесение затрат предприятия на центры ответствен ности.
Распределение
прямых затрат предприятия между
цен трами ответственности
Косвенные затраты между центрами ответственности могут распределяться на основе количественных или сто имостных баз распределения. Примерами количественных баз могут служить: численность персонала, объем выпуска продукции, фактический фонд времени работы оборудова ния и т. д. К примерам стоимостных баз распределения можно отнести заработную плату основных производственных ра бочих, стоимость израсходованных в производстве матери алов, производственную себестоимость продукции и т. д.
В
практической деятельности для упрощения
и уско рения расчета предприятия
часто используют фиксирован ные коэффициенты
распределения, установленные на ос нове
плановых показателей. Выявленные отклонения
фак тических затрат от плановых списывают
на те центры от ветственности, где они
возникают.
Вывод
Одной из проблем, возникающих в связи с организацией учета по центрам ответственности, является изменение в системе сводного учета затрат на производство и калькулирование себестоимости. Возможны два подхода к ее решению: не связывать учет затрат по центрам ответственности с системой калькулирования, то есть рассматривать такой учет как параллельный, дополнительный, или искать возможности сочетания учета по центрам ответственности с калькуляцией себестоимости продукции. Этот вариант проще для реализации, но таит в себе опасность потери системности, отсутствие увязки данных производственного учета между собой, допущение разных итогов в группировке затрат по местам формирования и объектам калькулирования за один и тот же период.
Второй
вариант представляется более приемлемым,
и существенное изменение системы калькулирования
состоит в том, что отнесение косвенных
расходов на виды готовой продукции осуществляется
не путем их распределения, пропорционально
выбранным базам, а в зависимости от степени
участия центров ответственности в производстве
данной продукции. Это более сложно, так
как нужно учитывать внутрихозяйственный
оборот (взаимооказываемость работ и услуг),
но с применением трансфертных цен эта
трудность отпадает.
3.
Ситуационное задание.
Предприятие вырабатывает два вида новых пластмасс: ПС-17 и ПС-20, производство которых планируется начать в будущем году. Основные показатели, характеризующие производство этих продуктов приведены в таблицах 1,2,3.
Таблица 1.
Для
продукта ПС-17
Показатель | Стоимость |
Цена, м.кв | 25 |
Запланированный обьем продаж, тыс м | 34,5 |
Прямые
материальные затраты, в т.ч.:
полимеры, кг наполнители, кг катализаторы, кг |
3,0 4,4 10,9 |
Прямые
затраты на оплату труда, в т.ч.:
смешивание, час обработка, час |
0,1 0,1 |
Стоимость
материалов за 1 кг, в т.ч.
Полимеры, грн наполнители, грн катализаторы, грн |
0,87 0,68 0,51 |
Тарифные
ставки по операциям:
смешивание, грн обработка, грн |
18 15 |
На
конец текущего года запас готовой
продукции планируется в |
Информация о работе Сравнительная характеристика финансового и управленческого учета