Сравнительная характеристика моделей корпоративного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 22:14, курсовая работа

Описание работы

Существование различных подходов к проблеме построения структуры управления акционерным обществом обусловлено как историческими факторами развития той или иной страны, так и их экономическими, правовыми и социальными особенностями. В каждой стране структура управления акционерными обществами имеет определенные характеристики и составляющие элементы, которые отличают ее от структур других стран. Так, роль корпоративного управления в тех странах, где значительные пакеты акций, сконцентрированные в руках немногих субъектов, существенно отличаются от той роли, которую корпоративное управление сыграет в странах с высокой степенью распыления акционерного капитала.

Содержание

Содержание
Введение ……………………………………………………………..……………….3
Глава 1. Теоретическая часть. Сравнительная характеристика основных моделей корпоративного управления в мире.………………………………….....7
Англо-американская модель корпоративного управления……….……7
Японская модель корпоративного управления…………………….…..13
Немецкая модель корпоративного управления……………..…….……20
Сравнительная характеристика основных моделей корпоративного управления, сложившихся в мире………………………………………26
Глава 2. Практическое применение опроса на примере компании Minnesota Mining and Manufacturing Company (ЗМ) и «Мицубиси».…………..…………..28
Глава 3. Заключительная часть….………………………...………………………32
Список использованной литературы………………………………...……………33

Работа содержит 1 файл

курсовая готовая.doc

— 255.50 Кб (Скачать)

     Компания финансируется многочисленными акционерами, а управляется профессиональными менеджерами, входящими в совет директоров корпорации. Избрание директора в корпорации требует обязательного одобрения корпорации. Избираемый акционерами совет защищает их интересы, контролируя назначения, процедуры голосования, финансовое состояние компании, использование капитала и обеспечивает законность деятельности, а также социальную ответственность корпорации.

       Согласно американской модели, корпоративное  устройство является экономически эффективным, если оно генерирует максимально возможную прибыль для всех финансово заинтересованных лиц: акционеров, кредиторов, сотрудников, клиентов, налоговых органов, а также людей, чье положение может быть затронуто деятельностью корпорации. Однако поскольку контракты корпорации со всеми финансово заинтересованными сторонами, кроме акционеров, являются четко определенными и юридически зафиксированными, то эффективность корпоративного устройства оценивается по максимизации акционерной стоимости корпорации. 

     На  примере группы «Мицубиси» рассмотрим перекрёстное владение акциями. В банке  «Мицубиси» держат свои акции такие  компании, как «Токийская компания по морскому страхованию и страхованию  от огня» (4,34%), «Мицубиси Хэви Индастриз» (3,02%) и «Мицубиси Корпорэйшн» (1,73%). Двадцать шесть компаний, входящих в клуб Кинъёкай, обладают 25,19% акциями банка. Банк «Мицубиси» держал в 1989 году 4,85% акций «Токийской компании по морскому страхованию и страхованию от огня», 3,62% акций «Мицубиси Хэви Индастриз», 4,94% акций «Мицубиси Корпорэйшн».

     Перекрёстные  владения заключаются во взаимном владении участников группы пакетами акций друг друга, недостаточными для контроля одним членом группы других, суммарное  же владение участников акциями одного из них позволяет осуществлять жёсткий контроль за его деятельностью. Таким образом, каждый член группы находится в зависимости от всех остальных участников, что позволяет проводить единую политику внутри группы и исключать вероятность контроля со стороны. Кроме того, данное построение решает проблему ответственности путём разделения риска среди участников.

     Кроме перекрёстного владения акциями  внутригрупповые связи цементируются  посредством торговых отношений. Рассмотрим этот механизм на примере группы «Мицубиси». «Торговая компания Мицубиси» («Мицубиси Сёдзи») в этом случае выступает как центральное ядро группы. Предположим, что «Мицубиси Сёдзи» продаёт сталь компании тяжёлой индустрии «Мицубиси» («Мицубиси Хэви Индастриз»). Последняя заключает контракт с «Японской компанией морских перевозок» (член группы «Мицубиси») на транспортировку груза. Таким образом, осуществляются взаимные трансакции между членами группы (рис. 2).

Рис. 2. Перекрёстное владение акциями между аффилированными компаниями

     Торговые  «сети» внутри группы и перекрёстное владение акциями являются фундаментом  взаимоотношений между компаниями — членами «большой шестёрки». Связи  внутри группы усиливаются за счёт внутригруппового финансирования.

     Система межфирменных связей в Японии предстаёт  в виде многоуровневой системы интеграций. Однако межфирменные связи часто  не ограничиваются пределами группы — компании-инсайдеры могут устанавливать  связи типа кэйрэцу с компаниями-аутсайдерами. Некоторые члены горизонтальных групп предоставляют особые услуги компаниям, входящим в вертикальные кэйрэцу. Например, «Японская сталелитейная компания» поддерживает тесные связи с «Мицубиси» и «Мицуи», «Тойота» с «Мицуи», «Ниссан» с «Фуё» и Мацусита с «Сумитомо». «Хитати» входит в состав трёх различных групп. Кроме того, многие Японские компании, не входящие ни в одну из кэйрэцу, имеют тесные связи с компаниями, аффилированными с головным банком. «Химическая компания Мицубиси» входит в состав горизонтальной кэйрэцу «Мицубиси», но одновременно в целый ряд вертикальных кэйрэцу. Рисунок 3 отображает внутригрупповые потоки.

Рис. 3. Внутригрупповые потоки кэйрэцу

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Заключительная часть.

      Резюмировав все выше сказанное необходимо сказать, что в развитых странах уже определены основы системы отношений между главными действующими лицами корпоративного управления (акционерами, менеджерами, директорами, кредиторами, сотрудниками, поставщиками, покупателями, государственными чиновниками, жителями местных общин, членами общественных организаций и движений). Такая система создается для решения трех основных задач корпорации: обеспечения ее максимальной эффективности, привлечения инвестиций, выполнения юридических и социальных обязательств. Решение этих задач в разных странах происходит по-разному. В данной работе были рассмотрены три основные модели корпоративного управления, сложившиеся в мире. И подводя итог в заключении необходимо сделать вывод о положительных и отрицательных сторонах каждой из этих моделей. 

Отрицательные стороны англо-американской модели:

  -фондовый рынок ориентирован на краткосрочные выгоды. Институциональные инвесторы принимают решения, ориентируясь на краткосрочные цели, и не оценивают ситуацию в долгосрочной перспективе;

     -независимо  от "стоимости капитала", по  оценкам некоторых экспертов,  практика бухгалтерского учета  ведет к завышенной оценке  доходности проектов или неоправданно короткому сроку возврата инвестиций;

     -фондовый  рынок не отражает истинной  стоимости активов, поскольку  подвержен моде и прихоти отдельных  крупных «игроков»;

     -неоправданно  быстрый рост заработной платы  и других вознаграждений высшего  руководства.

Положительные стороны англо-американской модели:

     Преимуществом американской системы являются мобильность  инвестиций и быстрое перетекание  средств из застойных отраслей в  эффективные и как следствие  более высокую их отдачу. В целом  американская модель более эффективна в периоды инновационного развития экономики, но уязвима во время конъюнктурных кризисов.

     Отрицательные стороны японской модели:

     -доходность  инвестиций остается низкой, что  делает такие инвестиции не  привлекательными для частных  инвесторов.

     -другой  ключевой проблемой японской  модели корпоративного управления  является система пожизненного  найма. Ей сопутствует медленный,  во многом заранее предопределенный  карьерный рост, В современном  мире это все больше и больше  не устраивает японскую молодежь.

     Положительные стороны японской модели:

Основная  цель корпораций связана с ростом рыночной доли, что в конечном итоге  создает высококонкурентную экономику. Конкурентоспособность экономики  в целом создает национальное богатство и ведет к процветанию страны в целом и ее граждан. Создание индивидуального богатства посредством финансовых инвестиций при этом не происходит. 

     Положительные стороны немецкой модели:

     Основными достоинствами германской модели принято  считать реализуемый ею принцип  социального взаимодействия, направленный на сбалансирование интересов всех участников корпоративных отношений (акционеров, трудовых коллективов, деловых партнеров, государства), а также нацеленность всех указанных сторон на достижение долгосрочных целей, максимизацию устойчивости корпораций и стабильности межкорпоративных связей.

     Отрицательные стороны немецкой модели:

     Недостатки  данной модели представляют обратную сторону ее достоинств. К их числу  обычно относят недостаточную гибкость немецких компаний, стремление избежать рисков, невозможность быстро принимать некоторые важные для развития решения (особенно касающиеся сокращения штатов, реорганизации, ликвидации или продажи неэффективных бизнесов).

 

Список использованной литературы:

1.Л.Н. Тепман. «Корпоративное управление». –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.-239 с.

2.  Орехов  С.А., Селезнев В.А.  «Основы корпоративного управления.» М.: Маркет ДС, 2006. - 408 с.

3. Антонов В.Г.  «Корпоративное управление».-М:, 2006 г. 320 с.

4. Издательская  группа «Дело и сервис» www.dis.ru.

5. Ассоциация «Стратегия сегодня» www.std1.ru 

Информация о работе Сравнительная характеристика моделей корпоративного управления