Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 18:50, дипломная работа
Цель данной дипломной работы состоит в раскрытии проблематики представленной темы «Действующая банковская система Казахстана, становление и развитие». В ходе написания дипломной работы преследовались следующие задачи:
рассмотреть организацию кредитных взаимоотношений на современном этапе развития экономики государства;
изучить международный опыт по данной проблеме;
определить сущность Национального Банка Республики Казахстан в условиях рыночной экономики;
изучить роль Национального Банка Республики Казахстан в регулировании банковской системы Казахстана.
введение…………………………………………………………………………..3
глава 1. становление и развитие банковской системы в Казахстане……………………………………………………………………….6
1.1. Банковская система Казахстана в условиях командно-административной системы…………………………………………………………6
1.2. Реформирование банковской системы при переходе к рыночной экономике…………………………………………………………………………...10
Глава 2. Банкоская система суверенной Республики Казахстан……………………………………………………………………….25
2.1. Национальный Банк Казахстана, организационная структура, задачи, функции……………………………………………………………………………..25
2.2. Денежно-кредитная политика Национального банка Республики Казахстан……………………………………………………………………………32
2.3. Банки второго уровня, принципы их деятельности и функции……….35
заключение……………………………………………………………………..59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..64
По вопросам, отнесенным к его компетенции. Правление Национального Банка Казахстана принимает постановления.
Члены Правления Национального Банка Казахстана ответственны за решения, принимаемые Правлением, даже если они не голосовали за их принятие, но не заявили незамедлительно о своем несогласии с принятым решением.
Заседания Правления Национального Банка Казахстана проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.
Внеочередные заседания Правления Банка проводятся по требованию Председателя правления Национального Банка Казахстана, либо лица, его замещающего или не менее одной трети членов Правления.
Заседания Правления Национального Банка ведет Председатель правления, а в случае его отсутствия - лицо, его замещающее.
Правление правомочно принимать решение при участии не менее двух третей членов Правления, в числе которых должен быть Председатель правления Национального Банка Казахстан, либо лицо, его замещающее.
Решение Правления принимается простым большинством голосов членов Правления. При равенстве голосов голос Председателя правления Национального Банка Казахстана является решающим.
Председатель правления Национального Банка Казахстана не позднее чем в недельный срок вправе возвратить решение Правления со своими возражениями для повторного обсуждения и голосования. Если Правление двумя третями голосов от общего их числа подтвердит принятое ранее решение. Председатель правления Национального Банка Казахстана подписывает решение.
Органом оперативного управления Национального Банка Казахстана является Совет директоров (Директорат) Национального Банка.
В состав Совета директоров входят Председатель правления Национального Банка Казахстана, его заместители, руководители структурных подразделений Национального Банка Казахстана по представлению Председателя правления Национального Банка Казахстана.
Председатель правления Национального Банка Казахстана председательствует на заседаниях Совета директоров. По его поручению заседание Совета директоров может вести заместитель Председателя правления Национального Банка Казахстана.
Совет директоров принимает решения по вопросам, находящимся в ведении Национального Банка Казахстана, за исключением тех вопросов, которые входят в компетенцию Правления и Председателя правления Национального Банка Казахстана или его заместителей. По вопросам, отнесенным к его компетенции. Совет директоров принимает постановления.
Совет директоров вправе принимать решения о применении к банкам некоторых видов санкций, не отнесенных к полномочиям Правления, а также иных мер воздействия, предусмотренных банковским законодательством.
2.2. Денежно-кредитная политика Национального банка Республики Казахстан.
Финансовую основу деятельности Национального Банка Республики Казахстан составляют уставный и резервный капиталы банка и его доход.
Уставный капитал Национального Банка Республики Казахстан принадлежит государству и формируется в размере 20 миллиардов казахстанских тенге путем передачи в распоряжение Национального Банка основных фондов и отчислений от полученного им чистого дохода, а также средств, выделяемых из республиканского бюджета. Уставный капитал Национального Банка Республики Казахстан и имущество, находящееся на его балансе, в отношении которого Национальный Банк самостоятельно осуществляет права владения, пользования и распоряжения, являются собственностью Республики Казахстан.
При продаже, передаче, списании основных средств, вложенных в уставный капитал, а также при образовании убытков Национальным Банком Республики Казахстан сумма уставного капитала не уменьшается.
Пополнение уставного капитала за счет прибыли производится ежегодно в абсолютных суммах, устанавливаемых Президентом Республики Казахстан по представлению Правления Национального Банка Республики Казахстан.
Резервный капитал Национального Банка Казахстана образуется в размере уставного капитала, пополняется за счет чистого дохода и предназначается исключительно для компенсации потерь и возмещения убытков по проводимым операциям.
Чистый доход Национального Банка Казахстана за финансовый год определяется как разница между фактически полученными доходами и расходами, относящимися к данному финансовому году, включая амортизацию активов.
Чистый доход Национального Банка направляется на формирование уставного и резервного капиталов в абсолютных суммах, устанавливаемых Президентом Республики Казахстан по представлению Правления Национального Банка Казахстана.
Оставшаяся часть фактически полученного чистого дохода перечисляется в республиканский бюджет в следующем финансовом году. В случае недостаточности фактически полученного чистого дохода для формирования уставного и резервного капиталов образовавшаяся разница компенсируется за счет средств республиканского бюджета в следующем финансовом году.
Деньги возникли задолго до возникновения государства и представляли собой разновидность товара. Они явились продуктом развития меновых отношений. Постепенно деньги теряли свойство товара и превратились в меру его стоимости.
Государство в процессе своей финансовой деятельности пользовалось теми деньгами, которые существовали до него. Республика Казахстан до введения собственной национальной валюты пользовалась советскими (затем российскими) рублями. Национальная валюта Республики Казахстан (денежная единица страны) была введена Указом Президента Республики Казахстан от 12 ноября 1993 года. Указ предусматривал введение национальной валюты с 15 ноября 1993 года.
Выпуск наличных денег, организация их обращения и изъятие из обращения на территории Республики Казахстан согласно Закон Республики Казахстан, "О Национальном Банке Республики Казахстан" осуществляются исключительно Национальным Банком Казахстана в форме продажи банкнот и монет банкам с получением безналичного эквивалента.
В настоящее время в Казахстане уже сложилась своя денежная система. Элементом денежной системы является устанавливаемый государством порядок денежного обращения. Денежное обращение включает в себя движение денег, как в наличной, так и в безналичной форме.
Единственным эмитентом денег в Республике Казахстан, как уже отмечалось, является Национальный Банк Республики Казахстан. Национальный Банк Казахстана определяет потребность в необходимом количестве банкнот и монет, обеспечивает их изготовление, устанавливает порядок хранения, уничтожения и инкассации наличных денег.
Банкноты и монеты, выпущенные в обращение Национальным Банком Казахстана, обязательны к приему по их нарицательной стоимости на всей территории Республики Казахстан по всем видам платежей, а также для зачисления на банковские счета и для перевода, без ограничения размениваются и обмениваются во всех банках Республики Казахстан.
Никто, кроме Национального Банка Казахстана, не может объявить недействительными банкноты и монеты, выпущенные Национальным Банком Республики Казахстан. Национальный Банк Казахстана без ограничений обменивает ветхие поврежденные банкноты, если сохранилось более двух третьих их поверхности и не обязан компенсировать утерянные или уничтоженные банкноты и монеты.
Лица, виновные в противоправном изготовлении банкнот и монет, а также в осуществлении несанкционированной эмиссии наличных денег, несут уголовную и имущественную ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.
Право на замену денежной единицы имеет Президент Республики Казахстан. Президент Республики Казахстан определяет порядок, сроки и условия функционирования денежной единицы Республики Казахстан.
Денежно-кредитная политика Национального банка.
Уже говорилось о том, что основной задачей денежно-кредитной политики Национального Банка Казахстана является обеспечение устойчивости национальной валюты Республики Казахстан: ее покупательной способности и курса по отношению к ведущим иностранным валютам.
Основными инструментами денежно-кредитной политики являются:
Национальный Банк устанавливает ставку рефинансирования, а также ставки вознаграждения по операциям РЕПО и ставки вознаграждения по кредитам "овернайт" и "овердрафт". Ставка рефинансирования устанавливается в зависимости от общего состояния денежного рынка, спроса и предложения по кредитам, уровням инфляции и инфляционных ожиданий. Ставки вознаграждения используются Национальным Банком Казахстана для воздействия на рыночные ставки вознаграждения в рамках осуществляемой государственной денежно-кредитной политики.
В целях регулирования объемов кредитов, представляемых банками, для снижения рисков неплатежа банками по их обязательствам, а также защиты интересов вкладчиков и акционеров банков Национальным Банком Республики Казахстан используется также механизм резервных требований, рассчитываемый как процент от общей суммы обязательств за вычетом обязательств перед банками, и устанавливается в размере не более 40 процентов.
При нарушении норматива минимальных обязательных резервов Национальным Банком Казахстана начисляется и взыскивается штраф.
При прекращении деятельности банка Национальный Банк Казахстана в недельный срок возвращает банку зарезервированные в Национальном Банке Казахстана средства.
Используя косвенные методы денежно-кредитного регулирования в случае невозможности приостановления инфляционных процессов, Национальный Банк Казахстана вправе применять прямые количественные ограничения. Под прямыми количественными ограничениями Национального Банка Казахстана понимаются максимальные уровни ставок по отдельным видам операций и сделок, прямое ограничение кредитования, замораживание ставок вознаграждения, прямое регулирование конкретных видов кредита в целях стимулирования или сдерживания развития отдельных отраслей.
Говоря о компетенции Национального Банка Республики Казахстан, нельзя не сказать о его полномочиях в области валютного регулирования.
Являясь основным органом валютного регулирования, Национальный Банк Казахстана определяет сферу и порядок обращения в Республике Казахстан иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, вводит необходимые ограничения на проведение операций в иностранной валюте, устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами в Республике Казахстан валютных операций.
Согласно Закону Республики Казахстан, "О Национальном Банке Республики Казахстан" Национальный Банк Казахстана регулирует курс национальной валюты страны к иностранным валютам. Он же устанавливает официальный курс для целей бухгалтерского учета, таможенных и налоговых платежей.
В рамках осуществления денежно-кредитной политики Национальный Банк Казахстана вправе проводить интервенцию на валютном рынке. Под интервенциями Национального Банка Казахстана на валютном рынке понимается купля-продажа иностранной валюты на межбанковском или биржевом рынке для воздействия на курс казахстанского тенге.
Интервенции на валютном рынке осуществляются Национальным Банком Казахстана самостоятельно с использованием любых видов валютных сделок через любые банки и валютные биржи.
2.3. Банки второго уровня, принципы их деятельности и функции.
Сущность деятельности банков проявляется в выполнении ими определенных функций, которые отличают их от других органов.
Банковскую услугу можно охарактеризовать как выполнение банком определенных действий в интересах клиента. В основе любого банковского продукта лежит необходимость удовлетворения какой-либо потребности.
К основным традиционным услугам в настоящее время по-прежнему относятся привлечение вкладов и предоставление ссуд. От разницы в процентах по этим услугам банки и получают наибольшую массу прибыли. Однако даже только в рамках этих двух услуг может быть выработано множество самых разнообразных форм банковских продуктов.
Сегодня универсальные банки предлагают широкий ряд продуктов, охватывающий практически все аспекты банковской деятельности и финансовых услуг. В то же время другие банки в целях завоевания и прочного удержания конкурентного преимущества стремятся специализироваться на оказании строго определенных видов услуг.
Сеть коммерческих банков способствует становлению денежного рынка, экономической основой которого является наличие временно свободных средств у юридического и физического лица, а также государства и использование их на удовлетворение краткосрочных потребностей экономики и населения.
Коммерческие банки практически занимаются всеми видами кредитных, расчетных и финансовых операций, связанных с обслуживанием хозяйственной деятельности своих клиентов.
В соответствии с Законом "О банках в Республике Казахстан" банки могут выполнять следующие операции:
Информация о работе Становление и развитие банковской системы в Казахстане