Страховой рынок

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 20:15, курсовая работа

Описание работы

Исходя из актуальности темы, целью данной курсовой работы является комплексное изучение страхового рынка России. При этом будут решены следующие задачи:
 рассмотрены теоретические основы функционирования страхового рынка, в частности его место в финансовой системе, функции, сущность и роль в развитии общества;
 рассмотрены особенности функционирования рынка страховых услуг в РФ
 рассмотрена роль государства в функционировании страхового рынка
 и проведен анализ деятельности страховой компании «Чулпан», как одной из представительниц страховых компаний России.

Содержание

Введение………………………………………………………………………....
3
Глава 1. Теоретические основы и социально-экономическая сущность страхового рынка……………………………………………………………….

5
1.1. Сущность и функции страхового рынка ………………………….
5
1.2. Социально-экономическая сущность страхования. ..................….
9
1.3. Участники страхового рынка………………………………….
12
Глава 2. Особенности функционирования страхового рынка в РФ…….........
14
2.1. Экономические и исторические предпосылки возникновения страхового рынка в России………………………………………………

14
2.2. Особенности развития страхового рынка в РФ ……………………
15
2.3. Проблемы и современные тенденции функционирования страхового рынка в РФ…………………………………………………..

19
Глава 3. Роль государства в функционировании страхового рынка…..…….
24
3.1. Государственная поддержка страховой деятельности …………..…
24
3.2. Особенности государственного регулирования страховой деятельности на современном этапе …………………………………...

27
3.3. Источники инвестиций в финансовой системе предприятия……..
36
Глава 4. Анализ деятельности страховой компании на примере ЗАО Страховая компания "Чулпан" …………………………………………………

32
4.1. Основные виды предоставляемых услуг…………………………….
32
4.2. Особенности функционирования и перспективы развития………...
36
Заключение………………………………………………………………………
39
Список использованной литературы………………….…

Работа содержит 1 файл

финансы и кредит.doc

— 541.00 Кб (Скачать)

Большую долю в общей сумме страховых взносов занимают страховые взносы по обязательным видам страхования – 54,3 %; тогда как доля страховых взносов по добровольным видам страхования составляет 45,7 %.

69,1 % от общей суммы страховых выплат приходится на обязательные виды страхования. Выплаты по добровольным видам страхования составляют лишь 30,9 % от общей суммы страховых выплат.

В 1 квартале 2009 года последствия финансового кризиса уже начали ощущаться на динамике рынка. При этом характерными тенденциями развития страхового рынка (добровольные виды страхования, включая страхование жизни, плюс ОСАГО) явились:

— незначительный рост объемов добровольного страхования, в том числе, рост премии по "классическим" видам страхования жизни,

— увеличение убыточности в ОСАГО и в добровольном имущественном страховании (прежде всего, в страховании каско автотранспорта).

До начала кризиса на протяжении последних нескольких лет рынок страхования увеличивался высокими темпами: за период 2004-2007 прирост объёма собранных по рынку премий составил 56,3%. Ещё быстрее рос рынок реального страхования (без учета налогооптимизирующих схем) – за тот же период объём собираемых премий увеличился более чем в два раза. Рынок постепенно консолидировался и концентрировался в руках крупнейших федеральных игроков.

Если рассматривать динамику развития отдельных сегментов рынка страхования, то наиболее динамично развивались рынки реального страхования жизни, автоКАСКО и обязательные виды страхования.

Причиной высоких темпов развития рынка был бурный рост экономики страны. Стремительно росли объёмы выдаваемых кредитов (в т.ч. и автокредитов), доходы населения и компаний. Банки обязывали страховать жизнь и здоровье людей, берущих беззалоговые кредиты, а также крупное имущество, под покупку которого выдавался кредит. Крупные компании в условиях кризиса на рынке труда предлагали своим работникам в качестве бонуса корпоративные программы по страхованию жизни и добровольному медицинскому страхованию.

Доля совокупной страховой премии в валовом внутреннем продукте (ВВП) является ключевым макроэкономическим индикатором развития страхового рынка. Доля средств от страхования в валовом внутреннем продукте страны выросла с 1,4 % в 1997 году до 3,2 % в 2003 году.

Данный показатель в 2004 году практически вернулся к уровню 2002 года и составил 2,8 % к ВВП. С 2005 года наметилось снижение данного показателя, и в 2005 году он составил 2,3 %, что значительно меньше, чем в таких странах Центральной и Восточной Европы как Чехия, Словения, Словакия.

Отношение объема страховых премий к ВВП в динамике приведено в табл. 2.2.:

Табл. 2.2. Динамика отношения объема страховых премий к ВВП

 

Данные о доле совокупной страховой премии в ВВП говорят о том, что на текущий момент корреляция между динамикой ВВП и совокупной страховой премией практически не прослеживается, что является отражением весьма сложных связей между общеэкономическим развитием и страховым рынком, а также обусловлено тем фактом, что динамика ВВП во многом зависит от внешнеэкономических условий.

Вследствие мирового финансового кризиса в 2009 году  темпы прироста собранных премий по добровольным видам страхования снизились на 9 %, однако это в некоторой мере компенсируется приростом собранных взносов по обязательным видам страхования, который составил 18,6 %. Таким образом, положительная динамика в основном поддерживается за счёт обязательных видов страхования. Также, в соответствии с прогнозами экспертов, произошло сокращение количества компаний на рынке.

 

 

 

2.3. Проблемы и современные тенденции функционирования страхового рынка в РФ

 

До настоящего времени не удалось в полной мере сформировать устойчивый, соответствующий современным потребностям общества рынок страховых услуг.

Основными проблемами современного страхового рынка России являются:

– низкий уровень платежеспособности и спроса граждан и юридических лиц на страховые услуги;

– отсутствие надежных инструментов долгосрочного размещения страховых резервов;

– информационная закрытость рынка страховых услуг, создающая проблемы для потенциальных страхователей в выборе устойчивых страховых организаций;

– ограничение конкуренции в некоторых секторах рынка страховых услуг и на территориях путем создания уполномоченных страховых организаций и барьеров для иностранных страховщиков;

– несовершенство правового и организационного обеспечения государственного страхового надзора;

– низкий уровень капитализации страховых организаций, а также неразвитость национального перестраховочного рынка, приводящие к необоснованному оттоку значительных сумм страховой премии за границу.

К отрицательным явлениям российской действительности относится большое количество страховых суррогатов. На место псевдостраховых продуктов, рассчитанных на выплату заработной платы сотрудникам предприятия через страхование жизни, которое было широко распространено в 1990-е, стали приходить финансовые схемы с применением страхования имущества и ответственности юридических лиц. Взносы предприятия, выплаченные по этим видам страхования и отнесенные на себестоимость продукции (то есть не облагаемые налогами), используются для выплаты дополнительных вознаграждений своим сотрудникам через страховые компании.

Современный рынок перестрахования в России характеризуется малой емкостью, что вынуждает первичных страховщиков перестраховывать риски в зарубежных перестраховочных компаниях. Однако в последние годы перестрахование за рубежом доступно только крупным страховым компаниям, так как в связи с глобальными убытками на международном страховом рынке, существенно возросли тарифы по перестрахованию. Ужесточаются и условия перестрахования: например, уточняется ряд стандартных исключений из покрытия (терроризм, убытки вследствие компьютерных вирусов и др.), более жесткими становятся требования к сбалансированности договоров. Правда, все эти события способствуют развитию отечественного рынка перестрахования, стимулируют создание перестраховочных пулов. Так, например, шесть ведущих российских страховых компаний учредили специализированный Российский антитеррористический пул, емкость которого на сегодняшний день составляет 11 млрд. долл.[8]

На развитие страхования негативное влияние оказывают:

- существующий уровень платежеспособности и спроса граждан и юридических лиц на страховые услуги;

- отсутствие надежных инструментов долгосрочного размещения страховых резервов;

- ограничение конкуренции на рынке страховых услуг, в частности, путем создания аффилированных и уполномоченных страховых организаций;

- информационная закрытость рынка страховых услуг, создающая проблемы для потенциальных страхователей в выборе устойчивых страховых организаций;

- несовершенство правового обеспечения государственного страхового надзора.

Основные тенденции развития российского страхового рынка формируются в трех ключевых отраслях страхования: страховании жизни, страховании ином, чем страхование жизни, и обязательном страховании.

Основой рынка страховых услуг и резервом его развития до 2006 года являлось добровольное страхование. Доля страховых премий, приходящихся на добровольное страхование, в 2005 году составила 59,34 % (на обязательное страхование - 40,66 процента).

За последнее время наметилось перераспределение между добровольным и обязательным страхованием в пользу последнего. Такие сдвиги в структуре страховой премии стали происходить в связи с дальнейшей реализацией Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (ОСАГО).

Структура обязательного страхования:[9]

- обязательное медицинское страхование - 64,3%;

- обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств - 32,6 %;

- государственное страхование военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государственном страховании лиц - 2,8 %;

- личное страхование пассажиров (туристов, экскурсантов) - 0,3 %;

- государственное личное страхование сотрудников ГНС России - 0,1 процента.

Основной вклад в увеличение страховых премий обязательного страхования внесло обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, увеличившись уже к 2004 году почти вдвое и заняв долю в 32,6 % в секторе обязательного страхования. На текущий момент лицензию на проведение ОСАГО имеют 165 страховых организаций, для которых установлен дополнительный ежемесячный финансовый мониторинг. Однако анализ действия ОСАГО на территории Российской Федерации, проведенный Росстрахнадзором, показал постепенный рост убыточности данного вида страхования. Отношение суммы состоявшихся убытков к сумме заработанной премии в 2003 году было на уровне 39,9 %, в 2004 году - достигло 53,2 %. Убыточность за первые 2 года действия ОСАГО составила 57,1 %, а в I полугодии 2005 года у 23 компаний достигла 77 процентов.

Федеральный страховой рынок в настоящее время характеризуется высокой концентрацией. Несмотря на значительное количество страховых организаций, более половины объема федерального страхового рынка - 50,8 % приходится на ограниченное количество страховых организаций, занимающих доминирующее положение в различных сегментах рынка страховых услуг.

Монополизированным остается федеральный рынок обязательного личного страхования пассажиров.

Таким образом, трудности развития российского страхования связаны не только с общими проблемами развития данной отрасли, но и с некоторыми особенностями российской переходной экономики. Развитие отношений страхования адекватно степени развития рыночных отношений, уровню жизни населения и состоянию инфраструктуры.

По основным макроэкономическим показателям Российский страховой рынок значительно уступает развитым странам. Поэтому организация страхового сектора в России должна опираться на хорошо продуманную долгосрочную концепцию страхования, учитывающую мировой опыт в условиях глобализации мировой экономики и либерализации международной торговли страховыми услугами. Если российские компании не проявят активности, то рано или поздно эту нишу займут страховые компании развитых стран, как, например, это произошло в восточно-европейских странах (Польша, Венгрия и других странах). Страховщикам так же необходимо делать ставки на опыт развитых стран при формировании своей деятельности в накопительном и в пенсионном страховании.

В России сегодня страхованием охвачено всего 20% потенциальных рисков, поэтому основной задачей страховщиков является наращивание своих капиталов, увеличение страхового поля деятельности, увеличение и внедрение новых страховых продуктов и их качественного обслуживания. Перспективами страхования в России являются методы регулирования страхового дела, основными аспектами которого станут: развитие системы регулирования и обеспечения требований и стандартов, соответствующих условиям ВТО. В долгосрочной перспективе развитие страхового бизнеса неразрывно связано, прежде всего, со стабилизацией политической ситуации и общеэкономическим подъёмом в стране.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что России предстоит пройти ещё долгий путь совершенствования страховой деятельности, как это происходило в странах с развитой рыночной экономикой. В нашем государстве заложены огромные перспективы развития этой сферы, так как экономика только формируется и набирает темпы своего роста. В настоящее время страхование подошло к такому рубежу, после которого его структура может претерпеть серьезные изменения. Есть основания предполагать, что следующая волна роста будет ещё более мощной и продолжительной, а объем рынка, как прогнозируют специалисты, к 2016 г. может увеличиться в семь раз: с нынешних неполных 10 млрд. долл. США до 70 млрд. долл. США.

 

 

 

 

 

 

 

3. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ФУНКЦИОНИРОВАНИИ СТРАХОВОГО РЫНКА

 

3.1. Государственная поддержка страховой деятельности

 

Отражая интересы страховщиков, программа  государственной поддержки страховых организаций включает в себя: [10]

- план совместных действий страховщиков и органов власти для решения проблемы увеличения уставных капиталов страховых организаций;

- меры по организации поддержки и созданию программ для продвижения новых страховых продуктов, способствующих стабильной деятельности экономических субъектов.

- план повышения образовательного уровня сотрудников страховых компаний,  организация системы обучения специалистов в области страхового дела и повышения их квалификации;

- меры по оказанию поддержки образовательным учреждениям по подготовке специалистов для региональных компаний и популяризация этих образовательных учреждений;

- разработку мер по пресечению  недобросовестной конкуренции среди страховщиков и реализации мероприятий по установлению прозрачности страховых отношений;

- меры по согласованию совместных действий местных органов власти и страховых  компаний, работающих по обязательным видам страхования.

Информация о работе Страховой рынок