Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 12:31, курсовая работа
Целью данной работы является освещение основных теоретических аспектов финансового и фондового рынка, изучение российских особенностей, состояния обоих секторов рынка – государственных и корпоративных ценных бумаг, а также попытка сводного прогноза и оценки перспектив российского рынка во взаимозависимости в международным фондовым рынком на основе прогнозов специалистов аналитических агентств, международных кредитных организаций и специалистов Министерств экономики и финансов Российской Федерации.
Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава 1.Понятие и структура финансового рынка…………………………………………….4
1.1.Кредитный рынок ……………………………………………………………………….4
1.2.Денежный рынок………………………………………………………………………...4
1.3.Валютный рынок…………………………………………………………………………5
1.4.Рынок ценных бумаг……………………………………………………………………..8
1.4.1.Классификация ценных бумаг………………………………………………….….8
1.4.2.Структура и особенности функционирования рынка ценных бумаг………….16
1.5.Фондовая биржа и ее операции………………………………………………………..19
Глава 2.Рынок государственных ценных бумаг в России…………………………………...23
2.1.Государственные краткосрочные облигации (ГКО)…………………………………24
2.2.Облигации федерального займа (ОФЗ)……………………………………………….24
2.3.Государственный сберегательный займ (ГЗС)……………………………………….25
2.4.Облигация федерального займа с постоянным доходом (ОФЗ-ПД)………………..26
2.5.Облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ)………………………………….26
2.6.Казначейские обязательства (КО)……………………………………………………..26
2.7.Муниципальные ценные бумаги………………………………………………………27
Глава 3.Проблемы и перспективы развития современного финансового рынка в России..28
Заключение……………………………………………………………………………………...32
Список использованной литературы………………………………………………………….33
2)казначейские обязательства (КО)
3)облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ)
4)облигации федерального займа (ОФЗ)
5)государственный сберегательный займ (ГЗС)
6)облигация федерального займа с постоянным доходом (ОФЗ-ПД)
7)муниципальные ценные бумаги.
По таким характеристикам, как объем в обращении, емкость рынка, ликвидность и динамичность развития, а также доля в финансировании дефицита федерального бюджета ведущее место среди государственных ценных бумаг занимают ГКО и ОФЗ.
2.1.ГКО.
Государственная краткосрочная
облигация (ГКО) в РФ - именная ценная
бумага, периодически эмитируемая Министерством
финансов РФ с гарантией погашения в срок
Центральным банком.
Погашение ГКО производится перечислением
номинальной стоимости ГКО на расчетный
счет владельца, а доход образуется как
разница между ценой погашения (номиналом)
и ценой покупки.
Главная задача ГКО – финансирование дефицита государственного бюджета по минимально возможной цене. Эмитент – Минфин РФ. Банк России ответственен за размещение, обслуживание и погашение облигаций.
2.2.ОФЗ. Облигации федерального займа (ОФЗ). Многие свойства, общие для ГКО и ОФЗ, несмотря на некоторые различия в эмиссионных характеристиках, позволяют говорить о существовании единого рынка ГКО-ОФЗ. Среди таких общих свойств можно отметить следующие:
1)технология размещения,
2)вторичного обращения и погашения через систему организованного рынка ценных бумаг (ОРЦБ);
3)круг участников рынка, в первую очередь - общий институт дилеров,
4)схожие инвестиционные качества.
Эмитентом
ГКО и ОФЗ выступает
1)номинальная стоимость облигации - 1000000 рублей;
2)срок обращения 3 месяца, 6 месяцев и 1 год (в настоящее время годовые облигации не эмитируются);
3)облигации бескупонные, т.е. доходом по ним является разница между ценой покупки и погашения;
4)эмиссия облигаций осуществляется в форме отдельных выпусков (траншей);
5)владельцами облигаций могут быть как юридические, так и физические лица, в том числе и нерезиденты;
6)облигации именные: форма выпуска - безбумажная.
Генеральный
агент эмитента - Центральный банк
России - выполняет функции платежного
агента Минфина, проводит размещение,
обслуживание и гарантирует своевременное
погашение облигаций, Облигации выпускаются
с обязательным централизованным хранением,
выпуски этих ценных бумаг оформляются
глобальными сертификатами, которые хранятся
в Минфине и Банке России. Вследствие того,
что ключевые характеристики для этих
рынков общие, на протяжении 1996 года происходило
параллельное развитие нормативной базы
и инфраструктуры рынков ОФЗ и ГКО.
Первичное размещение ведется по принципу
американского аукциона. Претенденты
подают два типа заявок: конкурентные
и неконкурентные. Стоимость бумаг,
приобретаемых по неконкурентным заявкам,
равна средневзвешенной цене удовлетворенных
конкурентных заявок. Конкурентные заявки
подаются участниками торгов с указанием
цены, по которой они готовы приобрести
облигации. После регистрации по уровню
предложения цены, начиная с максимальной,
заявки участвуют в безличном конкурсе,
где определяется цена отсечения (если
объем облигаций меньше спроса). Заявки,
преодолевшие линию отсечения, удовлетворяются
по цене, указанной в заявке. Расчеты производятся
в день аукциона.
Ликвидность ГКО обеспечивается наличием
постоянно функционирующей торговой системы
в рамках Московской межбанковской валютной
биржи (ММВБ) и технологичным регламентом.
2.3.ГЗС. В сентябре 1995г. на российском финансовом рынке появились облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ), выпуск которых был осуществлен в соответствии с указом Президента РФ. Принципиальных отличий ОГСЗ от ценных бумаг типа ГКО-ОФЗ было три:
1)документарный (бумажный) выпуск;
2)относительно низкий номинал (100 тыс. и 500 тыс. рублей);
3)предъявительский характер этих ценных бумаг.
В соответствии с
условиями выпусков отдельных серий
ОГСЗ процентный доход по купону приравнивается
к последней официально объявленной
купонной ставке по облигациям федеральных
займов с переменным купонным доходом
(ОФЗ-ПК) за аналогичный по продолжительности
купонный период.
Колебательное состояние рынка и повышенный
спрос на облигации со стороны населения
потребовали от операторов, особенно в
первое время, дополнительных усилий по
работе с частными лицами, что увеличило
расходы на обслуживание. В результате
со временем проявилась структура рынка,
произошло его деление на крупных операторов
и на финансовые учреждения, для которых
ОГСЗ являются частью инвестиционного
портфеля. 2.4.ОФЗ-ПД. Важным событием
на рынке ГКО-ОФЗ стало начало продажи
с 24 февраля 1997 года на вторичном рынке
облигаций федерального займа с постоянным
доходом (ОФЗ-ПД). Параметры выпуска и обращения
(утверждены письмом Министерства финансов
от 28.06.96 года #60):
1)эмитент - Министерство финансов;
2)облигации именные, купонные, среднесрочные;
3)номинал 1000000 руб.;
4)эмиссия осуществляется в форме отдельных выпусков в сроки, устанавливаемые эмитентом;
5)для каждого выпуска устанавливается свой размер купонного дохода, дата погашения, дата выплаты купонного дохода для нерезидентов;
6)указанные условия фиксируются в Глобальном сертификате;
7)величина купонного дохода постоянная.
2.5.ОВВЗ. Облигации внутреннего валютного займа появились в результате банкротства Внешэкономбанка СССР. Задолженность ВЭБ покрывается облигациями со сроком погашения от 1 до 15 лет. Эмитент облигаций – Министерство финансов РФ.
ОФЗ выпускаются в соответствии с Генеральными условиями выпуска и обращения облигаций федеральных займов, утвержденными постановлением Правительства РФ №458. ОФЗ являются именными ценными бумагами и предоставляют владельцу право на получение номинальной стоимости облигации и купонного дохода в виде процента к номинальной стоимости. ОФЗ тесно привязаны к ГКО: купонный доход по ОФЗ определяется на основе доходности ГКО.
2.6.КО.
Казначейское обязательство (КО) - государственная
ценная бумага, удостоверяющая внесение
ее держателем денежных средств в бюджет
и дающая право на получение фиксированного
дохода в течение всего срока владения
казначейским обязательством.
Обращение казначейских обязательств
осуществляется в соответствии с глобальным
сертификатом, в котором фиксируется определенное
количество передаточных надписей, после
осуществления которых возможна купля-продажа
казначейских обязательств. В глобальном
сертификате указано, за какие виды платежей
может быть принято казначейское обязательство.
Возникновение КО связано с ростом задолженности государства предприятиям различных отраслей хозяйства и форм собственности. Правительство РФ поставило целью переоформить 10% таких долгов в особые долговые бумаги, которыми и стали КО, выпуск которых начался в сентябре 1994 года.
2.7. Муниципальные ценные бумаги. Муниципальные ценные бумаги – способ привлечения финансовых ресурсов местными органами государственной власти в случае дефицита местного бюджета или на внебюджетные цели путем выпуска долговых ценных бумаг. Форма их выпуска:
1)в виде выпуска муниципальных ценных бумаг в виде облигаций или реже в виде векселей
2)в виде ссуды по бюджетной линии (бюджетные ссуды вышестоящих бюджетов или коммерческих банков)
Глава 3. Проблемы и перспективы развития современного финансового рынка в России
Условия
развития мирового финансового рынка
осложняются в 2008 году ухудшением его
конъюнктуры и обострением
Задача
создания самостоятельного финансового
центра в России предполагает совершенствование
налогообложения на финансовом рынке.
Без формирования благоприятного налогового
климата невозможно качественно повысить
ликвидность рынка финансовых инструментов
и привлекательность долгосрочных инвестиций,
расширить спектр инструментов, обращающихся
на финансовом рынке, перечень операций
и оказываемых услуг, а также создать условия
для преимущественного развития организованного
рынка финансовых инструментов.
В настоящее время необходимо принятие
мер, направленных на создание более привлекательного
режима налогообложения на российском
финансовом рынке, чем налоговые режимы,
существующие в странах, в которых действуют
конкурирующие финансовые центры. Такие
меры найдут отражение в основных направлениях
налоговой политики Российской Федерации
на долгосрочный период.
Сложившаяся ситуация на
мировых финансовых рынках, а также рост
интереса международных финансовых институтов
и фондовых бирж к российскому финансовому
рынку требуют не только скорейшего завершения
выполнения положений Стратегии развития
финансового рынка Российской Федерации
на 2006 - 2008 годы, но прежде всего формулирования
дополнительных долгосрочных мер по совершенствованию
регулирования финансового рынка в Российской
Федерации. Отдельные ранее высказанные
инициативы и предложения необходимо
концептуально пересмотреть с учетом
новых вызовов, предъявляемых динамично
меняющимся устройством мирового финансового
рынка.
В
2006 - 2008 годах в соответствии со Стратегией
развития финансового рынка Российской
Федерации на 2006 - 2008 годы разработаны
проекты федеральных законов, затрагивающие
широкий перечень проблем развития финансовых
институтов и инструментов.
Для
обеспечения доступности информации о
ценных бумагах и прозрачности сделок
с ними подготовлены изменения в Федеральный
закон "О рынке ценных бумаг", направленные
на уточнение перечня существенных фактов
деятельности акционерных обществ, подлежащих
публичному раскрытию.
В
целях создания условий для дальнейшего
развития рынка производных финансовых
инструментов был разработан в 2008 году
проект федерального закона "О внесении
изменений в часть вторую Налогового кодекса
Российской Федерации", который предполагает
совершенствование режима налогообложения
операций с производными финансовыми
инструментами налогом на добавленную
стоимость, налогом на доходы физических
лиц и налогом на прибыль организаций.
Также
подготовлен проект федерального закона,
направленный на введение механизма ликвидационного
неттинга. Отсутствие правовой определенности
в отношении порядка исполнения обязательств
по срочным сделкам в случае введения
процедур банкротства в отношении одного
из ее участников в настоящее время является
одним из факторов, сдерживающих развитие
рынка производных финансовых инструментов.
Вместе с тем по состоянию остаются нереализованными
отдельные важные задачи, определенные
Стратегией развития финансового рынка
Российской Федерации на 2006 - 2008 годы, в
частности:
1)
создание правовых механизмов, направленных
на предотвращение инсайдерской торговли
и манипулирования на финансовом рынке;
2)
построение системы пруденциального надзора
за профессиональными участниками рынка
ценных бумаг;
3)
создание условий для секьюритизации
финансовых активов;
4)
правовое регулирование осуществления
выплат компенсаций гражданам на рынке
ценных бумаг;
5)
формирование массового розничного инвестора;
6)
развитие производных финансовых инструментов.
В части определения
путей построения инфраструктуры финансового
рынка ряд инициатив требует корректировки
подходов к их реализации.
До
2020 года необходимо решить следующие задачи
развития финансового рынка:
1)
повышение емкости и прозрачности финансового
рынка;
2)
обеспечение эффективности рыночной инфраструктуры;
3)
формирование благоприятного налогового
климата для его участников;
4)
совершенствование правового регулирования
на финансовом рынке.
В
рамках решения задачи по повышению емкости
и прозрачности российского финансового
рынка потребуется:
1)
внедрение механизмов, обеспечивающих
участие многочисленных розничных инвесторов
на финансовом рынке и защиту их инвестиций;
2)
расширение спектра производных финансовых
инструментов и укрепление нормативной
правовой базы срочного рынка;
3)
создание возможности для секьюритизации
широкого круга активов;
4)
повышение уровня информированности граждан
о возможностях инвестирования сбережений
на финансовом рынке.
В рамках
решения задачи по обеспечению эффективности
инфраструктуры финансового рынка предусматривается:
1)
унификация регулирования всех сегментов
организованного финансового рынка;
2)
создание нормативно-правовых и организационных
условий для возможности консолидации
биржевой и расчетно-депозитарной инфраструктуры;
3)
создание четких правовых рамок осуществления
клиринга обязательств, формирования
и капитализации клиринговых организаций
финансового рынка, а также функционирования
института центрального контрагента;
4) повышение
уровня предоставления услуг по учету
прав собственности на ценные бумаги и
иные финансовые инструменты.
Задача
по формированию благоприятного налогового
климата для участников финансового рынка
должна найти отражение в основных направлениях
налоговой политики на 2010 год и на плановый
период 2011 и 2012 годов. В этой связи следует
предусмотреть изменение налогового законодательства
Российской Федерации по следующим направлениям:
1) совершенствование
режима налогообложения услуг, предоставляемых
участниками финансового рынка, а также
операций с финансовыми инструментами
налогом на добавленную стоимость;
2)
совершенствование режима налогообложения
налогом на прибыль организаций, являющихся
участниками финансового рынка;
3)
совершенствование налогообложения доходов
физических лиц, получаемых от операций
с финансовыми инструментами.
В
целях реализации задачи по совершенствованию
правового регулирования на финансовом
рынке необходимо:
1) повышение эффективности регулирования
финансового рынка путем развития системы
пруденциального надзора в отношении
участников финансового рынка, унификации
принципов и стандартов деятельности
участников финансового рынка, а также
взаимодействия государственных органов
с саморегулируемыми организациями;
2) снижение административных барьеров
и упрощение процедур государственной
регистрации выпусков ценных бумаг;
3) обеспечение эффективной системы раскрытия
информации на финансовом рынке;
4) развитие и совершенствование корпоративного
управления;
принятие действенных мер по предупреждению
и пресечению недобросовестной деятельности
на финансовом рынке.
Помимо
решения указанных задач необходимо повысить
эффективность контрольно-надзорной деятельности
Федеральной службы по финансовым рынкам,
проводить постоянный анализ применения
норм законодательства Российской Федерации
и на этой основе совершенствовать нормативную
правовую базу.
Решение
данных задач позволит создать надежную
базу долгосрочного роста российского
финансового рынка и сформировать на его
основе конкурентоспособный самостоятельный
финансовый центр. В результате финансовый
рынок будет способен к 2020 году достичь
целевых показателей развития.