Структура финансовых рынков

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 12:31, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является освещение основных теоретических аспектов финансового и фондового рынка, изучение российских особенностей, состояния обоих секторов рынка – государственных и корпоративных ценных бумаг, а также попытка сводного прогноза и оценки перспектив российского рынка во взаимозависимости в международным фондовым рынком на основе прогнозов специалистов аналитических агентств, международных кредитных организаций и специалистов Министерств экономики и финансов Российской Федерации.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава 1.Понятие и структура финансового рынка…………………………………………….4
1.1.Кредитный рынок ……………………………………………………………………….4
1.2.Денежный рынок………………………………………………………………………...4
1.3.Валютный рынок…………………………………………………………………………5
1.4.Рынок ценных бумаг……………………………………………………………………..8
1.4.1.Классификация ценных бумаг………………………………………………….….8
1.4.2.Структура и особенности функционирования рынка ценных бумаг………….16
1.5.Фондовая биржа и ее операции………………………………………………………..19
Глава 2.Рынок государственных ценных бумаг в России…………………………………...23
2.1.Государственные краткосрочные облигации (ГКО)…………………………………24
2.2.Облигации федерального займа (ОФЗ)……………………………………………….24
2.3.Государственный сберегательный займ (ГЗС)……………………………………….25
2.4.Облигация федерального займа с постоянным доходом (ОФЗ-ПД)………………..26
2.5.Облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ)………………………………….26
2.6.Казначейские обязательства (КО)……………………………………………………..26
2.7.Муниципальные ценные бумаги………………………………………………………27
Глава 3.Проблемы и перспективы развития современного финансового рынка в России..28
Заключение……………………………………………………………………………………...32
Список использованной литературы………………………………………………………….33

Работа содержит 1 файл

ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК И ЕГО СТРУКТУРА МОЯ КУРСОВАЯ.doc

— 205.50 Кб (Скачать)

     2)казначейские обязательства (КО)

     3)облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ)

     4)облигации федерального займа (ОФЗ)

     5)государственный сберегательный займ (ГЗС)

     6)облигация федерального займа с постоянным доходом (ОФЗ-ПД)

     7)муниципальные ценные бумаги.

       По таким характеристикам, как объем в обращении, емкость рынка, ликвидность и динамичность развития, а также доля в финансировании дефицита федерального бюджета ведущее место среди государственных ценных бумаг занимают ГКО и ОФЗ.

       2.1.ГКО. Государственная краткосрочная облигация (ГКО) в РФ - именная ценная бумага, периодически эмитируемая Министерством финансов РФ с гарантией погашения в срок Центральным банком.  
              Погашение ГКО производится перечислением номинальной стоимости ГКО на расчетный счет владельца, а доход образуется как разница между ценой погашения (номиналом) и ценой покупки.

              Главная задача ГКО – финансирование дефицита государственного бюджета по минимально возможной цене. Эмитент – Минфин РФ. Банк России ответственен за размещение, обслуживание и погашение облигаций.

            2.2.ОФЗ. Облигации федерального займа (ОФЗ). Многие свойства, общие для ГКО и ОФЗ, несмотря на некоторые различия в эмиссионных характеристиках, позволяют говорить о существовании единого рынка ГКО-ОФЗ. Среди таких общих свойств можно отметить следующие:

    1)технология размещения,

    2)вторичного обращения и погашения через систему организованного рынка ценных бумаг (ОРЦБ);

    3)круг участников рынка, в первую очередь - общий институт дилеров,

    4)схожие инвестиционные качества.

Эмитентом ГКО и ОФЗ выступает Министерство финансов России, которое принимает  решение об осуществлении отдельных  выпусков ГКО и ОФЗ и определяет их параметры:

    1)номинальная стоимость облигации - 1000000 рублей;

    2)срок обращения 3 месяца, 6 месяцев и 1 год (в настоящее время годовые облигации не эмитируются);

    3)облигации бескупонные, т.е. доходом по ним является разница между ценой покупки и погашения;

    4)эмиссия облигаций осуществляется в форме отдельных выпусков (траншей);

    5)владельцами облигаций могут быть как юридические, так и физические лица, в том числе и нерезиденты;

     6)облигации именные: форма выпуска - безбумажная.

     Генеральный агент эмитента - Центральный банк России - выполняет функции платежного агента Минфина, проводит размещение, обслуживание и гарантирует своевременное погашение облигаций, Облигации выпускаются с обязательным централизованным хранением, выпуски этих ценных бумаг оформляются глобальными сертификатами, которые хранятся в Минфине и Банке России. Вследствие того, что ключевые характеристики для этих рынков общие, на протяжении 1996 года происходило параллельное развитие нормативной базы и инфраструктуры рынков ОФЗ и ГКО. 
Первичное размещение ведется по принципу американского аукциона. Претенденты подают два типа заявок: конкурентные и неконкурентные. Стоимость бумаг, приобретаемых по неконкурентным заявкам, равна средневзвешенной цене удовлетворенных конкурентных заявок. Конкурентные заявки подаются участниками торгов с указанием цены, по которой они готовы приобрести облигации. После регистрации по уровню предложения цены, начиная с максимальной, заявки участвуют в безличном конкурсе, где определяется цена отсечения (если объем облигаций меньше спроса). Заявки, преодолевшие линию отсечения, удовлетворяются по цене, указанной в заявке. Расчеты производятся в день аукциона. 
Ликвидность ГКО обеспечивается наличием постоянно функционирующей торговой системы в рамках Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ) и технологичным регламентом.

     2.3.ГЗС. В сентябре 1995г. на российском финансовом рынке появились облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ), выпуск которых был осуществлен в соответствии с указом Президента РФ. Принципиальных отличий ОГСЗ от ценных бумаг типа ГКО-ОФЗ было три:

      1)документарный (бумажный) выпуск;

      2)относительно низкий номинал (100 тыс. и 500 тыс. рублей);

      3)предъявительский характер этих ценных бумаг.

     В соответствии с  условиями выпусков отдельных серий  ОГСЗ процентный доход по купону приравнивается к последней официально объявленной купонной ставке по облигациям федеральных займов с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК) за аналогичный по продолжительности купонный период. 
Колебательное состояние рынка и повышенный спрос на облигации со стороны населения потребовали от операторов, особенно в первое время, дополнительных усилий по работе с частными лицами, что увеличило расходы на обслуживание. В результате со временем проявилась структура рынка, произошло его деление на крупных операторов и на финансовые учреждения, для которых ОГСЗ являются частью инвестиционного портфеля. 2.4.ОФЗ-ПД. Важным событием на рынке ГКО-ОФЗ стало начало продажи с 24 февраля 1997 года на вторичном рынке облигаций федерального займа с постоянным доходом (ОФЗ-ПД). Параметры выпуска и обращения (утверждены письмом Министерства финансов от 28.06.96 года #60):

      1)эмитент - Министерство финансов;

      2)облигации именные, купонные, среднесрочные;

      3)номинал 1000000 руб.;

      4)эмиссия осуществляется в форме отдельных выпусков в сроки, устанавливаемые эмитентом;

      5)для каждого выпуска устанавливается свой размер купонного дохода, дата погашения, дата выплаты купонного дохода для нерезидентов;

      6)указанные условия фиксируются в Глобальном сертификате;

      7)величина купонного дохода постоянная.

       2.5.ОВВЗ. Облигации внутреннего валютного займа появились в результате банкротства Внешэкономбанка СССР. Задолженность ВЭБ покрывается облигациями со сроком погашения от 1 до 15 лет. Эмитент облигаций – Министерство финансов РФ.

       ОФЗ выпускаются в соответствии с  Генеральными условиями выпуска и обращения облигаций федеральных займов, утвержденными постановлением Правительства РФ №458. ОФЗ являются именными ценными бумагами и предоставляют владельцу право на получение номинальной стоимости облигации и купонного дохода в виде процента к номинальной стоимости. ОФЗ тесно привязаны к ГКО: купонный доход по ОФЗ определяется на основе доходности ГКО.

       2.6.КО. Казначейское обязательство (КО) - государственная ценная бумага, удостоверяющая внесение ее держателем денежных средств в бюджет и дающая право на получение фиксированного дохода в течение всего срока владения казначейским обязательством.  
             Обращение казначейских обязательств осуществляется в соответствии с глобальным сертификатом, в котором фиксируется определенное количество передаточных надписей, после осуществления которых возможна купля-продажа казначейских обязательств. В глобальном сертификате указано, за какие виды платежей может быть принято казначейское обязательство.

           Возникновение КО связано с ростом задолженности государства предприятиям различных отраслей  хозяйства и форм собственности. Правительство РФ  поставило целью переоформить 10% таких долгов в особые долговые бумаги, которыми и стали КО, выпуск которых начался в сентябре 1994 года.

       2.7. Муниципальные ценные бумаги. Муниципальные ценные бумаги – способ привлечения финансовых ресурсов местными органами государственной власти в случае дефицита местного бюджета или на внебюджетные цели путем выпуска долговых ценных бумаг. Форма их выпуска:

   1)в виде выпуска муниципальных ценных бумаг в виде облигаций или реже в виде векселей

   2)в виде ссуды по бюджетной линии (бюджетные ссуды вышестоящих бюджетов или коммерческих банков)

 
 
 
 

Глава 3. Проблемы и перспективы развития современного финансового рынка в  России

     Условия развития мирового финансового рынка  осложняются в 2008 году ухудшением его  конъюнктуры и обострением кризисных  явлений в мировой экономике. На этом фоне отчетливо проявляются  тенденции экспансии действующих  в рамках крупнейших финансовых центров финансовых институтов в страны с развивающимися экономиками. Это постепенно ведет к формированию на мировом финансовом рынке зон влияния таких финансовых центров. В результате растет вероятность того, что число стран, где могут сохраниться и продолжать функционировать независимые и полноценные финансовые рынки, будет постепенно сокращаться. В ближайшее 10-летие немногочисленные национальные финансовые рынки будут либо становиться мировыми финансовыми центрами, либо входить в зону влияния уже существующих глобальных центров. Поэтому наличие самостоятельного финансового центра в той или иной стране станет одним из важнейших признаков конкурентоспособности экономик таких стран, роста их влияния в мире, обязательным условием их экономического, а значит, и политического суверенитета. В этой связи обеспечение долгосрочной конкурентоспособности российского финансового рынка и формирование в России самостоятельного финансового центра не могут рассматриваться как сугубо отраслевые или ведомственные задачи. Решение этих задач должно стать важнейшим приоритетом долгосрочной экономической политики. 
            Задача создания самостоятельного финансового центра в России предполагает совершенствование налогообложения на финансовом рынке. Без формирования благоприятного налогового климата невозможно качественно повысить ликвидность рынка финансовых инструментов и привлекательность долгосрочных инвестиций, расширить спектр инструментов, обращающихся на финансовом рынке, перечень операций и оказываемых услуг, а также создать условия для преимущественного развития организованного рынка финансовых инструментов. 
             В настоящее время необходимо принятие мер, направленных на создание более привлекательного режима налогообложения на российском финансовом рынке, чем налоговые режимы, существующие в странах, в которых действуют конкурирующие финансовые центры. Такие меры найдут отражение в основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на долгосрочный период. 
      Сложившаяся ситуация на мировых финансовых рынках, а также рост интереса международных финансовых институтов и фондовых бирж к российскому финансовому рынку требуют не только скорейшего завершения выполнения положений Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на 2006 - 2008 годы, но прежде всего формулирования дополнительных долгосрочных мер по совершенствованию регулирования финансового рынка в Российской Федерации. Отдельные ранее высказанные инициативы и предложения необходимо концептуально пересмотреть с учетом новых вызовов, предъявляемых динамично меняющимся устройством мирового финансового рынка. 
            В 2006 - 2008 годах в соответствии со Стратегией развития финансового рынка Российской Федерации на 2006 - 2008 годы разработаны проекты федеральных законов, затрагивающие широкий перечень проблем развития финансовых институтов и инструментов. 
            Для обеспечения доступности информации о ценных бумагах и прозрачности сделок с ними подготовлены изменения в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг", направленные на уточнение перечня существенных фактов деятельности акционерных обществ, подлежащих публичному раскрытию.  
            В целях создания условий для дальнейшего развития рынка производных финансовых инструментов был разработан в 2008 году проект федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", который предполагает совершенствование режима налогообложения операций с производными финансовыми инструментами налогом на добавленную стоимость, налогом на доходы физических лиц и налогом на прибыль организаций. 
            Также подготовлен проект федерального закона, направленный на введение механизма ликвидационного неттинга. Отсутствие правовой определенности в отношении порядка исполнения обязательств по срочным сделкам в случае введения процедур банкротства в отношении одного из ее участников в настоящее время является одним из факторов, сдерживающих развитие рынка производных финансовых инструментов.  
Вместе с тем по состоянию остаются нереализованными отдельные важные задачи, определенные Стратегией развития финансового рынка Российской Федерации на 2006 - 2008 годы, в частности:  
            1) создание правовых механизмов, направленных на предотвращение инсайдерской торговли и манипулирования на финансовом рынке; 
            2) построение системы пруденциального надзора за профессиональными участниками рынка ценных бумаг;  
            3) создание условий для секьюритизации финансовых активов;  
            4) правовое регулирование осуществления выплат компенсаций гражданам на рынке ценных бумаг; 
            5) формирование массового розничного инвестора; 
            6) развитие производных финансовых инструментов. 

В части определения  путей построения инфраструктуры финансового  рынка ряд инициатив требует корректировки подходов к их реализации. 
            До 2020 года необходимо решить следующие задачи развития финансового рынка: 
            1) повышение емкости и прозрачности финансового рынка; 
            2) обеспечение эффективности рыночной инфраструктуры; 
            3) формирование благоприятного налогового климата для его участников; 
            4) совершенствование правового регулирования на финансовом рынке. 
            В рамках решения задачи по повышению емкости и прозрачности российского финансового рынка потребуется: 
            1) внедрение механизмов, обеспечивающих участие многочисленных розничных инвесторов на финансовом рынке и защиту их инвестиций; 
            2) расширение спектра производных финансовых инструментов и укрепление нормативной правовой базы срочного рынка;  
            3) создание возможности для секьюритизации широкого круга активов; 
            4) повышение уровня информированности граждан о возможностях инвестирования сбережений на финансовом рынке. 
           В рамках решения задачи по обеспечению эффективности инфраструктуры финансового рынка предусматривается: 
            1) унификация регулирования всех сегментов организованного финансового рынка; 
            2) создание нормативно-правовых и организационных условий для возможности консолидации биржевой и расчетно-депозитарной инфраструктуры; 
            3) создание четких правовых рамок осуществления клиринга обязательств, формирования и капитализации клиринговых организаций финансового рынка, а также функционирования института центрального контрагента; 
           4) повышение уровня предоставления услуг по учету прав собственности на ценные бумаги и иные финансовые инструменты. 
           Задача по формированию благоприятного налогового климата для участников финансового рынка должна найти отражение в основных направлениях налоговой политики на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов. В этой связи следует предусмотреть изменение налогового законодательства Российской Федерации по следующим направлениям: 
           1) совершенствование режима налогообложения услуг, предоставляемых участниками финансового рынка, а также операций с финансовыми инструментами налогом на добавленную стоимость; 
            2) совершенствование режима налогообложения налогом на прибыль организаций, являющихся участниками финансового рынка; 
            3) совершенствование налогообложения доходов физических лиц, получаемых от операций с финансовыми инструментами. 
            В целях реализации задачи по совершенствованию правового регулирования на финансовом рынке необходимо: 
 1) повышение эффективности регулирования финансового рынка путем развития системы пруденциального надзора в отношении участников финансового рынка, унификации принципов и стандартов деятельности участников финансового рынка, а также взаимодействия государственных органов с саморегулируемыми организациями; 
 2) снижение административных барьеров и упрощение процедур государственной регистрации выпусков ценных бумаг; 
 3) обеспечение эффективной системы раскрытия информации на финансовом рынке; 
 4) развитие и совершенствование корпоративного управления; 
принятие действенных мер по предупреждению и пресечению недобросовестной деятельности на финансовом рынке.  
            Помимо решения указанных задач необходимо повысить эффективность контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по финансовым рынкам, проводить постоянный анализ применения норм законодательства Российской Федерации и на этой основе совершенствовать нормативную правовую базу. 
           Решение данных задач позволит создать надежную базу долгосрочного роста российского финансового рынка и сформировать на его основе конкурентоспособный самостоятельный финансовый центр. В результате финансовый рынок будет способен к 2020 году достичь целевых показателей развития.
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Структура финансовых рынков