Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 12:31, курсовая работа
Целью данной работы является освещение основных теоретических аспектов финансового и фондового рынка, изучение российских особенностей, состояния обоих секторов рынка – государственных и корпоративных ценных бумаг, а также попытка сводного прогноза и оценки перспектив российского рынка во взаимозависимости в международным фондовым рынком на основе прогнозов специалистов аналитических агентств, международных кредитных организаций и специалистов Министерств экономики и финансов Российской Федерации.
Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава 1.Понятие и структура финансового рынка…………………………………………….4
1.1.Кредитный рынок ……………………………………………………………………….4
1.2.Денежный рынок………………………………………………………………………...4
1.3.Валютный рынок…………………………………………………………………………5
      1.4.Рынок ценных бумаг……………………………………………………………………..8
     1.4.1.Классификация ценных бумаг………………………………………………….….8
           1.4.2.Структура и особенности функционирования рынка ценных бумаг………….16
      1.5.Фондовая биржа и ее операции………………………………………………………..19
Глава 2.Рынок государственных ценных бумаг в России…………………………………...23
2.1.Государственные краткосрочные облигации (ГКО)…………………………………24
2.2.Облигации федерального займа (ОФЗ)……………………………………………….24
2.3.Государственный сберегательный займ (ГЗС)……………………………………….25
2.4.Облигация федерального займа с постоянным доходом (ОФЗ-ПД)………………..26
2.5.Облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ)………………………………….26
2.6.Казначейские обязательства (КО)……………………………………………………..26
2.7.Муниципальные ценные бумаги………………………………………………………27
Глава 3.Проблемы и перспективы развития современного финансового рынка в России..28
Заключение……………………………………………………………………………………...32
Список использованной литературы………………………………………………………….33
2)казначейские обязательства (КО)
3)облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ)
4)облигации федерального займа (ОФЗ)
5)государственный сберегательный займ (ГЗС)
6)облигация федерального займа с постоянным доходом (ОФЗ-ПД)
7)муниципальные ценные бумаги.
По таким характеристикам, как объем в обращении, емкость рынка, ликвидность и динамичность развития, а также доля в финансировании дефицита федерального бюджета ведущее место среди государственных ценных бумаг занимают ГКО и ОФЗ.
       2.1.ГКО. 
Государственная краткосрочная 
облигация (ГКО) в РФ - именная ценная 
бумага, периодически эмитируемая Министерством 
финансов РФ с гарантией погашения в срок 
Центральным банком.  
              
Погашение ГКО производится перечислением 
номинальной стоимости ГКО на расчетный 
счет владельца, а доход образуется как 
разница между ценой погашения (номиналом) 
и ценой покупки.
Главная задача ГКО – финансирование дефицита государственного бюджета по минимально возможной цене. Эмитент – Минфин РФ. Банк России ответственен за размещение, обслуживание и погашение облигаций.
2.2.ОФЗ. Облигации федерального займа (ОФЗ). Многие свойства, общие для ГКО и ОФЗ, несмотря на некоторые различия в эмиссионных характеристиках, позволяют говорить о существовании единого рынка ГКО-ОФЗ. Среди таких общих свойств можно отметить следующие:
1)технология размещения,
2)вторичного обращения и погашения через систему организованного рынка ценных бумаг (ОРЦБ);
3)круг участников рынка, в первую очередь - общий институт дилеров,
4)схожие инвестиционные качества.
Эмитентом 
ГКО и ОФЗ выступает 
1)номинальная стоимость облигации - 1000000 рублей;
2)срок обращения 3 месяца, 6 месяцев и 1 год (в настоящее время годовые облигации не эмитируются);
3)облигации бескупонные, т.е. доходом по ним является разница между ценой покупки и погашения;
4)эмиссия облигаций осуществляется в форме отдельных выпусков (траншей);
5)владельцами облигаций могут быть как юридические, так и физические лица, в том числе и нерезиденты;
6)облигации именные: форма выпуска - безбумажная.
     Генеральный 
агент эмитента - Центральный банк 
России - выполняет функции платежного 
агента Минфина, проводит размещение, 
обслуживание и гарантирует своевременное 
погашение облигаций, Облигации выпускаются 
с обязательным централизованным хранением, 
выпуски этих ценных бумаг оформляются 
глобальными сертификатами, которые хранятся 
в Минфине и Банке России. Вследствие того, 
что ключевые характеристики для этих 
рынков общие, на протяжении 1996 года происходило 
параллельное развитие нормативной базы 
и инфраструктуры рынков ОФЗ и ГКО. 
Первичное размещение ведется по принципу 
американского аукциона. Претенденты 
подают два типа заявок: конкурентные 
и неконкурентные. Стоимость бумаг, 
приобретаемых по неконкурентным заявкам, 
равна средневзвешенной цене удовлетворенных 
конкурентных заявок. Конкурентные заявки 
подаются участниками торгов с указанием 
цены, по которой они готовы приобрести 
облигации. После регистрации по уровню 
предложения цены, начиная с максимальной, 
заявки участвуют в безличном конкурсе, 
где определяется цена отсечения (если 
объем облигаций меньше спроса). Заявки, 
преодолевшие линию отсечения, удовлетворяются 
по цене, указанной в заявке. Расчеты производятся 
в день аукциона. 
Ликвидность ГКО обеспечивается наличием 
постоянно функционирующей торговой системы 
в рамках Московской межбанковской валютной 
биржи (ММВБ) и технологичным регламентом.
2.3.ГЗС. В сентябре 1995г. на российском финансовом рынке появились облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ), выпуск которых был осуществлен в соответствии с указом Президента РФ. Принципиальных отличий ОГСЗ от ценных бумаг типа ГКО-ОФЗ было три:
1)документарный (бумажный) выпуск;
2)относительно низкий номинал (100 тыс. и 500 тыс. рублей);
3)предъявительский характер этих ценных бумаг.
     В соответствии с 
условиями выпусков отдельных серий 
ОГСЗ процентный доход по купону приравнивается 
к последней официально объявленной 
купонной ставке по облигациям федеральных 
займов с переменным купонным доходом 
(ОФЗ-ПК) за аналогичный по продолжительности 
купонный период. 
Колебательное состояние рынка и повышенный 
спрос на облигации со стороны населения 
потребовали от операторов, особенно в 
первое время, дополнительных усилий по 
работе с частными лицами, что увеличило 
расходы на обслуживание. В результате 
со временем проявилась структура рынка, 
произошло его деление на крупных операторов 
и на финансовые учреждения, для которых 
ОГСЗ являются частью инвестиционного 
портфеля. 2.4.ОФЗ-ПД. Важным событием 
на рынке ГКО-ОФЗ стало начало продажи 
с 24 февраля 1997 года на вторичном рынке 
облигаций федерального займа с постоянным 
доходом (ОФЗ-ПД). Параметры выпуска и обращения 
(утверждены письмом Министерства финансов 
от 28.06.96 года #60): 
1)эмитент - Министерство финансов;
2)облигации именные, купонные, среднесрочные;
3)номинал 1000000 руб.;
4)эмиссия осуществляется в форме отдельных выпусков в сроки, устанавливаемые эмитентом;
5)для каждого выпуска устанавливается свой размер купонного дохода, дата погашения, дата выплаты купонного дохода для нерезидентов;
6)указанные условия фиксируются в Глобальном сертификате;
7)величина купонного дохода постоянная.
2.5.ОВВЗ. Облигации внутреннего валютного займа появились в результате банкротства Внешэкономбанка СССР. Задолженность ВЭБ покрывается облигациями со сроком погашения от 1 до 15 лет. Эмитент облигаций – Министерство финансов РФ.
ОФЗ выпускаются в соответствии с Генеральными условиями выпуска и обращения облигаций федеральных займов, утвержденными постановлением Правительства РФ №458. ОФЗ являются именными ценными бумагами и предоставляют владельцу право на получение номинальной стоимости облигации и купонного дохода в виде процента к номинальной стоимости. ОФЗ тесно привязаны к ГКО: купонный доход по ОФЗ определяется на основе доходности ГКО.
       2.6.КО. 
Казначейское обязательство (КО) - государственная 
ценная бумага, удостоверяющая внесение 
ее держателем денежных средств в бюджет 
и дающая право на получение фиксированного 
дохода в течение всего срока владения 
казначейским обязательством.  
             
Обращение казначейских обязательств 
осуществляется в соответствии с глобальным 
сертификатом, в котором фиксируется определенное 
количество передаточных надписей, после 
осуществления которых возможна купля-продажа 
казначейских обязательств. В глобальном 
сертификате указано, за какие виды платежей 
может быть принято казначейское обязательство.
Возникновение КО связано с ростом задолженности государства предприятиям различных отраслей хозяйства и форм собственности. Правительство РФ поставило целью переоформить 10% таких долгов в особые долговые бумаги, которыми и стали КО, выпуск которых начался в сентябре 1994 года.
2.7. Муниципальные ценные бумаги. Муниципальные ценные бумаги – способ привлечения финансовых ресурсов местными органами государственной власти в случае дефицита местного бюджета или на внебюджетные цели путем выпуска долговых ценных бумаг. Форма их выпуска:
1)в виде выпуска муниципальных ценных бумаг в виде облигаций или реже в виде векселей
2)в виде ссуды по бюджетной линии (бюджетные ссуды вышестоящих бюджетов или коммерческих банков)
Глава 3. Проблемы и перспективы развития современного финансового рынка в России
     Условия 
развития мирового финансового рынка 
осложняются в 2008 году ухудшением его 
конъюнктуры и обострением 
            Задача 
создания самостоятельного финансового 
центра в России предполагает совершенствование 
налогообложения на финансовом рынке. 
Без формирования благоприятного налогового 
климата невозможно качественно повысить 
ликвидность рынка финансовых инструментов 
и привлекательность долгосрочных инвестиций, 
расширить спектр инструментов, обращающихся 
на финансовом рынке, перечень операций 
и оказываемых услуг, а также создать условия 
для преимущественного развития организованного 
рынка финансовых инструментов. 
             
В настоящее время необходимо принятие 
мер, направленных на создание более привлекательного 
режима налогообложения на российском 
финансовом рынке, чем налоговые режимы, 
существующие в странах, в которых действуют 
конкурирующие финансовые центры. Такие 
меры найдут отражение в основных направлениях 
налоговой политики Российской Федерации 
на долгосрочный период. 
      Сложившаяся ситуация на 
мировых финансовых рынках, а также рост 
интереса международных финансовых институтов 
и фондовых бирж к российскому финансовому 
рынку требуют не только скорейшего завершения 
выполнения положений Стратегии развития 
финансового рынка Российской Федерации 
на 2006 - 2008 годы, но прежде всего формулирования 
дополнительных долгосрочных мер по совершенствованию 
регулирования финансового рынка в Российской 
Федерации. Отдельные ранее высказанные 
инициативы и предложения необходимо 
концептуально пересмотреть с учетом 
новых вызовов, предъявляемых динамично 
меняющимся устройством мирового финансового 
рынка. 
            В 
2006 - 2008 годах в соответствии со Стратегией 
развития финансового рынка Российской 
Федерации на 2006 - 2008 годы разработаны 
проекты федеральных законов, затрагивающие 
широкий перечень проблем развития финансовых 
институтов и инструментов. 
            Для 
обеспечения доступности информации о 
ценных бумагах и прозрачности сделок 
с ними подготовлены изменения в Федеральный 
закон "О рынке ценных бумаг", направленные 
на уточнение перечня существенных фактов 
деятельности акционерных обществ, подлежащих 
публичному раскрытию.  
            В 
целях создания условий для дальнейшего 
развития рынка производных финансовых 
инструментов был разработан в 2008 году 
проект федерального закона "О внесении 
изменений в часть вторую Налогового кодекса 
Российской Федерации", который предполагает 
совершенствование режима налогообложения 
операций с производными финансовыми 
инструментами налогом на добавленную 
стоимость, налогом на доходы физических 
лиц и налогом на прибыль организаций. 
            Также 
подготовлен проект федерального закона, 
направленный на введение механизма ликвидационного 
неттинга. Отсутствие правовой определенности 
в отношении порядка исполнения обязательств 
по срочным сделкам в случае введения 
процедур банкротства в отношении одного 
из ее участников в настоящее время является 
одним из факторов, сдерживающих развитие 
рынка производных финансовых инструментов.  
Вместе с тем по состоянию остаются нереализованными 
отдельные важные задачи, определенные 
Стратегией развития финансового рынка 
Российской Федерации на 2006 - 2008 годы, в 
частности:  
            1) 
создание правовых механизмов, направленных 
на предотвращение инсайдерской торговли 
и манипулирования на финансовом рынке; 
            2) 
построение системы пруденциального надзора 
за профессиональными участниками рынка 
ценных бумаг;  
            3) 
создание условий для секьюритизации 
финансовых активов;  
            4) 
правовое регулирование осуществления 
выплат компенсаций гражданам на рынке 
ценных бумаг; 
            5) 
формирование массового розничного инвестора; 
            6) 
развитие производных финансовых инструментов. 
В части определения 
путей построения инфраструктуры финансового 
рынка ряд инициатив требует корректировки 
подходов к их реализации. 
            До 
2020 года необходимо решить следующие задачи 
развития финансового рынка: 
            1) 
повышение емкости и прозрачности финансового 
рынка; 
            2) 
обеспечение эффективности рыночной инфраструктуры; 
            3) 
формирование благоприятного налогового 
климата для его участников; 
            4) 
совершенствование правового регулирования 
на финансовом рынке. 
            В 
рамках решения задачи по повышению емкости 
и прозрачности российского финансового 
рынка потребуется: 
            1) 
внедрение механизмов, обеспечивающих 
участие многочисленных розничных инвесторов 
на финансовом рынке и защиту их инвестиций; 
            2) 
расширение спектра производных финансовых 
инструментов и укрепление нормативной 
правовой базы срочного рынка;  
            3) 
создание возможности для секьюритизации 
широкого круга активов; 
            4) 
повышение уровня информированности граждан 
о возможностях инвестирования сбережений 
на финансовом рынке. 
            В рамках 
решения задачи по обеспечению эффективности 
инфраструктуры финансового рынка предусматривается: 
            1) 
унификация регулирования всех сегментов 
организованного финансового рынка; 
            2) 
создание нормативно-правовых и организационных 
условий для возможности консолидации 
биржевой и расчетно-депозитарной инфраструктуры; 
            3) 
создание четких правовых рамок осуществления 
клиринга обязательств, формирования 
и капитализации клиринговых организаций 
финансового рынка, а также функционирования 
института центрального контрагента; 
           4) повышение 
уровня предоставления услуг по учету 
прав собственности на ценные бумаги и 
иные финансовые инструменты. 
           Задача 
по формированию благоприятного налогового 
климата для участников финансового рынка 
должна найти отражение в основных направлениях 
налоговой политики на 2010 год и на плановый 
период 2011 и 2012 годов. В этой связи следует 
предусмотреть изменение налогового законодательства 
Российской Федерации по следующим направлениям: 
           1) совершенствование 
режима налогообложения услуг, предоставляемых 
участниками финансового рынка, а также 
операций с финансовыми инструментами 
налогом на добавленную стоимость; 
            2) 
совершенствование режима налогообложения 
налогом на прибыль организаций, являющихся 
участниками финансового рынка; 
            3) 
совершенствование налогообложения доходов 
физических лиц, получаемых от операций 
с финансовыми инструментами. 
            В 
целях реализации задачи по совершенствованию 
правового регулирования на финансовом 
рынке необходимо: 
 1) повышение эффективности регулирования 
финансового рынка путем развития системы 
пруденциального надзора в отношении 
участников финансового рынка, унификации 
принципов и стандартов деятельности 
участников финансового рынка, а также 
взаимодействия государственных органов 
с саморегулируемыми организациями; 
 2) снижение административных барьеров 
и упрощение процедур государственной 
регистрации выпусков ценных бумаг; 
  3) обеспечение эффективной системы раскрытия 
информации на финансовом рынке; 
  4) развитие и совершенствование корпоративного 
управления; 
 принятие действенных мер по предупреждению 
и пресечению недобросовестной деятельности 
на финансовом рынке.  
            Помимо 
решения указанных задач необходимо повысить 
эффективность контрольно-надзорной деятельности 
Федеральной службы по финансовым рынкам, 
проводить постоянный анализ применения 
норм законодательства Российской Федерации 
и на этой основе совершенствовать нормативную 
правовую базу. 
            Решение 
данных задач позволит создать надежную 
базу долгосрочного роста российского 
финансового рынка и сформировать на его 
основе конкурентоспособный самостоятельный 
финансовый центр. В результате финансовый 
рынок будет способен к 2020 году достичь 
целевых показателей развития.