Актуальные проблемы обеспечения единства системы финансового контроля и пути ее совершенствования в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 21:11, контрольная работа

Описание работы

Целью контрольной работы является изучение видов финансового контроля, их особенностей и значения для финансовой деятельности нашего государства.
Поставленные цели решаются путем осуществления комплекса взаимосвязанных задач, в числе которых:
определение понятия «финансовый контроль»;
изучение истории развития финансового контроля в России;
рассмотреть классификацию финансового контроля;

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 2
Общая характеристика финансового контроля в РФ
История развития финансового контроля в России……………….. 4
Понятие финансового контроля…………………………………….. 7
Классификация финансового контроля……………………………..10
Государственный финансовый контроль……………………………..14
Негосударственный финансовый контроль…………………………..26
Актуальные проблемы обеспечения единства системы
финансового контроля и пути ее совершенствования в РФ………….30
Заключение……………………………………………………………………..32
Задача…………………………………………………………………………...34
Список использованной литературы………………………………………....35

Работа содержит 1 файл

финансовое право.docx

— 83.86 Кб (Скачать)

     Однако  признание данного положения  не дает основания для переименования финансового контроля в финансово-хозяйственный. Финансовый контроль - это контроль финансовой и определенной части хозяйственной деятельности, той части, от которой непосредственно зависят финансовые показатели, результаты деятельности государства и муниципальных образований по созданию и использованию фондов денежных средств. Финансовый контроль хозяйственной деятельности не исключает, а предполагает необходимость осуществления над нею других видов контроля.

     В экономической и юридической  литературе финансовый контроль определяется по-разному. Так, под финансовым контролем понимается «наблюдение, определение и выявление фактического положения финансовых показателей деятельности по сравнению с заданными»5.

     Имеется несколько иное понятие финансового  контроля, который определяется как «совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации»6.

     Как отмечалось в литературе, наиболее полное определение финансового  контроля как экономической категории сформулировал И.В. Фирулин. По его мнению, финансовый контроль - это «совокупность форм, методов, приемов производства ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности  предприятий, объединений, организаций, учреждений; законности операций по формированию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, сохранности собственности; правильности и своевременности выполнения финансовых обязательств перед бюджетом, государственными внебюджетными фондами; постановки бухгалтерского учета и достоверности отчетности»7.

     Объектом  финансового контроля, прежде всего, являются денежные отношения, возникающие при формировании и использовании финансовых ресурсов в материальном производстве и в непроизводственной сферах, а также во всех звеньях финансовой системы. Следовательно, финансовый контроль является многоуровневым и всесторонним. Финансовая система государства охватывает все виды денежных фондов как на федеральном и региональном уровнях, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов.

     В соответствии с Указом Президента РФ "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации" от 25 июля 1996 года, сферами финансового контроля являются: исполнение федерального бюджета и бюджетов социальных внебюджетных фондов, организация денежного обращения, использование кредитных ресурсов, состояние государственного внутреннего и внешнего долга, предоставление налоговых льгот.

     Счетная палата РФ в соответствии с законом  РФ "О счетной политике Российской Федерации" от 11 января 1995 года выступает ведущим органом финансового контроля.

     Бюджетным кодексом РФ предусмотрено осуществление  Счетной палатой контроля за исполнением  федерального бюджета, социальными  внебюджетными фондами, состоянием внутреннего и внешнего долга  государства.

     Наряду  со Счетной палатой правом финансового  контроля в РФ обладают еще ряд  учреждений: Главное контрольное  управление Президента РФ, Центральный  банк РФ, Министерство финансов РФ (в  частности, Департамент государственного финансового контроля и аудита, а  также Главное управление Федерального казначейства), Министерство РФ по налогам  и сборам, Комитет финансового  мониторинга, Государственный таможенный комитет РФ, Федеральная служба налоговой  полиции РФ, Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный  и территориальные фонды обязательного  медицинского страхования. Помимо федерального уровня, финансовый контроль осуществляется на уровне субъектов Федерации и муниципальных образований.

     Основные  задачи финансового контроля заключаются  в:

    • проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организациями и гражданами;
    • проверке правильности использования государственными и муниципальными предприятиями денежных ресурсов, находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении;
    • проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств;
    • выявлении внутренних резервов производства;
    • устранении и предупреждении нарушений финансовой дисциплины.

     В результате реализации задач финансового  контроля укрепляется финансовая дисциплина, выражающая одну из сторон законности. 

      1. Классификация финансового контроля

     Финансовый  контроль многообразен, поэтому его  классификацию в науке финансового  права ученые проводят по различным  основаниям. За основу классификации  берут, как правило, характеристику субъекта, осуществляющего финансовый контроль, время проведения финансового  контроля и сферу его действия.

     В зависимости от времени проведения он может быть предварительным, текущим и последующим. Такие виды контроля свойственны деятельности всех контролирующих органов.

     Предварительный финансовый контроль осуществляется до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины.

     Текущий (оперативный) финансовый контроль — это контроль, осуществляемый в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования денежных средств для административно-хозяйственных расходов и т. д.).

     Последующий финансовый контроль — это контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной частей бюджета и т. п.). В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.

     Можно выделить обязательный и инициативный финансовый контроль. Обязательный проводится:

    • в силу требований законодательства;
    • по решению компетентных государственных органов.

     Возможны  и другие основания классификации  финансового контроля, в частности, в зависимости от органов (субъектов), осуществляющих его. В этом случае выделяется финансовый контроль:

    • представительных органов государственной власти и местного самоуправления;
    • президента;
    • исполнительных органов власти общей компетенции;
    • ведомственный и внутрихозяйственный;
    • общественный;
    • аудиторский.

     Ведомственный контроль, осуществляемый министерством, ведомством за деятельностью входящих в их систему учреждений и организаций, имеет много общего с контролем, который производится в системе  общественных организаций или религиозных  организаций. Близок к ним и контроль, осуществляемый хозяйствующим субъектом, не входящим в какую-либо систему. Указанный  контроль целесообразно обозначить как внутренний или внутрисистемный.

     Представляется  необходимым в условиях развития местного самоуправления выделить в  качестве самостоятельного вида финансового  контроля контроль, осуществляемый представительными  и исполнительными органами местного самоуправления.

     Поскольку в подсистеме государственных финансов различают государственный кредит, государственное страхование, пенсионное обеспечение, бюджетное финансирование, налогообложение, формирование общенациональных страховых резервов и фондов, то и финансовый контроль в зависимости от ведомства, к компетенции которого относится управление этими финансовыми отношениями, т. е. в соответствии со сферой финансовой деятельности, делится на:

    • бюджетный;
    • налоговый;
    • валютный;
    • кредитный;
    • страховой8.

     По  методам проведения финансовый контроль можно классифицировать на:

    • проверки - на основе отчетной документации и расходных документов рассматриваются некоторые вопросы финансовой деятельности, намечаются меры по устранению обнаруженных нарушений;
    • обследования - охватывают более широкий спектр финансово-экономических показателей экономического субъекта, чем проверки; определяется финансовое состояние и перспективы развития обследуемого экономического субъекта;
    • надзор - осуществляется контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на проведение какого-либо вида финансовой деятельности;
    • анализ финансовой деятельности - предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности для определения общей оценки результатов финансовой деятельности, финансового состояния и обеспеченности собственным капиталом, а также эффективности его использования;
    • наблюдение (мониторинг) - предполагает постоянный контроль кредитными организациями предприятий-клиентов по поводу использования ими полученной ссуды, а также за их финансовым состоянием;
    • ревизия - предполагает полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности и эффективности.

     Финансовый  контроль можно разделить (как это  и практикуется в экономически развитых странах) на две взаимодействующие, но самостоятельные составляющие: государственный финансовый контроль и негосударственный финансовый контроль. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ

     Государственный финансовый контроль - это комплексная  и целенаправленная система экономико-правовых действий конкретных органов государственной  власти, базирующихся на положениях основных законов государства.

     Фундаментальное исследование проблем правового  регулирования финансового контроля, в том числе государственного финансового контроля, провела Е.Ю. Грачева. В своих работах она  отмечает, что «государственный финансовый контроль, являясь одним из видов государственного контроля, осуществляется в процессе собирания, распределения (перераспределения) и использования фондов денежных средств, и в рыночных условиях он усложняется тем, что охватывает своим воздействием не только финансовую деятельность государственных и муниципальных организаций, но и финансовую деятельность организаций, функционирующих на праве частной собственности, физических лиц и граждан-предпринимателей в целях поддержания законности и правопорядка в сфере финансов»9.

     Государственный финансовый контроль — это способ реализации финансовой политики государства, он способствует созданию условий для финансовой стабилизации.

       В Указе Президента РФ «О  мерах по обеспечению государственного  финансового контроля в Российской  Федерации» от 25 июля 1996 г. № 1095 сказано, что «государственный финансовый контроль в Российской Федерации включает контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ».

     Государственный финансовый контроль в соответствии с установленным российским законодательством  разграничением функций и полномочий возлагается на Счетную палату РФ, Центральный банк РФ, Министерство финансов РФ, Министерство РФ по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет РФ, Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, а также на иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.

     Не  реже одного раза в год соответствующие  контрольные финансовые органы проводят комплексные ревизии и тематические проверки поступлений и расходования бюджетных средств в федеральных  органах исполнительной власти, а также на предприятиях, в учреждениях и организациях, использующих средства федерального бюджета. Средства, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления указанных нарушений.

Информация о работе Актуальные проблемы обеспечения единства системы финансового контроля и пути ее совершенствования в РФ