Актуальные проблемы обеспечения единства системы финансового контроля и пути ее совершенствования в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 21:11, контрольная работа

Описание работы

Целью контрольной работы является изучение видов финансового контроля, их особенностей и значения для финансовой деятельности нашего государства.
Поставленные цели решаются путем осуществления комплекса взаимосвязанных задач, в числе которых:
определение понятия «финансовый контроль»;
изучение истории развития финансового контроля в России;
рассмотреть классификацию финансового контроля;

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 2
Общая характеристика финансового контроля в РФ
История развития финансового контроля в России……………….. 4
Понятие финансового контроля…………………………………….. 7
Классификация финансового контроля……………………………..10
Государственный финансовый контроль……………………………..14
Негосударственный финансовый контроль…………………………..26
Актуальные проблемы обеспечения единства системы
финансового контроля и пути ее совершенствования в РФ………….30
Заключение……………………………………………………………………..32
Задача…………………………………………………………………………...34
Список использованной литературы………………………………………....35

Работа содержит 1 файл

финансовое право.docx

— 83.86 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ

     Введение……………………………………………………………………….. 2

  1. Общая характеристика финансового контроля в РФ
    1. История развития финансового контроля в России……………….. 4
    2. Понятие финансового контроля…………………………………….. 7
    3. Классификация финансового контроля……………………………..10
  2. Государственный финансовый контроль……………………………..14
  3. Негосударственный финансовый контроль…………………………..26
  4. Актуальные проблемы обеспечения единства системы

              финансового контроля  и пути ее совершенствования в РФ………….30

     Заключение……………………………………………………………………..32

     Задача…………………………………………………………………………...34

     Список  использованной литературы………………………………………....35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Важнейшим направлением деятельности органов  государственной власти является контроль за различными сферами общественной жизни. Финансовый контроль охватывает своим воздействием общественные отношения, возникающие в сфере финансовой деятельности государства, т. е. в процессе создания, распределения и использования  определенных фондов денежных средств.

     Финансовый  контроль является важнейшим средством  обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности. Он призван предупреждать бесхозяйственность и расточительность, выявлять факты  злоупотреблений и хищений товарно-материальных ценностей и денежных средств. Значение финансового контроля особенно повышается в условиях рыночной экономики.

     Особенно  возрастает роль финансового контроля на современном этапе развития нашей  страны. «Реальной угрозой экономической безопасности России стало масштабное нецелевое использование бюджетных средств, незаконный вывоз капитала за границу, противоправные действия в банковской и налоговой сферах, криминализация экономических и иных отношений»1.

     Финансовому контролю как части финансовой деятельности присущи те же принципы, на которых  осуществляется финансовая деятельность государства и муниципальных  образований и которые закреплены в Конституции РФ и иных нормативных правовых актах. Это принципы законности, гласности, федерализма, плановости, а так же  «единство цели осуществления; максимально допустимая прозрачность; строжайший учет; результативность»2.

     Актуальность данной темы обусловлена тем, что финансовый контроль является одним из важнейших звеньев финансовой системы. Он обеспечивает правильность, своевременность и полноту формирования доходов; обоснованность и точность осуществления расходов. Эффективность финансового контроля обязательное условие успешного проведения экономической и социальной политики, четкого функционирования управленческого аппарата.

     Целью контрольной работы является изучение видов финансового контроля, их особенностей и значения для финансовой деятельности нашего государства.

     Поставленные  цели решаются путем осуществления  комплекса взаимосвязанных задач, в числе которых:

    1. определение понятия «финансовый контроль»;
    2. изучение истории развития финансового контроля в России;
    3. рассмотреть классификацию финансового контроля;
    4. определение особенностей государственного и негосударственного финансового контроля;
    5. выявление актуальных проблем обеспечения единства системы

                финансового контроля  и путей ее совершенствования в РФ.

     Положения и выводы контрольной работы основаны на Конституции РФ, действующем законодательстве, специальной и учебной литературе, Интернет-ресурсах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВОГО  КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
      1. История развития финансового контроля в России

     История финансового контроля России берет  свое начало в первом своде законов - Русской Правде (11 век). Именно в этом документе закреплялось право высшего должностного лица - князя на денежный контроль. В целом нормы Русской Правды были направлены на обеспечение справедливого по тем временам баланса между общинами и государством. Созданный Владимиром Мономахом Устав (12 век) дополнил Русскую Правду и придал финансовому контролю более строгий и упорядоченный характер. В новгородской республике в период удельной раздробленности (12-14 век) контроль над управлением финансами государства оставался важнейшей функцией вече.

     В правление Ивана III для управления государством были созданы 25 учреждений - Приказов, и практически все  приказы имели отношение к  финансовому контролю. Создавая новую  систему управления, Иван III создал и Казну - общегосударственное ведомство, хранившее деньги и драгоценности. До середины 16 века на Руси не существовало единой систем налогообложения, лишь при  Иване Грозном была проведена  перепись земель и введена единица  податного обложения - "большая  соха", тем самым установлена  единая налоговая система.

     При становлении династии Романовых  взаимоотношения общества и власти стали регламентироваться законами Соборного Уложения 1649 г., разработанного и принятого Земским собором. В Уложении в число особо опасных вошли преступления и против денежной монополии государства. Первый орган государственного финансового контроля России - Большая Казна - действовал с конца 15 века для того, чтобы четко определить полномочия и упорядочить финансовый контроль. Указом Алексея Михайловича Романова 10 марта 1656г. был учрежден Приказ Счета Большой казны (Счетный Приказ). Счетный Приказ стал неким прообразом современной Счетной Палаты России. Счетный Приказ вел учет доходов и расходов государства по книгам и документации других центральных приказов и земельных учреждений, требовал отчетов от местных финансовых органов.

     Реформы Петра 1 изменили организацию государственного финансового контроля. Упразднив  Думу, Петр 1 возложил на Сенат обязанности  контроля.

     В 1718 г. для счета всех государственных приходов и расходов была учреждена Ревизион - Коллегия и финансовые органы в провинции, которые представляли отчеты о движении сумм и соображения о найденных злоупотреблениях.

     В 18 веке организация финансового  контроля не достигла серьезных успехов: менялись названия, разделялись функции, но отсутствие независимости у контрольных  органов тормозило развитие. Лишь в 19 веке при реформах               М. Сперанского государственный контроль по существу стал независимым. Управлению ревизией государственных счетов были предоставлены широчайшие полномочия. А одной из обязанностей было "усмотреть выгоды, приобретенные казной при разных операциях". Ведомственный контроль был сохранен, но утратил свое самостоятельное значение. Хотя к концу царствования Александра I многие реформаторские изменения были сведены на нет. В том числе и важнейший принцип финансового контроля - осуществлять ревизию по первичным документам, что, несомненно, давало возможность чиновникам скрывать подлинное положение.

     При Николае I счетные отделения Казенных палат появились во всех губерниях. Значительно расширились штаты  финансовых контролеров, были предусмотрены  льготы.

     Эпоха Александра II подарила России легендарного в своем роде государственного деятеля - В.А.Татаринова. Основываясь на опыте  изучения работы контрольно-счетных  учреждений европейских стран, он предложил  проект реформы государственного контроля, в которой были развиты идеи о  независимости финансового контроля.

     Началом преобразований явилось наведение  должного порядка в системе государственной  отчетности, а именно введением единства бюджета и единства кассы, закрепленных законом в 1862 г. С этого же года роспись государственных доходов и расходов стала ежегодно публиковаться. Введение новой контрольно-ревизионной системы позволило создать в губерниях независимые от местных властей контрольные палаты. Постепенно общественное мнение по-новому стало воспринимать значение контрольного финансового органа для улучшения управления финансами и предотвращения финансовых нарушений.

     В 1892 г. в России был принят Закон о Государственном контроле. Высший орган государственного финансового контроля - Государственный контроль был самостоятельным и равноправным государственным ведомством.

     Уже в начале 20 века возникла идея о необходимости  приблизить финансовый контроль к Думе, нежели к Правительству. Депутаты требовали  контроля не цифр, а целесообразности расходов и качества хозяйственной  деятельности. С целью обеспечения  подлинной независимости государственного контроля вводилась система несменяемости  контролеров, усиливалась их социально-правовая защита.

     Временное Правительство предоставило Госконтролю  широкие полномочия: проводить проверки во всех отраслях хозяйства и возбуждать уголовные дела. В марте 1917 г. был принят закон, который позволял привлекать для контроля и представителей общественности.

     В советское время контрольные  органы не раз реорганизовывались. В итоге сложилась система, при  которой Государственный контроль состоял из Комиссии советского контроля СССР (затем Комитета народного контроля) и аналогичных комиссий в союзных  республиках. Эти структуры функционировали  под непосредственным руководством партии. При массовости народный контроль не обеспечивал необходимого качества финансового контроля. Бюджетно-финансовый контроль вело Министерство финансов СССР. В целом государственная  система контроля включала: партийный, государственный, народный и общественный контроль. Однако система, ориентированная  только на выявление нарушений давала сбои и не работала на достижение эффективности  расходования государственных средств.

     Принятая  в 1993г. Конституция РФ в должной  степени не отразила вопросы финансового  контроля. В ст. 101-103 включены контрольные полномочия парламента и очень кратко освещен вопрос организации контроля исполнения федерального бюджета. В этих условиях осуществлялся только внутренний контроль Минфином России.

     Вместе  с тем, в ст. 101 п.5 Конституции указано, что "для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета  Совет федерации и Государственная  Дума образует Счетную палату, состав и порядок деятельности которой  определяется федеральным законом". В соответствии с этим 11 января 1995 г. был принят федеральный закон "О Счетной палате РФ" и создан принципиально новый орган государственного финансового контроля независимый от исполнительной власти и осуществляющий внешний контроль над управлением государственными финансовыми средствами.

     Начиная с 1995 г. в соответствии с Бюджетным кодексом РФ контрольно-счетные органы были образованы почти во всех субъектах РФ. 

      1. Понятие финансового контроля

     Финансовый  контроль является неотъемлемой составной  частью финансовой деятельности государства и муниципальных образований и представляет собой объективно необходимую и общественно-полезную деятельность. В системе управления хозяйственными процессами на всех уровнях контролю отведена особая, координирующая роль.

     Вопрос  о понятии финансового контроля, его сущности и формах остается дискуссионным  в экономической и юридической  литературе. Э.А. Вознесенский еще в 70-е гг. прошлого столетия обратил  внимание на взаимообусловленность  финансового контроля и финансовой деятельности, указав на «необходимость расширения внешних границ контрольной деятельности финансовых органов и других субъектов финансового контроля»3.

     Вывод о необходимости распространения  действия финансового контроля не только на финансовые операции, но и на определенные виды хозяйственных отношений соответствует реальной действительности. Для подтверждения правильности этого вывода достаточно обратиться к актам ревизий или комплексных проверок хозяйственной и финансовой деятельности любого хозяйствующего субъекта.

     Н.И. Химичева отмечала: «...объект финансового контроля не ограничивается проверкой только денежных средств. В конечном итоге он означает контроль за использованием материальных, трудовых, природных и других ресурсов страны, поскольку в современных условиях процесс производства и распределения опосредствуется денежными отношениями»4.

Информация о работе Актуальные проблемы обеспечения единства системы финансового контроля и пути ее совершенствования в РФ