Актуальные проблемы обеспечения единства системы финансового контроля и пути ее совершенствования в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 21:11, контрольная работа

Описание работы

Целью контрольной работы является изучение видов финансового контроля, их особенностей и значения для финансовой деятельности нашего государства.
Поставленные цели решаются путем осуществления комплекса взаимосвязанных задач, в числе которых:
определение понятия «финансовый контроль»;
изучение истории развития финансового контроля в России;
рассмотреть классификацию финансового контроля;

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 2
Общая характеристика финансового контроля в РФ
История развития финансового контроля в России……………….. 4
Понятие финансового контроля…………………………………….. 7
Классификация финансового контроля……………………………..10
Государственный финансовый контроль……………………………..14
Негосударственный финансовый контроль…………………………..26
Актуальные проблемы обеспечения единства системы
финансового контроля и пути ее совершенствования в РФ………….30
Заключение……………………………………………………………………..32
Задача…………………………………………………………………………...34
Список использованной литературы………………………………………....35

Работа содержит 1 файл

финансовое право.docx

— 83.86 Кб (Скачать)

       Основные  методы  контроля,  проводимого   Счетной   палатой,   — тематические проверки и ревизии. Для принятия мер по  устранению  выявленных нарушений,  возмещению  причиненного  государству  ущерба  и  привлечению  к

ответственности, в том  числе  к  уголовной,  должностных  лиц,  виновных  в нарушении законодательства и бесхозяйственности. Счетная  палата  направляет представление  руководителю   проверяемого   предприятия,   учреждения   или организации, которое должно быть рассмотрено в указанный  в  нем  срок.  При выявлении  фактов  грубых  нарушений  законности  и  финансовой  дисциплины, наносящих государству прямой ущерб, или при несоблюдении  порядка  и  сроков рассмотрения  представлений  Счетной   палаты   она   имеет   право   давать предписания, обязательные для  исполнения.  В  случае  если  предписания  не исполняются, Коллегия  Счетной  палаты  по  согласованию  с  Государственной Думой может  принять  решение  о  приостановлении  финансовых,  платежных  и расчетных операций по  счетам  юридического  лица.  Предписание  может  быть обжаловано в судебном порядке.

     По  закону деятельность Счетной палаты является гласной: результаты должны освещаться в средствах массовой информации.

     Контроль  со стороны специализированных государственных  структур

     Помимо  рассмотренных выше органов финансового  контроля, в России  существует ряд специализированных органов  финансового  контроля,  сферой  деятельности которых является конкретная область финансов, например  налогообложение  или страхование.

     В связи с повышением роли налогов  в  доходах  государства  при  переходе  к рыночной экономике стало необходимым выделение органов  налоговой  службы  в особую систему. Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 1991 г. N 340  было утверждено Положение о Государственной налоговой службе РФ11, которым предусматривалось, что органы этой службы составляют самостоятельную единую централизованную систему контроля над соблюдением налогового законодательства.

      В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года12 Министерство по налогам и сборам было преобразовано в Федеральную налоговую службу с передачей его функций по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности, по ведению разъяснительной работы по законодательству РФ о налогах и сборах Министерству финансов Российской Федерации.

       Главная  задача  налоговых   органов  —  обеспечение   единой системы контроля за соблюдением налогового  законодательства,  правильностью исчисления,  полнотой   и   своевременностью   уплаты   налогов   и   других обязательных платежей.

     Система  налоговых  органов,  подчиняющаяся  Президенту  РФ,  включает Федеральную налоговую службу, а также государственные налоговые инспекции  в

субъектах РФ и органах местного самоуправления. Основное  оперативное  звено —  городские  и  районные  налоговые   инспекции,   поскольку   именно   они осуществляют   непосредственный   налоговый   контроль    и    ведут    учет налогоплательщиков.  В  свою   очередь   Федеральное   налоговое   ведомство контролирует  деятельность  нижестоящих  налоговых   органов,   координирует взаимодействие  органов  налоговой  службы  с  другими   контролирующими   и правоохранительными   органами.

     Налоговые   органы   имеют   право   в   соответствии   с   налоговым законодательством  проверять  любые  денежные  документы  у  юридических   и физических лиц, включая совместные предприятия, иностранных  граждан  и  лиц без  гражданства;  получать  от  них  необходимые  справки  и  сведения  (за исключением  составляющих  коммерческую  тайну);  контролировать  соблюдение

хозяйствующими  субъектами  налогового   законодательства   и   правильность исчисления налогов; обследовать любые используемые  для  извлечения  доходов производственные,  складские   и    торговые   помещения;   применять   меры принудительного воздействия в отношении должностных лиц и  граждан,  включая изъятие соответствующих документов и приостановление операции  по  счетам  в банках. Налоговые инспекции также  имеют  право  наложения  административных штрафов и принудительного взыскания недоимок по налогам в бюджет.

     Для   обеспечения   экономической   безопасности   РФ   и   укрепления государственной дисциплины в области  налоговой  дисциплины  созданы  органы налоговой полиции, ее территориальные и местные подразделения.

     Налоговая полиция призвана решать следующие  задачи:

  • выявление,  предупреждение  и  пресечение  налоговых  преступлений  и правонарушений;
  • защиту сотрудников налоговой инспекции от противоправных посягательств при исполнении ими служебных обязанностей;
  • предупреждение, выявление и пресечение коррупции и налоговых органах.

     Для осуществления финансового контроля в сфере страхования в соответствии  с Указом Президента РФ от 18 февраля  1992  г.                                 «О  государственном  страховом надзоре  РФ»  была  организована  Федеральная  служба   страхового   надзора (Росстрахнадзор).

     Основные  задачи и  функции  этой  службы  были  определены Законом  РСФСР  «О  страховании»  от  27  ноября  1992  г.

       В соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 33013, Федеральная служба страхового надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела), и находится в ведении Министерства финансов РФ.   Департамент страхового  надзора   и   территориальные   органы,   помимо лицензирования страховой деятельности  и  регулирования  единого  страхового рынка, осуществляют контроль обоснованности страховых тарифов  и  следят  за соблюдением    страховыми     фирмами     нормативов     платежеспособности.

     Устанавливаются  правила  формирования  и  размещения  страховых   резервов, методика расчета соотношений  между  активами  и  обязательствами  страховой фирмы, а также порядок  учета  страховых  операций  и  формы  отчетности  по страховой  деятельности,  включая  соблюдение  установленных  нормативов.  В случае неоднократного выявления  нарушений  законодательства  и  нормативных документов органы  страхового  надзора  имеют  право  ограничивать  действие лицензий страховых фирм либо обратиться в арбитражный  суд  с  иском  об  их ликвидации.

     Особая  роль  в   осуществлении   финансового   контроля   принадлежит Центральному банку России  (ЦБР).  Как  орган  государственного  управления, наделенный властными полномочиями, он  организует  и  контролирует  денежно- кредитные отношения в  стране.  ЦБР  осуществляет  надзор  за  деятельностью коммерческих банков.  С  этой  целью  создано  специальное  подразделение  —

     Департамент банковского надзора, который проверяет  соблюдение  коммерческими банками  банковского  законодательства  и   установленных   ЦБР   нормативов банковской   деятельности.   При   установлении   фактов    нарушений    или предоставлении  банками  неполной  или  недостоверной  информации,   ЦБР   в зависимости от вида  нарушения  вправе  прибегнуть  к  определенным  методам воздействия: штраф в размере от 0,1 до 1% от минимальной величины  уставного капитала;   выполнение   требований   ЦБР   по   финансовому   оздоровлению; реорганизация; замена  руководства  коммерческого  банка;  применение  более жестких нормативов; запрет на проведение отдельных операций  и  на  открытие филиалов на срок до одного года; назначение временной администрации в  банке на срок до полутора лет и, наконец, как крайняя  мера  —  отзыв  лицензии  и ликвидация банка.

       На  Государственный  таможенный  комитет  (ГТК)  возложен  контроль  за соблюдением  налогового  и  таможенного  законодательства  при   перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации.

     Деятельность  Федеральной  службы  по  валютному  и  экспортному   контролю, созданной в 1992 г., тесно связана с ЦБР  и  ГТК.  Основной  задачей  Службы являются  поиск  и  пресечение   «лазеек»   в   валютном   законодательстве, позволяющих осуществлять беспрепятственный отток валютных активов за  рубеж, создание банка данных потенциальных нарушителей валютного законодательства.

     Служба  по валютному и экспортному контролю имеет  право  проверять  все финансовые   документы   организаций,   осуществляющих  внешнеэкономическую деятельность;  поднимать  вопрос  о  приостановлении   лицензий   на   право осуществления такт операций в случаях  выявления  несоблюдения  валютного  и экспортного законодательства,  непредставления  отчетных  документов.  Кроме того, Службе  приданы  военизированные  подразделения;  они  используются  в разведовательно - карательных целях.  Служба  имеет  право  привлекать  другие организации Российской Федерации в качестве агентов валютного контроля.

     Исходя  из вышесказанного, можно сделать  вывод, что государственный финансовый контроль — это система действий государственных контрольных органов, функциональными обязанностями которых является выявление нарушений в процессе управления государственными финансовыми ресурсами на стадии рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, а так же разработка превентивных мероприятий по их предотвращению, тем самым обеспечивая законность и эффективность использования государственных финансовых ресурсов и государственной собственности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     III. НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

     К негосударственному финансовому контролю относят такие виды контроля:

    • контроль финансово-кредитных органов;
    • внутрихозяйственный контроль;
    • аудиторский (независимый) финансовый контроль. 
                          Контроль финансово-кредитных органов

     Контроль  финансово-кредитных органов - это денежный контроль за финансовой, и хозяйственной деятельностью, осуществляемой коммерческими банками в ходе банковских операций по кредитованию, финансированию и расчетному обслуживанию.

     Способы банковского контроля: предварительный  и текущий контроль в ходе проведения денежных операций через проверку представленных документов, устанавливающий право  на получение ссуды, проведение платежей ссудных счетов. При оформлении документов банк проверяет наличие у предприятия  собственных оборотных средств  и знакомится с важнейшими показателями хозяйственной деятельности. Выдавая  ссуду, банк проверяет ее обеспечение, т. е. наличие у предприятия Товарно-материальных ценностей.

       Банковский контроль в процессе  кредитования сочетается с контролем,  осуществляемым при организации  расчетов. Принимая поручение хозяйствующего  субъекта на перечисление денег другому предприятию, банк проверяет законность этой сделки.

     Внутрихозяйственный контроль

       Внутрихозяйственный контроль - проверка производственной и хозяйственной деятельности предприятия в целом и отдельных его структурных подразделений, осуществляемой бухгалтерией предприятия, финансовым отделом и некоторыми другими экономическими службами самого хозяйствующего субъекта.

     Главный бухгалтер является ключевым звеном в системе хозяйственного контроля. Его полномочия состоят в следующем: совместно с руководителем предприятия он подписывает все документы, служащие основанием для приемки и выдачи товарно-материальных ценностей и денежных средств, а также расчетные, кредитные, финансовые обязательства и хозяйственные договоры; не принимает к оформлению и исполнению документы по операциям, противоречащим действующему законодательству и нарушающим договорную и финансовую дисциплину; осуществляет предварительный финансовый контроль за правильностью и законностью расходования средств.

     Функции главного бухгалтера: формирование учетной политики; ведение бухгалтерского учета; обеспечение соответствия законодательству всех осуществляемых предприятием или учреждением хозяйственных операций; составление в установленные сроки достоверной бухгалтерской отчетности; контроль за движением имущества и выполнением финансовых обязательств.

     Аудиторский контроль

     Аудиторский (независимый) контроль - сравнительно новое направление финансового  контроля. Аудит - это форма предпринимательской  деятельности аудиторов (аудиторских  фирм) по осуществлению независимых  вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной  документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и  требований хозяйствующих субъектов, а также по оказанию им иных аудиторских  услуг.

Информация о работе Актуальные проблемы обеспечения единства системы финансового контроля и пути ее совершенствования в РФ