Бюджетная система, ее структура и принципы построения

Автор: d*********@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 16:01, контрольная работа

Описание работы

На протяжении последнего десятилетия бюджетная система Российской Федерации постоянно подвергалась изменениям ввиду нестабильности социальных и экономических процессов, происходящих в России в условиях перехода от социалистического метода хозяйствования к рыночным отношениям. Современная ситуация в бюджетной сфере России свидетельствует о необходимости усиления регулирующей роли государства в системе бюджетных отношений между органами управления, ответственными за формирование бюджетов, распределение бюджетных ресурсов и пополнение доходов в бюджет. С одной стороны, это объясняется тем, что в условиях рыночных отношений сужаются возможности государства оказывать влияние на экономические процессы. С другой стороны, заметно возрастание роли и значения бюджетов как важнейших инструментов государственного регулирования экономики и социальной сферы территориальных образований.

Содержание

Теоретическая часть………………………………………………………………3
Введение…………………………………………………………………………...3
Понятие бюджетной системы Российской Федерации…………………..4
Структура бюджетной системы Российской Федерации………………..5
Принципы построения бюджетной системы Российской Федерации…………………………………………………………………………7
Заключение……………………………………………………………………….12
Практическая часть……………………………………………………………...14
Задание 1…………………………………………………………………………14
Задание 2…………………………………………………………………………16
Задание 3…………………………………………………………………………17
Задание 4…………………………………………………………………………19
Список литературы………………………………………………………………20

Работа содержит 1 файл

финансовое право.doc

— 121.00 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ 

Теоретическая часть………………………………………………………………3

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Понятие бюджетной системы Российской Федерации…………………..4
  2. Структура бюджетной системы Российской Федерации………………..5
  3. Принципы построения бюджетной системы Российской Федерации…………………………………………………………………………7

Заключение……………………………………………………………………….12

Практическая  часть……………………………………………………………...14

Задание 1…………………………………………………………………………14

Задание 2…………………………………………………………………………16

Задание 3…………………………………………………………………………17

Задание 4…………………………………………………………………………19

Список  литературы………………………………………………………………20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Реформирование  финансовой системы России и ее основного  звена – бюджетной системы  обусловлено переходом от административно-командных методов управления к рыночным. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах всех членов общества.

     Бюджет  и денежное обращение остаются барометром экономического и социального состояния и политического положения государства. Бюджетная система России находится в стадии становления, вырабатывается законодательный механизм перераспределения компетенций между федеральными и территориальными уровнями власти, органами местного самоуправления.

     Бюджетный процесс в России регулируется нормативными актами многие положения, которых неадекватно  отражают характер реальных процессов, происходящих в экономике России и отдельных ее регионах, что создает  определенные трудности в процессе формирования и исполнения бюджетов различных уровней.

     На  протяжении последнего десятилетия  бюджетная система Российской Федерации  постоянно подвергалась изменениям ввиду нестабильности социальных и  экономических процессов, происходящих в России в условиях перехода от социалистического метода хозяйствования к рыночным отношениям. Современная ситуация в бюджетной сфере России свидетельствует о необходимости усиления регулирующей роли государства в системе бюджетных отношений между органами управления, ответственными за формирование бюджетов, распределение бюджетных ресурсов и пополнение доходов в бюджет. С одной стороны, это объясняется тем, что в условиях рыночных отношений сужаются возможности государства оказывать влияние на экономические процессы. С другой стороны, заметно возрастание роли и значения бюджетов как важнейших инструментов государственного регулирования экономики и социальной сферы территориальных образований.

     Реформирование  бюджетной системы требует осмысления накопленного опыта, выявления и  изучения эволюционных процессов, обобщения разработанных принципов, методов и методик и их реализации в практику бюджетной системы и бюджетного процесса. 

  1. Понятие бюджетной системы Российской Федерации
 

     Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих  государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой — бюджетная система. Именно посредством финансовой системы государство образует, централизованные фонды и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

     Центральное место в финансовой системе занимает бюджетная система. В финансовой теории и практике существуют различные  подходы к трактовке понятия «бюджет», что обусловлено многогранностью бюджета как явления.

     В приложении к публичным финансам под бюджетом (от англ. budget — сумка, кошелек) традиционно понимается централизованный денежный фонд, формируемый на том или ином уровне для обеспечения функций и задач соответствующих органов власти (государственной, местной). Эта трактовка в наибольшей степени раскрывает содержание бюджета как социально-экономического явления, его роль в общественном производстве.

     Как экономическая категория, бюджет рассматривается как система экономических (денежных) отношений между государством, экономическими субъектами и населением по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта в процессе образования и использования особого централизованного фонда денежных средств для удовлетворения наиболее важных на данном этапе развития потребностей общества.

     В ряде исследований под термином «бюджет» понимается совокупность доходов и  расходов, приведенная в определенную систему и приуроченная к определенному  периоду времени.

     Бюджетная система Российской Федерации –  основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность бюджетов и внебюджетных фондов всех уровней – федерального, регионального и местного. 
 
 
 
 

  1. Структура бюджетной системы Российской Федерации
 

     Структура бюджетной системы обусловлена  формой государственного устройства, под которой понимаются внутреннее строение государства, деление его  на составные части и система  взаимоотношений между ними на основе распределения властных полномочий и суверенитета между центром и территориальными образованиями.

     В соответствии с Конституцией РФ (ст. 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (ст. 10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:

     1) федерального бюджета и бюджетов  государственных внебюджетных фондов;

     2) бюджетов субъектов РФ (региональных  бюджетов) и бюджетов территориальных  государственных внебюджетных фондов;

     3) местных бюджетов.

     Бюджетная система РФ включает:

     Республика  Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия - Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика - Чувашия;

     Алтайский край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский край, Красноярский край, Пермский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край;

     Амурская  область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область;

     Москва, Санкт-Петербург - города федерального значения;

     Еврейская автономная область;

     Ненецкий  автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.

     Консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов всех уровней бюджетной системы  Российской Федерации на соответствующей  территории (ст. 6 БК РФ).

     Бюджеты, входящие в бюджетную систему  РФ, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Принципы  построения бюджетной  системы Российской Федерации
 

     Принципы  построения бюджетной  системы Российской Федерации – это основополагающие и руководящие идеи, ведущие положения, определяющие порядок построения и функционирование этой системы и в целом бюджетных отношений, закрепленные в действующем законодательстве.

     Бюджетная система Российской Федерации основывается на ряде принципов, перечень которых установлен гл. 5 БК РФ.

     Основными принципами бюджетной системы Российской Федерации являются:

     Принцип единства бюджетной  системы Российской Федерации означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы Российской Федерации, санкций за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

     Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации означает закрепление в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований.

     Органы  государственной власти (органы местного самоуправления) и органы управления государственными внебюджетными фондами  не вправе налагать на юридические  и физические лица не предусмотренные законодательством Российской Федерации финансовые и иные обязательства по обеспечению выполнения своих полномочий.

     Принцип самостоятельности  бюджетов означает: право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств; право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных БК РФ; право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации; право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с БК РФ самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации); недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств; право органов государственной власти и органов местного самоуправления предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, исключительно в форме межбюджетных трансфертов; недопустимость введения в действие в течение текущего финансового года органами государственной власти и органами местного самоуправления изменений бюджетного законодательства Российской Федерации и (или) законодательства о налогах и сборах, законодательства о других обязательных платежах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов; недопустимость изъятия дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.

Информация о работе Бюджетная система, ее структура и принципы построения