Денежная система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2011 в 22:11, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить понятие, историю возникновения и особенности денежной системы РФ.
В соответствии с указанной целью в работе были поставлены и решены следующие задачи:
- раскрыть понятие денежной системы;
- рассмотреть основные элементы и типы денежных систем;
- изучить основные принципы организации современной денежной системы;
- рассмотреть правовые основы денежного обращения в России и оценить состояние и перспективы развития денежной системы в Российской Федерации.

Содержание

Введение………………………………………………………..
3-4

1. Понятие и история развития денежной системы в России…....


5-7
2. Виды, элементы и принципы построения денежных систем………………………………………………………………………
2.1. Элементы денежной системы………………………………
2.2. Типы денежных систем……………………………………..
2.3. Принципы построения денежных систем…………………

8-28
8-14
14-24
25-28
3. Состояние и перспективы развития денежной системы в России……………………………………………..………………………
3.1. Анализ состояния денежной системы Российской Федерации на современном этапе……………………………………….
3.2. Основные направления развития денежной системы Российской Федерации на 2010-2011гг…………………………………

29-46
29-41
41-46
Заключение……………………………………………………… 47-48

Список использованной литературы………………………….
49-51

Приложения……………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Сазонова курсовая.doc

— 241.00 Кб (Скачать)

     1) мировыми деньгами объявлялись специальные права заимствования в МВФ — СДР, которые становились международной счетной единицей;

     2) доллар США сохранял важное место в международных расчетах и в валютных резервах других стран, а также продолжал играть важную роль при расчетах условной стоимости СДР;

     3) юридически была завершена демонетизация золота, т. е. утрата золотом денежных функций, отмена его официальной цены; однако золото оставалось резервом государства и использовалось для приобретения ключевых денежных единиц других стран.

     Различают также денежную систему с твердым обеспечением и свободное денежное обращение. Такое различие связано с регулированием дефицита денежной массы в обращении. В системах с твердым обеспечением нехватку денег законодательно обеспечивает положение о нормах покрытия. В то же время существует опасность недостаточного снабжения народного хозяйства деньгами (дефляция), если в развивающейся экономике денежную массу нельзя увеличить из-за нехватки золотых запасов в центральном банке. При свободном денежном обращении всегда существует опасность чрезмерного увеличения денежной массы (инфляция), т.к. не существует никаких законодательных положений о покрытии находящихся в обращении денег.

     Что же касается современных денежных систем зарубежных стран, то они характеризуются следующими основными чертами:

     1) отменой официального золотого  содержания денежных единиц, демонетизацией  золота;

     2) переходом к не разменным на  золото кредитным деньгам, немногим отличающимся по своей природе от бумажных денег;

     3) сохранением в денежном обороте  некоторых стран "наряду с  кредитными деньгами бумажных  денег в форме казначейских  билетов;

     4) выпуском банкнот в обращение  в порядке кредитования хозяйства,  государства, а также под прирост официальных золотых и валютных резервов;

     5) развитием и преобладанием в  денежном обращении безналичного  оборота при одновременном сокращении  наличного;

     6) усилением государственного регулирования  денежного обращения в связи  с постоянным нарушением основополагающего принципа денежной системы — соответствия количества денег объективным потребностям экономического оборота, которое ведет к инфляционному процессу. 

     2.3. Принципы построения денежных систем. 

     Любая денежная система имеет определенные принципы построения.

     Говоря  о построении денежной системы рыночного  типа необходимо указать следующие  принципы:

      Принцип централизованного управления денежной системой.

     Этот  принцип существует и в первом типе денежной системы, свойственном административно-распределительной модели экономики. Однако при этой модели управление осуществлялось с помощью директивных актов правительства, которые были обязательны для выполнения всеми государственными банками и их филиалами во всех регионах разных стран.

     Управление денежными системами в условиях рыночной модели экономики характерно тем, что здесь на первый план выступают не административные методы управления (хотя и они имеют место), а экономические, когда государство через аппарат центральных банков ставит на рынках такие условия, которые заставляют банки, финансовые институты и другие юридические лица принимать нужные государству решения.

     -   Принцип прогнозного планирования денежного оборота.

     Он  означает, что как централизованные, так и децентрализованные планы денежного оборота и его составных частей подготавливаются не как директивные планы, обязательные для выполнения конкретными органами, отвечающими за их выполнение, а как прогнозы, т. е. ориентиры, к которым надо стремиться. Исключение составляет такой финансовый план, как государственный бюджет, который при любом типе денежной системы остается директивным планом, за выполнение которого отвечает правительство и, как правило, министерство финансов страны.

      Принцип устойчивости и эластичности денежного оборота.

     Этот  принцип заключается в том, что  денежная система должна быть организована таким образом, чтобы, с одной  стороны, не допускать инфляции; с  другой - расширять денежный оборот, если возрастают потребности хозяйства  в денежных средствах, и сужать их, если уменьшаются эти потребности.

     При определенных условиях (спад производства, бюджетный дефицит, недостаточное  обеспечение оборота платежными средствами и др.) устойчивость денежного  оборота может быть нарушена, и  возникает платежный кризис. Преодоление такого кризиса возможно с помощью комплекса мер, включающих развитие производства, уменьшение бюджетного дефицита, обеспечение оборота необходимой массой денежных средств и др.

     Принцип кредитного характера денежной эмиссии.

     В соответствии с этим принципом появление новых денежных знаков (безналичных и наличных) в хозяйственном обороте возможно только в результате проведения банками кредитных операций. Из других источников, включая казначейства стран, денежные знаки в оборот не должны поступать.

     Принцип обеспеченности выпускаемых в оборот денежных знаков.

     В условиях рыночной модели экономики  денежные знаки обеспечиваются находящимися в активах банков товарно-материальными  ценностями, золотом и другими  драгоценными металлами, свободно конвертируемой валютой, ценными бумагами и другими долговыми обязательствами. При этом золотое содержание денежной единицы с 1992 г. в РФ не фиксируется.

      Принцип неподчиненности центрального банка правительству и подотчетности его парламенту страны.

     Он  связан с тем, что поддержание устойчивости денежного оборота, борьба с инфляцией являются приоритетной задачей центрального банка. Если бы этого принципа не было, всегда бы существовала угроза, что правительство для решения стоящих перед ним задач начнет «вычерпывать» средства центрального банка, и тем самым устойчивость денежного оборота будет нарушена.

     В то же время центральный банк может  проводить политику, противоречащую текущим задачам государства, поэтому  центральный банк должен систематически отчитываться перед парламентом страны, который призван способствовать преодолению разногласий между центральным банком и правительством.

     Принцип предоставления правительству денежных средств только в порядке кредитования.

     Обычно  в законодательствах стран с рыночной экономикой имеется положение о том, что центральный банк не должен финансировать правительство, а средства ему предоставлять только в порядке кредитования под определенное обеспечение (недвижимость, товарно-материальные ценности, принадлежащие государству, государственные ценные бумаги, другие ценные бумаги, принадлежащие государству (федерации или субъектам федерации). Применение данного принципа позволяет предотвратить использование денег для покрытия дефицита федеральных местных бюджетов и не давать тем самым стимула к развитию инфляционного процесса. Кроме того, использование данного принципа заставляет правительство изыскивать другие источники поступлений средств в бюджет для покрытия федеральных и местных расходов.

      Принцип комплексного использования инструментов денежно-кредитного регулирования.

     Сущность  его заключается в том, что  центральный банк не должен ограничиваться каким-либо одним инструментом денежно-кредитного регулирования для поддержания  устойчивости денежного оборота, а должен использовать комплекс этих инструментов, иначе должного эффекта достигнуть не удается.

      Принцип надзора и контроля за денежным оборотом.

     Государство через банковскую, финансовую систему, налоговые органы должно обеспечивать постоянный контроль как за всем денежным оборотом в целом, так и за отдельными денежными потоками в хозяйстве. Кроме того, объектом контроля является и соблюдение субъектами денежных отношений основных принципов организации как наличного, так и безналичного оборотов.

      Принцип функционирования исключительно национальной валюты на территории страны.

       Законодательство страны предусматривает  платежи за товары и услуги  внутри страны производить исключительно  в национальной валюте. Это не  означает, конечно, что население  не  может на территории страны свободно обменивать национальную валюту на валюты других стран, но использовать такую валюту, полученную при обмене, разрешается для платежей за рубежом, а также помещения во вклады в банки.

     Принципы  построения денежной системы отражаются в элементах денежной системы или во всей их совокупности и влияют на них. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Состояние и перспективы  развития денежной  системы в России.

     3.1.  Анализ состояния денежной системы РФ на современном этапе. 

     XX век для России – это эпоха бумажных денег. В буквальном смысле Россия в начале ХХ произвела переход от золотых денег (XV-XIX века) к бумажным. Произошла трансформация денежной системы.

     Одним из важнейших этапов развития денежной системы России были 20-е годы ХХ столетия. В этот период денежное обращение в нашей стране, так же как и в других странах - участницах первой мировой войны (кроме США), было дезорганизовано. В целях его нормализации правительства этих стран провели денежные реформы. Формы и методы проведения денежных реформ в нашей стране определялись предшествовавшими им изменениями в экономическом и политическом положении страны.

     Нормализация  денежного обращения в СССР была достигнута благодаря осуществлению трех денежных реформ, две из которых были проведены в форме деноминации. В результате реформ 1922-1924 гг. изменились не только параметры денежного обращения, но и тип денежной системы. По сути, в СССР была введена золотодевизная форма золотого стандарта.

     Следующим этапом стал кризис денежной системы  России в конце 90-х годов. В это время происходит расслоение населения России на сверхбогатых и граждан, живущих за гранью нищеты. В 1996 г. на долю 10% самых богатых уже пришлось 34% доходов (в 1995 г. лишь 3%), а доля 10% беднейших составила лишь 2,6%, 63% населения жило за чертой бедности.

     Продолжалось  сокращение инвестиционной активности. Вложения в основной капитал в 1995 г. уменьшились на 18%, идет активная эрозия основных фондов. Иностранные  инвестиции направлялись в основном в портфельные инвестиции, то есть имели характер спекулятивных вложений.

     До 90-х гг. российское законодательство предусматривало следующие виды денежных знаков:

  • банковские билеты (10 руб. и выше);
  • казначейские билеты (1руб., 3руб., 5 руб.);
  • металлическая монета (1 коп., 2 коп., 3 коп., 5 коп., 10 коп, 15 коп., 20 коп., 50 коп.).

     25 сентября 1992 г. был принят Закон  РФ «О денежной системе Российской  Федерации», в соответствии с  которым на территории РФ стали  действовать только два вида  денежных знаков: банковские билеты  — банкноты и металлическая  монета.

     С введением этой системы денежных знаков было отменено золотое содержание рубля — т.е. фиксированное количество золота в денежной единице страны. До этого 1 руб. приравнивался к 0,987417 г золота. С введением указанного Закона на нормативном правовом уровне было закреплено, что официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами в РФ не устанавливается.

     В 1995 г. Закон РФ «О денежной системе  Российской Федерации» утратил свою силу в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» от 26 апреля 1995г. Однако, все основные положения Закона «О денежной системе Российской Федерации» были восприняты указанным Федеральным законом - утратил силу.

     В соответствии с п. «ж» ст. 71 Конституции РФ финансовое и валютное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки отнесены к исключительному ведению самой Федерации. Поэтому именно федеральное законодательство составляет правовую основу денежной системы Российской Федерации.

Информация о работе Денежная система РФ