Финансовая ответственность в сфере налогообложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 09:45, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - обобщить нормы законодательства, регулирующие ответственность в сфере налогообложения, проанализировать практику их применения.
Задачи:
* рассмотреть практическое применение совокупности норм отраслей российского законодательства, касающихся ответственности за нарушение налогового законодательства. Отсутствие специального законодательного регулирования имущественных налоговых отношений вынуждает практиков прибегать к аналогии права, принципам справедливости и целесообразности, что не всегда допустимо.
* Рассмотреть отрицательные стороны действующего налогового законодательства и сделаю выводы о возможностях его применения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………….………………………………………………..3
1. ФИНАНСОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ВИД ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ…………………………………………………………………………4
2. АДМИНИСТРАТИВНАЯ (НАЛОГОВАЯ) ОТВЕТСТВЕННОСТЬ……………....15
1. Признаки и особенности……..…….……………..…….……….…..…..………….15
2. Элементы административной (налоговой) ответственности………………..18
3. ВИДЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ В СФЕРЕ НАЛОГОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ…………..…………..…………..………………………..………....23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………….…………………………………………….………..…36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………….37

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ финанс...doc

— 69.38 Кб (Скачать)

     Обеспечение позитивного аспекта реализации финансовой ответственности возможно посредством поощрительных финансовых санкций, вопрос о которых актуален, но практически не исследован. А  ведь поощрение - наиболее действенное  средство формирования позитивной ответственности  в финансовых правоотношениях. Поощрительная  санкция выступает мерой позитивной ответственности, противовесом пене, штрафу и другим негативным санкциям.

     Действующее финансовое законодательство закрепляет оценку финансово-правомерного поведения. Так, налоговые органы проводят соответствующие  налоговые проверки; Счетная палата осуществляет контроль за расходованием  бюджетных средств; Центральный  банк РФ контролирует финансовую деятельность кредитных организаций и т.д. Цель - не только выявление правонарушений, но и констатация правомерного поведения, которое влечет одобрение, закрепляемое в соответствующем процессуальном документе. Сказанное позволяет  сформулировать следующие признаки позитивного аспекта реализации финансовой ответственности: нормативность; формальная определенность, четкость и детализированность; наличие финансовой обязанности по соблюдению предписаний  норм финансового законодательства; финансово-правомерное поведение; гарантированность  государством; обеспеченность государственным  убеждением, принуждением или поощрением. [8,с.128]

     Таким образом, позитивный аспект реализации финансовой ответственности - это нормативная, формально определенная, гарантированная  и обеспеченная государством финансово-правовая обязанность субъектов финансово-правовых отношений по соблюдению предписаний  норм финансового законодательства, реализующаяся в финансово-правомерном  поведении, влекущем одобрение или  поощрение.

     Если  субъект не соблюдает предписания  финансовых норм, нарушает их, то возникает  негативная ответственность. С момента  совершения финансового правонарушения финансовая ответственность возникает  в виде обязанности правонарушителя  подвергнуться осуждению (порицанию) и претерпеть неблагоприятные последствия  неимущественного характера, предусмотренные  санкцией финансовой нормы. А.А. Гогин  негативный аспект налоговой ответственности  определяет как обязанность претерпевать лишения личного и имущественного характера, содержащиеся в санкциях налоговых норм. Обязанность выступает атрибутом (частью) правоотношения. В определение финансовой ответственности необходимо включить как обязанность финансового правонарушителя претерпеть неблагоприятные правоограничения, предусмотренные санкцией нормы финансовой ответственности, так и реализацию финансовой санкции, то есть непосредственное претерпевание правонарушителем неблагоприятных последствий. В такой конструкции реализация санкции, предусматривающей меру финансовой ответственности, выступает частью правоотношения, возникающего между правонарушителем и компетентными органами. Реализация санкции означает реализацию негативного аспекта финансовой ответственности, выражающегося в неблагоприятных правоограничениях имущественного или организационного характера. Негативный аспект реализации финансовой ответственности направлен в будущее, чтобы не допустить повторного финансового правонарушения. Санкция, предусматривающая меру финансовой ответственности, служит средством обеспечения как позитивного, так и негативного аспекта реализации финансовой ответственности.

     Налоговая ответственность представляет собой основанное на налоговом правонарушении принуждение налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов и иных лиц к выполнению обязанностей путем осуществления уполномоченными органами налогового производства и применения налоговых санкций. Юридическая ответственность в сфере валютного законодательства - это применение к правонарушителю предусмотренных санкциями норм валютного законодательства мер государственного принуждения, выражающихся в форме лишений организационного либо имущественного характера. Финансово-правовую ответственность можно определить как применение к нарушителю финансово-правовых норм мер государственного принуждения уполномоченными на то государственными органами, возлагающими на правонарушителя дополнительные обременения имущественного характера. Все эти определения основаны на общетеоретической концепции: юридическая ответственность - государственное принуждение. [11,с. 65]

     Принуждение в финансовом праве - это система  установленных законодательством  РФ мер предупредительного, пресекательного  и восстановительного характера. К  мерам государственного принуждения  в финансовом законодательстве относятся  производство выемки, истребование документов, вызов в качестве свидетеля и т.д. Однако не все меры финансового принуждения можно отнести к мерам финансовой ответственности. Определение финансовой ответственности через понятие "меры государственного принуждения" превращает ее в расплывчатое, широкое понятие, сливающееся со всей категорией финансово-правового принуждения. [11, с. 87]

     Отождествлению  в науке финансового права  всех мер финансового принуждения  с финансовой ответственностью способствует противоречивость самого финансового  законодательства. Например, часть  четвертая БК РФ носит название: "Ответственность за нарушение  бюджетного законодательства". В  статье 281 БК, входящей в этот раздел, законодатель оперирует понятием "меры принуждения", а в ст. 282 указывается  уже на понятие "меры" (меры, применяемые  к нарушителям бюджетного законодательства). Непоследовательность законодателя заключается  в том, что в названии главы  указывается понятие ответственности, а в статьях, составляющих эту  главу, употребляются понятия "меры", "меры принуждения". В ст. 282 перечисляются  меры, применяемые к нарушителям  бюджетного законодательства: предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса; блокировка расходов; изъятие  бюджетных средств; приостановление  операций по счетам в кредитных организациях; наложение штрафа; начисление пени; иные меры. В качестве иных мер БК РФ предусматривает бесспорное списание возвратных средств, срок возврата которых  истек. Но эту меру нельзя отнести  к мерам финансовой ответственности. К пресекательной мере, а не к  мере финансовой ответственности следует  отнести и приостановление операций по счетам. Таким образом, законодатель в главе БК РФ, посвященной ответственности, формулирует меры, из которых не все можно отнести к мерам  финансовой ответственности.

     Финансовая  ответственность не тождественна понятиям "мера финансового принуждения" и "финансовое принуждение". Вместе с тем она немыслима без  государственного принуждения, которое  является одним из ее признаков. Государственное  принуждение закрепляется в санкции  финансовой нормы, а в случае ее применения оно объективизируется в последствиях имущественного, организационного и  неимущественного характера. [2]

     Налоговая ответственность - это применение налоговых санкций за совершение налоговых правонарушений уполномоченными органами к правонарушителям (налогоплательщикам и иным лицам).

     Налоговая ответственность - это применение в установленном порядке налоговых санкций за виновное совершение налогового правонарушения.

     Для определения финансовой ответственности используется концепцию "юридическая ответственность - реализация санкции", разработанную О.Э. Лейстом. Необходимо обратить внимание на один важный аспект. Анализ НК РФ показывает, что понятия "финансовая ответственность", "санкция", "реализация санкции" не тождественны. Так, в ст. 1 определяется, что НК РФ устанавливает "ответственность за совершение налоговых правонарушений". Раздел VI носит название "Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение", а глава пятнадцатая, входящая в этот раздел, называется "Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений". Статья 114 НК "Налоговые санкции" входит в главу об общих положениях ответственности за совершение налоговых правонарушений. Если исходить из соотношения части и целого, налоговую санкцию или применение налоговых санкций нельзя назвать финансовой ответственностью. Об этом свидетельствует и ч. 1 ст. 114 НК РФ, в которой подчеркивается, что "налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения". В ст. 108 НК РФ говорится о недопустимости повторного привлечения к ответственности, о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения только по основаниям и в порядке, предусмотренным Налоговым кодексом, а не о недопустимости повторного применения санкций и не об основаниях применения санкций. Положения НК РФ еще раз подчеркивают, что санкция, применение санкции не тождественны понятию финансовой ответственности. "Финансовую санкцию следует рассматривать как меру финансово-правовой ответственности. Именно в этом качестве в финансовой санкции находит свое выражение отрицательная государственная оценка финансового правонарушения". [2]

     Совсем  неприемлемо определение финансовой ответственности как санкции. "Налоговая  ответственность - это санкция (принудительная мера) за налоговое правонарушение, предусмотренная главой 16 НК РФ". Если определение "финансовая ответственность - реализация финансовой санкции" подчеркивает только саму реализацию финансовой ответственности (и то не в полном объеме), то определение "финансовая ответственность - санкция финансовой нормы" вообще не отражает характеристик финансовой ответственности. "Само существование санкции не означает ответственность, т.к. санкция существует до ее реализации. [2]

     Сторонники  концепции "финансовая ответственность - реализация санкции" не учитывают  еще один важный момент. Существенным признаком любого вида юридической  ответственности выступает государственное  осуждение правонарушителя. Осуждение (оценка) характеризует финансовую ответственность. В решении компетентного  органа о привлечении к финансовой ответственности дается отрицательная  оценка личности финансового правонарушителя  и деяния, им совершенного. Только на основе осуждения (оценки) действий правонарушителя  возможна реализация меры финансовой ответственности, которая предусмотрена  санкцией финансовой нормы. В решении  компетентного органа содержится осуждение  действий финансового правонарушителя. Без осуждения финансового правонарушителя  невозможна реализация финансовой санкции. Следовательно, осуждение, выражающееся в решении органа, уполномоченного  применять меры финансовой ответственности, - обязательный признак финансовой ответственности.

     Ученые, рассматривающие юридическую ответственность  как правоотношение, включают в содержание отношения ответственности только обязанности сторон, в силу чего правоотношение становится "усеченным", "неполным", поскольку в содержание правоотношения входят не только обязанности, но и корреспондирующие им права. Если рассматривать финансовую ответственность  как совокупность материальных и  процессуальных правоотношений, следует  включить право правонарушителя  на защиту, право на участие переводчика  и другие права, гарантирующие объективное  рассмотрение дела о финансовом правонарушении. Включение в понятие финансовой ответственности процессуальных прав правонарушителя приводит к "растворению" негативного аспекта реализации ответственности в совокупности различных правоотношений. Следовательно, финансовая ответственность за правонарушение есть атрибут финансового правоотношения. В содержание негативного аспекта  реализации ответственности не входят права правонарушителя и права  компетентных органов, уполномоченных применять меры финансовой ответственности. Негативный аспект финансовой ответственности реализуется в финансовых правоотношениях и неразрывно с ними связан. Поэтому реализацию негативного аспекта финансовой ответственности в охранительном правоотношении следует признать другим важным признаком финансовой ответственности. Таким образом, негативный аспект реализации финансовой ответственности - это обеспеченная государственным принуждением дополнительная финансово-правовая обязанность претерпеть осуждение и ограничения имущественного или неимущественного характера, реализующиеся в охранительном правоотношении финансовой ответственности.

     Обобщая сказанное выше, финансовую ответственность  можно определить как юридическую  обязанность субъектов финансовых правоотношений по соблюдению предписаний  норм финансового законодательства, реализующуюся в правомерном  поведении, а в случае совершения финансового правонарушения - обязанность  правонарушителя претерпеть осуждение  и ограничения имущественного или  неимущественного характера. [11, с. 234] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
  1. АДМИНИСТРАТИВНАЯ (НАЛОГОВАЯ) ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
 

     2.1 Признаки и особенности 

     Так называемая налоговая ответственность  за нарушение налогового законодательства, нашедшая отражение в НК РФ, по существу является административной, но имеющей  некоторые специфические черты.

     1. Прежде всего, следует указать  на то, что административная (налоговая)  ответственность возникает на  основе налогового правонарушения. Согласно ст. 106 НК РФ, налоговым  правонарушением признается виновно  совершенное противоправное деяние  налогоплательщика, за которое  настоящим кодексом установлена  ответственность. Если в результате  выездной налоговой проверки  выявлены факты правонарушения, то эти факты должны быть  документально подтверждены в  акте налоговой проверки и  сделаны ссылки на статьи НК  РФ, предусматривающие ответственность  за данное правонарушение.

     Характерным для налогового правонарушения является не сходство с преступлением, а отличие  от него. Их опасность заключается не столько в характере самих противоправных действий, сколько в значительной распространенности, "массовидности". Нелишне заметить, что налоговые правонарушения, предусмотренные как в НК РФ, так и в КоАП РФ, в целом тождественны по содержанию.

     2.Административная (налоговая) ответственность представляет собой негативную реакцию государства на совершенное налоговое правонарушение. Эта реакция реализуется, как правило, во внесудебном порядке, решением соответствующих органов исполнительной власти, в частности, органов налогового администрирования (налоговые, таможенные и др.), применяющих налоговые санкции в отношении налогоплательщиков, совершивших налоговые правонарушения. Вместе с тем в зависимости от обстоятельств и суды рассматривают дела о налоговых правонарушениях. Но все эти органы являются субъектами административной юрисдикции.

Информация о работе Финансовая ответственность в сфере налогообложения