Финансовая ответственность в сфере налогообложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 09:45, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - обобщить нормы законодательства, регулирующие ответственность в сфере налогообложения, проанализировать практику их применения.
Задачи:
* рассмотреть практическое применение совокупности норм отраслей российского законодательства, касающихся ответственности за нарушение налогового законодательства. Отсутствие специального законодательного регулирования имущественных налоговых отношений вынуждает практиков прибегать к аналогии права, принципам справедливости и целесообразности, что не всегда допустимо.
* Рассмотреть отрицательные стороны действующего налогового законодательства и сделаю выводы о возможностях его применения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………….………………………………………………..3
1. ФИНАНСОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ВИД ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ…………………………………………………………………………4
2. АДМИНИСТРАТИВНАЯ (НАЛОГОВАЯ) ОТВЕТСТВЕННОСТЬ……………....15
1. Признаки и особенности……..…….……………..…….……….…..…..………….15
2. Элементы административной (налоговой) ответственности………………..18
3. ВИДЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ В СФЕРЕ НАЛОГОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ…………..…………..…………..………………………..………....23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………….…………………………………………….………..…36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………….37

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ финанс...doc

— 69.38 Кб (Скачать)

     Причем  еще раз хотелось бы отметить то обстоятельство, что нахождение норм об административно-правовой ответственности  не в едином, а в различных нормативно-правовых актах не может менять правовой природы  этой ответственности. Противоправность заключается в совершении деяния, нарушающего нормы права. Эти нормы могут принадлежать не только к административному, но и к ряду других отраслей права. Принципиально то, что соблюдение соответствующих норм охраняется мерами административной ответственности. Это, кроме административного, могут быть нормы конституционного, финансового, гражданского, трудового и других отраслей права".

     Кроме того, учитывая разбросанность норм об административной ответственности по отраслевым кодексам и отдельным законам, необходимо обратить внимание на ст. 106 НК РФ и ст. 230 Таможенного кодекса РФ, в которых сформулировано понятие налогового и таможенного правонарушения. Следует отметить, что законодатель, формулируя понятие в указанных законах, прямо не употребляет термина «административное правонарушение». Однако, по своей правовой природе, данные нарушения носят в большинстве случаев характер административного правонарушения. [7, с. 150]

     При этом следует учитывать, что в  соответствии с действующей редакцией  Таможенного кодекса РФ отсутствует  понятие "таможенное правонарушение". В частности, как указано в  подп. 5 ст. 408 Таможенного кодекса  РФ: "Таможенные органы для выполнения возложенных на них функций обладают правомочиями: осуществлять производство по делам об административных правонарушениях  и привлекать лиц к ответственности  за совершение административных правонарушений в соответствии с законодательством  Российской Федерации об административных правонарушениях". При этом составы нарушений в сфере таможенных правоотношений предусмотрены КоАП РФ в гл. 16 "Правонарушения в области таможенного дела нарушение таможенных правил). Таким образом, понятие таможенного правонарушения совпадает с понятием административного правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 2.1 КоАП РФ.

     Иными словами, административный проступок  представляет собой посягательство на общественные отношения, регулируемые нормами различных отраслей права, а не только административного.

     Взыскания, установленные НК РФ - это меры административной ответственности, которые применяются к субъектам налоговых правоотношений за нарушения ими налогового законодательства. Основанием административной ответственности, установленной НК РФ, служит налоговое правонарушение как вид административного правонарушения. [10, с. 118] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Таким образом, основным критерием разграничения  налогового, административного и  уголовного правонарушений, по мнению авторов, выступает то, каким нормативно-правовым актом установлена ответственность  за совершение такого правонарушения - налоговым, административным либо уголовным  законом.

     В этой связи необходимо отметить, что  среди всех видов налоговых правонарушений, особенно выделяются и отграничиваются  от других те из них, ответственность  за совершение которых предусмотрена  УК РФ, т.е. уголовно-правовые налоговые  правонарушения или налоговые преступления. Проводя сравнительный анализ между  данными видами налоговых правонарушений, можно сделать вывод о том, что как по степени своей общественной опасности, так и мерам принуждения  и порядку их применения, налоговые  преступления имеют достаточно существенные отличительные признаки, совокупность которых выделяет их в бесспорно  самостоятельный вид налоговых  правонарушений.

     Одним из основных показателей степени и характера общественной опасности налоговых преступлений является посягательство на установленную Конституцией РФ публично-правовую обязанность всех граждан уплачивать налоги. Общественная опасность налоговых преступлений заключается в умышленном невыполнении конституционной обязанности платить законно установленные налоги и сборы.

     Можно только добавить по этому поводу, что  налоговые преступления, в отличие  от налоговых проступков, не просто наносят ущерб и вред бюджетной  системе государства, а вообще создают  угрозу ее существования.

     Таким образом, налоговые правонарушения, не являющиеся налоговыми преступлениями, представляют меньшую общественную опасность и закрепляются не УК РФ, а иными актами отраслей права. Кроме  того, они влекут за собой не наказание (как преступления), а взыскания.

     Имеются существенные отличия и по порядку  привлечения к ответственности  за совершение налоговых преступлений и иных налоговых правонарушений, поскольку производство по делам  о нарушениях законодательства о  налогах и сборах, содержащих признаки преступления, ведется в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством.

     Так же нельзя не учитывать, что и нормы  гражданского законодательства, при  нарушении законодательства о налогах  и сборах, так же предусматривают  санкции, призванные обеспечить соблюдение правопорядке в сфере гражданского оборота. Как было указано в Постановлении  Конституционного Суда РФ, под угрозой  содержащейся в ней санкции понуждает  юридические лица- коммерческие организации  различных организационно-правовых форм, осуществлять предпринимательскую  деятельность в рамках существующего  правопорядка, не нарушая соответствующие  предписания законодательства, и  тем самым призвана обеспечить защиту прав и законных интересов других лиц.

     Таким образом, думается, что правонарушения, совершаемые в сфере налоговых  правоотношений, по степени общественной опасности и иным критериям, можно  разделить на налоговые правонарушения, имеющие уголовно-правовую природу  и налоговые правонарушения, которые  таковой не имеют, т.е. налоговые  преступления и иные налоговые правонарушения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

     
  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // «Парламентская газета» №4. 23-29.01.2009.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации; части 1 и 2; по состоянию на 15.07.2009.
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ, посл. ред.).
  4. Закон РФ от 27.12.91 №2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (в ред. Законов РФ от 16.07.92 № 3317-1, от 22.12.92 № 4178-1, от 21.05.93 № 5006-1; Федеральных законов от 01.07.94 № 9-ФЗ, от  21.07.97 № 121-ФЗ) // Российская газета №24 25.04.07;
  5. Закон РФ от 21.03.98 № 943-1 "О государственной налоговой службе РФ" (в ред. Законов РФ от 24.06.98 № 3119-1, от 02.07.98 " 3181-1, от 25.02.98 № 4549-1; Федеральных законов от 13.06.99 № 67-ФЗ, от 16.11.99 № 144-ФЗ) // Российская газета №36 14.03.08;
  6. Брызгалина А. В. Налоги и налоговое право М.: ИНФРА-М, 2007.
  7. Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право – М.:Юристъ. 2005.
  8. Горбунова О.Н., Карасева М.В., Крохина Ю.А., Новоселов В.И., Покачалова Е.В., Соколова Э.Д., Химичева Н. И. Финансовое право - М.: Юристъ. 2001.
  9. Лапач Л. В., Шепелева Л. Ю., Шимбарева Н. В. Судебно-арбитражная практика. М., 2007.
  10. Мосин Е. Ф. Административная ответственность за правонарушения в сфере бизнеса. СПб, 2008.
  11. Проскуров В.С. Виды ответственности за нарушение налогового законодательства справочник. М., 2007.
  12. Петрова Г. В. Ответственность за нарушение налогового законодательства. М., 2005.

Информация о работе Финансовая ответственность в сфере налогообложения