Фонд социального страхования РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 18:41, реферат

Описание работы

Социальное страхование в России существует уже около 100 лет.
В 1991 году в нашей стране был создан Фонд социального страхования и с 1994 года в соответствии с Постановлением правительства Российской Федерации Фонд стал самостоятельным специализированным финансово - кредитным учреждением.
Фонд социального страхования на сегодняшний день один из трех государственных внебюджетных фондов, действующих на территории РФ (ПФ, ФОМС).

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………….…..3
1.Фонд социального страхования РФ: понятие, история создания и правовой статус….....4
2. Организация деятельности ФСС РФ…………………………………………………….….7
3. Финансовый механизм ФСС РФ и его правовое регулирование…………………………10
Заключение…………………………………………………………………………...…………16
Список литературы……………………………………………………………………….…….19

Работа содержит 1 файл

Контрольная.doc

— 112.00 Кб (Скачать)

     Основные  задачи деятельности фонда социального  страхования 

     Основные  задачи Фонда закреплены в Положении  «О Фонде социального страхования  РФ». Ими являются:

     - обеспечение гарантированных государством  пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;

     - участие в разработке и реализации  государственных программ охраны  здоровья работников, мер по совершенствованию  социального страхования;

     - осуществление мер обеспечивающих финансовую устойчивость фонда;

     - разработка совместно с Министерством  труда и социального развития  РФ предложений о размерах  тарифа страховых взносов на  обязательное социальное страхование  от несчастных случаев на производстве  и профессиональных заболеваний;

     - организация работы по подготовке  и повышению квалификации специалистов  для системы государственного  социального страхования, разъяснительной  работы среди страхователей и  населения по вопросам социального  страхования;

     - сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования. 

     Виды  страхового обеспечения  по обязательному  социальному страхованию, осуществляемые за счет Фонда социального  страхования 

     Согласно  закону № 125- ФЗ «об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях» обеспечение по страхованию осуществляется:

     1) в виде пособия по временной  нетрудоспособности, назначаемого  в связи со страховым случаем и выплачиваемого за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случае на производстве и профессиональных заболеваний;

     2) в виде страховых выплат:

     единовременной  страховой выплаты застрахованному, либо лицам, имеющим право на получение такой выплаты в случае его смерти;

     ежемесячных страховых выплат застрахованному, либо лицам, имеющим право на получение  таких выплат в случае его смерти

     3) в виде оплаты дополнительных  расходов, связанных с медицинской,  социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Финансовый механизм  ФСС РФ и его  правовое регулирование. 

      Проект  бюджета Фонда  социального страхования  Российской Федерации  сформирован по доходам: в 2008 год в сумме 305,7 млрд. рублей, или 116,5% к уровню 2007 года; в 2009 году- 346,47 млрд. рублей, или 113,3% к уровню 2008 года; в 2010 году – 389,96 млрд. рублей или 112,6% к уровню 2009 года.

      Важнейшими  составными частями  структуры доходной части Фонда  являются: доходы по обязательному социальному страхованию – в 2008 году – 217,4 млрд. рублей, или 125,8% к уровню 2007 года, в 2009 году- 250,7 млрд. рублей (в том числе средства федерального бюджета на покрытие дефицита – 0,56 млрд. рублей), или 115,3% к уровню 2008 года, в 2010 году – 288,4 млрд. рублей (в том числе средства федерального бюджета на покрытие дефицита – 6,29 млрд. рублей), или 115,1% к уровню 2009 года; доходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – в 2008 году - 44,4 млрд. рублей или 99,3% к уровню 2007 года, в 2009 году – 51,24 млрд. рублей, или 115,3% к уровню 2008 года, в 2010 году - 55,8 млрд. рублей или 108,9% к уровню 2009 года; межбюджетные трансферты из федерального бюджета - в 2008 году -27,2 млрд. рублей или 99,6% к уровню 2007 года, в 2009 году - 28,1 млрд. рублей (с учетом средств на покрытие дефицита бюджета Фонда в сумме 0,56 млрд. рублей) или 103,2% к уровню 2008 года, в 2010 году - 34,98 млрд. рублей (с учетом средств на покрытие дефицита бюджета Фонда в сумме 9,29 млрд. рублей) или 124,6% к уровню 2009 года.

      Представленный  проект бюджета Фонда сформирован  с текущим дефицитом по средствам  на обязательное социальное страхование  и по средствам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2008 и 2009 годах.

      Расходы Фонда предусмотрены  – в 2008 году в сумме 323,9 млрд. рублей или 112,7% к уровню 2007 года, в 2009 году – 356,1 млрд. рублей, или 109,9% к уровню 2008 года, в 2010 году в сумме 389,5 млрд. рублей или 109,4% к уровню 2009 года, включая расходы по следующим видам: на обязательное социальное страхование – в 2008 году в сумме 232,2 млрд. рублей или 116,3% к уровню 2007 года, в 2009 году - 259,6 млрд. рублей, или 111,8% к уровню 2008 года, в 2010 году - 288,4 млрд. рублей, или 111,1% к уровню 2009 года; на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – в 2008 году в сумме 47,8 млрд. рублей, или 110,9% к уровню 2007 года, в 2009 году – 51,9 млрд. рублей, или 108,6% к уровню 2008 года, в 2010 году – 55,3 млрд. рублей, или 106,6% к уровню 2009 года.

      Размер  единовременного пособия при  рождении ребенка предусмотрен из расчета 8000 рублей, при этом индексация не предусмотрена. Для застрахованных работников размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет составляет 40% их среднего заработка. При этом минимальный размер пособия устанавливается не ниже размера, установленного для неработающих (1500 рублей на первого ребенка, 3000 рублей на второго и последующих детей), максимальный размер не должен превышать 6000 рублей.

      В проекте бюджета  Фонда предусмотрено  увеличение максимального  размера пособия  по временной нетрудоспособности в 2008 году с 16125 рублей до 17250 рублей с учетом индексации на уровень инфляции (107,0%). Следует отметить, что в 2009 и 2010 годах такая индексация не предусматривается.

      Будет увеличен максимальный размер пособия  по беременности и родам с 16125 рублей до 23400 рублей, исходя из максимального дохода в расчете на месяц, с которого начисляется единый социальный налог по максимальной ставке.

      Предусматривается увеличение максимальной суммы, из которой исчисляется размер единовременной выплаты в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием в 2008 году до 50200 рублей, в 2009 году – 53500 рублей, в 2010 году - 56700 рублей. При этом максимальный размер ежемесячной страховой выплаты в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием проиндексирован на уровень инфляции и определен на 2008 год в размере 38500 рублей, в 2009 году – 41000 рублей и в 2010 году – 43500 рублей.

      Проект  бюджета Фонда  на 2008 год определяет прогнозируемый дефицит  бюджета в сумме 18,2 млрд. рублей, что  свидетельствует  о финансовой неустойчивости Фонда и является аргументом необходимости  реформирования всей системы обязательного  социального страхования.

      Счетная палата Российской Федерации  полагает целесообразным обратить внимание на необходимость рассмотрения и решения в  ближайшей перспективе  следующих вопросов: принятия мер по разработке федерального закона, определяющего статус Фонда с учетом современного состояния системы социального страхования и перспектив ее развития; возможности изменения налогового законодательства в части освобождения от обложения налогом на доходы физических лиц пособий по временной нетрудоспособности; принятия, в целях законодательного обеспечения прав граждан в области санаторно-курортного лечения, соответствующего федерального закона.

      В составе трансфертов, перечисляемых  бюджету Фонда социального страхования  Российской Федерации запланированы  ассигнования на: выплаты пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию, и гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний в 2008 году - 18,2 млрд. рублей, в 2009 году - 17,9 млрд. рублей, в 2010 году - 10,4 млрд. рублей; обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий в 2008 году - 9,0 млрд. рублей (140% к уровню 2007 года), в 2009 году - 9,7 млрд. рублей (107,7% к предыдущему году), в 2010 году - 10,4 млрд. рублей (107,8% к предыдущему году). 

     Основными принципами осуществления обязательного  социального страхования являются:

     - устойчивость финансовой системы  обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования;

     - всеобщий обязательный характер  социального страхования, доступность  для застрахованных лиц реализации  своих социальных гарантий;

     - государственная гарантия соблюдения  прав застрахованных лиц на  защиту от социальных страховых  рисков и исполнение обязательств  по обязательному социальному  страхованию независимо от финансового  положения страховщика;

     - государственное регулирование системы обязательного социального страхования;

     - паритетность участия представителей  субъектов обязательного социального  страхования в органах управления  системы обязательного социального  страхования;

     - обязательность уплаты страхователями  страховых взносов и (или) налогов;

     - ответственность за целевое использование  средств обязательного социального  страхования;

     - обеспечение надзора и общественного  контроля;

     - автономность финансовой системы  обязательного социального страхования.

     На  смену единой системе государственного социального страхования сегодня приходит новая, с разветвленной сетью внебюджетных видов страхования: социального, медицинского, пенсионного, а также связанного с проблемой занятости. Сюда же входит и добровольное, т.е. негосударственное социальное страхование.

     Социальное  страхование существует в различных  видах и зависит от причин потери заработка: страхование от несчастных случаев, на случай болезни, по старости, по инвалидности, страхование материнства, на случай потери кормильца и по безработице. Оно имеет разные формы и соответствующие способы их организации: обязательное, добровольное, а также ряд переходных форм, которые можно определить как «условно обязательное страхование».

     Страхование может иметь общегосударственный  характер, а может быть местным.

     «Но, несмотря на наличие разнообразных  форм, сохраняются некие общие  принципы социального страхования. В частности, в Декларации прав человека социальное страхование определено как форма социальной защиты при  наступлении случая социального риска и потери средств к существованию по независящим от человека причинам. Отсюда следует, что цель социального страхования - обеспечить трудящимся прежде всего экономическую защиту при наступлении разных случаев, которые приводят к потере дохода и утрате возможности заработка». К такого рода страховым случаям относятся: временная нетрудоспособность, инвалидность, старость, рождение ребенка и уход за ним, смерть, и др.

     Одним из важных принципов, обеспечивающих существование  и развитие системы соцстраха, должна стать личная ответственность каждого гражданина за сохранение своего благосостояния, которая обеспечивается его участием, как в финансировании, так и в управлении системой. Для рыночной экономики, а значит, и для социального страхования, принцип личной ответственности является основным. Согласно этому принципу каждый человек должен самостоятельно принимать решение, каким образом он участвует в экономической жизни общества и как он обустраивает свою жизнь. Личная свобода сопряжена с личной ответственностью за принятие решений.

     Система социального страхования характеризуется  также принципом солидарности, что  означает: размер взносов зависит  от величины доходов страхуемого, а  получаемые по системе социального  страхования услуги - от состояния его здоровья и соответствующих потребностей. Важно подчеркнуть: социальное страхование финансируется за счет страховых взносов как трудящихся по найму, так и предпринимателей, и лишь в некоторых случаях могут привлекаться средства госбюджета. В то же время социальная помощь строится исключительно на использовании госбюджетных средств; из них выплачиваются пособия нуждающимся, тогда как в страховании организуются специальные страховые фонды. Тем самым трудящиеся с более высоким заработком оказывают определенную компенсационную помощь тем, чьи заработки ниже.

Информация о работе Фонд социального страхования РФ