Фонд социального страхования РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 18:41, реферат

Описание работы

Социальное страхование в России существует уже около 100 лет.
В 1991 году в нашей стране был создан Фонд социального страхования и с 1994 года в соответствии с Постановлением правительства Российской Федерации Фонд стал самостоятельным специализированным финансово - кредитным учреждением.
Фонд социального страхования на сегодняшний день один из трех государственных внебюджетных фондов, действующих на территории РФ (ПФ, ФОМС).

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………….…..3
1.Фонд социального страхования РФ: понятие, история создания и правовой статус….....4
2. Организация деятельности ФСС РФ…………………………………………………….….7
3. Финансовый механизм ФСС РФ и его правовое регулирование…………………………10
Заключение…………………………………………………………………………...…………16
Список литературы……………………………………………………………………….…….19

Работа содержит 1 файл

Контрольная.doc

— 112.00 Кб (Скачать)

     Социальное  страхование - это по сути институт социального партнерства, солидарности и соглашения, и уровень его  развития определяется социальной зрелостью  основных субъектов - работников, предпринимателей и государства, балансом сил и согласованностью их интересов. В рамках социального страхования не только производятся материальные выплаты, компенсирующие утрату доходов при наступлении страхового случая, но и оказываются услуги: профилактические, лечебные, реабилитационные, значение которых с развитием страхования возрастает, и в итоге именно они определяют эффективность этой системы.

     Цель  социального страхования - профилактика, снижение уровня социального риска  для трудового населения и  компенсация при наступлении страховых случаев.

     С развитием рыночной экономики переход  к системе социального страхования  на новых принципах закономерен, но при этом принципиально меняется роль каждого субъекта.

     Государство перестает быть единственным собственником  средств производства и главным страхователем, но оно остается одним из участников системы социального страхования.

     Его основными функциями становятся:

     - Формирование экономических и  правовых предпосылок, условий  для становления и развития  социального страхования, включая содействие развитию инфраструктуры; создание законодательной базы социального страхования, определение обязательных его видов, а также размеров страховых взносов, пособий и услуг;

     - гарантирование социальной защиты  в области социального страхования, контроль за исполнением законов и за уровнем обеспечения социальной защищенности трудящихся;

     - посредничество в области трудовых  отношений с целью согласования  интересов субъектов этих отношений;

     - оказание необходимой целевой  помощи наиболее социально-уязвимым категориям населения в рамках социальной помощи, а также финансовое участие в некоторых видах социального страхования, предполагающих долю ответственности государства.

     Работодатели (или предприятия):

     - Участвуют в социальной защите  своих работников в процессе трудовой деятельности, а также в социальном обеспечении при утрате ими трудоспособности или прекращении трудовой деятельности вследствие сокращения рабочих мест, либо при выходе на пенсию;

     - финансируют расходы на страховую  защиту, а также на проведение профилактических мер по предупреждению травматизма и профессиональных заболеваний.

     Работник  несет личную ответственность за свое здоровье и благосостояние, платит страховые взносы и активно участвует  в управлении социальным страхованием. Право на участие в управлении он может реализовать как непосредственно, так и через представителей, которыми выступают профсоюзы или другие общественные организации, являющиеся посредниками в системе не только социально-трудовых отношений на производстве, но и социального страхования.

     Принцип личной ответственности в рамках системы социального страхования, как мы уже говорили, с необходимостью дополняется принципом солидарности, выражающимся в перераспределении  средств между людьми с разными  уровнями дохода (заработка), целью которого является обеспечение возможности получения каждым трудящимся достойного уровня поддержки при потере трудоспособности.

     На  основании вышеприведенного формулируются  основные положения Концепции социального  страхования.

     Первое  положение состоит в том, что социальное страхование должно разделяться на отдельные виды. Обеспечение страхуемых (страхователей) по принципу однородности и общности интересов способствует повышению эффективности социальной защиты. Это также способствует осознанию важности такой формы социальной защиты и росту солидарности.

     Второе  положение заключается в том, что в основе разделения социального  страхования на виды должны лежать конкретные социальные риски как  «функциональный признак защиты», что повысит адресность защиты и сделает более совершенным финансовый механизм ее обеспечения.

     Третье  положение относится к созданию различных форм социального страхования. Учитывая разнообразие условий труда  и природно-климатических зон  в России, предлагается использование  трех обязательных форм страхования - общего, профессионального и территориального.

     Реализация  указанных и иных концептуальных принципов социального страхования  требует, прежде всего, разработки законодательного акта «Основы социального страхования  в РФ» как некоторого «кодекса» либо «рамочного закона». Он должен стать базовым для разработки и создания различных видов (систем) социального страхования, соответствующих нормативных актов.

     Заключение 

     2 июня 1903 года с высочайшего соизволения  императора Николая II в Российской империи были введены «Правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности». Этот день считается официальной датой рождения государственного социального страхования в России.

     Организационные проблемы социального страхования в современной России

  • Государственно-политические
  • Законодательно-правовые
  • Кадровые
  • Организационно-технологические
  • Морально-этические
  • Информационно-просветительные
  • Управленческие

     Общие проблемы системы  обязательного социального  страхования

  • Сохранение нестраховых принципов
  • Отсутствие зависимости уровня выплачиваемых пособий от размеров отчислений
  • Незавершенность правового регулирования системы государственного обязательного социального страхования
  • Нет достаточного обоснования уровня социальных выплат
  • Неблагоприятные демографические тенденции

     Новый характер приобрела наша социальная политика и будет приобретать  и в дальнейшем. Во-первых, ее главным  объектом должны стать не просто социальные отрасли, а, прежде всего, сам гражданин, и именно для человека должны развиваться те социальные сферы, в которые в последнее время вкладываются значительные деньги. Целевое приложение этих средств, и здравоохранение, и образование, и социальная поддержка, сфера занятости, культура, жилищная, демографическая и семейная политика.

     Именно  и для этого был создан фонд социального страхования, для реализации социальной политики Российской Федерации.

     Основные  направления реформирования системы обязательного социального страхования:

  • Соблюдение конституционных прав граждан РФ
  • Четкое определение целей, задач и источников финансирования по различным видам социального страхования
  • Соблюдение страховых принципов
  • Развитие персонифицированного учета во всей системе ОСС
  • Адекватность уровня социальной защиты размерам страховых платежей
  • Устранение дублирования функций
  • Создание условий для достижения финансовой устойчивости системы ОСС

     Благоприятные социально-экономические  последствия реформ в системе социального страхования

  • Создание условий для снижения налоговой нагрузки на ФОТ
  • Установление объективно обоснованных тарифов страховых взносов
  • Сохранение уровня государственных гарантий гражданам по временной нетрудоспособности и материнству, недопущение снижения размеров социальных пособий
  • Обеспечение сбалансированности между суммой обязательных платежей в рамках ОСС и размерами обеспечения по страхованию
  • Достижение финансовой стабилизации системы ОСС и создание предпосылок для ее устойчивого развития на основе сбалансированности доходов и расходов
  • Участие негосударственных институтов в системах ОМС и ОСС;
  • Упорядочение систем расчета и выплаты пособий по ОСС
  • Повышение роли сторон социального партнерства в управлении ФСС
  • Создание условий для роста заработной платы, вывода заработной платы из ”тени” при увеличении объемов средств на социальное страхование
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованных источников 

1. Российская  Федерация. Конституция (1993). Конституция  Российской Федерации [Текст]: [принята 12 декабря 1993 г.] (по сост. на 15.09.09) // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.

2. Российская  Федерация. Гражданский кодекс  Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 №14-ФЗ (ред. от 07.02.2011) [Текст]: // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, № 5, ст. 410.

3. Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (ред. от 18.07.2011) [Текст]: // Российская газета, № 6, 12.01.1993.

4.Закон  РФ от 28.06.1991 №1499-1 (ред. от 23.07.2008) «О  медицинском страховании граждан в Российской Федерации» [Текст]: // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 04.07.1991, №;27, ст. 920.

5. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (ред. от 09.12.2010) [Текст]: // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, №31, ст. 3803.

6. Федеральный  закон от 25.11.2008 № 217-ФЗ «О страховых  тарифах на обязательное социальное  страхование от несчастных случаев  на производстве и профессиональных заболеваний на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» (принят ГД ФС РФ 31.10.2008) [Текст]: // Собрание законодательства РФ, 01.12.2008№ 48, ст. 5512.

7. Федеральный  закон от 07.05.1998 №75-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «О негосударственных пенсионных  фондах» (принят ГД ФС РФ 08.04.1998) (ред. от 11.07.2011) [Текст]: // Собрание законодательства РФ, №19, 11.05.1998, ст. 2071.

8. Федеральный  закон от 21 ноября 1996г. 129ФЗ «О бухгалтерском учете» (ред. от 28.09.2010) О бухгалтерском учете (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2011) [Текст]: //Собрание законодательства РФ. 25.11.1996, № 48, ст. 5369, Положением о бухгалтерском отчете и отчетности в РФ №34н от 29.07.98г.

9. Федеральный закон (ред. от 18.07.2011) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»[Текст]: Собрание законодательства РФ, 27.07.2009, № 30, ст. 3738, М.: Издательство Омега-Л 2010- 64 стр.

10. Основы  законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» (утв. ВС РФ 22.07.1993 № 5487-1) (ред. от 18.07.2011) [Текст]: //Ведомости СНД и ВС РФ, 19.08.1993, №33, ст. 1318.

11. Постановление  Правительства РФ от 15.09.2005 №570 (ред.  от 08.12.2008) «Об утверждении Правил  регистрации страхователей в территориальном фонде обязательного медицинского страхования при обязательном медицинском страховании и формы свидетельства о регистрации страхователя в территориальном фонде обязательного медицинского страхования при обязательном медицинском страховании» [Текст]: //Российская газета", №213, 23.09.2005.

12.Постановление Правительства РФ от 11.10.1993 №1018 (ред. от 01.04.2009). О мерах по выполнению Закона Российской Федерации (вместе с «Инструкцией о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование», «Положением о страховых медицинских организациях, осуществляющих обязательное медицинское страхование»). [Текст]: //Собрание актов Президента и Правительства РФ. 01.11.1993, №44, ст. 4198

13. Приказ Министерства Финансов России №41н от 11.05.2010г. « О формах бухгалтерской отчетности страховых организаций и отчетности, представляемой в порядке надзора». [Текст]: // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", № 25, 21.06.2010.

14. Приказ  Минздравсоцразвития РФ от. 23.08 2011 №351н «О внесении изменений в Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 сентября 2010 г. №805н «Об утверждении минимального ассортимента лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи» [Текст]: // «Российская газета», №177, 12.08.2011.

Информация о работе Фонд социального страхования РФ