Лекции по "Финансовому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 11:09, лекция

Описание работы

Финансовое право входит в систему российского права и является одной из активно развивающихся отраслей. Название данной отрасли тесно связано с финансами. Для того чтобы разобраться в финансовом праве необходимо иметь представление о том, что же такое финансы. В финансах проявляется одна из сторон экономических отношений общества, их существование обусловлено товарно-денежными отношениями и деятельностью государства, которое использует механизм финансов для выполнения своих задач. Государство не может реализовать свою внутреннюю и внешнюю политику, обеспечить выполнение социально-экономических программ, функций обороны и безопасности страны, если не располагает для этого необходимыми финансовыми ресурсами. Посредством использования финансового механизма государство имеет возможность активного воздействия на все эти явления.

Работа содержит 1 файл

лекции по финансовому праву.docx

— 227.54 Кб (Скачать)

– законопроект передается в согласительную комиссию;

– возвращается на доработку Правительству РФ;

– может быть поставлен вопрос о доверии Правительству РФ.

Второе чтение – этап, на котором утверждаются более детальные показатели расходов федерального бюджета по разделам функциональной классификации и размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ. В случае разногласий может образовываться согласительная комиссия. Государственная Дума рассматривает во втором чтении законопроект в течение 15 дней со дня его принятия в первом чтении.

Третье чтение – самый ответственный этап. Происходит рассмотрение проекта с дальнейшей конкретизацией показателей по всем уровням функциональной классификации. Государственная Дума рассматривает в третьем чтении законопроект в течение 25 дней со дня принятия указанного законопроекта во втором чтении.

Четвертое чтение (15 дней). На этом этапе Государственная Дума рассматривает акт о федеральном бюджете в целом. Никаких поправок здесь уже не вносится. Принятый Государственной Думой федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации, где он рассматривается в порядке, предусмотренном Конституцией РФ. Совет Федерации рассматривает представленный закон в течение 14 дней на предмет его одобрения в целом. В случае отклонения указанный федеральный закон передается в согласительную комиссию, в случае одобрения – в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания.

В случае отклонения Президентом  РФ федерального закона о федеральном  бюджете на очередной финансовый год указанный закон передается для преодоления возникших разногласий  в согласительную комиссию. При этом в состав согласительной комиссии включается представитель Президента РФ. После  преодоления разногласий в порядке, предусмотренном БК РФ, федеральный  закон о федеральном бюджете  подлежит подписанию Президентом РФ и опубликованию в средствах  массовой информации.

36. Порядок исполнения федерального бюджета

Исполнение бюджета – процесс реализации утвержденного бюджета по доходам и расходам, т. е. это обеспечение полного и своевременного поступления доходов в бюджет и их использование по целевому назначению. Общую ответственность за исполнение бюджета соответствующего уровня несут: Правительство РФ – за федеральный бюджет, правительства (администрации) субъектов РФ – за бюджет субъекта РФ, исполнительные органы местного самоуправления – за исполнение местного бюджета. В деятельности по исполнению бюджета участвуют разнообразные органы: исполнительные органы общей компетенции и все органы управления. Непосредственной работой по исполнению бюджета занимается Минфин России и его структурные подразделения. За исполнение бюджета по поступлению в доходную часть налогов отвечают налоговые органы. Особое место и роль в исполнении бюджета принадлежит главному распорядителю, распорядителям и получателям бюджетных средств.

В исполнении бюджета, кроме  того, участвуют органы федерального казначейства и банковской системы. В соответствии с БК РФ в России устанавливается казначейское исполнение бюджетов (вместо ранее имевшего место  кассового исполнения бюджетов банковскими  организациями). С 1 января 2006 г. вводится в действие ст. 215 БК РФ, более подробно регулирующая основы исполнения бюджета.

Исполнение бюджетов всех уровней бюджетной системы осуществляется уполномоченными исполнительными  органами на основе бюджетной росписи.

Бюджетное обязательство – это обязанность совершить расходование средств соответствующего бюджета в течение определенного срока, возникающая в соответствии с законом о бюджете и со сводной бюджетной росписью. Порядок утверждения, доведения и изменения лимитов бюджетных обязательств подробно урегулирован БК РФ.

Исполнение бюджетов включает две составляющие: исполнение бюджетов по доходам и исполнение бюджетов по расходам.

Исполнение бюджетов по доходам предусматривает: перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета; распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов; возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов; учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета. Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением обязательных последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования. При этом санкционирование подразумевает:

– составление и утверждение бюджетной росписи;

– утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств, а также утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям;

– утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств;

– принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;

– подтверждение и выверку исполнения денежных обязательств.

Процедура же финансирования заключается в выделении бюджетных  средств для расходования. БК РФ впервые разрешено финансирование расходов путем зачета денежных средств  в случае установления встречных  обязательств между бюджетом и получателем  бюджетных средств. Порядок проведения зачета денежных средств определяется Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления.

Составлением и утверждением отчета об исполнении бюджета бюджетный  процесс завершается. Составление и утверждение отчета об исполнении бюджета – один из важнейших этапов исполнения.

37. Особенности казначейского исполнения бюджета

Все органы Федерального казначейства (Положение от 01.12.2004 г. «О Федеральном Казначействе») – юридические лица, относятся к органам исполнительной власти и руководствуются в своей деятельности законодательными и нормативными документами, утвержденными Президентом, Правительством, Министерством финансов РФ или по согласованию с ним. Следует подчеркнуть, что любые документы других министерств и ведомств по вопросам исполнения федерального бюджета не являются руководящими для органов казначейства. Отсюда следует, что любые действия по исполнению федерального бюджета могут быть осуществлены органами казначейства только на основании документов, принятых в рамках правоотношений по вопросам исполнения федерального бюджета уполномоченными органами. Принимать самостоятельные решения и руководствоваться ненадлежащими документами органы федерального казначейства не вправе.

Исполнение федерального бюджета возложено на органы федерального казначейства, функциями и задачами которых являются:

– учет налогов и платежей, поступивших в доход федерального бюджета на счета казначейства в банках;

– распределение в установленном порядке и размерах доходов между бюджетами различного уровня;

– возврат и зачет между бюджетами сумм, ошибочно или излишне уплаченных;

– учет льгот и отсрочек, предоставленных налогоплательщикам органами исполнительной власти, и перерасчет сумм налогов и платежей между бюджетами;

– взаимные расчеты между бюджетами различного уровня по отдельным постановлениям и решениям уполномоченных органов;

– доведение лимитов и осуществление финансирования распорядителей средств федерального бюджета;

– обеспечение целевого и эффективного расходования средств путем предварительного, текущего и последующего контроля;

– управление доходами и расходами федерального бюджета на счетах казначейства в банках.

Исполнение федерального бюджета осуществляется органами казначейства на счетах, открытых для учета доходов  и средств в Центральном банке  РФ и его учреждениях (главных  управлениях или расчетно-кассовых центрах). В отдельных случаях  счета казначейства могут быть открыты  в других кредитных организациях, уполномоченных Правительственной  комиссией по вопросам финансовой и  денежно-кредитной политики и определенных на конкурсной основе. Такие банки  называются уполномоченными. Между  банком и органом федерального казначейства заключается договор на обслуживание счета. Банки несут ответственность  за своевременное и правильное зачисление и списание средств на основании  расчетно-денежных документов по счетам казначейства в пределах остатка  средств на них. Банки не отвечают по обязательствам органов казначейства, а также не могут осуществлять списание средств со счетов в бесспорном порядке без акцепта казначейства. Количество счетов, открываемых органом  федерального казначейства, определяется нормативными документами.

Необходимо также отметить, что органы казначейства наделены также  контрольной функцией. Можно выделить основные направления контрольной деятельности органов казначейства:

– проверка коммерческих банков и учреждений ЦБ РФ по срокам списания, перечисления и зачисления доходов и средств федерального бюджета по счетам получателей;

– текущий и последующий контроль за целевым расходованием средств федерального бюджета распорядителями;

– проверка территориальных органов казначейства вышестоящими органами по соблюдению действующего законодательства и нормативных актов при исполнении федерального бюджета.

Деятельность органов  казначейства также является подконтрольной, т. е. может быть проверена уполномоченными органами.

38. Кассовое исполнение бюджетов

Задачи исполнения бюджета: полное и своевременное поступление  налогов и иных платежей (доходов) и финансирование соответствующих  мероприятий. Основной принцип исполнения бюджета – принцип единства кассы. Он предусматривает зачисление всех поступающих доходов и средств заимствования на единый бюджетный счет и осуществление всех предусмотренных расходов и платежей с единого бюджетного счета. Кассовое исполнение бюджета осуществляется учреждениями банков, в которых открыты счета соответствующего бюджета.

В целях проведения государственной  бюджетной политики, эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения федерального бюджета РФ, повышения оперативности в финансировании государственных программ, усиления контроля за поступлением, целевым  и экономным использованием государственных  средств в соответствии с Указом Президента РФ и Постановлением Правительства  России (в организационном плане) решен вопрос о создании федерального казначейства в составе Министерства финансов РФ.

Казначейская система  исполнения бюджетов субъектов РФ и  местных бюджетов – одно из важных направлений совершенствования  бюджетного процесса. Переход от банковской к казначейской системе исполнения бюджета обусловлен развитием рыночных процессов в российской экономике, сопровождавшихся образованием разрозненной массы коммерческих банков. ЦБ РФ, сосредоточив усилия на вопросах денежно-кредитного обращения, значительно снизил приоритетность вопросов исполнения бюджета. Был серьезно ослаблен банковский учет бюджетных  средств, а коммерческие банки на местах устранились от контроля за использованием бюджетных средств.

Наряду с этим законодательное  закрепление самостоятельности  бюджетов в рамках единой бюджетной  системы России освободило местные  финансовые органы от обязательного  контроля за правильностью и целевым  характером использования средств  федерального бюджета. В области  исполнения федерального бюджета по доходам существовавший порядок  характеризовался не только низкой оперативностью зачисления доходов на счета федерального бюджета, длительным запаздыванием, неполнотой и расхождениями в предоставляемой  ЦБ информации, но также разночтениями  в порядке распределения поступающих  доходов между федеральным бюджетом и бюджетами других уровней.

В сфере расходов федерального бюджета до настоящего времени действующая  система носила отпечаток предельно  централизованной директивной экономики, поскольку допускала их фиксирование лишь на стадии платежа, т. е. когда возможность маневрирования государственными финансовыми ресурсами уже практически упущена. Постановка учета бюджетных средств в банках не позволяла оперативно получать информацию о кассовых расходах и перечислении этих средств по назначению, а значит, эффективно контролировать данные операции. Вследствие раздельного учета рублевых и валютных позиций нарушался принцип кассового единства бюджета.

Действующий механизм использования  федеральных финансовых ресурсов был  слабо адаптирован к современным  экономическим условиям, не способен обеспечить «прозрачность» бюджета  и эффективный контроль за целевым  и рациональным использованием бюджетных  средств, отягощен многоступенчатостью, характеризовался низкой оперативностью и раздробленностью, не позволял определить величину кассовых расходов и совершать  разумный маневр государственными финансовыми  ресурсами в условиях их дефицитности, допускал возможность их нецелевого использования. Поэтому стала актуальной проблема внесения изменений в процесс исполнения бюджета, т. е. переход на казначейскую систему.

39. Виды распорядителей средств федерального бюджета

Главный распорядитель средств  федерального бюджета – орган государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенный ведомственной классификацией расходов федерального бюджета.

Главный распорядитель средств  бюджета субъекта РФ, средств местного бюджета – орган государственной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта РФ, средств местного бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета.

Полномочия главного распорядителя бюджетных средств:

– может быть уполномочен Правительством РФ представлять сторону государства в договорах о предоставлении бюджетных средств на возвратной основе, государственных или муниципальных гарантий, бюджетных инвестиций;

– определяет задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг для подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат;

– утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений;

– составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета;

Информация о работе Лекции по "Финансовому праву"