Лекции по "Финансовому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 13:36, лекция

Описание работы

Предмет, система и источники финансового права. Теории происхождения финансового права. Принципы финансового права.

Работа содержит 1 файл

Финансовое право.docx

— 81.16 Кб (Скачать)

Полномочия  передали субъектам, но не передали денежные средства – возникло много обязательств.

Затем после судов РФ приняла на себя часть обязательств по финансированию расходов.

Деятельность  судебных органов финансируется  только из федерального бюджета.

Из  расходной части  выделяются:

1)дотации – денежные средства, передаваемые бюджетной системой РФ на безвозмездной и безвозвратной основе на покрытие текущих расходов.

2)субсидии -  долевое финансирование расходных обязательств, носят целевой характер.

У органов  МСУ обязанность обеспечивать сельских врачей электричеством и тп. Если у органов недостаточно денежных средств, то субъекты субсидируют органы МСУ.

3)субвенция – полное финансирование расходных обязательств, носит целевой характер.

Учитываются в рамках межбюджетных отношений.

Если  нецелевое использование:

1)прекратить  финансирование

2)изъять  все денежные средства

3)изъять  часть денежных средств

Бюджетный процесс - регламентируемая законодательством РФ деятельность ОГВ, ОМСУ и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности

Стадии  бюджетного процесса:

  • составление проекта бюджета
  • рассмотрение и утверждение бюджета
  • исполнение бюджета
  • подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета

Участники бюджетного процесса:

  • Президент Российской Федерации
  • высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования
  • законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления
  • исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований)
  • Центральный банк Российской Федерации
  • органы государственного (муниципального) финансового контроля
  • органы управления государственными внебюджетными фондами
  • главные распорядители (распорядители) бюджетных средств
  • главные администраторы (администраторы) доходов бюджета
  • главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета
  • получатели бюджетных средств

Главный распорядитель - ОГВ (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, ОМСУ, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено БК РФ.

Главный администратор  - определенный законом (решением) о бюджете ОГВ (государственный орган), ОМСУ, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, ЦБ РФ, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета, если иное не установлено БК РФ.

Главный администратор источников финансирования дефицита бюджета (главный администратор  источников финансирования дефицита соответствующего бюджета - определенный законом (решением) о бюджете ОГВ (государственный орган), ОМСУ, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов источников финансирования дефицита бюджета и (или) являющиеся администраторами источников финансирования дефицита бюджета.

Получатели  бюджетных средств - ОГВ (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, ОМСУ, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено БК РФ.

Составление проекта бюджета:

  • основывается на:
    • бюджетном послании Президента РФ
    • прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории
    • основных направлениях бюджетной и налоговой политики
  • срок - три года (очередной финансовый год и плановый период)

Одновременно  с проектом закона (решения) о бюджете  в законодательный (представительный) орган представляются:

  • основные направления бюджетной и налоговой политики;
  • предварительные итоги социально-экономического развития соответствующей территории за истекший период текущего финансового года и ожидаемые итоги социально-экономического развития соответствующей территории за текущий финансовый год;
  • прогноз социально-экономического развития соответствующей территории;
  • прогноз основных характеристик (общий объем доходов, общий объем расходов, дефицита (профицита) бюджета) консолидированного бюджета соответствующей территории на очередной финансовый год и плановый период либо проект среднесрочного финансового плана;
  • пояснительная записка к проекту бюджета;
  • методики (проекты методик) и расчеты распределения межбюджетных трансфертов;
  • верхний предел государственного (муниципального) долга на конец очередного финансового года (на конец очередного финансового года и конец каждого года планового периода);
  • проект программы государственных (муниципальных) внутренних заимствований на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);
  • проект программы государственных внешних заимствований на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);
  • проекты программ государственных (муниципальных) гарантий на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);
  • проект программы предоставления бюджетных кредитов на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);
  • оценка ожидаемого исполнения бюджета на текущий финансовый год;
  • проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов;
  • предложенные законодательными (представительными) органами, органами судебной системы, органами государственного (муниципального) финансового контроля, созданными законодательными (представительными) органами, проекты бюджетных смет указанных органов, представляемые в случае возникновения разногласий с финансовым органом в отношении указанных бюджетных смет;
  • иные документы и материалы.

    Порядок принятия федерального бюджета:

  • Правительство Российской Федерации вносит на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период не позднее 1 октября текущего года.
  • Одновременно вносятся проекты федеральных законов:
    • об утверждении отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в отчетном финансовом году;
    • о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период;
    • о страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на очередной финансовый год и плановый период.

Порядок:

ЦБ РФ не позднее 1 октября текущего года представляет в ГД проект основных направлений единой государственной  денежно-кредитной политики на очередной финансовый год и плановый период (предварительно направляется Президенту РФ и в Правительство РФ)

  1. Проект считается внесенным в срок, если он доставлен в ГД до 24 часов 1 октября текущего года
  2. В течение суток проект направляется в Комитет по бюджету, для подготовки заключения
  3. В течение трех дней направляется в Совет Федерации, другим субъектам права законодательной инициативы, в комитеты Государственной Думы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату РФ на заключение
  4. Рассматривается в 3-х чтениях
  5. В первом чтении рассматривается в течение 20 дней со дня его внесения в ГД
  6. во втором чтении - в течение 25 дней со дня его принятия в первом чтении
  7. в третьем чтении - в течение 10 дней со дня принятия его принятия во втором чтении
  8. Совет Федерации рассматривает федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение 14 дней со дня представления Государственной Думой.
  9. В течение 5 дней со дня одобрения направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования
  10. Президент РФ в течение 14 дней подписывает федеральный закон и обнародует его

Исполнение  бюджета:

  • Бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов
  • Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством
  • Кассовый план -прогноз кассовых поступлений в бюджет и кассовых выплат из бюджета в текущем финансовом году

Исполнение  бюджета по доходам:

  • зачисление
  • возврат
  • зачет
  • уточнение
  • перечисление

Исполнение  бюджета по расходам:

  • принятие бюджетных обязательств;
  • подтверждение денежных обязательств;
  • санкционирование оплаты денежных обязательств;
  • подтверждение исполнения денежных обязательств.

Блокировка  расходов бюджета:

  • сокращение лимитов бюджетных обязательств по сравнению с бюджетными ассигнованиями либо отказ в подтверждении принятых бюджетных обязательств, если бюджетные ассигнования в соответствии с законом (решением) о бюджете выделялись главному распорядителю бюджетных средств (субъект Российской Федерации, муниципальное образование или другой получатель бюджетных средств) на выполнение определенных условий, однако к моменту составления лимитов бюджетных обязательств либо подтверждения принятых бюджетных обязательств эти условия оказались невыполненными.
  • сокращение лимитов бюджетных обязательств по сравнению с бюджетными ассигнованиями либо отказ в подтверждении принятых бюджетных обязательств, если бюджетные ассигнования в соответствии с законом (решением) о бюджете выделялись главному распорядителю бюджетных средств (субъект Российской Федерации, муниципальное образование или другой получатель бюджетных средств) на выполнение определенных условий, однако к моменту составления лимитов бюджетных обязательств либо подтверждения принятых бюджетных обязательств эти условия оказались невыполненными.

Иммунитет бюджетов бюджетной  системы - правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта.

Операции  по исполнению бюджета завершаются 31 декабря

Завершение  операций органами Федерального казначейства по распределению поступлений отчетного  финансового года между бюджетами  бюджетной системы Российской Федерации  и их зачисление в соответствующие  бюджеты производится в первые 5 рабочих дней текущего финансового года

Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря 

Резервные фонды

1)Резервные  фонды ИОГВ (местных администраций)  – не более 3%

2)Резервный  фонд субъекта РФ

3)Резервный  фонд Президента РФ – не  более 1% расходов федерального  бюджета

Резервные фонды могут формироваться только органами исполнительной власти.

Распоряжается денежными средствами тот орган  гос власти, при котором создается фонд.

Не во всех органах соблюдается условие  о цели предоставления денежных средств.

Установлены нормативы, по которым выделяются денежные средства.

50 тыс.  – в случае неполной утрате  имущества – не более 100 тыс на семью

150 тыс.  – при полной утрате имущества  – не более 300 тыс. на семью

Денежные  средства переносятся на счета субъектов и осуществляется контроль за ними.

Виды  увеличения расходов в процессе исполнения бюджета:

1)увеличение  расходных обязательств

Необходимо  указать источники финансирования

2)Новые  расходные обязательства

1)Источники  финансирования

2)порядок  исполнения, в том числе в случае  необходимости порядок передачи  финансовых ресурсов

3)выделение  бюджетных ассигнований может  осуществляться только с начала  очередного финансового года  при условии включения соответствующих  ассигнований в закон (решение)  о бюджете при наличии источников  дополнительных поступлений в  бюджет и (или) при сокращении  бюджетных ассигнований по отдельным  статьям расходов бюджета. 

Информация о работе Лекции по "Финансовому праву"