Понятие бюджетного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 14:09, контрольная работа

Описание работы

Бюджетный процесс - регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности. 1

Работа содержит 1 файл

Кр готовая.docx

— 72.79 Кб (Скачать)

   Отчетность, содержащая сведения, составляющие государственную  тайну, представляется с соблюдением  мер по ее защите. Одновременно с  отчетом об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год  в Государственную Думу вносятся отчеты об исполнении бюджетов федеральных  целевых бюджетных фондов. Счетная  палата Российской Федерации проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год  и готовит заключение по отчету Правительства  РФ об исполнении федерального бюджета  в течение 4,5 месяцев после представления  годового отчета в Государственную  Думу. Заключение Счетной палаты Российской Федерации включает выводы по каждому  разделу функциональной классификации  расходов и по каждому главному распорядителю  средств федерального бюджета с  указанием выявленных сумм нецелевого использования бюджетных средств, также по каждому выявленному случаю финансирования расходов, которые не предусмотрены законом. Заключение также содержит:

    1. результаты анализа предоставления и погашения бюджетных кредитов, выводы по выявленным фактам предоставления бюджетных кредитов с нарушением требований БК РФ;
    2. анализ предоставления обязательств по государственным гарантиям и их исполнения; анализ предоставления бюджетных инвестиций;
    3. анализ выполнения плановых заданий по предоставлению государственных услуг и соблюдения нормативов финансовых затрат на предоставление государственных услуг.

   Государственная Дума рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета в течение полутора месяцев после получения заключения Счетной палаты Российской Федерации и по итогам этого рассмотрения утверждает либо отклоняет отчет от утверждения.

 

   Вопрос  № 2. Понятие и виды налогов. Принципы налогообложения.

   Понятие налога.

   Налоги - важная экономическая категория, исторически  связанная с появлением, существованием и функционированием государства.

   Под налогом понимается обязательный, индивидуально  безвозмездный платеж, взимаемый  с организаций и физических лиц  в форме отчуждения принадлежащих  им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.21

   Первый  сущностный признак налога - императивность (предписание налогоплательщику со стороны государства, требование обязательности налогового платежа).

   Второй  признак - смена собственника. В частности, через налоги доля частной собственности (в денежной форме) становится государственной  или муниципальной, образуя бюджетный  фонд.

   Третий  признак налогов - безвозвратность (налоговые платежи обезличиваются и не возвращаются конкретному плательщику) и безвозмездность (плательщик не получает за выплаченные налоги никаких материальных, хозяйственных или иных прав). Этот признак в определенном смысле отделяет налоги и сборы от пошлин. Плательщик последних получает права на осуществление каких-либо хозяйственных операций (например, на ввоз или вывоз товаров через таможенную границу).

В соответствии с Налоговым Кодексом РФ объектами  налогообложения22 являются:

    • реализация товаров (работ, услуг),
    • имущество,
    • прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

   Плательщиками налогов являются юридические лица,  другие категории  плательщиков  и физические лица,  на которых в соответствии с законодательными  актами  возложена  обязанность уплачивать налоги.23

   Налоговая база   представляет собой  стоимостную, физическую или  иную  характеристики объекта  налогообложения.24

   Налоговая  ставка   представляет  величину  налоговых  начислений   на единицу   измерения   налоговой   базы.   Налоговая   база  и  порядок    ее определения,   а   также    налоговые   ставки    по   федеральным   налогам устанавливаются  налоговым   законодательством.25

   Налоговым   периодом   считается календарный  год  или   иной   период применительно  к  отдельным  налогам,  по  окончании  которого  определяется налоговая   база   и   исчисляется   сумма  налога,   подлежащая   уплате  в бюджет.  Налоговый   период  может   состоять  из  одного   или   нескольких отчетных    периодов,   по   итогам    которых    уплачивается     авансовые платежи.26

   Сроки  уплаты налогов  устанавливаются  применительно  к каждому  налогу и сбору.   Сроки уплаты   налогов   и  сборов   определяются календарной   датой   или   истечением    периода    времени,   исчисляемого годами,  кварталами,  месяцами, неделями, и   днями,   а   также   указанием  на  событие,  которое  должно   наступить  или  произойти,  либо   действие, которое  должно быть совершено.27

   Порядок   уплаты  налогов   и   сборов  уплата  налогов   производится разовой  уплатой всей  суммы   налога   либо  в   порядке,   предусмотренном Налоговым  кодексом  РФ  и  другими  актами законодательства  о  налогах   и сборах. Уплата налогов  производится  в наличной  или   безналичной   форме.28

   Подлежащая    уплате    сумма     налога    уплачивается     (перечисляется) налогоплательщиком  в  установленные  сроки.

   В   необходимых    случаях   при   установлении    налога    в    акте законодательства   о  налогах   и  сборах  могут   также   предусматриваться налоговые  льготы  и  основания  для их  использования  налогоплательщиком. 29

   Льготами  по налогам  и сборам  признаются  предоставляемые  отдельным     налогоплательщикам    и    плательщикам     сборов,      предусмотренные законодательством  о налогах и сборах преимущества  по  сравнению  с  другими налогоплательщиками  или  плательщиками  сборов,   включая   возможность  не уплачивать налог или  сбор  либо уплачивать  их в  меньшем размере.

   Оклад налога - сумма налога, исчисленная на весь объект налога за определенный период, подлежащая внесению в бюджетный фонд.

   В налоговой практике сложился ряд  способов взимания налогов.

  1. Кадастровый, т.е. на основе кадастра - реестра, содержащего перечень типичных объектов (земля, доходы), классифицируемых по внешним признакам (например, размер участка земли; игровой стол в казино и т.д.); этот способ, в основе которого заложено установление среднего дохода, подлежащего обложению (например, в рублях с сотки с учетом местных условий), применяется при слабом развитии налогового аппарата либо в целях экономии и рационализации налогообложения.
  2. Изъятие налога до получения субъектом дохода, т.е. изъятие у источника выплаты дохода. Классический пример - исчисление и удержание налога бухгалтерией того юридического лица, которое выплачивает доход (заработную плату) субъекту налога. Достоинство этого способа заключается в практической невозможности уклонения от уплаты налога (в современной России главный бухгалтер несет уголовную и административную ответственность за полноту и своевременность удержания и уплаты налога).
  3. Декларационный. Изъятие налога после - получения дохода субъектом и представления последним декларации о всех полученных годовых доходах. Налоговые органы, исходя из указанных о декларации величин объектов обложения и действующих ставок, устанавливают оклад налога. Данный способ взимания налога возник с ростом масштабов и многообразия личных доходов граждан.
  4. Изъятие в момент расходования доходов при совершении покупок (например, такие налоги, как налог с оборота, налог с продаж, налог на добавленную стоимость, акцизы непосредственно оплачиваются покупателями, становящимися носителями налога).
  5. Изъятие в процессе потребления (например, дорожные сборы с владельцев автотранспортных средств).
  6. Административный способ, при котором налоговые органы определяют вероятный размер ожидаемого дохода и вычисляют подлежащий с него к уплате налог (например, налог на вмененный доход предприятий). 30

   Функции налогов.

   Социально-экономическая  сущность,  внутреннее содержание налогов  проявляется через их функции. Налоги выполняют три важнейшие функции.

  1. Обеспечение финансирования государственных расходов  (фискальная функция);
  2. Поддержание социального равновесия путем  изменения соотношения между  доходами  отдельных  социальных  групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная  функция). Посредством налогов в государственном  бюджете  концентрируются  средства,  направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных,  так  и социальных,  финансирование  крупных  межотраслевых,   комплексных   целевых программ  —  наyчно-технических,  экономических и др.  С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий  и  предпринимателей, доходов граждан, направляя ее  на  развитие  производственной  и  социальной инфраструктуры,  на  инвестиции  в  капиталоемкие  и  фондоемкие  отрасли с длительными  сроками  окупаемости  затрат  (железные   дороги,   автострады, добывающие отрасли, электростанции  и  др.).  Перераспределительная  функция налоговой  системы  носит   ярко   выраженный   социальный   характер.   Это достигается  путем  установления   прогрессивных   ставок   налогообложения, направления  значительной  части  бюджета  средств   на   социальные   нужды населения,  полного  или  частичного  освобождения   от   налогов   граждан, нуждающихся в социальной защите.
  3. Государственное регулирование экономики (регулирующая функция).

   Во  всех государствах,  при всех общественных формациях налоги в первую очередь  выполняли фискальную функцию, т. е. обеспечивали финансирование общественных расходов, в первую очередь расходов государства.

   Виды  налогов.

   По  видам налогоплательщиков налоги подразделяются на налоги с юридических и с физических лиц.

   В зависимости от механизма изъятия различают прямые налоги (подоходные, поимущественные, ресурсные и др.) и косвенные (на обращение и потребление). Прямые налоги взимаются непосредственно с налогоплательщика. Косвенные налоги в виде фиксированной добавки к цене опосредованно перекладываются на покупателя, выступающего носителем налога. Объектом обложения выступают товары и услуги, при этом продавец товара выступает только конечным субъектом-налогоплательщиком.

   По  порядку отражения  в бухгалтерском  учете выделяют налоги:

  • относимые на увеличение цены товара (работы, услуги), т.е. косвенные налоги;
  • относимые на себестоимость (издержки) продукции;
  • относимые на финансовые результаты (чистая прибыль, с доходов от капитала, с доходов физических лиц);
  • уплачиваемые за счет чистой прибыли.

   К федеральным налогам  и сборам относятся:

  • налог на добавленную стоимость - налог, представляющий собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения;
  • акцизы - по способу взимания делятся на индивидуальные и универсальные. Индивидуальные - устанавливаются на отдельные виды товаров и услуг и взимаются по твердым ставкам с единицы измерения товара (услуг). Универсальные - устанавливаются в процентах к стоимости товаров или услуг.
  • налог на доходы физических лиц - основной вид прямых налогов, взимаемых с доходов физических лиц. Плательщиками являются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ (т. е. лица, фактически находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году), а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ. Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками: a) от источников в РФ и (или) от источников за пределами РФ - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ; б) от источников в РФ - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ;
  • налог на прибыль организаций - основной прямой налог на юридических лиц. Плательщиками являются: а) российские организации; б) иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ. Объектом налогообложения является прибыль организации, под которой понимаются полученные организацией доходы, уменьшенные на величину расходов в соответствии с положениями, установленными налоговым законодательством;
  • налог на добычу полезных ископаемых - налог, взимаемый с организаций и индивидуальных предпринимателей, признаваемых пользователями недр в соответствии с законодательством РФ. Объектом налогообложения являются добытые полезные ископаемые;
  • водный налог - налог, взимаемый с организаций и физических лиц, осуществляющих специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством РФ;
  • сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов - сборы за разрешения (лицензии) на охоту, взимаемые с целью контроля и регулирования использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания;
  • государственная пошлина - сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при их обращении в уполномоченные органы, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий (включая выдачу документов, их копий, дубликатов).

Информация о работе Понятие бюджетного процесса