Понятие бюджетного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 14:09, контрольная работа

Описание работы

Бюджетный процесс - регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности. 1

Работа содержит 1 файл

Кр готовая.docx

— 72.79 Кб (Скачать)

   Банк  России до 1 октября представляет проект основных направлений единой государственной  денежно-кредитной политики на очередной  финансовый год.

   Предварительно  указанный проект направляется Президенту РФ и в Правительство РФ.

   Государственная Дума рассматривает проект бюджета  в четырех чтениях.

   В первом чтении: Государственная Дума обсуждает концепцию и прогноз социально-экономического развития РФ, основные направления бюджетной и налоговой политики, основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ, проект программы внешних заимствований РФ в части источников внешнего финансирования покрытия дефицита федерального бюджета, а также основные характеристики бюджета. Государственная Дума заслушивает доклад Правительства РФ, Комитета по бюджету и профильного комитета, ответственного за рассмотрение проекта бюджета, доклад Председателя Счетной палаты и принимает решение о принятии или отклонении проекта. В случае отклонения проекта Государственная Дума может передать проект в согласительную комиссию (состоящую из представителей Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства РФ), вернуть проект Правительству на доработку или поставить вопрос о доверии Правительству РФ (в случае отставки Правительства РФ в связи с отклонением проекта закона о федеральном бюджете вновь сформированное Правительство РФ представляет новый вариант проекта закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год не позднее 30 дней после его сформирования). При передаче проекта в согласительную комиссию она разрабатывает согласованный вариант основных характеристик бюджета, после чего проект вновь вносится на рассмотрение в первом чтении в Государственную Думу. По итогам рассмотрения проекта в первом чтении принимается постановление Государственной Думы о принятии проекта закона о федеральном бюджете в первом чтении.

   Во  втором чтении: Государственная Дума утверждает расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденного в первом чтении, и размер Федерального фона финансовой поддержки субъектов РФ. Государственная Дума рассматривает во втором чтении закон о бюджете в течении 15 дней со дня его принятия в первом чтении. Если проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год отклоняется во втором чтении, она передает указанный законопроект в согласительную комиссию.

   В третьем чтении: Государственная Дума рассматривает расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации, распределение средств Фонда федеральной поддержки субъектов РФ по субъектам РФ, расходов по федеральным целевым программам, Федеральной адресной инвестиционной программе в пределах расходов, утвержденных во втором чтении; перечень защищенных статей федерального бюджета, Программу государственных внешних заимствований РФ, программы предоставления гарантий Правительства РФ, программы предоставления средств федерального бюджета на возвратной основе по каждому виду расходов, программу государственных внешних заимствований РФ.

   Субъекты  права законодательной инициативы направляют свои поправки по третьему чтению в Комитет по бюджету. Государственная  Дума рассматривает проект о бюджете  в третьем чтении в течение 25 дней со дня принятия указанного законопроекта во втором чтении.

   При рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете  в четвертом чтении проект голосуется в целом; внесение поправок в проект, возможное во втором и третьем чтениях, в четвертом чтении не допускается. Проект закона о федеральном бюджете рассматривается в течении 15 дней со дня принятия его в третьем чтении. Принятый Государственной Думой закон о федеральном бюджете на очередной год передается на рассмотрение Совету Федерации в течение 5 дней после его принятия. Федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации в порядке, предусмотренном Конституцией РФ. Следует обратить внимание, что после голосования в четвертом чтении проект закона о бюджете становится законом. Совет Федерации рассматривает федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение 14 дней со дня предоставления его Государственной Думой, при этом закон на предмет его одобрения голосуется в целом (ст. 208 БК РФ).

   Одобренный  Советом Федерации закон в  течение пяти дней направляется Президенту РФ для его подписания и обнародования. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации он посылается в согласительную комиссию. Согласительная комиссия выносит на повторное рассмотрение Государственной Думой закон  о федеральном бюджете в течение 10 дней. Государственная Дума повторно рассматривает закон о бюджете  в одном чтении.

   В случае несогласия Государственной  Думы с решением Совета Федерации  закон о федеральном бюджете  считается принятым, если при повторном  голосовании за него проголосовало  не менее двух третей общего числа  депутатов Государственной Думы (ст. 207 БК РФ).

   Секретные статьи федерального бюджета рассматриваются  на закрытом заседании палат Федерального Собрания. Порядок расходования средств  специальных секретных программ устанавливается Президентом РФ.

   В случае отклонения Президентом РФ закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год указанный закон передается в согласительную комиссию. В согласительную комиссию обязательно включается представитель Президента РФ.

   В случае непринятия ГД закона о федеральном  бюджете до 1 декабря текущего года или невступления его в силу до 1 января по другим причинам Государственная  Дума может принять федеральный  закон о финансировании расходов из федерального бюджета в I квартале очередного финансового года..

   В случае изменения финансирования по сравнению с утвержденным федеральным  бюджетом более чем на 10% орган  исполнительной власти вносит проект федерального закона о внесении изменении  и дополнении в федеральный закон  о федеральном бюджете, который  рассматривается в Государственной  Думе снова в трех чтениях, в течение 15 дней.

   Если  проект закона о внесении изменений  и дополнений не принимается в  указанный срок, Правительство РФ имеет право на пропорциональное сокращение расходов бюджета, если в  законе о бюджете не предусмотрено  иное (ст. 213 БК РФ).

   На  территории каждого субъекта РФ порядок  и условия образования, рассмотрения и утверждения бюджета устанавливаются  соответствующими представительными  органами власти, которые принимают  законы о бюджетном процессе на данной территории. Каждый закон должен соответствовать  общим принципам бюджетного процесса и правилам составления, рассмотрения и утверждения федерального бюджета.

   Исполнение  бюджета.

   В соответствии с БК РФ в России устанавливается  казначейское исполнение бюджетов. Исполнение федерального бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда обеспечивается Правительством РФ, а организация  исполнения бюджета возлагается  на Минфин России.

   Для кассового обслуживания исполнения бюджетов Федеральное казначейство открывает счета в Банке России с учетом положений ст. 156 и 216 БК РФ. Все кассовые операции по исполнению бюджетов осуществляются Федеральным  казначейством через указанные  счета и отражаются в отчетности о кассовом исполнении бюджетов, представляемой им финансовым органам.

   Федеральный бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов. Принцип единства кассы предусматривает  зачисление всех поступающих доходов  бюджета, привлечение и погашение  источников финансирования дефицита бюджета  и осуществление всех расходов с  единого счета бюджета, за исключением  операций, осуществляемых за пределами  России.

   Исполнение  федерального бюджета по доходам  предусматривает:

  • перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;
  • распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов;
  • возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;
  • учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета.

   Санкционирование  расходов бюджетов включают:

  • составление и утверждение бюджетной росписи;
  • утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств;
  • утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям;
  • утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств;
  • принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;
  • подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.

   Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического, наличия бюджетных  средств на едином счете бюджета  с соблюдением обязательных последовательно  осуществляемых процедур санкционирования и финансирования.

   Процедура финансирования заключается в расходовании бюджетных средств. Федеральное казначейство регистрирует все операции, связанные с поступлением в федеральный бюджет доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, а также с санкционированием и финансированием расходов бюджета, в Главной книге Федерального казначейства. Согласно «Инструкции по бюджетному учету» (утв. приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г.), Главная книга ведется на основе Единого плана счетов бюджетного учета. Записи в Главной книге казначейства осуществляются по факту совершения соответствующих операций в процессе исполнения бюджета и являются основой для формирования отчетов об исполнении федерального бюджета.

   Контроль  за исполнением бюджетов.

   Отчеты  об исполнении бюджетов всех уровней  составляются по единой методике и  на основе единой бюджетной классификации. Правительство РФ представляет ежеквартальные и годовые отчеты об исполнении федерального бюджета в палаты Федерального собрания. В состав отчетности включаются:

  • бухгалтерский баланс исполнения бюджета;
  • отчет об исполнении бюджета по доходам и расходам;
  • пояснительная записка.

   Бухгалтерский баланс исполнения конкретного бюджета  отражает данные об исполнении бюджета  за отчетный период и предшествующие годы. Отчет об исполнении бюджетов по расходам составляется в соответствии с функциональной, ведомственной  и экономической классификациями  расходов бюджетов.

   Отчет об исполнении федерального бюджета  составляется на основании данных бухгалтерского учета органов Федерального казначейства и отчетов главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных  средств. Отчет об исполнении федерального бюджета представляется в Правительство  Российской Федерации одновременно со следующими отчетами:

  • о расходовании резервных фондов Правительства и Президента Российской Федерации;
  • о бюджетных ссудах Министерства финансов Российской Федерации;
  • о предоставленных государственных гарантиях;
  • о внутренних и внешних заимствованиях по видам заимствований;
  • о состоянии государственного долга Российской Федерации;
  • о выполнении сметы доходов и расходов бюджетных учреждений по доходам от предпринимательской деятельности.

   Пояснительная записка содержит анализ исполнения бюджета за отчетный период и методику составления отчетности. Анализ исполнения федерального бюджета по расходам основывается на данных о финансировании расходов из федерального бюджета. Годовой отчет  об исполнении федерального бюджета  представляется не позднее 20 мая следующего года. Одновременно с ним в Правительство  РФ представляются:

  • отчет о рассмотренных в судах делах, наложенных и произведенных взысканиях за нарушение бюджетного законодательства;
  • отчет о пополнении и расходовании ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации;
  • проект закона об исполнении федерального бюджета.

Информация о работе Понятие бюджетного процесса