Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 20:12, реферат

Описание работы

Успешное проведение налоговой политики государства зависит от разумного налогового законодательства и эффективной системы контроля за его выполнением. В условиях несовершенства и нестабильности налоговых законов, порождающих неприятие налоговой системы, правовой нигилизм налогоплательщиков и, как следствие, уклонение от налогов, проявляется зависимость эффективности налогового контроля от качества правовой базы, как важнейшего условия его осуществления.

Содержание

Введение 3
Правовые основы налогообложения юридических лиц в России 4
Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль 9
Налог на добавленную стоимость 15
Другие виды налогов с юридических лиц 21
Заключение 24
Список литературы 25

Работа содержит 1 файл

Ready_Налоги с юридических лиц.doc

— 132.50 Кб (Скачать)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

Введение

Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Налоги - наиболее действенный инструмент регулирования новых экономических  отношений. В частности, они призваны ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию.

Успешное проведение налоговой  политики государства зависит от разумного налогового законодательства и эффективной системы контроля за его выполнением. В условиях несовершенства и нестабильности налоговых законов, порождающих неприятие налоговой системы, правовой нигилизм налогоплательщиков и, как следствие, уклонение от налогов, проявляется зависимость эффективности налогового контроля от качества правовой базы, как важнейшего условия его осуществления.

Законодательство по налогообложению  должно разрабатываться и совершенствоваться с учетом того, что налоговая система  и механизм ее реализации должны быть самым тесным образом увязаны  со стратегией экономических реформ, способствовать достижению целей и задач государственной социально-экономической и финансово-бюджетной политики.

 

Правовые основы налогообложения  юридических лиц в России

Финансово-бюджетная  система охватывает отношения по поводу формирования и использования финансовых ресурсов государства - бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать эффективную реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Важной «кровеносной артерией» финансово-бюджетной системы являются налоги.

Изъятие государством в  пользу общества определенной части  стоимости валового внутреннего  продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта:

  • работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;
  • хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.

За счет налоговых  взносов, сборов, пошлин и других платежей формируются финансовые ресурсы государства. Экономическое содержание налогов выражается, таким образом, взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства, с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов.

А. Смит в своем классическом сочинении «Исследование о природе и причинах богатства народов» считал основными принципами налогообложения1:

  1. Подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, сообразно своей относительной платежеспособности, т.е. соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной правительства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им приведет к так называемому равенству или неравенству обложения.
  2. Налог, который обязан уплачивать каждый, должен быть точно определен, а не произволен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому.
  3. Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика.
  4. Каждый налог должен быть так устроен, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства.

Несмотря на необходимость  учета специфики каждой страны, любая  налоговая система должна отвечать конкретным принципам.

В условиях кардинального  реформирования современной налоговой  системы России и учитывая многоаспектность содержания налогов, их комплексный  характер и неоднозначную природу, необходимо отметить, что каждой сфере  налоговых отношений соответствует своя система принципов налогообложения, через которые на практике осуществляется построение и структурное взаимодействие, реальное функционирование национальной налоговой системы.

Кроме того, организационные  принципы налоговой системы обуславливают  основные направления ее развития и управления. Именно от их содержания берут свои истоки многие базовые положения российских финансов вообще и налогообложения в частности. Поэтому их недооценка или недостаточная проработка на теоретическом уровне неизбежно вызовут проблемы во всей системе в целом.

Основные принципы организации  налогообложения российской налоговой  системы закреплены преимущественно  в Конституции РФ и первой части  Налогового кодекса Российской Федерации, в котором учтены принципы налогообложения  и сборов, обозначенные в постановлениях Конституционного Суда РФ.

Принцип единства налоговой  системы. Единство финансовой политики, включая налоговую, и единство налоговой  системы закреплены в ряде статей Конституции Российской Федерации. Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики.2 Это положение развивает одну из основ конституционного строя России - принцип единства экономического пространства3, означающий в том числе, что на территории России не допускается установление таможенных границ, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, работ, услуг и финансовых средств.4

Кроме того, принцип единства налоговой системы обеспечивается единой системой федеральных налоговых органов. Именно поэтому согласно Конституции России не допускается установление налогов, нарушающее единство экономического пространства страны, т.е. недопустимо как введение региональных налогов, которое может ограничивать свободное перемещение товаров, работ, услуг, финансовых средств в пределах единого экономического пространства, так и введение региональных налогов, которое может позволить формировать бюджеты одних территорий за счет налоговых доходов других либо переносить уплату налогов на налогоплательщиков других территорий.

Принцип подвижности (эластичности). Данный принцип был сформулирован  еще в конце XIX в. немецким экономистом В.Вагнером, отмечавшим приоритет публичных интересов в налогообложении, по сравнению с частными. Принцип подвижности гласит, что налог и некоторые налоговые механизмы могут быть оперативно изменены в сторону уменьшения или увеличения налогового бремени в соответствии с объективными нуждами и возможностями государства.

Этот принцип характерен не только для российской налоговой системы, переживающей свое становление (с 1992 г. в Закон о налоге на добавленную стоимость было внесено 16 изменений и дополнений, в Закон о налоге на прибыль - 14, в Закон о налоге на имущество - 8, в Закон об акцизах - 5), но и для устоявшихся и сформировавшихся налоговых систем (в 1992 г. в Германии в законодательство по подоходному налогу было сделано 125 поправок).

Кроме того, подвижность  налогообложения проявляется в  регулярном заполнении правовых пробелов в налоговом законодательстве страны. В своем большинстве подвижность выступает в качестве контрмер государства против активных действий части налогоплательщиков по уклонению от уплаты налогов. Поскольку не все налоги обладают подвижностью, то налоговая система государства в обязательном порядке должна содержать в себе и такие налоги, которые при увеличении потребностей можно было бы увеличить. В то же время подвижность означает, в первую очередь, постепенное внутреннее развитие налоговой системы, но никак не ее качественное реформирование.

Реализация данного принципа в российской налоговой системе имеет серьезные недостатки. По мнению многих иностранных экспертов, частые и непредсказуемые изменения налогового законодательства являются одной из самых серьезных причин, по которым иностранные инвесторы отказываются работать в России5.

Принцип стабильности. Согласно принципу стабильности налоговая система  должна действовать в течение  ряда лет вплоть до налоговой реформы. Налоговая реформа по общему правилу  недопустима. Введение налоговой реформы  должно проводиться только в исключительных случаях в строго определенном порядке. Во многих зарубежных странах с давних пор сложилась нормотворческая практика, согласно которой любые изменения и дополнения, вносимые в налоговые законы, могут вступать в силу только с начала нового финансового года.

Этот принцип обусловлен не только интересами налогоплательщика. Необходимо помнить, что смена налоговой  системы объективно влечет к резкому  сокращению налоговых поступлений  в бюджет, а для восстановления равновесия необходим ряд лет.

Принцип множественности  налогов. Данный принцип включает в  себя несколько аспектов. Важнейшим  является тот, согласно которому налоговая  система государства должна быть основана на совокупности дифференцированных налогов и объектов обложения. Комбинация различных налогов и облагаемых объектов должна образовывать такую систему, которая бы отвечала требованию перераспределения налогов по плательщикам.

Другим по значимости аспектом этого принципа выступает  недопустимость «бюджета одного налога», поскольку при неожиданном изменении экономической или политической ситуации доходная часть бюджета может просто не состояться.

Множественность налогов  позволяет создать предпосылки  для проведения гибкой налоговой  политики государством, в большей  мере уловить платежеспособность налогоплательщиков, выровнять и сделать общее налоговое бремя психологически менее заметным, отразить разнообразие форм доходов с учетом всех сторон экономической деятельности граждан и фирм, воздействовать на потребление и накопление.

Кроме того, из принципа множественности следует эффект взаимодополняемости налогов, согласно которому искусственная оптимизация  по одному налогу неизменно влечет за собой рост платежей по другому.

Единое экономическое  пространство России предопределяет политику российского государства на унификацию налоговых изъятий. Этой цели служит принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов, которые могут устанавливаться органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Данное положение является проявлением государственно-правовой идеи фискального федерализма, как основного способа распределения налоговых полномочий между федеральными и региональными властями, а также органами местного самоуправления. Стержень идеи - распределение налоговых доходов между различными уровнями бюджета на научной оптимальной основе.

В соответствии с Законом  Российской Федерации от 16 июля 1992 г. «О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России»  п.2 ст.18 Закона об основах налоговой системы был дополнен положением, согласно которому органы государственной власти всех уровней не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, которые не предусмотрены законодательством Российской Федерации, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей.

Необходимо отметить, что рассматриваемый  принцип не был последовательным и однозначным в процессе развития налоговой системы страны. Так  с 1 января 1994 г. после Указа Президента России от 22 декабря 1993 г. № 2268 региональным и местным органам власти были предоставлены самостоятельные права по установлению и введению налогов. Даже после отмены этого положения (Указ Президента России от 18 августа 2002 г. № 1214) органы власти на местах продолжали практику «налогового творчества». Принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов нашел свое окончательное воплощение только после того, как этот вопрос стал предметом рассмотрения Конституционного Суда России, который в постановлении от 21 марта 2001 г. указал, что данный принцип фактически закреплен во взаимосвязанных п.2 ст.18, п.1 и п.2 ст. 20 Закона об основах налоговой системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль

Всеобщим исходным источником налоговых отчислений, сборов, пошлин и других платежей независимо от объекта налогообложения является валовой внутренний продукт. Валовой внутренний продукт образует первичные денежные доходы основных участников общественного производства и государства как организатора хозяйственной жизни в национальном масштабе: оплата труда работников, прибыль хозяйствующих субъектов и централизованный доход государства.

Налоговая система Российской Федерации  представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых  в установленном порядке с плательщиков - физических и юридических лиц на территории страны. Все налоги, сборы, пошлины и другие платежи «питают» бюджетную систему Российской Федерации.

Законодательством установлено, что объектами налогообложения  являются6:

    • прибыль (доход);
    • стоимость определенных товаров;
    • добавленная стоимость продукции, работ, услуг;
    • имущество юридических и физических лиц;
    • передача имущества (дарение, наследование);
    • операции с ценными бумагами;
    • отдельные виды деятельности;
    • другие объекты, установленные законом.

Налог на прибыль во всех странах имеет двоякое значение: фискальное и регулирующее. Во-первых, он является важным доходом бюджета. В консолидированном бюджете  РФ, объединяющем бюджеты всех уровней  власти, налог на прибыль обеспечивает свыше одной трети всех поступлений, в федеральном. Во-вторых, налог на прибыль играет роль экономического инструмента регулирования экономики. Изменяя обложение прибыли юридических лиц, государство способно с помощью ставок, порядка расчета налогооблагаемой базы, налоговых льгот и санкций оказать большое влияние на динамику производства: либо стимулировать его развитие, либо сдерживать. Рост прибыли производителей увеличивает, в свою очередь, поступление в бюджет страны налога на прибыль. Доля прямых налогов и платежей в налоговых поступлениях в 2003 г. составила 45,3%, в том числе налог на прибыль - 66,8% прямых налогов, в 2004 г. - 57,8%, в том числе налог на прибыль - 72,3%. В 2005 году налог на прибыль обеспечил 76% прямых налогов.

Налог на прибыль предприятий и организаций действует на всей территории России. Плательщиками его являются:

  • юридические лица (в том числе бюджетные), включая созданные на территории России предприятия и организации с иностранными инвестициями;
  • компании, фирмы, любые другие организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств, которые осуществляют предпринимательскую деятельность в РФ через постоянные представительства;
  • филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет;
  • коммерческие банки и другие кредитные учреждения, их филиалы, включая банки с участием иностранного капитала, получившие лицензию ЦБ РФ, а также Центральный банк РФ и его учреждения в части прибыли, полученной от деятельности, не связанной с регулированием денежного обращения;
  • страховые организации, получившие лицензию в Федеральной службе России по надзору за страховой деятельностью.

Информация о работе Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль