Правовое регулирование госпошлины

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 16:24, курсовая работа

Описание работы

Термины «налог», «сбор», «пошлина» и т. д. являются синонимами, поскольку имеют одно и то же значение, и их употребление в том или другом случае объясняется лишь сложившимися практикой и традициями.
Вместе с тем нельзя не отметить, что между самими налогами, сборами и иными платежами существуют определенные различия теоретического характера, поскольку специфика в деталях правового регулирования отношений по поводу того или иного легального бюджетного изъятия существует всегда.

Работа содержит 1 файл

работа.docx

— 52.19 Кб (Скачать)

                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          3 Особенности предоставления государственной пошлины

При подаче исковых заявлений, апелляционных, кассационных жалоб уплата государственной пошлины должна быть документально подтверждена. В соответствии со ст. 108, 151, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исковое заявление (заявление), апелляционная или кассационная жалоба подлежат возвращению, если не приложены документы, подтверждающие уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере. Арбитражный суд при решении вопроса о принятии или возвращении заявления) жалобы проверят соответствие суммы государственной пошлины размеру, установленному пунктом 2 ст. 4 Закона. При определении размера государственной пошлины за базовую берутся, как правило, одна из двух величин — минимальный размер оплаты труда или определенный процент от цены иска. В тех случаях, когда размер государственной пошлины установлен в кратном размере от минимального размера оплаты труда, апелляционная или кассационная жалоба оплачивается государственной пошлиной в соответствии с п. 1 ст. 6 Закона исходя из минимального размера оплаты труда на день уплаты государственной пошлины. Арбитражный суд проверяет также соблюдение порядка уплаты государственной пошлины, установленного инструкцией Госналогслужбы России от 15.05.96 № 42 «По применению Закона Российской Федерации "О государственной пошлине"».

Бывают случаи, когда в  силу ряда причин уплата государственной пошлины производится не непосредственно лицом, обязанным произвести уплату в силу требований законодательства. Если уплата государственной пошлины в установленных порядке и размере произведена за истца (заявителя), за лицо, подающее апелляционную или кассационную жалобу, другим лицом, арбитражный суд исходит из того, что государственная пошлина фактически уплачена, зачислена в федеральный бюджет, и, следовательно, оснований для возвращения искового заявления (заявления), жалобы по мотиву уплаты государственной пошлины ненадлежащим лицом не имеется.

Предоставление отсрочки и рассрочки уплаты государственной  пошлины

Отсрочка или рассрочка  уплаты государственной пошлины, а также уменьшение ее размера производятся, как правило, в случае неспособности заинтересованной стороны произвести ее уплату сразу по письменному ходатайству заинтересованной стороны или по каким-либо другим основаниям, предусмотренным законодательством о государственной пошлине. Ходатайство может быть изложено в исковом заявлении, апелляционной или кассационной жалобе либо в отдельном заявлении, приложенном к соответствующему заявлению (жалобе). При этом следует учитывать, что ходатайство об отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины, уменьшении ее размера, поданное до обращения с исковым заявлением (заявлением),

апелляционной или кассационной жалобой, возвращается арбитражным  судом без рассмотрения. В ходатайстве должны быть приведены соответствующие обоснования с приложением документов, свидетельствующих о том, что имущественное положение заинтересованной стороны не позволяет ей уплатить государственную пошлину в установленном размере при подаче искового заявления (заявления), апелляционной или кассационной жалобы. К документам, устанавливающим имущественное положение заинтересованной стороны, относятся:

— подтвержденный налоговым органом перечень расчетных и иных счетов, наименования и адреса банков и других кредитных учреждений, в которых эти счета открыты (включая счета филиалов и представительств юридического лица заинтересованной стороны);

— подтвержденные банком (банками) данные об отсутствии на соответствующем счете (счетах) денежных средств в размере, необходимом для уплаты государственной пошлины, а также об общей сумме задолженности владельца счета (счетов) по исполнительным листам и платежным документам; к ходатайству об уменьшении размера государственной пошлины прилагаются документы о находящихся на счете (счетах) денежных средствах.

Представления документов, подтверждающих обращение истца (заявителя), лица, подающего апелляционную или кассационную жалобу, к банкам и иным организациям за получением заемных средств, а также свидетельствующих об отсутствии у них ликвидного имущества, за счет реализации которого могла бы быть получена денежная сумма, необходимая для уплаты государственной пошлины, не требуется.

При наличии ходатайства  об отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины исковое заявление (заявление), апелляционная или кассационная жалоба уже не может быть возвращена в связи с неуплатой государственной пошлины. Если ходатайство касается уменьшения размера государственной пошлины, исковое заявление (заявление), апелляционная или кассационная жалоба подлежит оплате государственной пошлиной в остальной части.

При принятии искового заявления (заявления), апелляционной или кассационной жалобы рассмотрение ходатайства об отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины и уменьшении ее размера производится единолично судьей арбитражного суда соответствующей инстанции. 06 удовлетворении ходатайства указывается в определении о принятии искового заявления (заявления), апелляционной или кассационной жалобы, об отказе в удовлетворении ходатайства — в определении о возвращении искового заявления (заявления), апелляционной или кассационной жалобы. В определении согласно части 2 ст. 140 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должны быть указаны мотивы, по которым ходатайство удовлетворено либо в его удовлетворении отказано.

Во всех ли случаях арбитражными судами удовлетворяются такие ходатайства? Нет, не во всех. Ходатайство об отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины, уменьшении ее размера может быть удовлетворено арбитражным судом только в тех случаях, когда представленные документы свидетельствуют об отсутствии на банковских счетах денежных средств в размере, необходимом для уплаты государственной пошлины. При отсутствии таких документов в удовлетворении ходатайства отказывается. При этом арбитражный суд не может по своему усмотрению отказывать в отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины и уменьшении ее размера, если имеются объективные основания для удовлетворения ходатайства.

Определение о возвращении  искового заявления (заявления), апелляционной  или кассационной жалобы в связи  с отказом в удовлетворении ходатайства  может быть обжаловано на общих основаниях в соответствии со ст. 108, 151, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Возможность обжалования определения об удовлетворении ходатайства и о принятии искового заявления (заявления), апелляционной или кассационной жалобы Кодексом не предусмотрена.

В тех случаях, когда при  отсрочке или рассрочке уплаты государственной  пошлины до дня заседания арбитражного суда сторона не представила к  этому сроку документ, подтверждающий ее уплату, вопрос о взыскании с соответствующей стороны государственной пошлины решается арбитражным судом при принятии решения, определения, постановления. Если арбитражный суд удовлетворяет исковые требования (жалобу), государственная пошлина взыскивается с другой стороны непосредственно в доход федерального бюджета. При отказе в удовлетворении исковых требований (жалобы) государственная пошлина взыскивается в федеральный бюджет с лица, которому дана отсрочка или рассрочка в ее уплате.

При уменьшении арбитражным  судом размера государственной  пошлины и удовлетворении исковых требований заявителю возмещаются понесенные им расходы по уплате государственной пошлины за счет ответчика. При этом сумма государственной пошлины, на которую она была уменьшена, подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета в общем порядке. При уменьшении арбитражным судом размера неустойки на основании статьи 333 ГК РФ (на основании данной статьи, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку) расходы истца по государственной пошлине подлежат возмещению ответчиком исходя из суммы неустойки, которая подлежала бы взысканию без учета ее уменьшения.

Распределение расходов по государственной пошлине

При распределении расходов по государственной пошлине арбитражный суд исходит из части 1 ст. 95 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой государственная пошлина относится на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований. Однако частью 3 этой же статьи Кодекса предусмотрено, что в случае, когда дело возникло вследствие нарушения лицом, участвующим в деле, установленного досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора, арбитражный суд вправе отнести на это лицо расходы по государственной пошлине независимо от исхода дела. Если досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора не установлен, арбитражный суд при добровольном удовлетворении ответчиком исковых требований после предъявления иска должен рассмотреть вопрос об отнесении на соответствующую сторону расходов по государственной пошлине исходя из части 1 ст. 95 Кодекса с учетом того, что требования истца фактически удовлетворены.

При подаче апелляционной  или кассационной жалобы, в которой решение, определение, постановление обжалуется только в части взыскания или отказа во взыскании государственной пошлины, оплата государственной пошлины производится исходя из обжалуемой суммы.

Льготы по уплате государственной  пошлины

Льготы по уплате государственной  пошлины предусмотрены ст. 5 Закона РФ "О государственной пошлине" и распространяются на различные категории юридических лиц и граждан, обращающихся за совершением юридически значимых действий или выдачей документов, в том числе и при обращении в арбитражные суды. Согласно указанной статье Закона имеется шесть категорий плательщиков, пользующихся льготами по уплате государственной пошлины, а именно:

— прокуроры, органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов;

— общественные организации инвалидов, их учреждения, учебно-производственные организации и объединения;

— федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) — по искам о взыскании штрафов с хозяйствующих субъектов за невыполнение ими предписаний указанных органов, данных в пределах их компетенции;

— органы управления и подразделения Государственной противопожарной службы МВД России при осуществлении своих функций, установленных законодательством Российской Федерации, — по искам, связанным с нарушением их прав, за исключением случаев, когда указанные органы являются стороной, не в пользу которой состоялось решение;

— налоговые, финансовые, таможенные органы и органы по валютному и экспортному контролю, выступающие в качестве истцов и ответчиков, — по искам о взыскании налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей в соответствующий бюджет и их возврате из соответствующего бюджета, за исключением случаев, когда указанные органы являются стороной, не в пользу которой состоялось решение;

— государственные учреждения, финансируемые из федерального бюджета, выступающие в качестве истцов и ответчиков.

Следует отметить особенности  применения льготы по уплате государственной пошлины в соответствии с подпунктом 1 п. 3 ст. 5 указанного Закона — органами государственной власти, органами местного самоуправления и иными органами, обращающимися в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов. На основании указанной статьи Закона перечисленные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах. Освобождение от уплаты государственной пошлины данных органов производится и при обращении в арбитражные суды с апелляционными и кассационными жалобами на решения, определения и постановления в том числе, когда они выступают в арбитражном процессе в качестве ответчиков. Однако если названные органы обращаются в арбитражные суды с исковыми заявлениями (заявлениями), апелляционными и кассационными жалобами по делам, связанным с их участием в гражданско-правовых отношениях в качестве учреждений, они обязаны уплатить государственную пошлину в установленном порядке.

Порядок уплаты и возврата государственной пошлины

Государственная пошлина  уплачивается в рублях в банки (их филиалы), а также путем перечисления сумм государственной пошлины со счета плательщика через банки (их филиалы). Прием банками (их филиалами) государственной пошлины осуществляется во всех случаях с выдачей квитанции установленной формы, которая и является документом, подтверждающим ее уплату. Государственная пошлина по делам, рассматриваемым арбитражными судами, уплачивается до подачи соответствующего заявления, апелляционной или кассационной жалобы и зачисляется в доход федерального бюджета по месту нахождения банка, принявшего платеж.

Возврат уплаченной государственной  пошлины производится в следующих случаях:

— внесения государственной пошлины в большем размере, чем это требуется по законодательству;

— возвращения или отказа в принятии заявления, жалобы и иного обращения судами, а также отказа в совершении нотариальных действий уполномоченными на то органами;

Информация о работе Правовое регулирование госпошлины