Правовое регулирование обязательно социального страховония

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 22:40, курсовая работа

Описание работы

Одной из основных задач любого государства является оказание социальной поддержки своим гражданам. Особенно актуальным это является для современной России в период перехода к рыночной экономике. Одна из основных черт рыночных отношений - наличие развитых систем защиты граждан: социального страхования и социальной помощи. При этом главным институтом защиты человека является социальное страхование. В период социально - экономических реформ, когда сложившиеся отношения между социальными объектами изменяются кардинальным образом, общество оказалось не готовым к осмыслению задач в области организации социального страхования в условиях рыночной экономики. В этой связи принципиально важным является изучение теоретических основ социального страхования, а также формирующейся законодательной базы.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..2
1. Понятие обязательного социального страхования …………………………..5
1.1 Характерные черты обязательного социального страхования ……………5
1.2 Принципы обязательного социального страхования………………………7
1.3 Виды обязательного социального страхования ……………………………9
2. Правовые основы обязательного социального страхования ………………10
2.1 Обязательное пенсионное страхование …………………………………...10
2.2 Обязательное социальное страхование от несчастных случаев ………...16
2.3 Обязательное медицинское страхование …………………………………22
Заключение ………………………………………………………………………25
Список литературы………………………………………………………………26

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 57.28 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ  
Введение …………………………………………………………………………..
1. Понятие обязательного социального страхования …………………………..5 
1.1 Характерные черты обязательного социального страхования ……………5 
1.2 Принципы обязательного социального страхования………………………7 
1.3 Виды обязательного социального страхования ……………………………9 
2. Правовые основы обязательного социального страхования ………………10 
2.1 Обязательное пенсионное страхование …………………………………...10 
2.2 Обязательное социальное страхование от несчастных случаев ………...16 
2.3 Обязательное медицинское страхование …………………………………22 
Заключение ………………………………………………………………………25 
Список литературы………………………………………………………………26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

   Одной из основных задач любого государства является оказание социальной поддержки своим гражданам. Особенно актуальным это является для современной России в период перехода к рыночной экономике. Одна из основных черт рыночных отношений - наличие развитых систем защиты граждан: социального страхования и социальной помощи. При этом главным институтом защиты человека является социальное страхование. В период социально - экономических реформ, когда сложившиеся отношения между социальными объектами изменяются кардинальным образом, общество оказалось не готовым к осмыслению задач в области организации социального страхования в условиях рыночной экономики. В этой связи принципиально важным является изучение теоретических основ социального страхования, а также формирующейся законодательной базы.

   В государствах с социально ориентированной экономикой развиты системы социальной защиты граждан, двумя основными составляющими которыми являются социальная помощь и социальное страхование. Программы социальной помощи предназначены для адресной, избирательной поддержки наиболее социально уязвимых групп населения. Такие программы финансируются преимущественно за счет бюджетных средств различных уровней и носят компенсационный характер. Как правило, система социальной помощи является институтом попечительства и вытекающими отсюда особенностями прямого государственного управления.

   Декларация о правах человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году, определила права каждого на социальную защиту с помощью социального страхования

   Социальное страхование распространяется, прежде всего, на активное, занятое население и финансируется за его счет, а также за счет работодателей. С развитием многообразных форм собственности сфера государственного обеспечения и его возможности сокращаются, то есть с переходом к рыночному хозяйствованию неизбежно меняется модель распределительных отношений. Для социального страхования это имеет принципиальных характер. В таких условиях возникает необходимость создание механизмов и форм социальной защиты, адекватных новым социально-экономическим условиям. В основу формирующейся системы социальной защиты должны быть положены страховые методы, суть которых сводится к распределению материальной ответственности по компенсации и минимизации социальных рисков на максимально возможное число участников, придание этому виду защиты организованной взаимопомощи и самоуправления.

   Система социального страхования хоть и медленно, но начинает меняться. На смену единой государственной форме социального страхования приходит развлетленная система автономных внебюджетных видов социального страхования: пенсионного, социального, медицинского.

   Социальное страхование - это один из важнейших механизмов регулирования социально-трудовой сферы.

   Целью исследования  данной курсовой работы является  правовое регулирование обязательного  социального страхования.

 В соответствии с данной целью в работе были поставлены и решались следующие задачи:

- понятие обязательного социального страхования

- характерные черты обязательного социального страхования

- принципы обязательного социального страхования

- виды обязательного социального страхования

- правовые основы обязательного социального страхования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие обязательного  социального страхования страхования.

   1.1. Характерные черты обязательного социального страхования.

   Характерными чертами страхования являются:

   Не постоянный, а вероятностный характер отношений.

   При страховании нельзя заранее предусмотреть ни время наступления страхового случая (определенного события, с которым связано возмещение потерь страхователю), ни размер причиненных убытков. Невозможно определить заранее и конкретного страхователя, интересы которого будут подлежать защите в тот или иной момент времени.

 Возвратность средств.

    Страховые платежи после объединения их в страховой фонд подлежат (за вычетом расходов за услуги страховой компании) выплате самим же страхователям. Размер выплат конкретному страхователю приданной форме страхования ( в отличие от социального) может зависеть не только от величины потерь, но и от условий конкретного страхового договора. Возврат средств, согласно среднестатистическим данным, осуществляется, как правило, по истечении пяти - десяти лет после их внесения.

Строго очерченный (замкнутый) характер перераспределительных отношений.

   Перераспределительные отношения при страховании заключаются в том, что сумма ущерба, подлежащая возмещению при наступлении страхового случая, распределяется между всеми участниками этих отношений. Субъекты страхования - юридические и физические лица - аккумулируют в специализированном предприятии (страховой компании) денежные фонды, за счет которых и осуществляется защита имущественных и личных интересов этих лиц. При этом риск раскладывается на всех страхователей, что особенно важно и максимально эффективно при нестабильных экономических условиях хозяйствования. Таким образом, перераспределительные отношения при страховании основываются на том, что общее количество страхователей, участвующих своими взносами в формировании страхового фонда, как правило, превышает число страхователей, получающих право на возмещение потерь, связанных с наступлением страхового случая (что в конечном итоге и делает возможным перераспределение). И поскольку этот фонд используется исключительно для возмещения потерь страхователям, размер страховых взносов будет зависеть от количества лиц, участвующих в этих отношениях: чем шире круг страхователей, тем меньшая доля придется на каждого из них в распределении ущерба. Поэтому возможность возместить значительный ущерб при незначительных суммах взносов появляется лишь тогда, когда количество страхователей будет максимальным. В этом одно из преимуществ государственного обязательного страхования.

   Целевое использование создаваемого фонда.

   Расходование страховых ресурсов осуществляется исключительно в строго определенных случаях, обусловленных условиями договора страхования. Порядок заключения и условия договора страхования регулируются нормами гражданского права.

 

 

 

 

  

1.2.Принципы обязательного  социального страхования

 

 

   Социальное страхование  гарантировано государством. Это  значит, что в случае нехватки  средств на выплаты установленных  законом пособий, средства должны  быть выделены из федерального бюджета. В управлении обязательным социальным страхованием участвуют через своих представителей сами застрахованные, т. е. лица наемного труда. Обязательное социальное страхование основывается на солидарной ответственности застрахованных за индивидуальные страховые риски.

   Обязательное социальное  страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального положения работающих граждан, подверженных социальным рискам.

   Обязательное социальное  страхование начинается с момента  заключения работником трудового  договора. Следовательно, всякий  работник, допущенный к работе, является  застрахованным. Страховые взносы  поступают в специализированную  организацию, являющуюся страховщиком.

   В федеральном  законе РФ "Об основах обязательного  социального страхования" от 9 июня 1999 г. оговорены страховые  случаи, при наступлении которых  застрахованное лицо получает  в той или иной форме материальную  поддержку от страховщика. Такая  поддержка называется страховым  обеспечением по обязательному  социальному страхованию. (Не путать  с социальным обеспечением, которое  адекватно понятию социальной  защиты!)

   К основным принципам  обязательного социального страхования  относятся:

   устойчивость финансовой  системы обязательного социального  страхования, обеспечиваемая эквивалентностью  страховых выплат и страховых  взносов;

   обязательный характер  социального страхования;

   государственные  гарантии соблюдения прав застрахованных  лиц на защиту от социальных  страховых рисков;

   государственное  регулирование системы обязательного  социального страхования;

   паритетность участия  представителей работников, работодателей  и государства в управлении  обязательным социальным страхованием;

обязательность уплаты страхователями (работодателями) страховых взносов;

целевое использование средств;

автономность финансовой системы обязательного социального  страхования.

   Необходимо отличать  обязательное социальное страхование  от обязательного государственного  страхования, которому подлежат  лица некоторых профессий, например, военнослужащие, космонавты, доноры, персонал  ядерных установок.

   Обязательное социальное  страхование (в отличие от социального  вспомоществования) имеет собственную финансовую базу, не зависящую от доходов, поступающих в бюджеты всех уровней.

 

 

 

 

1.3 Виды обязательного  социального страхования.

Условия и порядок осуществления  обязательного страхования определяются федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования. Федеральный закон о конкретном виде обязательного страхования  должен содержать положения, определяющие:

а) субъекты страхования;

б) объекты, подлежащие страхованию;

в) перечень страховых случаев;

г) минимальный размер страховой  суммы или порядок ее определения;

д) размер, структуру или порядок определения страхового тарифа;

е) срок и порядок уплаты страховой премии (страховых взносов);

ж) срок действия договора страхования;

з) порядок определения размера страховой выплаты;

и) контроль за осуществлением страхования;

к) последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субъектами страхования;

л) иные положения.

 

 

 

 

2. Правовые основы  обязательного социального страхования

  

2.1 Обязательное  пенсионное страхование

Основы регулирования  обязательного пенсионного страхования  на территории РФ наряду с регулирование  правоотношений в системе обязательного  пенсионного страхования, а также  определением правового положения  субъектов обязательного пенсионного  страхования устанавливаются Федеральным  законом "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" от 15.12.2001 № 167-ФЗ.

"Обязательное пенсионное  страхование - система создаваемых  государством правовых, экономических  и организационных мер, направленных  на компенсацию гражданам заработка  (выплат, вознаграждений в пользу  застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения" [5]. Субъектами обязательного пенсионного страхования могут быть федеральные органы государственной власти, страхователи, страховщик и застрахованные лица.

Страховщиком в обязательном пенсионном страховании является Пенсионный фонд Российской Федерации. Пенсионный фонд РФ (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему  органов управления средствами обязательного  пенсионного страхования в РФ, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда РФ перед застрахованными  лицами. Другими словами, при неисполнении Пенсионным Фондом РФ своих обязательств перед застрахованным лицом, государство  должно будет возместить данному  лицу причиненный ущерб (в любом проявлении). Застрахованными же лицами являются лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование. Ими могут быть граждане РФ, а также проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства:

работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору;

самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной  практикой нотариусы, адвокаты);

являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;

работающие за пределами  территории Российской Федерации в  случае уплаты страховых взносов;

являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов  Севера, занимающихся традиционными  отраслями хозяйствования, что в  их отношении является немного нецелесообразным;

иные категории граждан, у которых возникают отношения  по обязательному пенсионному страхованию.

Регистрация страхователей  в территориальных органах страховщика  является обязательной и осуществляется в тридцатидневный срок для: работодателей-организаций, а также крестьянских (фермерских) хозяйств - со дня государственной  регистрации по месту их нахождения; для физических лиц, которые самостоятельно уплачивают страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ (индивидуальных предпринимателей, частных детективов, нотариусов, занимающихся частной практикой, и других), - со дня государственной регистрации (получения лицензии на осуществление определенной деятельности) по месту жительства этих физических лиц, а в случае осуществления их деятельности в другом месте - по месту осуществления этой деятельности; для физических лиц, осуществляющих прием на работу наемных работников по трудовому договору или по контракту, а также выплачивающих вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, на которые в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы, - со дня заключения соответствующих договоров по месту жительства физических лиц, осуществляющих прием на работу (выплачивающих вознаграждения).

Информация о работе Правовое регулирование обязательно социального страховония