Правовое регулирование обязательного государственного страхования в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 13:12, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является выявление и всесторонний анализ правовых основ регулирования обязательного государственного страхования в России.

Объект исследования – обязательное государственное страхование в Российской Федерации.

Предмет исследования – правовые нормы ,регулирующие отношения в этой отрасли.

Для достижения указанной цели необходимо последовательно решить ряд задач, а именно:

-обратиться к истории развития страхования;

- раскрыть понятие и сущность обязательного государственного страхования; - проанализировать правовые основы регулирования обязательного государственного страхования;

-охарактеризовать его основные виды.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

I Теоретические основы обязательного государственного страхования...5

1.1 История развития страхования в России…………………………..……5

1.2 Понятие и сущность обязательного государственного страхования..9

II Специфика правового регулирования обязательного государственного страхования в Российской Федерации………………………………………13

2.1 Правовые основы регулирования обязательного государственного страхования……………………………………………………………………..13

2.2 Виды обязательного государственного страхования и их характеристика………………………………………………………………...24

Заключение ……………………………………………………………………28

Список литературы …………………………………………………….……..

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа (финансовое право).docx

— 71.75 Кб (Скачать)

   С приходом новых экономических отношений опять начался и новый этап развития страхования в России. Появились и разрабатываются всё новые виды страхования, например, такие, как страхование ответственности в различных сферах деятельности, ипотечное, финансовых рисков и т. д. Можно сказать, что становление современного страхования в России началось с принятием закона Российской Федерации «О страховании» от 27 ноября 1992 г. № 4015-1. В настоящее время страховое законодательство совершенствуется в интересах страхователей, страховщиков, самого государства в соответствии с требованиями времени.

   России ещё предстоит пройти долгий путь совершенствования в страховой деятельности, как это делали иностранные государства. В нашем государстве заложены огромные перспективы развития этой сферы, так как экономика только ещё формируется. Ещё не ясны пути, по которым пойдёт развитие страхового дела в России, но определённо, это будут своеобразные направления, присуще только специфики нашего государства. Важно чтобы страхование заняло достойное место в экономике страны, так как этот вид деятельности способствует появлению действительно рыночной экономики (как и нового общества), не зависимой от неблагоприятных случайных воздействий, пагубных (критических) для существования субъектов экономики и общества 

 

1.2 Понятие и сущность обязательного государственного страхования.

   Как уже отмечалось выше, в условиях острейшего экономического кризиса особую роль для выживания отечественного рынка страхования приобретает развитие обязательных видов страхования и, в частности, обязательного государственного страхования за счет бюджета

   Статья 969 ГК содержит определение обязательного государственного страхования, которое не отвечает некоторым признакам страхового обязательства. Так, согласно указанной статье обязательное государственное страхование представляет собой совокупность общественных отношений по защите социальных интересов граждан и интересов государства при причинении вреда жизни и здоровью государственных служащих, а также при уничтожении и (или) порче их имущества, за счет средств, выделяемых из соответствующего бюджета министерствам и другим органам исполнительной власти.

   В данном определении следует обратить внимание на следующие принципиальные моменты. Во-первых, законодатель обращает внимание на цель обязательного государственного страхования - обеспечение социальных интересов граждан и интересов государства, акцентируя тем самым внимание на защитнообеспечительной функции страхования вообще и обязательного государственного страхования в частности. Во-вторых, в названной статье определяется источник средств, из которых осуществляется обязательное государственное страхование, бюджет соответствующего уровня, а также указываются лица, которым данные средства выделяются (страхователи), министерства и другие органы исполнительной власти. В-третьих, говорится, что обязательное государственное страхование может осуществляться в отношении жизни, здоровья и имущества определенных категорий государственных служащих. Тем самым ограничивается число граждан, подлежащих обязательному государственному страхованию, - только государственные служащие, а равно круг объектов страхования, а именно: жизнь, здоровье и имущество указанных лиц. Из приведенного определения следует также, что обязательное государственное страхование осуществляется исключительно государственными страховыми или иными государственными организациями (страховщиками).

   Но данное определение обязательного государственного страхования не позволяет отграничить отношения, складывающиеся при нем, от отношений принципиально иных по своему характеру, а именно юридической ответственности. Осложняет расчленение понятий ответственности работодателя перед служащим и обязательного государственного страхования еще и то, что в большинстве нормативных актов, регулирующих порядок прохождения службы отдельных категорий государственных служащих, нормы об обязательном государственном страховании содержатся в одних и тех же статьях совместно с нормами о компенсации государственным служащим личного и имущественного вреда, причиненного им при выполнении служебных обязанностей.

  «Сущность страхования состоит в предоставлении страховой защиты. Страховую защиту можно объяснить как двустороннюю реакцию человечества на возможные опасности природного, техногенного, экономического, социального, экологического и другого происхождения. С одной стороны, страховая защита вызывается объективной потребностью физических и юридических лиц в сохранении своих имущественных интересов, связанных с различными сторонами жизнедеятельности. С другой стороны, эта потребность сопровождается соответствующей способностью людей в обеспечении названных интересов»2.

   Если потребность в защите  порождается страхом, а способность  к защите осознанием в силу  этого страха необходимости создания  соответствующих натуральных или  денежных фондов, при помощи которых  можно обеспечить сохранность  имущественных, личностных и прочих  интересов людей, то можно сказать,  что в действие вступила система  страховой защиты.

   Таким образом, страховую защиту можно определить как осознанную потребность физических и юридических лиц в создании специальных страховых фондов для восстановления имущества, здоровья, трудоспособности и личных доходов как самих участников создания этих фондов, так и третьих лиц.

   Экономическая сущность страхования  состоит в создании денежных  фондов за счет взносов заинтересованных  в страховании сторон и предназначенных  для возмещения ущерба у лиц,  участвующих в формировании этих  фондов. Поскольку возможный ущерб  (или страховой риск) носит вероятностный характер, то происходит перераспределение страхового фонда как в пространстве так и во времени. Можно сказать, что возмещение ущерба у пострадавших лиц происходит за счет взносов всех, кто участвовал в формировании этих страховых фондов.

   Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям). В условиях создания страхового рынка, децентрализации в сфере страхования, расширения круга объектов страхования, повышения их стоимости, увеличения риска наступления страхового случая и т. д. возникает объективная необходимость объединения организационных и финансовых усилий страховщиков.

   Обязательным называется такое страхование, когда государство устанавливает обязательность внесения соответствующим кругом страхователей страховых платежей. Обязательная форма страхования распространяется на приоритетные объекты страховой защиты, то есть тогда, когда необходимость возмещения материального ущерба или оказание иной денежной помощи задевает интересы не только конкретного пострадавшего лица, но и общественные интересы. ГК РФ (ст. 927) предусматривает обязательное государственное страхование, которое осуществляется страховыми организациями за счет средств государственного бюджета, и обязательное страхование, которое должно осуществляться за счет иных источников.

   Обязательное страхование предусматривает, как правило, сплошной охват указанных в законе объектов. Например, если предусмотрено обязательное страхование пассажиров соответствующих видов транспорта, то обязаны застраховаться абсолютно все, кто собирается совершить поездку.

   Современная система обязательного государственного  страхования сложилась относительно недавно. Еще не так давно в законодательстве Российской Федерации отсутствовали общие нормы, регламентирующие проведение этого вида страхования. В советский период широкое распространение получила система компенсационных выплат и единовременных пособий, существенно обременяющая государственный бюджет.

   Таким образом, обязательное государственное страхование обусловлено определенными социально-экономическими потребностями общества. Являясь одним из элементов производственных отношений, страхование создает необходимые условия для проведения предупредительных мероприятий по предотвращению отрицательных последствий воздействия стихийных сил природы, других чрезвычайных событий и всевозможных случайных причин на развитие производства в обществе, а также на развитие социальной сферы. В случае возникновения ущерба от указанных обстоятельств страхование призвано возместить материальные потери, способствуя восстановлению разрушенных, поврежденных производственных сил, компенсируя вред, причиненный в социальной сфере, в том числе и отдельным членам общества. 
II Специфика правового регулирования обязательного государственного страхования в России.

2.1. Правовые основы  обязательного государственного  страхования.

   Страхование является одним из видов экономической деятельности, в котором правовое регулирование играет заметную роль. Это связано с необходимостью государственных гарантий в условиях асимметрии информации, а также высокой значимостью страхования для экономической и социальной жизни любой страны.

   Все правовые отношения, связанные с проведением страхования, можно подразделить на две группы: правоотношения, регулирующие собственно страхование, то есть процесс формирования и использования страхового фонда, и правоотношения, возникающие по поводу организации страхового дела, то есть деятельности страховщиков, их взаимосвязи с банками, бюджетом, органами государственного управления.

   И те, и другие отношения регулируются законодательными и другими правовыми актами. Принято считать, что первая группа правоотношений охватывается сферой гражданского права, а вторая — государственного, административного, финансового, уголовного, процессуального и других отраслей и подотраслей права.

   «В Российской Федерации, как и в ряде западных государств (например, в Германии) сложилась трехступенчатая система правового регулирования страхового дела.

   Первая ступень-общее гражданское право. К первой ступени правового регулирования страхования следует отнести прежде всего Гражданский кодекс (ГК) РФ и другие подобные нормативные акты, например, Кодекс торгового мореплавания.

   Гражданское право и соответственно гражданское законодательство регулируют товарно-денежные и иные имущественные и неимущественные отношения, возникающие между субъектами гражданских правовых отношений. В качестве субъектов здесь выступают граждане (физические лица), предприятия, организации, учреждения (юридические лица) и властные государственные органы. Объектами гражданских правоотношений являются материальные и денежные ценности, а также другие материальные и нематериальные блага. В качестве объектов страховых отношений также выступают материальные и денежные ценности (имущество, расходы, доходы) и нематериальные личные блага человека — жизнь, здоровье, трудоспособность, то есть риск потери семейных доходов в связи с утратой здоровья или наступлением смерти в период страхования. Субъектами выступают страховщики, страхователи и третьи лица. Все это свидетельствует о принадлежности страховых правоотношений к сфере гражданского права, к разделу обязательственного права.

   В части 1 ГК РФ установлены понятия, лежащие в основе страховых правоотношений, такие, например, как физическое лицо, юридическое лицо, коммерческая и некоммерческая деятельность, определены основные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности, содержатся основы обязательственного права.

   В части 2 ГК РФ содержится специальная глава 48 «Страхование», в которой определены основы отношений по поводу страхования как отдельного вида экономических отношений.

   Вторая - специальное законодательство по страхованию. Сюда относятся отдельные законы Российской Федерации, регулирующие отношения по поводу страхования. К ним следует отнести, прежде всего, закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации», закон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», законы «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», «О взаимном страховании» и другие федеральные законы.

   Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» призван создавать равные условия проведения страхования для всех страховщиков на страховом рынке, как государственных, так и негосударственных, гарантировать защиту интересов страхователей, определять единые методические положения по организации страхования и основные принципы государственного регулирования страховой деятельности. До 31 декабря 1997 года действовал закон РФ «О страховании», который был принят 27 ноября 1992 года. Позднее был принят федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в закон Российской федерации „О страховании“», который был подписан Президентом РФ 31 декабря 1997. В соответствии с последним внесены существенные изменения в страховое законодательство, в том числе изменено и само название закона. Позднее в данный Закон были внесены другие существенные изменения.

   Третья ступень-прочие нормативные  акты. К ним относятся указы Президента РФ, постановления Правительства, подзаконные акты министерств и ведомств. Общие требования законодательства по регулированию отношений в области страхования состоят в том, что в законодательных актах первой и второй ступени даются основные понятия, связанные со страховыми правоотношениями, содержатся общие требования к договорам обязательного и добровольного страхования. В прочих нормативных актах содержатся требования по отдельным вопросам осуществления страховой деятельности».3

Информация о работе Правовое регулирование обязательного государственного страхования в Российской Федерации