Шпаргалка по "Финансовому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 18:37, шпаргалка

Описание работы

Понятие и роль финансов.
Фин. деятельность государства и муниципальных образований: понятие, методы и принципы.
Формы фин. деятельности государства и местного самоуправления.
Фин. система РФ и ее развитие на современном этапе.
Министерство финансов РФ: правовое положение, структура, функции.
Финансовые органы в РФ, их правовое положение.
ФП как отрасль права: понятие, предмет, метод, отличие от других отраслей права.
Система ФП: понятие, строение, особенности.
Принципы ФП.

Работа содержит 2 файла

ответы по Финансовому праву 1.docx

— 175.47 Кб (Скачать)

В статье 23 НК РФ устанавливается  перечень обязанностей налогоплательщиков, которые подразделяются на две группы: 1) общие  для организаций  и физ. лиц; 2) дополнительные к ним обязанности  налогоплательщиков – организаций  и индив. предпринимателей. В первую группу входят сл. обязанности налогоплательщиков:

1) уплачивать законно  установленные налоги; 2) встать на учет  в налоговых органах,  если такая обязанность  предусмотрена НК  РФ; 3) вести в устан.  порядке учет своих  доходов (расходов) и объектов налогообложения,  если такая обязанность  предусмотрена зак-вом  о налогах и  сборах; 4) представлять  в устан. порядке  в налоговый орган  по месту учета  налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность  предусмотрена зак-вом  о налогах и  сборах; 5) представлять  по месту жительства  ИП, нотариуса, заним-гося  частной практикой,  адвоката, учредившего  адвокатский кабинет,  по запросу налогового  органа книгу учета  доходов и расходов  и хозяйственных  операций; представлять  по месту нахождения  организации бухгалтерскую  отчетность в соответствии  с требованиями  ФЗ "О бухгалтерском  учете", за исключением  случаев, когда  организации в  соот. с указанным  ФЗ не обязаны  вести бух. учет или освобождены от ведения бух. учета; 
6) представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, устан-х НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов; 
7) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений зак-ва о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей; 8) в течение 4 лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и ИП), а также уплату (удержание) налогов; 9) иные обязанности, предусм-ные зак-вом о налогах и сборах.

Налогоплательщики - организации и  ИП помимо этого обязаны  письменно сообщать в налоговый орган  по месту нахождения организации, месту  жительства ИП: 1) об открытии (закрытии) счетов (лицевых счетов). ИП сообщают в налоговый  орган о счетах, используемых ими  в предпр. деятельности; 2) обо всех случаях  участия в российских и иностранных  организациях; 3) обо  всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ; 4) о реорганизации  или ликвидации организации. 

В55

Понятие, юридические особенности  и роль налогов

Налоги  в финансово-правовом аспекте – это  обязательные и по юридической форме  индивидуально безвозмездные  платежи организаций  и физических лиц, установленные в  пределах своей компетенции  представительными  органами гос. власти или органами МСУ  для зачисления в  бюджетную систему (или  в указанных законодательством  случаях – внебюджетные государственные  и муниципальные  целевые фонды) с  определением их размеров и сроков уплаты.

На  основании НК РФ, налог – это  обязательный, индивидуально  безвозмездный платеж (в  отличие от сбора), взимаемый с организаций  и физических лиц  в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения  или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. Из этого определения вытекают юридические признаки налогов.

Налоги  – основной источник доходов бюджетов всех уровней в  современной России. При этом они являются инструментом финансового  механизма в системе  социального управления, посредством которого государство может  активно влиять на развитие социально-экономических  отношений. Налоги, к  тому же, - один из древнейших экономических инструментов в обществе; они  появились с возникновением государства и  использовались им как  основной источник содержания госаппарата и  материального обеспечения  выполнения ими своих  функций. Зачисление налогов в бюджетную  систему предполагает и определяет их публичный  характер, т.е. направленность на общезначимые интересы соот. терр-ного уровня.

Основная  роль (функция) налогов  – фискальная, соответственно чему они используются как источник доходов  гос-ной и муниц. казны, предназначенной  для удовлетворения публичных интересов  общества и государства.

Кроме того, в налогах  заложены большие  возможности большие  возможности по регулированию социально-экономических процессов в стране со стороны государства. При умелом использовании они могут быть сильным регулирующим механизмом в системе социального управления. Так, налоги могут использоваться для регулирования производства — стимулирования развития опр. отраслей, ограничения развития или сдерживания каких-либо экономических процессов и т.п. С помощью налогов возможно регулирование потребления. Например, такой налог, как акциз, особенно высокие его размеры, влияет на спрос и покупательную способность населения в отношении тех товаров, на которые распространяется этот налог (этиловый спирт, пиво, табачная продукция и т.д.). В налогах заложены и возможности регулирования доходов населения. Они могут быть нацелены на ограничение доходов высокого уровня, могут учитывать необходимость поддержки малоимущих граждан путем предоставления льгот.

Налоги  могут быть элементом  механизма, регулирующего  демографические процессы, молодежную политику, иные социальные явления. Например, бережному отношению к окружающей среде призваны способствовать платежи за пользование природными ресурсами. Порядок налогообложения может отражать признание государством особых заслуг опр. категорий граждан перед обществом (освобождение от налогов участников Великой Отечественной войны, Героев СССР и РФ и т.д.).

Помимо  рассмотренных функций  налогам свойственна  и функция контроля. В ходе налогообложения  со стороны государства проводится контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций, учреждений, за получением доходов гражданами, источниками этих доходов, за использованием имущества, в том числе земли.

Только  всесторонний учет всех этих функций может  обеспечить успешную налоговую политику, сделает налоги эфф. механизмом воздействия  на экономику РФ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

В56

Система налогов и сборов. Порядок установления налоговых платежей

Согласно  ст. 12 НК РФ, в РФ устанавливаются  сл. виды налогов  и сборов: федеральные, региональные и местные.

Федеральными  налогами и сборами  признаются налоги и  сборы, которые установлены  НК РФ и обязательны  к уплате на всей территории РФ, за исключением  случаев создания специальных налоговых  режимов, где допускается  установление федеральных  налогов, не предусмотренных  НК РФ, или  освобождение от обязанности по уплате отдельных  федеральных, региональных или местных налогов.

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены  НК РФ и законами субъектов РФ о  налогах и обязательны  к уплате на территориях  соответствующих  субъектов РФ, за упомянутыми исключениями. Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать  на территориях субъектов  РФ в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ о  налогах. При установлении региональных налогов  законодательными ОГВ  субъектов РФ определяются в порядке и  пределах НК РФ сл. элементы налогообложения: налоговые  ставки, порядок и  сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения  по региональным налогам  и налогоплательщики  определяются НК РФ. Этими же органами законами о налогах  могут устанавливаться  налоговые льготы, основания и порядок  их применения.

Местными  налогами признаются налоги, которые установлены  НК РФ и НПА представительных органов МО-ний  о налогах и  обязательны к  уплате на территориях  соот-щих МО-ний, за упомянутыми исключениями. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях  МО-ний в соответствии с НК РФ и НПА  представительных органов  МО-ний о налогах.

Особые  правила установлены  в отношении городов  федерального значения. Местные налоги в  городах федерального значения Москве и  Санкт-Петербурге устанавливаются  НК РФ и законами указанных субъектов  РФ о налогах, обязательны  к уплате на территориях  этих субъектов РФ, за упомянутыми исключениями. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях  городов федерального значения Москвы и  Санкт-Петербурга в  соответствии с НК РФ и законами указанных  субъектов РФ.

При установлении местных  налогов представительными  органами МО-ний (законодательными ОГВ городов федер. значения) определяются в порядке и  пределах НК РФ те же элементы налогообложения, что и при установлении региональных налогов: налоговые ставки, порядок и сроки  уплаты налогов. Иные элементы налогообложения  по местным налогам  и налогоплательщики  определяются НК РФ. Кроме того, этими  органами зак-вом  о налогах и  сборах в порядке  и пределах НК РФ могут устанавливаться  налоговые льготы, основания и порядок  их применения.

Федеральные, региональные и местные  налоги и сборы  отменяются НК РФ. Не могут устанавливаться  федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные  НК РФ.

Согласно  ст. 17 НК РФ, налог  считается установленным  в том случае, когда  определены налогоплательщики  и элементы налогообложения, а именно: 
1) объект налогообложения; 2) налоговая база; 3) налоговый период; 4) налоговая ставка; 5) порядок исчисления налога; 6) порядок и сроки уплаты налога. 
В необходимых случаях при установлении налога в акте зак-ва о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

Согласно  ст. 13 НК РФ, к федеральным  налогам и сборам относятся: 1) налог  на добавленную стоимость; 2) акцизы; 3) налог на доходы физических лиц; 4) налог на прибыль  организаций; 5) налог  на добычу полезных ископаемых; 6) водный налог; 7) сборы за пользование объектами  животного мира и  за пользование объектами  водных биологических  ресурсов; 8) гос. пошлина.

К региональным налогам  относятся: 1) налог  на имущество организаций; 2) налог на игорный  бизнес; 3) транспортный налог. К местным  налогам относятся: 1) земельный налог; 2) налог на имущество  физических лиц (Ст. 14, 15 НК РФ). 

В57

Налог-щик (субъект  налогообложения) - лицо, на котором лежит  юр-ская обязанность уплатить налог за счет собственных средств.

Налог-щики, а также плательщики  сборов (пошлин) (далее - налога), имеют следующие  права:

1) получать от налоговых  органов по месту  учета бесплатную  информацию о действующих  налогах, закон-ве  о налогах и  об иных актах,  содержащих нормы  закон-ва о налогах,  а также о правах  и обязанностях  налог-щиков, полномочиях  налоговых органов  и их должностных  лиц;

2) получать от налоговых  органов и других  уполномоченных гос-ных  органов письменные  разъяснения по  вопросам применения  закон-ва о налогах;

3) использовать налоговые  льготы при наличии  оснований и в  порядке, установленном  закон-вом о налогах;

4) получать отсрочку, рассрочку, налоговый  кредит или инвестиционный  налоговый кредит  в порядке и  на условиях, установленных  НК и другим  российским закон-вом;

5) на своевременный  зачет или возврат  сумм излишне уплаченных  либо излишне взысканных  налогов, штрафов  и пеней;

6) представлять свои  интересы в налоговых  правоотношениях  лично либо через  своего представителя;

7) представлять налоговым  органам и их  должностным лицам  пояснения по исчислению  и уплате налогов,  а также по актам 

незаконными решениями налоговых  органов и их должностных  лиц.

При нарушении прав и  законных интересов  налог-щиков, как  и др. участников налоговых правоотношений, закон-во предусматривает возможность их защиты в админ-ном или судебном порядке. К средствам защиты этих прав и

интересов относится обжалование  действий налоговых  органов. Кодекс закрепляет право каждого  налог-щика (или налогового агента) обжаловать акты налоговых органов  ненормативного хар-ра, действия или бездействие  их должностных лиц, если, по мнению налог-щика или налогового агента, они нарушают его  права.

По  усмотрению налог-щика можно обратиться в вышестоящий  налоговый орган (к  вышестоящему должностному лицу, т. е. в админ-ном  внесудебном порядке) или в суд.

Элементы  налогообложения

Налог считается установленным  в случае, когда  определены налогоплательщики  и элементы налогообложения:

объект  налогообложения;

налоговая база;

налоговый период;

налоговая ставка;

порядок исчисления налога;

Вопросы по финансовому праву.doc

— 34.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому праву"