Шпаргалка по "Финансовому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 18:37, шпаргалка

Описание работы

Понятие и роль финансов.
Фин. деятельность государства и муниципальных образований: понятие, методы и принципы.
Формы фин. деятельности государства и местного самоуправления.
Фин. система РФ и ее развитие на современном этапе.
Министерство финансов РФ: правовое положение, структура, функции.
Финансовые органы в РФ, их правовое положение.
ФП как отрасль права: понятие, предмет, метод, отличие от других отраслей права.
Система ФП: понятие, строение, особенности.
Принципы ФП.

Работа содержит 2 файла

ответы по Финансовому праву 1.docx

— 175.47 Кб (Скачать)

В33

Бюджетные правоотношения, их субъекты

Бюджетные правоотношения — это урегулированные нормами бюджетного права общественные отношения, возникающие в связи с формированием, распределением и использованием средств государственных и местных бюджетов, осуществляемые в порядке, уст-ном БК РФ.

Этим  правоотношениям  свойственны особенности, касающиеся их содержания и субъектного состава: 1) они возникают в связи с образованием, распределением и использованием централизованных гос-ных или муниц-х денежных фондов общего (публичного) значения, находящиеся в собственности соот. терр-ного образования; 2) права и обязанности субъектов правоотношений обусловлены формированием и исполнением бюджета как основного финансового плана государства, гос-ного или муниц-го образования; 3) в бюджетных правоотношениях обязательно и непосредственно участвуют в качестве субъектов государство, гос-ные или муниц-ные образования или соответствующие ОГВ и МСУ, представляющие их интересы.

Согласно  ст. 1 БК РФ, к бюджетным правоотношениям относятся: 1) отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, осуществления гос-ных и муниц-х заимствований, регулирования гос-ного и муниц-го долга; 2) отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

Субъекты  бюджетных правоотношений – это участники конкретных общественных отношений по образованию, распределению и использованию средств бюджетов всех уровней, вступившие в них для реализации своих юридических обязанностей и прав, закрепленных бюджетным законодательством РФ.

Участниками бюджетных правоотношений являются:

1) государство и  его территориальные  подразделения (РФ  в целом, субъекты  РФ, МО-ния);

2) Президент РФ; высшие  должностные лица  субъектов РФ, главы  МО-ний; 3) законодательные  (представительные) ОГВ и представительные  органы МСУ;

5) исполнительные ОГВ  (исполнительно-распорядительные  органы МО-ний);

6) органы денежно-кредитного  регулирования, кредитные  организации (Центральный  банк РФ; коммерческие  банки и небанковские  кредитные организации  (РКЦ);

7) органы гос-ного (муниц-ного) финансового контроля; 8) главные распорядители,  распорядители и  получатели бюджетных  средств;

9) главные администраторы  и администраторы  доходов бюджета; 10) главные администраторы  и администраторы  источников финансир-я  дефицита бюджета. 

В34

Бюджетное устройство и бюджетная  система в РФ

Согласно  БК РФ (ст. 6), бюджетная  система РФ – это  основанная на экономических  отношениях и гос. устройстве РФ, регулируемая законодательством  РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов  РФ, местных бюджетов и бюджетов гос. внебюджетных фондов. Включение  в бюджетную систему  бюджетов гос. внебюджетных фондов является весьма условным, поскольку  такие фонды существенно  отличаются от гос. и  местных бюджетов своим предназначением, конкретным целевым  содержанием, правовым режимом.

Каждое  государство имеет  свою организацию  бюджетной системы  и принципы ее построения, т.е. бюджетное устройство. Правовые нормы, закрепляющие бюджетное устройство, устанавливают виды бюджетов, действующих  на территории страны, место и роль каждого  из них, принципы их функционирования и  взаимосвязи. Т.е. бюджетное  устройство — это  основанные на правовых нормах принципы построения бюджетной системы, ее структура и  организация взаимодействия входящих в нее  бюджетов по линии  их доходов и расходов.

Бюджетное устройство страны определяется ее государственным  устройством. Так, для  России как федеративного  государства характерны три уровня бюджетной  системы — федеральный  бюджет, государственные  бюджеты субъектов  РФ и местные бюджеты (в  т.ч. бюджеты наукоградов  и ЗАТО). Все они  являются самостоятельными частями бюджетной  системы страны. Каждый из бюджетов служит финансовой базой  для деятельности соответствующих  органов государственной  власти или местного самоуправления, для  обеспечения их расходных  обязательств.

В качестве основы бюджетного устройства БК РФ закрепил сл. принципы бюджетной  системы: 1) единства бюджетной системы  РФ; 2) разграничения  доходов, расходов и  источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами  бюджетной системы  РФ3) самостоятельности  бюджетов; 4) равенства  бюджетных прав субъектов  РФ, муниципальных  образований; 5) полноты  отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов  бюджетов; 6) сбалансиро-ванности бюджета; 7) результативности и эффективности использования бюджетных средств; 8) общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов; 9) прозрачности (открытости); 10) достоверности бюджета; 11) адресности и целевого характера бюджетных средств; 12) подведомственности расходов бюджетов; 13) единства кассы.

Принцип единства бюджетной  системы РФ означает единство бюджетного законодательства РФ; согласованные принципы бюджетного процесса; единую денежную систему; использование единых форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, единой бюджетной  классификации; единство санкций за нарушение  бюджетного законодательства, единый порядок установления и исполнения расходных  обязательств, формирования доходов и осуществления  расходов бюджетов всех уровней (ст. 29 БК РФ). Самостоятельность бюджетов означает право самостоятельного сбалансирования и утверждения бюджета каждого уровня соответствующими представительными ОГВ и МСУ; право определять направления использования и расходования бюджетных средств; наличие собственных источников бюджетных доходов, запрещение изъятия дополнительно полученных в ходе исполнения бюджета доходов. 

В35

К принципам, на которых  основывается  бюджетная  система  РФ, относятся:

принцип единства – означает единое  бюджетное  законодательство, документация, форма бюджетной  отчетности, бюджетная  классификация и  т.д.

принцип  самостоятельности  бюджета – определяет  самостоятельность  органов  государственной  власти и местного самоуправления  в обеспечении  сбалансированности  бюджетов  соответствующих  территориальных  уровней, в том  числе  самостоятельность  установления налогов  и сборов в соответствии с  НК РФ

принцип равенства бюджетных  прав субъектов РФ и муниципальных  образований –  закрепляется единые требования  к  определению полномочий  органов государственной  власти субъектов  федераций, органов  местного  самоуправления  и к  правилам  формирования  доходов  и расходов. 

На  основании данных принципов выделяется  ряд  детализирующих принципов  бюджетной  системы:

разграничение  доходов и расходов  между  бюджетами  различных уровней  бюджетной системы 

сбалансированность  бюджетов

принцип  эффективности использования  бюджетных средств  и другие

Соотношение расходов доходам  бюджетов определяет основной принцип  формирования бюджета, их сбалансированность. Превышение расходов над доходами образует дефицит бюджета, превышение доходов  – профицит бюджета. В настоящее время  бюджеты территориальных  образований, включая  РФ, формируются с  бюджетным дефицитом. Между тем, на протяжении ряда последних лет, федеральный бюджет формировался с бюджетным профицитом, чему способствовали высокие цены на нефть. 
 

В36

Доходы  бюджетов и порядок  их распределения  в бюджетной системе

Первоначально БК РФ определял доходы бюджета как поступающие  в бюджет денежные средства в безвозмездном  и безвозвратном  порядке в соот. с зак-вом РФ в  распоряжение органов  гос. власти РФ, субъектов  РФ и органов МСУ. Впоследствии данное определение утратило юридические признаки, в редакции ФЗ от 26.04.2007 акцент был сделан на экономической  стороне понятия: доходы бюджета определены как поступающие  в бюджет денежные средства, за исключением  средств, являющихся в соот. с БК РФ источником финансирования дефицита бюджета.

Все предусмотренные  зак-вом доходы бюджетов по социально-экономическому признаку делятся  на неск-ко групп: 1) доходы, поступающие от предприятий  и других организаций  различных форм собственности; 2) доходы от использования  государственного и  муниципального имущества; 3) доходы от государственной  внешнеэкономической  и иной деятельности; 4) поступления от личных доходов граждан. Такая группировка  имеет значение для  характеристики материального  содержания доходной части бюджета, связи  ее с экономикой страны.

БК  РФ (ст. 41) выделяет виды доходов бюджетов в зависимости  от их формы: 1) налоговые (т.е. от федеральных налогов  и сборов, региональных и местных налогов, а также пеней  и штрафов по ним); 2) неналоговые (доходы от использования  гос. и муниц. имущества, от его продажи, от платных услуг, оказываемых  бюджетными учреждениями, средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и  уголовной ответственности (в  т.ч. штрафы, конфискации, компенсации, иные суммы  принудительного  изъятия), средства самообложения  граждан и др.); 3) безвозмездные поступления (дотации, субсидии, субвенции  из других бюджетов бюджетной системы  РФ и иные межбюджетные трансферты; безвозмездные  поступления от физических и юридических  лиц, международных  организаций и  правительств иностранных  государств, в том  числе добровольные пожертвования).

В зависимости от порядка  зачисления в бюджет в теории ФП выделяют доходы закрепленные и регулирующие. Закрепленные доходы бюджетов –  это доходы, которые  в соот. с зак-вом  полностью или  в твердо фиксированной  доле (в %) на постоянной основе закреплены за соот. бюджетом. БК РФ называет их «собственными доходами бюджетов» (ст. 47). В отличие от закрепленных доходов, регулирующие передаются в опр. бюджет не на постоянной основе, а на конкретный бюджетный период (напр., год) в целях сбалансирования его доходов и расходов. Это доходы, полученные бюджетом нижестоящего уровня для обеспечения его сбалансированности из средств вышестоящего бюджета (это межбюджетные трансферты).

Доходы  бюджетов распределяются в бюджетной системе  в зависимости  от сл. критериев: 1) уровень (вид) налогов (федеральные  налоги закрепляются за федеральным бюджетом, региональные  –  за бюджетами субъектов  РФ, местные налоги – за местными бюджетами). Однако ФЗ могут устанавливаться  нормативы отчисления части федер. налогов  в бюджеты субъектов  РФ. В отд. случаях  федер. источники  могут быть непосредственно  закреплены за местными бюджетами (напр., госпошлина - частично). В свою очередь, зак-во субъектов  РФ вправе закреплять свои доходные источники  за местными бюджетами. 2) форма собственности  используемого или  продаваемого имущества (федеральная  государственная, государственная  субъектов РФ, муниципальная); 3) уровень подчиненности  бюджетного учреждения, оказывающего услуги населению; 4) характер нарушенного зак-ва РФ. Так, штрафы за нарушение  законодательства, регулирующего  наиболее важные общест. отношения, подлежат зачислению в федер. бюджет по нормативу 100%. Это зак-во о конст. строе, гос. власти РФ, обороне и безопасности гос-ва, гос. границе, обороте наркотических  и психотропных веществ, об экспорт. контроле, банковской деятельности, антимонопольное зак-во, валютное, таможенное, бюджетное (в части ФБ), уголовное (в части преступлений против основ КС и безопасности гос-ва, гос. власти РФ, мира и безопасности человечества), уголовно-проц. 
 

В37

Расходы бюджетов и порядок  их распределения  в бюджетной системе

Расходы бюджета – это  выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением  средств, являющихся в соответствии с  БК РФ источниками  финансирования дефицита бюджета (ст. 6). Расходы бюджетов бюджетной системы РФ осуществляются в следующих осн. направлениях (они же разделы классификации расходов бюджетов): 1) общегосударственные вопросы (функционирование Президента РФ и высших должностных лиц субъектов РФ и МО; законодательных (представительных) ОГВ и МСУ; Правительства РФ и высших исполнительных ОГВ субъектов РФ, местных администраций; судебная система; обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора; государственный материальный резерв; обслуживание государственного и муниципального долга; резервные фонды и др.). 2) национальная оборона (прежде всего Вооруженные силы РФ). 3) национальная безопасность и правоохранительная деятельность (органы прокуратуры, ОВД, юстиции, СИН, ФСБ, ФПС, ФСКН, МЧС, Внутренние войска МВД РФ, ФМС и др.). 4) национальная экономика (общеэкономические вопросы; топливно-энергетический комплекс; сельское хозяйство и рыболовство; водное, лесное, дорожное хозяйство; связь и средства массовой коммуникации и др.). 5) жилищно-коммунальное хозяйство. 6) охрана окружающей среды. 7) образование. 8) культура, кинематография, средства массовой информации. 9) здравоохранение, физическая культура и спорт. 10) социальная политика (пенсионное обеспечение, социальное обеспечение и обслуживание населения). 11) межбюджетные трансферты.

Вопросы по финансовому праву.doc

— 34.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому праву"