Шпаргалка по "Финансовому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 18:37, шпаргалка

Описание работы

Понятие и роль финансов.
Фин. деятельность государства и муниципальных образований: понятие, методы и принципы.
Формы фин. деятельности государства и местного самоуправления.
Фин. система РФ и ее развитие на современном этапе.
Министерство финансов РФ: правовое положение, структура, функции.
Финансовые органы в РФ, их правовое положение.
ФП как отрасль права: понятие, предмет, метод, отличие от других отраслей права.
Система ФП: понятие, строение, особенности.
Принципы ФП.

Работа содержит 2 файла

ответы по Финансовому праву 1.docx

— 175.47 Кб (Скачать)

Предметом внешнего контроля качества работы является соблюдение аудиторской организацией, аудитором требований упомянутого ФЗ, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости  аудиторов и аудиторских  организаций, кодекса  профессиональной этики  аудиторов. Внешний  контроль качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов  осуществляют саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов

В29

Финансовый  контроль — это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов в целях эффективного социально-экономического развития страны в целом и ее регионов.

Под методами фин. контроля понимаются приемы, способы и средства его проведения. Это: ревизии, наблюдение, обследование, проверка, анализ и др.

Наблюдение направлено на ознакомление с состоянием финансовой деятельности проверяемого субъекта. Возможно проведение обследования отдельных сторон финансовой деятельности с использованием таких приемов, как анкетирование и опрос. Проверка проводится на месте, в ходе ее используются балансовые, отчетные и расходные документы в целях выявления нарушения финансовой дисциплины и устранения их последствий. Анализ также направлен на выявление нарушений финансовой дисциплины с помощью различных аналитических приемов.

Основной  метод финансового  контроля - ревизия, которая осуществляется с целью установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте. Законодательство закрепляет обязательный и регулярный характер ревизии. Она проводится на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств. Как правило, ревизии проходят на основе заранее составленной программы работы ревизоров, которые наделены широкими правами: проверять на ревизуемых предприятиях первичные документы, бухгалтерскую отчетность, планы, сметы, фактическое наличие денег, ценные бумаг; проводить частичные или сплошные инвентаризации, опечатывать склады, кассы; привлекать специалистов и экспертов для проведения ревизии и др. Ревизии подразделяются на несколько видов. По содержанию они делятся на документальные и фактические. По времени осуществления ревизии бывают плановые и внеплановые. По обследуемому периоду деятельности ревизии - фронтальные и выборочные. По сфере фин. деятельности ревизии подразделяются на комплексные и тематические.

По  окончании ревизии  членами комиссии составляется акт ревизии - документ, имеющий важное юридическое значение. Он подписывается лицами, производившими ее, а также руководителем и главным бухгалтером проверяемого юридического лица. В акте ревизии указываются ее цели, основные результаты проверки, выявленные факты нарушения финансовой дисциплины, указываются причины, повлекшие данные нарушения, а также виновные в них. Если у руководителя или главного бухгалтера имеются замечания и возражения, то они приобщаются к акту ревизии. На основе этого акта принимаются меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины, к возмещению причиненного материального ущерба; виновные привлекаются к ответственности; разрабатываются предложения по предупреждению нарушений. В случае необходимости в ходе ревизии составляется промежуточный акт, а материалы ревизии направляются следственным органам для возбуждения уголовного дела. Руководитель проверяемой организации должен принять меры к устранению выявленных нарушений до окончания проведения ревизии.

Акты  ревизий, проведенных  в порядке ведомственного контроля, представляются Минфину РФ, финансовым органам субъектов  РФ и МСУ по их требованию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

В30

Понятие и роль государственного и местного бюджета

Согласно  ст. 6 БК РФ, бюджет –  это форма образования  и расходования денежных средств, предназначенных  для финансового  обеспечения задач  и функций государства  и местного самоуправления.

В материальном аспекте  гос-ный (местный) бюджет есть централизованный в масштабах определенного  гос-ного или муниц-ного образования денежный фонд, являющийся собственностью государства, его  территориального подразделения  или МО-ния, от имени  которых осуществляют формирование и использование  бюджетных средств  соот. компетентные ОГВ или ОМСУ. В  бюджетах концентрируется  наиболее крупная  часть финансовых ресурсов страны.

Как экономическая категория  бюджет есть совокупность экономических (денежных) отношений, которые  возникают в связи  с образованием, распределением и использованием централизованных денежных фондов, предназначенных  для осуществления  общезначимых задач  государства и  МО-ний и выполнения функций соот. органов  ГВ или МСУ.

Роль  бюджета выражается в том, что он создает  финансовую базу, необходимую  для функционирования государства и  муниципальных образований в целом, для  выполнения ими своих задач. Сконцентрированные в бюджете средства предназначаются для осуществления государственной социально-экономической политики, обеспечения обороны и безопасности страны, т.е. для выполнения задач общего значения в рамках соот. территории. В то же время и государственный аппарат, и органы местного самоуправления содержатся за счет средств соответствующего бюджета. При этом в непосредственной взаимосвязи с бюджетом и под его воздействием функционируют все другие звенья финансовой системы.

Бюджет  является мощным управляющим  механизмом в распоряжении государства, выступает  проводником его  финансовой политики, которая затрагивает  в той или иной степени все направления  жизнедеятельности  общества. Местные  бюджеты служат финансовой основой развития местного самоуправления, исходя из задач этой политики.

Наличие денежного фонда  в виде бюджета  создает возможности  маневрирования при  распределении средств  на потребности общества, исходя из приоритетности на опр. отрезке времени  для страны в целом  или ее регионов. В результате бюджет служит реализации задач, наиболее значимых для  общества на каждом конкретном периоде  его развития.

Роль  бюджета в федеративном государстве, каковым  является Россия,  имеет и особые стороны: он способствует реализации региональной и национальной политики Российского государства соответственно конституционному принципу федерализма. Среди основных целей региональной политики определены: создание единого экономического пространства, выравнивание условий социально-экономического развития регионов. Главная цель национальной политики состоит в создании всем народам России условий для их полноправного социального и национально-культурного развития, укрепления общероссийской общности на основе соблюдения прав человека. Бюджет используется также для развития международных связей России и участия в международных организациях, межправительственных комиссиях и т.п., обусловленных процессами глобализации в мировом сообществе, что требует затрат бюджетных ресурсов. Важной является роль бюджета в укреплении взаимоотношений с государствами СНГ (средства для реализации совместных программ социально-экономического и иного характера). 

В31

Понятие и предмет бюджетного права, его источники

Российское  бюджетное право (как  подотрасль фин. права) – это система  финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения  по организации бюджетной  системы РФ, определению  состава и порядка  разграничения доходов  и расходов в бюджетной  системе, бюджетную  компетенцию (т.е. предмет  ведения и полномочия) государства и  муниципальных образований, а также бюджетный  процесс.

Бюджетное право занимает центральное  место в системе  финансового права. Имея свой особый предмет  регулирования, бюджетное  право вместе с  тем связано с  другими разделами  и институтами  ФП. Это обусловлено  положением бюджета  в фин. системе  страны – его главенствующей и координирующей ролью в нем.

Специфика предмета бюджетного права: 1) в регулируемых им отношениях в качестве субъектов бюджетного права выступают  непосредственно  РФ, регионы и МО-ния, являясь собственниками казны опр. уровня, а также соот. органы законодательной  и исполнительной власти в рамках своей  компетенции; 2) эти  отношения возникают  в связи с образованием, распределением и  использованием денежных фондов государства (федерального уровня и субъектов  РФ), а также МО-ний  в форме соот. бюджетов, которые имеют  общее (публичное) значение для государства  и его территориальных  образований.

Источник  бюджетного права - это  внешняя форма  выражения нормы  бюджетного права  или, другими словами, нормативные правовые акты представительных и исполнительных ОГВ и МСУ, в  которых содержатся нормы бюджетного права. На федеральном уровне: 1) Конституция РФ – она содержит нормы общего характера, которые определяют осн. принципы и формы взаимоотношений в бюджетной сфере, основы организации бюджетной деятельности государства, защиты прав и законных интересов участвующих в ней субъектов. Помимо них ряд статей КРФ непосредственно устанавливают исходные начала бюджетной деятельности в РФ. Это ст. 71 и 72 КРФ, определяющие сферу искл. ведения РФ и сферу совместного ведения РФ и ее субъектов в данной области; ст. 101 (СФ и ГД ФС РФ образуют Счетную палату для контроля за исполнением федер. бюджета), 104 (проекты ФЗ, предусматривающие расходы средств федер. бюджета, вносятся при наличии заключения Правительства РФ), 106 (проект ФЗ и ФБ подлежит обяз. рассмотрению СФ), 114 (Правительство РФ разрабатывает и представляет Гос. Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Гос. Думе отчет об исполнении федерального бюджета), устанавливающие основы порядка утверждения бюджета и контроля за его исполнением; ст. 132 о бюджетных правах ОМСУ и др. 2) ФКЗ («О Правительстве РФ» - он закрепляет полномочия Правительства РФ в бюджетной сфере); 3) ФЗ (основным ФЗ, регулирующим бюджетные отношения, является Бюджетный кодекс РФ. Согласно ст. 2 БК РФ, кодекс возглавляет бюджетное законодательство РФ); 4) подзаконные акты Президента РФ (их мало, они регулируют порядок предоставления господдержки за счет средств федерального бюджета опр. категории лиц); Правительства РФ (определяют основы правового статуса ФОИВ, наделенных полномочиями в бюджетной сфере, порядок управления средствами Фонда национального благосостояния и т.д.); Министерства финансов РФ и ведомств, наделенных правом нормотворчества (ФТС России). На региональном уровне: Конституции (Уставы) и законы субъектов РФ, акты исполнительных ОГВ субъектов РФ. На муниципальном уровне: акты представ. и исп. органов МСУ по вопросам местного бюджета. 

В32

Бюджетный кодекс РФ как источник бюджетного права

Бюджетный кодекс РФ – впервые  принятый в России (31 июля 1998 г.) кодифицированный федеральный законодательный акт, регулирующий бюджетные отношения в стране. Кодекс введен в действие с 1 января 2000 г. Впоследствии в него неоднократно вносились изменения и дополнения. В настоящее время Кодекс действует в редакции ФЗ от 27.07.2010.

В соответствии с преамбулой, БК РФ устанавливает  общие принципы бюджетного законодательства РФ, правовые основы организации  и функционирования бюджетной системы  РФ, правовое положение  субъектов бюджетных  правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений  в РФ, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания  на средства бюджетов бюджетной системы  РФ, основания и  виды ответственности  за нарушение бюджетного законодательства РФ.

Кодекс  призван сыграть  важную роль в обеспечении  бюджетных отношений  необходимой правовой основой, оказать  воздействие на формирование непротиворечивого  бюджетного законодательства субъектов РФ и  системы нормативных бюджетно-правовых актов ОМСУ.

В БК РФ входят сл. части: 1 – Общие положения (содержит правила о бюджетном законодательстве РФ и бюджетных полномочиях всех уровней публичной власти); 2 – Бюджетная система РФ (содержит разделы, регулирующие бюджетное устройство РФ, доходы и расходы бюджетов, их сбалансированность); 3 – Бюджетный процесс в РФ (содержит разделы, предметом регулирования которых выступают участники бюджетного процесса, их полномочия; составление проектов бюджетов; рассмотрение и утверждение бюджетов; их последующее исполнение; кроме того, составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности; государственный и муниципальный фин. контроль); 4 – Ответственность за нарушение бюджетного законодательства РФ (данная Часть содержит правила о мерах принуждения за нарушение бюджетного законодательства РФ и основаниях их применения к нарушителям; полномочия органов, исполняющих бюджеты в области применения мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства; конкретные виды правонарушений в области бюджетного права); 5 – Заключительные положения.. На протяжении периода действия БК РФ его нормы продолжают уточняться и совершенствоваться, отражая предпринимаемые в последнее время реформы (административные и бюджетно-финансовые). Значительные изменения и дополнения, в частности, были внесены ФЗ от 26 апреля 2007 № 63-ФЗ. Он уточнил понятия бюджетного права (оставил лишь экономические их признаки), круг его субъектов и их компетенцию, Новеллой стало правило о рассмотрении проекта федерального бюджета не в четырех, а в трех чтениях. Предусмотрено постепенное вступление некоторых норм названного ФЗ в действие с момента опубликования до 1 января 2011 года включительно (ст. 5 ФЗ № 63). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вопросы по финансовому праву.doc

— 34.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому праву"