Система налогов и сборовв РФ: понятие, уровни, значение для финансового развития государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 19:59, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы: на основе основных положений современной теории налогообложения проанализировать систему налогообложения в РФ и рассмотреть несколько уровни налогов, а также доходов бюджета.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..…..3

1. ПОНЯТИЕ НАЛОГОВ ИХ ФУНКЦИИ, ПРИНЦИПЫ И ВИДЫ ……….5

2. ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ……8

2.1. НДС как федеральный налог ….……………………………….……8

2.2. Налог на игорный бизнес как региональный налог…………….....13

2.3. Местные налоги …………………………………………………..…16

2.4. Региональные налоги РФ…….…………………………..………….17

3. ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ……………20

4. РОЛЬ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В ПОВЫШЕНИИ ЭФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ………………………………………………..….22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...…24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………26 ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

Камалова курсовая работа..doc

— 417.50 Кб (Скачать)

НОУ СПО «Ульяновский техникум экономики и права

Центросоюза Российской Федерации» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КОМПЛЕКСНАЯ КУРСОВАЯ РАБОТА 

по дисциплинам: Финансовое право,

                                                                   Налоговое право

на тему: «СИСТЕМА НАЛОГОВ И СБОРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПОНЯТИЕ, УРОВНИ, ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ФИНАНСОВОГО

РАЗВИТИЯ  ГОСУДАРСТВА.» 
 
 
 

Выполнила :

студентка 3 группы А

правоведного  отделения

Л.Р.Камалова

Руководитель 

преподаватель права:

Е.В.Волкова  
 
 
 
 
 
 
 
 

Ульяновск

2011 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..…..3

1. ПОНЯТИЕ НАЛОГОВ ИХ ФУНКЦИИ, ПРИНЦИПЫ И ВИДЫ ……….5

2. ХАРАКТЕРИСТИКА  НАЛОГОВ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ……8

       2.1. НДС как федеральный налог  ….……………………………….……8

     2.2. Налог на игорный бизнес  как региональный налог…………….....13

     2.3. Местные налоги …………………………………………………..…16

     2.4. Региональные налоги РФ…….…………………………..………….17

3. ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ……………20

4. РОЛЬ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В ПОВЫШЕНИИ ЭФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ………………………………………………..….22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...…24

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………26 ПРИЛОЖЕНИЯ

                                 

ВВЕДЕНИЕ

 

   Взимание налогов - древнейшая  функция и одно из основных  условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как взносы граждан, необходимые для содержания государственного аппарата. Данная тема – «Налоговая система России» - сложна, интересна и в то же время важна, потому что одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства является обеспечение устойчивого сбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков.

  Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система являются одним из важнейших экономических регуляторов, основой государственного регулирования экономики. От того насколько правильно заведен механизм действия фискальной политики и построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование народного хозяйства. Поэтому данная проблема относится к наиболее актуальным задачам современности. Эта задача находит свое отражение в рассмотрении таких основополагающих элементов налоговой системы как Федеральные налоги, Региональные и Местные. С их помощью государство воздействует на достижение равновесного объема национального производства, экономической стабильности и полной занятости. В целом сущностью налогообложения является установление таких налогов и объемов государственных расходов, которые помогли бы развиваться экономики стабильно, без глубоких спадов. Объектом исследования данной курсовой работы являются федеральные налоги, а предметом исследования являются принципы, конституционно-правовые основы налогообложения и перспективы дальнейшего развития.

   Цель данной курсовой  работы: на основе основных положений современной теории налогообложения проанализировать систему налогообложения в РФ и рассмотреть несколько уровни налогов, а также доходов бюджета.

    В рамках этой общей цели определены следующие, связанные с ней задачи:

1)дать  характеристику понятия налога;

2) рассмотреть  функции, принципы и виды налогов;

3) рассмотреть федеральный налог РФ: Налог на добавленную стоимость;

4) изучение  особенностей налоговых доходов  бюджетов всех уровней.

    Степень разработанности. Проблемы  налогообложения глубоко проанализированы  в работах отечественных авторов:  Горского И.В, Злобина Л.А., Стажкова М.М., Князева В.Г., Панскова В.Г., Кугаенко А.А., Белянина М.П., Милякова Н.В., Романовского М.В., Врублевской О.В.. К числу этих работ относятся: «Оптимизация налогообложения экономического субъекта», «Налоговая система России», «Теория налогообложения», «Налоги и налогообложение» и других. А так же  Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31.07.1998, Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000  и  Финансовое право учебник Н.И. Химичева. В данных научных работах рассмотрены теоретические основы налогообложения, федеральные налоги и сборы. Курсовая работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованных источников. При написании работы использовались нормативно-правовые акты РФ, учебная литература и статьи печатных изданий за 2008-2010 гг. российских авторов по теме работы.

  1. ПОНЯТИЕ НАЛОГОВ ИХ ФУНКЦИИ, ПРИНЦИПЫ И ВИДЫ

    Налог - одно из основных понятий  финансовой науки. Его следует  рассматривать одновременно как  экономическое, хозяйственное и  политическое явление. По мере развития и совершенствования теорий налогообложения происходила эволюция взглядов на понимание термина «налог». А. Смит определил налог как бремя накладываемое государством в законодательном порядке, в котором предусмотрены, его размер и порядок уплаты. Одновременно Смит понимал налог как осознанную необходимость, как потребность экономического и социального развития. Современное определение налога делает акцент на принудительный характер налогообложения и на отсутствие прямой связи между выгодой гражданина и налогами. В учебнике «Экономикс» Макконела указывает: «Налог - принудительная выплата правительству домохозяйством или фирмой денег (или передача товаров и услуг), в обмен на которые домохозяйство или фирма непосредственно не получают товары и слуги». Наиболее полное определение налога дано в первой части Налогового кодекса Российской Федерации: «Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.»1  Перечень сборов, как и налогов, в нашей стране включен в Налоговый кодекс, и поэтому на сборы распространяются все правила и правоотношения, установленные налоговым законодательством России. Установленное в Налоговом кодексе определение достаточно полно характеризует понятие налога. Вместе с тем в данной формулировке отсутствует одна немаловажная деталь: данный платеж должен быть законодательно установлен, т. е. взимание налога может осуществляться только на правовом основании, по юридически установленным правилам. Кроме того, данное определение страдает еще одним серьезным недостатком. Уплата налога жестко увязывается с денежной формой его внесения. Подобная увязка ограничивает возможности уплаты налога в других формах. Естественно, что денежная форма должна быть и фактически является основной формой уплаты налогов в любой налоговой системе. Но она не может быть и фактически не является единственной. Теория и мировая практика не исключают возможности уплаты налога в натуральной форме. В частности, такое право получают налогоплательщики, участвующие в соглашениях о разделе продукции, которые платят налог в виде части добытых полезных ископаемых. И последнее. Предусмотренное в данном определении взимание налогового платежа в форме отчуждения принадлежащих организациям и физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств противоречит Конституции России, поскольку согласно Основному закону страны лишение имущества может быть произведено только лишь по решению суда. Налог является экономической категорией, поскольку денежные отношения, складывающиеся у государства с юридическими и физическими лицами, носят объективный характер и имеют специфическое общественное назначение  мобилизацию денежных средств в распоряжение государства.

   Таким образом, необходимости наиболее полного удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах, а также в целях выполнения налогами возложенных на них функций государство устанавливает совокупность налогов, которые должны взиматься по единым правилам и на единых принципах. Иначе говоря, налоги должны быть объединены в единую целостную систему.2 В первую очередь необходимо выделить принцип равенства и справедливости. Распределение налогового бремени должно быть равным, т.е. каждый налогоплательщик должен вносить справедливую долю в государственную казну. И юридические, и физические лица должны принимать материальное участие в финансировании потребностей государства соизмеримо доходам, получаемым ими под покровительством и при поддержке государства.3 Но обложение налогами должно быть всеобщим и равномерно распределяться между налогоплательщиками. Многие ученые и практики выделяют принцип эффективности налогообложения, который вобрал в себя ряд достаточно самостоятельных принципов, объединенных общей идеологией эффективности:

 -- налоги  не должны оказывать влияние на принятие экономических решений, или, по крайне мере, это влияние должно быть минимальным;

 -- налоговая  система должна содействовать  проведению политики стабилизации  и развитию экономики страны;

 -- не  должны устанавливаться налоги, нарушающие единое экономическое пространство и налоговую систему страны;

 -- налоговая  система должна исключать возможность  экспорта налогов;

 -- налоговая  система не должна допускать  произвольного толкования, но в  то же время должна быть  понята и принята большей частью общества;

         максимальная эффективность каждого  конкретного налога, выражаемая  в         низких  издержках государства и общества  на сбор налогов и содержание  налогового аппарата. Важное значение  при формировании налоговой системы  имеет принцип универсализации налогообложения.  Исключительно важным, особенно в условиях федеративного государства, является соблюдение принципа четкого разделения налогов по уровням государственного управления. Этот принцип обязательно должен быть закреплен в законе и имеет в виду, что каждый орган власти (федеральный, региональный, местный) наделяется конкретными полномочиями в области введения, отмены налогов, установления льгот, ставок налогов и т.д. В то же время зачисление налогов в бюджеты разных уровней может регулироваться при ежегодном утверждении закона о бюджете.4 Одним из принципов, сформулированным еще А.Смитом, является принцип удобства и времени взимания налога для налогоплательщика. Исходя из этого принципа, каждый из всей совокупности налогов должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для налогоплательщика. Созданная на основе указанных выше принципов налоговая система включает различные виды налогов, классифицирующихся по разным признакам. Группировка налогов по методам их установления и взимания, характеру применяемых ставок и объектов обложения и т.д. представляет собой классификацию налогов. В первую очередь следовало бы остановиться на делении налогов в зависимости от того, какой уровень власти устанавливает важнейшие элементы налога и вводит его в действие. По этому признаку налоги подразделяются на государственные и местные5.  Исходя из федерального устройства отдельных государств, в том числе и Российской Федерации, государственные налоги подразделяются на федеральные и региональные (налоги субъектов Федерации). Применительно к Российской Федерации систему налогов необходимо характеризовать как совокупность федеральных, региональных и местных налогов. Первой частью Налогового кодекса Российской Федерации установлено 16 федеральных, 7 региональных и 5 местных налогов.

    Таким образом, в настоящее время в экономической науке нет единой, устоявшейся точки зрения на количество выполняемых налогом функций. При этом одни ученые называют только две такие функции - фискальную и экономическую. Фискальная функция является основной функцией налога.

  1. ХАРАКТЕРИСТИКА  НАЛОГОВ НАЛОГОВОЙ  СИСТЕМЫ РФ

2.1. НДС как федеральный  налог

 Налог на добавленную стоимость (НДС) является одним из наиболее трудных для  понимания, сложных для исчисления, уплаты и, соответственно, контроля со стороны налоговых органов. Он относится к тем налогам, которые имеют в России наиболее разветвленную сеть исключений из общих налоговых правил, множество льгот, а также огромное число понятий, с которыми процедура налогового изъятия непосредственно связана. Поэтому именно при исчислении и уплате НДС у налогоплательщика возникает много ошибок и неточностей. Тем не менее он успешно применяется в большинстве стран с рыночной экономикой. Из всех налогов, формирующих современные налоговые системы развитых стран мира, НДС является, пожалуй, самым молодым. Его модель была разработана французским экономистом М. Лоре в 1954г., и он впервые был введен во Франции в 1958г. В настоящее время в мировой практике наблюдается усиление роли косвенного налогообложения. В 50-е годы НДС взимался только во Франции, сейчас - в большинстве европейских стран. В апреле 1967г. Совет ЕЭС объявил НДС основным косвенным налогом стран - членов ЕЭС. В настоящее время 20 из 24-х стран - членов Организации экономического сотрудничества и развития приняли НДС как основной налог на потребление. Кроме того, он взимается еще в 35 странах Азии, Африки и Латинской Америки. Пока еще этот вид косвенного налогообложения не действует в Канаде, США, Австралии и Швейцарии. Значительное распространение НДС обусловлено многочисленными преимуществами данного налога по сравнению с другими.6 В настоящее время поступления НДС в бюджеты всех уровней (консолидированный бюджет страны) превысили поступления по любому другому налогу, в том числе и по налогу на прибыль, доля которого, например, в 1995г. составляла 32 процента, в то время как доля НДС в том же году составляла чуть более 26 процентов. К настоящему времени доля налога на прибыль существенно снизилась и составляет около 23 процентов. Плательщиками налога на добавленную стоимость являются все предприятия и организации, вне зависимости от видов деятельности, форм собственности, ведомственной принадлежности, организационно-правовых форм, численности работающих и т.д., имеющие статус юридических лиц, осуществляющих производственную и иную коммерческую деятельность, и на которых в соответствии с налоговым законодательством возложена обязанность уплачивать НДС. Плательщиками являются также индивидуальные (семейные) частные предприятия, осуществляющие реализацию товаров, работ и услуг, облагаемых данным налогом, предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность на российской территории, а также международные объединения и иностранные юридические лица, осуществляющие эту деятельность на территории России.7 Обязаны уплачивать НДС компании, фирмы, любые другие организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств, осуществляющие производственную или иную коммерческую деятельность на российской территории8.Все виды финансовых услуг по предоставлению займов в денежной форме с 1 января 2008 г. подлежат освобождению от уплаты НДС.

Информация о работе Система налогов и сборовв РФ: понятие, уровни, значение для финансового развития государства