Система налогов и сборовв РФ: понятие, уровни, значение для финансового развития государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 19:59, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы: на основе основных положений современной теории налогообложения проанализировать систему налогообложения в РФ и рассмотреть несколько уровни налогов, а также доходов бюджета.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..…..3

1. ПОНЯТИЕ НАЛОГОВ ИХ ФУНКЦИИ, ПРИНЦИПЫ И ВИДЫ ……….5

2. ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ……8

2.1. НДС как федеральный налог ….……………………………….……8

2.2. Налог на игорный бизнес как региональный налог…………….....13

2.3. Местные налоги …………………………………………………..…16

2.4. Региональные налоги РФ…….…………………………..………….17

3. ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ……………20

4. РОЛЬ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В ПОВЫШЕНИИ ЭФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ………………………………………………..….22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...…24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………26 ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

Камалова курсовая работа..doc

— 417.50 Кб (Скачать)

Уплата налога и отчетность

Налог, подлежащий уплате по итогам налогового периода, уплачивается налогоплательщиком по месту регистрации объектов налогообложения не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговая декларация за истекший налоговый период представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту регистрации объектов налогообложения не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем. Декларация заполняется с учетом изменения количества объектов налогообложения за истекший налоговый период (в ред. от 27.07.2010 N 229-ФЗ).

Налогоплательщики отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации в налоговый орган по месту  учета в качестве крупнейших налогоплательщиков11. Ст.371 НК РФ

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3. Местные налоги  

 Под местными налогами и сборами понимаются обязательные платежи юридических  и физических лиц поступающие  в бюджет органов местного самоуправления в порядке и на условиях, определенных законодательными актами. Характерными особенностями системы налогообложения являются:

 1) множественность  налоговых платежей;

 2) преобладание  в местном налогообложении прямых  налогов;

 3) отсутствие  ограничений при обложении местными  налогами;

 4) отсутствие  для большинства местных налогов  и сборов инструкций министерства финансов и государственной налоговой службы РФ.

 Плательщиками местных налогов и сборов выступают  одновременно и юридические и  физические лица. Невысокая доля поступлений  от местных налогов и сборов в  местные бюджеты. Введение местных налогов и сборов предусмотрено законодательством как дополнение действующих федеральных налогов. Это позволило более полно учесть разнообразие местных потребностей и виды доходов для местных бюджетов.12Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются объектом налогообложения:

  • земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
  • земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
  • земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, в пределах лесного фонда;
  • земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами. Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налоговая база уменьшается на необлагаемую налогом сумму в размере 100 000 рублей в отношении каждого объекта недвижимого имущества, относящегося к жилищному фонду, находящегося в собственности следующих категорий налогоплательщиков:

 1) Героев  Советского Союза, Героев Российской  Федерации, полных кавалеров ордена  Славы;

 2) инвалидов  I группы;

 3) инвалидов  с детства;

 4) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны и боевых действий;

 5) физических  лиц, получающих льготы в соответствии  с Законом Российской Федерации  "О социальной защите граждан,  подвергшихся воздействию радиации  вследствие катастрофы на Чернобыльской  АЭС", а также с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;

 6) физических  лиц, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

 7) пенсионеров,  получающих пенсии, назначенные  в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации.

 Налоговым периодом признается календарный год. 
 
 
 
 
 
 

2.4. Региональные налоги  РФ

  

 Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые  НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.13 При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

 К ним  относятся: налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес. Налог на имущество организаций. С 1 января 2004 г. осуществляется исчисление и уплата налога на имущество организаций в соответствии с главой 30 Налогового кодекса РФ. Налогоплательщиками налога признаются: российские организации; иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации), в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации, а также в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам. С 1 января 2006 года вступили два Федеральных закона, которые упоминались ранее, «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» №117-ФЗ от 22.07.2005, «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся создания Российского международного реестра судов» №168-ФЗ от 20.12.2005, согласно которым предоставлена льгота по налогу на имущество организаций для резидентов особых экономических зон. В ст.381 НК РФ добавлен п.17, который освобождает от налогообложения организации в отношении имущества, учитываемого на балансе организации - резидента особой экономической зоны, в течение 5 лет с момента постановки имущества на учет. А также дополняется перечень имущества, не подлежащего налогообложению для судов, зарегистрированных в Реестре14. Транспортный налог. Согласно п.1 ст.20 Федерального Закона N 2118-1, транспортный налог является региональным налогом. Это означает, что право установления и введения транспортного налога на территориях субъектов РФ отнесено к компетенции законодательных (представительных) органов власти субъектов РФ.

   Таким образом, транспортный налог обязателен к уплате только на территории того субъекта РФ, где принят закон соответствующего субъекта РФ о введении в действие транспортного налога. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости определенной категории транспортных средств15 в следующих размерах например самолеты, имеющие реактивные двигатели (с каждого кг силы тяги 20 рублей (см. Приложение 1).

 
 
 
 
 

3.ОСОБЕННОСТИ  НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ  БЮДЖЕТОВ 
 

 К налоговым  доходам относятся предусмотренные  налоговым законодательством федеральные, региональные и местные налоги и  сборы, а также пени и штрафы, взимаемые  за нарушение налогового законодательства. Перед характеристикой особенностей состава и структуры доходов федерального бюджета на 2008-2010 гг. (Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2009 и 2010 годов») статья 4 названного закона установлены главное администраторы доходов федерального бюджета и главное администраторы источников финансирования дефицита федерального бюджета.16 Это далеко не формальный акт. Жестокая регламентация администрируемых доходов призвана усилить контроль за полнотой и своевременностью их мобилизации. В связи с новациями, принятыми в новой редакции БКРФ, структура доходов федерального бюджета кардинальным образом изменилась. Статья 96.6 БКРФ устанавливает понятие «нефтегазовые доходы федерального бюджета», используемое для финансового обеспечения нефтегазового трансферта, а также для формирования Резервного фонда и Фонда социального благосостояния. В 2008 г. общий объем доходов федерального бюджета установлен в сумме 6644,4 млрд. руб., в том числе объем нефтегазовый доход в сумме 2383,1 млрд. руб., или 35,86%. Как видим, очень значимый удельный вес - более трети доходов федерального бюджета. Следующей важнейшей новацией явилось принятие бюджета на 3 года - с 2008 по 2010. На 2009 и 2010 гг. основные характеристики федерального бюджета определены исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере соответственно 39690,0 млрд. руб. и 44800,0 млрд. руб. и уровня инфляции, не превышающего, соответственно 6,5 (декабрь 2009 г. к декабрю 2008 г.) и 6,0% (декабрь 2010 к декабрю 2009 г.). Прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета на 2009 г. установлен в сумме 7465,4 млрд. руб., в том числе прогнозируемый объем нефтегазовых доходов - 2351,9 млрд. руб., или 31,50%; на 2010 г. - в сумме 8089,9 млрд. руб. или 29,03%. Очевидна тенденция: 2008 г.- 35,86%, 2009 г.- 31,50%, 2019 г. - 29,03%. Специалисты указывают, что в России налоговые доходы составляют более 90% всех поступлений в бюджеты всех уровней бюджетной системы страны. Естественно, это цифра приблизительна, ибо из года в год конкретная доля налоговых поступлений в «общем государственном котле» может меняться. Так, в 2002 г. в консолидированный бюджет России за счет налоговых поступлений было мобилизовано 2327,9 млрд.руб. (что составило около 89% всех поступлений в бюджеты всех уровней бюджетной системы страны). При этом 83,6% от общего объема собранных налоговых доходов было сформировано за счет всего пяти налогов: 1) НДС - 532 млрд. руб. (22,8%); 2) налога на прибыль организаций - 463 млрд. руб. (19,9%); 3) налога на доходы физических лиц - 357 млрд. руб. (15,3%); 4) платежей за пользование природными ресурсами - 334 млрд. руб. (14,4%); 5) акцизов - 260 млрд.руб. (11,2%).

 Таким образом, другие налоги составили только 16,4% налоговых доходов государства. Например, налогообложение подакцизных товаров и сырья за единицу отдельных товаров осуществляется по следующим налоговым ставкам (с 1 января по 31 декабря 2008 г. включительно), например этиловый спирт из всех видов сырья 25 рублей 15 коппейк за 1 литер. ( см. Приложение 2). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. РОЛЬ НАЛОГОВОЙ  СИСТЕМЫ В ПОВЫШЕНИИ  ЭФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

 Налоги  представляют собой обязательные платежи, взимаемые органами государственной  власти с физических и юридических  лиц и поступающие в федеральный и местные бюджеты. Налоги классифицируются по уровням взимания - федеральные, региональные, местные. В зависимости от вида налогообложения налоги бывают прямые (подоходный, на прибыль и т.п.), а также косвенные, ведущие к увеличению цены товара, услуги. В различных государствах подоходному налогу отводится разная роль в реализации перечисленных требований к налоговой системе. В США, где преобладает индивидуальное предпринимательство, ставка подоходного налога в 90-е годы достигала 70%, в 2008 г. -- 40%. В странах Европы, где распространены социалистические идеи, он не был значительным для населения со средними доходами, но применялось высокое налогообложение предпринимателей.17 В последние годы во всех странах мира все большее распространение получают косвенные налоги, поскольку изъятие денежных средств у потребителя происходит добровольно и в соответствии с уровнем его потребностей. НДС, налог с продаж, акцизы, таможенные пошлины и другие косвенные налоги в странах ЕС достигают 50--60%, а в США, Канаде, Японии -- 20--30%, поскольку там существует негативное отношение к уравнительным принципам в хозяйственном механизме. Налоги составляют преобладающую долю доходной части государственного бюджета стран с рыночной экономикой. Удельный вес всех налоговых поступлений в валовом национальном продукте составлял в 2009 г.: в США -- 30%, Японии -- 31, Великобритании -- 37, Канаде -- 37, Германии -- 38, Италии - 40, во Франции -- 44, в Швеции -- 61%. В РФ современная налоговая система начала формироваться в 1992 г. практически с нуля. В основном налоги обслуживают бюджетную систему, и выбранная в России модель налогообложения во многом копирует системы, действующие в развитых странах Европы, где большое значение придается косвенным налогам и прежде всего налогу на добавления стоимость. В конце 90-х годов косвенные налоги в РФ превышал-68% от всех налоговых поступлений, а налоги на доходы юридических лиц свыше 17%, подоходный налог с физических лиц-12,5%. По оценкам практически всех специалистов, действовавшая до 2000 г. в РФ система налогообложения не обеспечивала наполнение бюджета, не стимулировала развитие сектора нефинансовых предприятий. Формирование новой налоговой системы в настоящее время в полном разгаре. До 2002 г. в России действовал очень высокий порог ставки налога на прибыль: 35% -- для предприятий, 43% -- для банков. Поскольку государство жестко регламентирует порядок формирования издержек, то реально этот налог превышал 50% валовой прибыли, что предопределяет сокрытие предприятиями фактической прибыли. По оценке некоторых экономистов, в России в отдельных отраслях изымается 90% прибыли предприятий. В 1998 г., по данным бухгалтерской отчетности, число убыточных предприятий в РФ достигало 53,2%; в 2001 г. -- 40,5; а по итогам 2006 г. -- 41,6%. Это обусловило принятие в 2008 г. ставки налога на прибыль в размере 24%, и он стал одним из самых небольших в Европе.18 НДС в отечественной экономике составляет свыше четверти всех доходов бюджетной системы, а с учетом других косвенных налогов они дают еще большую долю, ведущую к завышению цены. С 2001 г. НДС стал полностью уходить в федеральный бюджет. Налоги в рыночной экономике наполняют бюджет и экономическими методами стимулируют развитие национального хозяйства в заданном направлении. Недобор налогов в РФ на 30--35% от потенциально возможной налогооблагаемой базы стал обычным явлением. Федеральные органы управления после 1992 г., когда из-за гиперинфляции фактические поступления в бюджет на 6,7% превысили запланированные (профицит), не смогут спрогнозировать ожидаемые доходы.

 Таким образом, после 2006 г. правительство регулярно собирает налогов больше, чем планируется в бюджете.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  На  основе основных положений современной  теории налогообложения я проанализировала  систему налогообложения в РФ и рассмотрела несколько уровни налогов, а также доходов бюджета.

1)дала  характеристику понятия налога;

2) рассмотрела  функции, принципы и виды налогов;

3) рассмотрела  федеральный налог РФ: Налог на  добавленную стоимость;

4) изучила  особенностей налоговых доходов бюджетов всех уровней.

    С помощью отечественных авторов  проблемы налогообложения глубоко  проанализированы: Горского И.В,  Злобина Л.А., Стажкова М.М., Князева  В.Г., Панскова В.Г., Кугаенко А.А., Белянина М.П., Милякова Н.В., Романовского  М.В., Врублевской О.В.. К числу этих работ относятся: «Оптимизация налогообложения экономического субъекта», «Налоговая система России», «Теория налогообложения», «Налоги и налогообложение» и других. А так же  Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31.07.1998, Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000  и Финансовое право учебник Н.И. Химичева. В данных научных работах рассмотрены теоретические основы налогообложения, федеральные налоги и сборы.

Налоговые системы в ведущих странах  Запада сейчас достигли, возможно, пика своего развития. В прошлом налоги бывали и более высокими, и более многочисленными, но никогда в истории они не составляли столь мощную и всеобъемлющую структуру. Налога стали одним из основных предметов международных споров, нередко главной мотивацией для принятия важнейших решений в финансовой политике компаний и даже смыслом и основой существования некоторых государств. Все это, конечно, выходит далеко за пределы здравого смысла. В США, например, она вызывает такие потери, которые равны примерно половине всех налоговых поступлений". Иногда думают, что главными противниками упрощения налоговой системы являются налоговые консультанты, получающие за свои советы огромные деньги, но на самом деле они могли бы зарабатывать эти деньги в более полезных сферах финансового планирования, таких как рационализация инвестиций, сокращение расходов, оптимизация финансовых потоков компаний и др. Если же говорить об условиях международной конкуренции, то сейчас на мировом рынке особые преимущества имеют те страны, которые проводят рациональную и сдержанную налоговую политику. Эти страны наиболее успешно продают свои товары и услуги на мировом рынке за счет снижения доли налогового компонента в издержках их производства; они привлекают значительную долю международных инвестиций, поскольку инвесторы принимают свои решения, не в последнюю очередь ориентируясь на размер налоговых ставок; в них ускоренно формируется широкий класс состоятельных собственников, что является основой для благосостояния страны, ее политической и экономической стабильности.

Информация о работе Система налогов и сборовв РФ: понятие, уровни, значение для финансового развития государства