Виды и принципы регулирования рынка ценных бумаг

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 00:16, контрольная работа

Описание работы

Рынок ценных бумаг играет важную роль в системе перераспределения финансовых ресурсов государства и необходим для его нормального функционирования. Рынок ценных бумаг является одним из наиболее регламентированных в рыночной экономике. Сложность отношений на рынке, его масштабность, присущие ему повышенные риски, интересы безопасности его участников обусловливают необходимость принятия детальных стандартов и правил работы на рынке, а также привлечения к вопросам регулирования различных государственных органов. Регулирование рынка ценных бумаг является важной задачей государства

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Виды, цели, принципы и методы
регулирования рынка ценных бумаг 4
2. Законы, регулирующие рынок ценных бумаг 11
3. Органы государственного регулирования
рынка ценных бумаг 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
Тестовые задания…………………………………………...…………………21
Задача ………………………………………………………………………….23
Список использованной литературы 24

Работа содержит 1 файл

К.р.РЦБ 2011.docx

— 61.87 Кб (Скачать)

Выделяют  следующие методы регулирования рынка ценных бумаг:

  • регистрация выпусков ценных бумаг, проспектов эмиссии;
  • лицензирование профессиональных участников рынка ценных бумаг;
  • аттестация специалистов инвестиционных институтов;
  • страхование инвесторов;
  • аудиторский и рейтинговый контроль за финансовым состоянием эмитентов;
  • надзор и контроль за проведением фондовых операций;
  • регистрация и надзор за деятельностью обменных и клиринговых корпораций;
  • раскрытие и публикация информации в соответствии с действующим законодательством7.

      Таким образом, регулирование рынка ценных бумаг складывалось исторически и было продиктовано бурным развитием самого рынка. Основная цель регулирования рынка ценных 6умаг состоит в обеспечении его устойчивости, сбалансированности и эффективности. Конкретные цели регулирования рынка ценных бумаг всегда определяются текущей экономической и бюджетной политикой, состоянием экономического роста и рядом других факторов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Боровкова В.А. Рынок ценных бумаг. – СПб: Питер, 2009. С.199-203
  2. Законы, регулирующие рынок ценных бумаг
 

      Законодательная база рынка ценных бумаг стала  активно развиваться после кризиса 1929-1933 гг., когда возникли новые условия, позволившие большинству стран  с развитыми рынками ценных бумаг  принять законы о ценных бумагах  и фондовых биржах, которые определили дальнейшее развитие рынка ценных бумаг  и его регулирование на многие годы8.

      Крах  фондового рынка в 1929 г. и последующая  экономическая депрессия существенно  подорвали интерес инвесторов к  операциям с ценными бумагами. В этот период среди экспертов  сформировалось устойчивое мнение о  том, что для восстановления экономики  необходимо вернуть доверие граждан  к фондовому рынку. Эта проблема широко обсуждалась на специальных  слушаниях в Конгрессе США, который  в 1933 г. и 1934 г. последовательно утвердил два закона, призванных укрепить доверие  инвесторов к рынку ценных бумаг  путем введения контроля над этим рынком со стороны государства.

Содержание  этих законов сводилось  к двум основополагающим принципам:

  • компании, предлагающие свои ценные бумаги для продажи, должны предоставить достоверную информацию о своей деятельности, выпущенных ценных бумагах и рисках, связанных с инвестированием в эти бумаги.
  • структуры, продающие и покупающие ценные бумаги, - брокеры, дилеры и биржи – должны действовать, в первую очередь, в интересах инвесторов, работая с ними честно и справедливо.

      Принятые  законы стали законодательной основой  регулирования рынка ценных бумаг  в последующие десятилетия. Эти  законы – Закон о ценных бумагах 1933 г. и Акт о фондовых биржах 1934 г. - носят общий характер и устанавливают базовые принципы и цели регулирования9 
 
 

8Рынок ценных бумаг: Учебник для вузов / Под ред. Е.Ф. Жукова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. С.122

9 Регулирование рынка ценных бумаг в США – Режим доступа: http://www.k2kapital.com/training/learning/

      Закон о ценных бумагах 1933 г. требует, чтобы инвесторы получали доступ к информации о ценных бумагах, предлагаемых для публичной продажи. Этот закон также запрещает мошенничество, обман и ложную интерпретацию данных в ходе продажи ценных бумаг и определяет методы распределения и продажи, которые признаются законными и справедливыми.

      Главный способ достижения этих целей –  раскрытие финансовой информации путем  регистрации выпусков ценных бумаг  и их реализации.    Регистрация необходима для раскрытия информации о кампании-эмитенте и ценной бумаге, которую она собирается продавать, чтобы инвестор мог оценить достоинства данной бумаги и принять решение о целесообразности ее покупки.

      Регистрация не означает, что к торговцам не попадут акции рискованных, плохо  управляемых или убыточных компаний. Единственное требование – полная и точная информация о компании-эмитенте и эмитируемой ценной бумаге.

      В соответствии с Актом о фондовых биржах 1934 г. была создана Комиссия по ценным бумагам и биржам (Securities and Exchange Commission, SEC), получившая широкие полномочия во всех аспектах, связанных с индустрией ценных бумаг.

      Акт защищает продавцов и покупателей  ценных бумаг. Основными формами  периодической отчетности публичных  компаний являются годовой, квартальный  отчеты и отчеты о важных событиях, подаваемые в SEC, а так же годовой  отчет, посылаемый акционерам компании.

      Акт о фондовых биржах 1934 г. запрещает  инсайдерскую торговлю и обязывает должностных лиц, членов совета директоров и крупных акционеров корпорации периодически сообщать об их личных операциях с акциями своей компании. Инсайдерской, по акту 1934 г., считается конфиденциальная информация о делах компании, которая подлежит публичной огласке, но которая еще не стала достоянием гласности. До публичного раскрытия такой информации любые сделки, основанные на ее использовании, считаются незаконными, а прибыли, полученные от них, подлежат изъятию в пользу компании10.

10 Регулирование рынка ценных бумаг в США – Режим доступа: http://www.k2kapital.com/training/learning/

      Акт 1934 г. предназначен главным образом  для регулирования деятельности вторичных фондовых рынков. В нем  предусмотрена обязательная регистрация  в SEC:

  • ценных бумаг, котирующихся на национальных фондовых биржах, а также некоторых выпусков, обращающихся на внебиржевом рынке;
  • брокеров и дилеров, торгующих муниципальными долговыми обязательствами и ценными бумагами, зарегистрированными по акту 1934 г.;
  • профессиональных ассоциаций брокеров/дилеров;
  • национальных фондовых бирж;
  • клиринговых агентств;
  • трансфер-агентов;
  • компаний – обработчиков информации по ценным бумагам.

Закон определяет наказание за мошенничество  при операциях с фондовыми  ценностями и ценовые манипуляции  на рынке ценных бумаг. В сущности, компании регистрируют свои ценные бумаги для продажи согласно Закону о ценных бумагах 1933 г. и регистрируются в качестве подотчетных компаний согласно Закону о фондовых биржах 1934 г.11.

      Таким образом, Закон о ценных бумага 1933 г. и Закон о фондовых биржах 1934 г. стали основой для принятия соответствующих законов в других странах с развитой рыночной экономикой. Эти законы обеспечили гибкое, эластичное развитие рынка ценных бумаг, предотвращение биржевых кризисов, защиту интересов инвесторов, регулирование деятельности участников рынка. 
 
 
 
 
 
 
 

11Рынок ценных бумаг: Учебник для вузов / Под ред. Е.Ф. Жукова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. С.124

  1. Органы государственного регулирования рынка ценных бумаг.
 

      Органы  контроля и надзора за рынком ценных бумаг в промышленно развитых странах в основном стали создаваться  после мирового кризиса 1929-1933 гг., обусловившего  необходимость жесткого регулирования  рынка ценных бумаг и создания государственных органов контроля. Были организованы специальные органы регулирования в виде комиссий по ценным бумагам и биржам. В ряде стран функции госрегулирования были переданы либо министерствам финансов, либо местным органам власти12.

      Главным органом, осуществляющим функции надзора  и регулирования рынка ценных бумаг США, является Комиссия по ценным бумагам и биржам (Securities and Exchange Commission, SEC), созданная в 1934 г. Перед SEC стоят три основные задачи: претворение в жизнь принципа раскрытия информации эмитентами при открытой подписке на ценные бумаги, инициирование судебных разбирательств в случае обнаружения мошенничества и регистрация ценных бумаг, предлагаемых широкому кругу инвесторов.

      Руководство SEC состоит из пяти членов, назначаемых  президентом США с учетом рекомендаций Сената и после получения его  согласия. Срок пребывания на посту  члена SEC составляет пять лет. При этом сроки распределяются таким образом, что 5 июня каждого года заканчивается  срок одного из членов Комиссии. С целью  обеспечить сохранение независимости SEC предусмотрено, что не более трех ее членов могут принадлежать к одной  и той же партии. Президент также  назначает одного из членов Комиссии ее председателем. Комиссия проводит регулярные заседания, в ходе которых рассматривает  федеральные законы о ценных бумагах, вносит изменения в существующие правила, предлагает новые правила, соответствующие меняющимся рыночным условиям, и применяет на практике правовые нормы и законы. Комиссия по ценным бумагам и биржам подразделяется на четыре отдела: отдел корпоративных  финансов, отдел рыночного регулирования, отдел инвестиционного менеджмента  и отдел правоприменения13.

  12Рынок ценных бумаг: Учебник для вузов / Под ред. Е.Ф. Жукова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. С.177

13 Федеральная комиссия по ценным бумагам и биржам США – Режим доступа: http://www.infousa.ru/economy

      К полномочием SEC относятся: регистрация фирм-эмитентов, брокеров, дилеров, консультантов по ценным бумагам; регулирование деятельности профессиональных участников рынка; регулирование торговли ценными бумагами в биржевом и внебиржевом оборотах; надзор за деятельностью инвестиционных фондов всех видов; установление порядка регистрации и публикации информации по всем видам ценных бумаг, котирующихся и обращающихся на национальных фондовых биржах; расследование случаев мошенничества, махинаций и иных противозаконных действий на рынке ценных бумаг; наложение административных санкций14.

      SEC ежегодно осуществляет до полутора тысяч правоприменительных акций, направленных против частных лиц и компаний, нарушивших законы о ценных бумагах. Эти нарушения обычно включают: трейдинг инсайдеров (нарушение доверительных отношений путем извлечения прибыли из торговли ценными бумагами, осуществляемой на базе информации, неизвестной широкой публике); манипуляции рынком (участие в транзакциях, которые не имеют другого экономического оправдания, помимо стремления стимулировать движение рынка в направлении, выгодном нарушителю); бухгалтерские злоупотребления (намеренное исключение из финансовых отчетов существенной информации или прямое искажение представляемых данных); предоставление ложной или вводящей в заблуждение информации относительно ценных бумаг и компаний, которые их эмитируют. В области нормотворчества Конгресс США делегировал SEC право издавать юридические акты, по статусу приравненные к законам. SEC обладает только полномочиями гражданского правоприменительного органа, т.е. сама по себе она не имеет права налагать уголовные санкции на частных или юридических лиц. SEC обладает властью определять размеры штрафов, изымать прибыль, полученную нелегальным путем, запрещать частным лицам и компаниям проводить операции с ценными бумагами и налагать запрет на незаконные действия. Она может самостоятельно расследовать случаи нарушения действующих законов и в зависимости от обстоятельств налагать взыскания, инициировать заведение  

14Рынок ценных бумаг: Учебник для вузов / Под ред. Е.Ф. Жукова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. С.118

гражданских дел  либо передавать материалы в Министерство юстиции, которое решает вопрос о  возбуждении уголовных дел15.

      Хотя законодательство юридически четко не определяет инсайдеров, оно придерживается широкого толкования этой группы лиц. К ним относятся как активные инсайдеры - лица, непосредственно использующие информацию при заключении сделок, так и пассивные - лица, передающие неизвестные сведения активным инсайдерам за соответствующее вознаграждение. Наказанию подлежат и те и другие.

      За  недозволенную деятельность на рынке  ценных бумаг в США установлена  административная, гражданская и уголовная ответственность; не исключается сочетание видов наказания.

      В области преследований инсайдеров SEC предоставлены большие права. Если раньше при заведении гражданского дела она могла обращаться в суд  только с иском об изъятии незаконно  полученной прибыли, то после внесения изменений в законодательство в 1980-х годах она вправе выдвигать  обвинение в отношении и активных и пассивных инсайдеров, требуя от них возмещения ущерба. Возмещенные  суммы перечисляются в доход  федерального бюджета.

Информация о работе Виды и принципы регулирования рынка ценных бумаг